Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.




СОЗЕРЦАНИЕ И РАССУЖДЕНИЕ

ГЛАВА XXXI, ч.1

Автор темы, Тамара Костина

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь!

Господи, благослови!

                               

ДУХОВНОСТЬ ОТЦОВ ПУСТЫНИ

У истоков духовности, которую нам передаёт Добротолюбие, находится опыт. Именно в поисках этого опыта (по примеру Иисуса) люди уходили в пустыню, становясь первыми христианскими монахами. Здесь, на пустыне, они хотели всю свою жизнь посвятить молитве и глубокой духовной жизни с Богом.

Это не был побег от реальности мирской жизни, но прежде всего жажда внутреннего мира и одиночества. Эти люди желали «очистить» и «пробудить» своё сердце, что бы благодатью Святого Духа, оно стало жилищем самого Бога. Пустыня — это не беспечная хоббитская нора, где вы чувствуете себя в комфорте и безопасности, но напротив — место военных действий.

Именно тут, на пустыне, человек встречается один на один с собой - преодолевает различные искушения и сомнения. Именно пустыня в состоянии открыть человеку его подлинную сущность (то кем он на самом деле является) и показать ему нового человека (того кем он должен стать по Божьему замыслу). Именно пустыня учит человека отделять важное от второстепенного: здесь он особо интенсивно переживает всё то, что доводится переживать в жизни каждому человеку. Всё это делает духовность Отцов Пустыни универсальной — она есть прообраз каждой духовности, она проста и доступна каждому христианину.

Начало Добротолюбия

Первые два тома Добротолюбия открывают наиболее ранние писатели — Отцы Пустыни, те кто был связан прежде всего с Египтом. Первое писание дошло до нас под именем святого Антония Великого, который был первым египетским пустынником. Далее следуют труды таких духовных писателей, как Макарий Великий, Исайя Нитрийский (Отшельник), Евагрий Понтийский, Иоанн Кассиан Римлянин, Филемон. В том же духе писали авторы из Малой Азии, Палестины и Греции — Марк Подвижник (первый том), Нил Синайский (второй том), Диадох Фотикийский (третий том славянского Добротолюбия).

Особое место среди этих авторов занимает   Евагрий Понтийский, которого многие современные авторы заново открывают. Это Евагрий вводит понятие чистой молитвы. Чистая молитва — это такая молитва, которая лишена любых мыслей и фантазий, и ведет молящегося к сосредоточению на Боге.

Безусловно каждый из Отцом Пустыни делает ударение на каком-то своем «излюбленном» аспекте духовной жизни, однако же во многих вещах они единодушны.

По их мнению, следует в духовной жизни уделять внимание следующим вещам:

1. контроль над мыслями (борьба с помыслами)

2. внутреннее сосредоточение

3. очищение ума (сердца)

4. опыт присутствия Бога

5. неустанная молитва к Иисусу Христу (обращают внимание на «короткие молитовки»)

Толкования на 1 Ин. 4:1

возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире

Мы должны тщательно исследовать все то, что вошло в наши сердца или было предложено в учении, - очищено ли это божественным, небесным огнем Святого Духа, или принадлежит к иудейскому суеверию, или происходит от надменности мирской философии и носит только личину благочестия? Мы так и поступим, если будем исполнять апостольское наставление.

Собеседования

возлюбленнии, не всякому духу веруйте, но искушайте духи, аще от Бога суть: яко мнози лжепророцы изыдоша в мир

Что есть дух? В сущности, мы не знаем, что он есть, но по проявлениям его мы знаем и заключаем о нем. Дух есть сущность без тела, есть индивидуальность, которая обладает пониманием и свободой, и как индивидуальность он ведет себя и проявляется. О сущности духа мы знаем так же мало, как и о сущности материи. Они, то есть дух и материя, покрыты недоступной сокровенной таинственностью. Нет сомнения, что сущность духа и сущность материи нам открываются только через свои проявления. Человек есть душевно-телесная сущность. Но, несмотря на то, что дух и составляет жизненную основу человека, даже сам человек не знает сущности своего духа. Им он думает, чувствует, живет, видит, слышит, но не знает сущности его. Он не знает, откуда он, не знает его составляющих. Духом человек познает себя и все о себе, но не знает, откуда происходит сущность познания и какой материей заканчивается. С такой таинственностью создана человеческая сущность. На основе своего духа человек заключает и о существе других духов, и о проявлении их. Различны духи, потому различны и их проявления. Только с сошествием Святого Духа в день Пятидесятницы людям открылось свидетельство Духа Божия, Кто Он, каков Он. Таким образом, впервые дана возможность и критерий для верной ориентации в мире духовных существ. Мы одновременно знаем теперь и то, что не есть Дух Божий: что не есть, как Он, что не подобно Ему, но имеет противоположное свойство. Этот дух не от Бога.

Это самая точная мера. Дух Божий, Святой Дух весь свидетельствует, что Иисус есть Сын Божий, Бог и Господь, Спаситель мира. Все Его действия ведут к одному свидетельству – что Иисус есть Богочеловек. Это свидетельствует и уверяет Святой Дух Своими проявлениями, Своими делами, Своими чудесами, Своими благодатными силами. И Он пребывает в Церкви посредством богоносных людей, особенно посредством святости их жизни.

Наш человеческий мир является жилищем духов разных видов и сортов. Для христианского сознания мир является просто разбойничеством и искушением этих духов, которых трудно различить. Поэтому “различение духов” является вместе и даром Духа Святого, и достижением человека. Святой Дух дает человеку благодать различения духов, “испытание духов” (1 Кор. 12:10). И это дается тому человеку, который имеет веру и другие добродетели, составляющие его постоянный евангельский подвиг. Этот подвиг есть вместе и дело благодати Божьей, и дело свободной воли человека. Человек глубоко наставляется и тренируется в различении духов и постепенно совершенствуется. Только совершенные имеют дар различения духов для полной и четкой ориентации, для полного и четкого знания и различия добра и зла в их существе. Поэтому богоносный апостол Павел благовествует: Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла (Евр.5:14). И это значит: способность различения добра и зла, добрых и злых духов созидается духовным подвигом, духовным упражнением, духовной борьбой. И это прежде всего благодатная практика, созидающая благодатную мудрость, которая одна, когда находится в человеческом мире духов, может различать духов, от Бога ли они или нет.

Поэтому святой Иоанн Богослов с многой любовью советует христианам:

Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире.

Духовной борьбой тренированные чувства, внутренние и внешние, могут определить с точностью: от Бога ли дух или нет. Органы чувств обучаются с помощью всех благодатных евангельских добродетелей. С молитвой все чувства становятся молитвенными, с любовью становятся человеколюбивыми, с милостью становятся милосердными и т. д. Необученные чувства являются безблагодатными и легко создают лжепророков.

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

Ст. 1-2 возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога

Разъяснив учение о любви к ближнему, указав в этой любви признак пребывания Духа, которого мы получили, апостол теперь присовокупляет признак для различия истинных братьев и ближних, дабы мы, имея в виду это различие, по поводу заповеди о любви не вошли в близкие отношения с лжебратиями, лжеапостолами и лжепророками, и тем не причинили себе великого вреда. Ибо, имея общение с ними, как единонравными, мы, во-первых, повредим самим себе, без опасения сообщая учение веры нечестивым и повергая святыню псам; потом - повредим тем, которые преданы нам. Ибо любовь наша к лжебратиям, лжеапостолам и лжепророкам многих расположит принимать их за учителей и без осторожности верить их учению, причем они вдадутся в обман из нашего обращения с ними. Какой же признак их?

Следующий:

всякий дух, то есть всякий, носящий звание пророка или апостола, который исповедует Господа Иисуса, пришедшего во плоти, есть от Бога, а который не исповедует этого, тот не от Бога, но достоинство его от антихриста, что вы и слышали. Апостол немного выше (1 Ин. 2:18) говорил, что в мире появилось много антихристов, то есть предтечей антихриста. А исповедание пришествия Христова во плоти должно совершаться не на языке только, но и в делах, как говорит апостол Павел: всегда носим в теле мертвостъ Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем (2 Кор. 4:10). Итак, кто имеет в себе Иисуса действующего, умер для мира, живет уже не для мира, но для Христа, и носит Его не в Христовой только плоти, но и в своей собственной, тот от Бога. А кто живет не для Христа, но для самого себя и для мира, то есть для удовольствий мирских, тот не от Бога. Посему Павел и опять говорит: если между вами есть споры и разногласия, то не плотские ли вы, и не по человеческому ли обычаю поступаете? (1 Кор. 3:3). Поступающий по обычаю человеческому не имеет Духа Христова; а кто не имеет Духа Христова, то есть не живет по учению Христову, тот не есть Христов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...