Дипломатические отношения Золотой Орды с Египтом.
Стр 1 из 4Следующая ⇒ IV Всероссийский конкурс на лучшую работу по русской истории «Наследие предков – молодым. 2008» Номинация «Доходчиво и интересно о нашем прошлом»
«Внешняя политика Золотой Орды»
Усманова Л. Р. Содержание:
1) Введение
2) Дипломатические отношения Золотой Орды с Египтом
3) Войны Золотой Орды с хулагуидским Ираном
4) Общий взгляд на взаимоотношения Золотой Орды и Русью
5) Походы монголов на Восток.
6)Заключение 1)Введение Целью данной работы является исследование внешнеполитической истории Золотой Орды, на протяжении 1242-1380 –е гг., которая связана не только с военными действиями, но и с установлением дипломатических отношений с Русью, Египтом. Также в работе исследуются истории войн с Хулагуидским Ираном, на Востоке. Золотая Орда была одним из крупнейших государств средневековья,владения, которой находилось в Европе и Азии. Ее военная мощь и влияние постоянно держала в напряжении всех соседей и очень долгое время никем не оспаривалась. Монархи даже отдаленных стран стремились завязать с ней дружественные отношения и всеми силами их поддерживать. Наиболеепредприимчивые купцы преодолевали огромные расстояния, чтобы попасть в ее столицу, которая по праву слыла крупнейшей торговой базой между Востоком и Западом. По всему миру путешественники и торговые караваны передавали правдивые рассказы и невероятные легенды о народах, населявших Золотую Орду, об их своеобразных обычаях и кочевой жизни, о богатстве и мощи правивших здесь ханов, бесчисленных стадах скота и бескрайних степях, где можно было неделями не встретить ни одного человека. Правдивые и вымышленные рассказы об огромном государстве кочевников продолжали свое существование и после его исчезновения. В настоящее время интерес к данному вопросу не ослабел, история Золотой Орды постоянно изучается во многих странах. Но до сих пор в оценке многих социально-политических сторон жизни и истории Золотой Орды встречаются самые противоположные мнения. Кроме того, сегодня в научных работах и учебной литературе, да и просто в самом распространенном восприятии истории существует целый ряд заблуждений или утвердившихся стереотипов, связанных с Золотой Ордой. Это относится к ее территории и границам, названию государства, наличию городов, развитости культуры, соотношению понятий «монголы» и «татары», а также к некоторым другим моментам политической истории и т. д. Изучая историю Золотой Орды, нельзя забывать, что она является одной из империй чингизидов. Особенно в начальный период образования и развития они - империи Хубилая, Чагатая, Хулагу и Джучи – имели очень тесные взаимоотношения, особенно на уровне руководящего состава, т.е. чингизидов. Страны Западной Европы относились к ним как к близким между собой Тартарским государством. Политики и ученые Запада тартарами называли население всех четырех империй, но ни в одной из них коренной народ не именовал себя данным этнонимом. Таким образом, при рассмотрении некоторых принципиальных вопросов Джучиева Улуса необходимо иметь в виду, что этот улус являлся лишь одним из четырех улусов чингизидов. [1]
Известно, что в конце XIX в. вышла обстоятельная работа В.Т. Тизенгаузена «Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды» (СПб., 1884 и – М., 1941). В 1937 г. кафедрой истории Татарского института марксизма-ленинизма в Казани был подготовлен сборник «История Татарии в документах и материалах», где имелись сведения по всем периодам булгаро-татарской истории. Она была издана в Москве под редакцией Института истории. Здесь есть добротный материал и по истории Золотой Орды.
Основная литература по Золотой Орде появилась после 50-х годов 20века. Это – такие книги, статьи и разделы книг как: Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение.-М.-Л.,1950; Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды.-Саранск, 1960; Федоров-Давыдов Г.А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов.-М.,1966; Закиров С. Дипломатические отношения Золотой Орды с Египтом.-М.,1966; Федоров –Давыдов Г.А. Общественный строй Золотой Орды.-М.,1973; Нуретдин Агат. Каталог монет Золотой Орды (сыновей Джучи) (1250-1502).-Стамбуул,1976; Усманов М.А. Жалованные акты Джучиева Улуса XIV-XVI вв.-Казань, 1979; Мухаммадиев А.Г. Булгаро-татарская монетная система XII-XV вв.-Казань, 1983; Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды.-М.,1985; Герасимова М., Рудь Н.М., Яблонский Л.Т. Антропология античного и средневекового населения Восточной Европы.-М., 1987; Халиков А.Х. Моголы. Татары. Золотая Орда и Булгария.-Казань,1944; Мухаммадиев А.Г. Золотая Орда // Материалы поистории татарского народа.—Казань, 1995.— С. 136—185. Мелек Озйатгин. Язык и стиль документов и ярлыков ханов Золотой Орды, Крыма и Казани.—Анкара, 1996; Сабирова Д.К., Шарапов Я.Ш. История Татарстана.—Казань, 2000; Тагиров И.Р. История национальной государственности татарского народа и Татарстана.—Казань, 2000; Усманов М.А. Золотая Орда: истоки и наследие // Сокровища Золотой Орды.—СПб., 2000.—С. 26—46. Дипломатические отношения Золотой Орды с Египтом. Поводов для такого союза было более чем достаточно, причем нельзя не подчеркнуть, что на всем протяжении рассматриваемого периода, насыщенного важными историческими событиями (от середины 13 до конца 14 в.), инициатива в поддержании дружественных отношений с Золотой Ордой, как правило, исходила от Египта, так как последний был не только заинтересованной стороной в этом союзе, но даже вынужден был, как мы увидим ниже, искать поддержки в Золотой орде. Можно отметить следующие основные моменты, определявшие эти отношения: 1. Сам факт возникновения столь могущественного государства, каким была Золотя Орда к 60-м годам 13 в., не мог не привлечь к себе внимания другой могущественной державы. Египетским султанам уже приходилось сталкиваться с монголами в Сирии и убедиться в том, какими опасными противниками они могут быть, поэтому было вполне понятным стремление правителей Египта, с одной стороны, поддерживать дружеские отношения и военный союз с Золотой Ордой против хулагуидского Ирана, а с другой - взаимно ослаблять оба эти государства, натравливая и друг на друга, ибо чрезмерное усиление нового союзника за счет окончательного разгрома Хулагуидов не отвечало бы интересам Египта.
2.Благоприятным обстоятельством, облегчившим первые шаги к сближению со стороны Египта, было принятие ислама золотоордынским ханом Берке (1256-1266). Таким образом, в истории дипломатических отношений Египта с Золотой Ордой как раз Египет «кровно был заинтересован» (А.Ю. Якубовский) в могуществе Золотой Орды, разумеется, лишь при условии ее дальнейшей борьбы с Хулагуидами. В данном случае планы и намерения мамлюкских султанов были ясны: сильное государство Хулагуидов – непосредственный сосед Египта – постоянно таило в себе угрозу их власти. Возникновение в Иране монгольского государства Хулагуидов и продвижение монголов в сторону Сирии, Палестины, Египта захват ими Месопотамии поставили Сирию, Палестину, а затем и Египет по угрозу завоевания. Крестоносцы, убедившись неоднократно, что они не в состоянии закрепиться на захваченных ими землях, пока существует относительно централизованное, экономически развитое и обладающее сильной армией государство мамлюков в Египте, стремились найти себе союзников в лице монголов. Еще в 1245 г. папа Иннокентий 4, который, впрочем, и ранее не раз пытался заключить с монголами союз, направил в Золотую Орду к хану Батыю францисканского монаха Джованни дель Плано Карпини. Истинные цели посольств были много прозаическими и земными: в частности, они должны были разведать возможность использования монголов в борьбе против Египта. Выгодного союзника нашла в монголах в один из самых тяжелых моментов в своей истории также и Византия. Четвертый крестовый поход, когда «благочестивое воинство» варварски разгромило один из культурнейших центров мира положили начало так называемой Латинской империи, или Романии (1204-1261) с Балдуином Фландрским на троне. После создания Латинской империи от сей Византийской державы остались два осколка: Никейская и Трапезунтская империи. Лишь в 1261 г., заручившись поддержкой монголов и мамлюкских султанов, византийскому императору Михаилу VIII Палеологу удалось выбить латинян из Константинополя и тем самым восстановить Византийскую империю. До той пор пока Константинополем владели латиняне, Египет имел мало надежд наладить связь с Золотой Ордой единственно возможным в то время путем – через Константинополь. Когда же Константинополь снова оказался в руках византийского императора, то Михаил Палеолог, хотя и находился в дружественных отношениях с Хулагу еще со времен Никийской империи, разрешил свободный проход египетским и золотоордынским судам. Таким образом, в истории Византии монголы сыграли весьма немаловажную роль.
Египетский султан ал - Малик аз-Закир Байбарс свое первое письмо к золотоордынскому хану Берке отправил с одним доверенным лицом из аланских купцов. Это письмо, относящееся к 660 г. (1261/62 г.), согласно доступным нам источникам можно считать началом дипломатической переписки между Золотой Ордой и Египтом. «В 660 г., - сообщает Ибн Абд аз-Захир, - он написал Берке, великому царю татарскому, письмо, которое я писал со слов его (и в котором) он подстрекал его против Хулавуна (Хулагу.-С.З.), возбуждал между ними вражду и ненависть…» Далее в письме обосновывается обязанность Берке пойти войной на монголов: раз он принял ислам, то этим вменяется ему в долг воевать с неверными, хотя бы они были его родичи. В качестве примера приводится сам пророк Мухаммед, который сражался со своими соплеменниками и родичами и воевал против курайшатов. И завершается оно такими словам: «Ислам не состоит только в одних словах; священная война есть одна из (главных) опор его». Египетские послы отправились в мухарраме 661 г. х. (1262 г.) через Византию. Приезд их совпал с пребыванием у Михаила Палеолога золотоордынскх послов, и послы султана отправились в золотую орду вместе с ними. Когда послы Египта приблизились к Орде, их встретил визирь Шараф ад-дин ал-Казвини, весьма образованный для своего времени человек, умевший говорить по-арабски и по-тюркски. Послам отвели прекрасное помещение. На следующий день Берке пригласил их к себе…Разговор не всегда начинался сразу. Послу же было строго запрещено начинать беседу. Ал-Муфаддал подробно описывает такой прием, а также шатер Берке и дает портрет самого хана.В шатре сидели 50 эмиров. Когда были введены послы, они передали хану письмо султана, соблюдая предписанные правила этикета. Затем Берке велел послам перейти с левой стороны на правую и встать позади эмиров. Главный кади перевел письмо на тюркский язык, и визирь прочитал его хану. Берке и все присутствующие были чрезвычайно довольны его содержанием. После приема послов отвели к одной из жен Берке, которая разместила их около своего шатра. Берке неоднократно призывал послов к себе и расспрашивал про Египет.
В ставке Беркемпослы пробыли 26 дней. Отпрвляя их обратно, Берке вручил им ответные грамоты и снарядил с ними своих послов: Арбугу, Уртимура, Унамаса. В ответных грамотах после приветствий и благодарностей Берке объяснил свое кровопролитное столкновение с Хулагу желанием «восстановить маяк правоверия и отомстить за имамов и народ». Он настойчиво просил султана выступить одновременно с ним, обещая отдать ему часть территории в Иране. Первое письмо Берке египетскому султану согласно источникам было написано «в местности Итиль» и помечено 1-м числом раджаба 661 г. х. (1263 г.) Султан ал – Малик аз-Захир Байбарс встретил послов Берке с большим почетом. Предложение Берке начать совместные действия против Хулагу пришлось ему по душе. Чрезвычайно интересен для характеристики взаимоотношений Египта с Золотой Одой постоянный обмен подарками. Египет, разумеется, немного превосходил золотоордынцев в их обилии и разнообразии. Правители Золотой Орды одаривали послов золотом, халатами и посылали дружественным государям свое оружие, соколов, степных лошадей, рабов и рабынь. Оживленные дипломатические сношения между золой Ордой и Египтом совпали с активизацией военных действий Берке против Хулагу и крупной победой золотоордынских войск. Несомненно, что победа Берке послужила стимулом к более тесному сближению с Египтом, правители которого получили новое доказательство того, какого могущественного союзника они имеют в лице золотоордынского хана. На основании всех доступных источников можно заключить, что в дружбе Золотой Орды с Египтом последний по крайней мере вначале, был более заинтересованной стороной. Египетские султаны рассчитывали с помощью Золотой Орды расширить свои владения в Азии. Дальнейшее укрепление и развитие хулагуидского государства было опасно главным образом для Египта, ибо Хулагуиды явно предполагали расширить свои земли в первую очередь за счет Сирии и Египта. С восшествием Менгу-Тимура на престол дипломатические отношения с Египтом продолжались, а военные действия в Закавказье велись интенсивно, но с переменным успехом. Понятен оживленный обмен посольствами между Золотой Ордой и Египтом и в этот период: ни то, ни другое государство при создавшихся обстоятельствах не хотело лишиться могущественного военного союзника. Хочется обратить внимание на одну любопытную сторону дипломатических сношений Золотой Орды с мамлюкским Египтом. Речь пойдет об идеологическом обосновании этого союза. Обе высокие договаривающиеся стороны подчеркивали в своих посланиях, как того требовал дух эпохи, свою приверженность идеям ислама, произносили возвышенные слова о «священной войне» против неверных, т. е. в данном случае против Хулагуидов. Все это было понятно пока обе союзные стороны действительно придерживались одной религии, а хулагуидские враги-другой. Но в самом конце 13-начале 14 в. Положение уже изменилось, ибо восшедший в 1295 г. на хулагуидский престол седьмой иль-хан Газан был мусульманином. Таким образом, мотив «священной войны» уже не мог играть прежней роли в лагере союзников – врагов Хулагуидов, тем паче что сам Токта «согласно большинству источников» был не мусульманином, а откровенным язычником. Выше неоднократно повторялось, что Берке в своей внешней политике умело пользовался религиозными убеждениями своих единоверцев-мам люков. Может даже создаться впечатление, будто вся внешняя политика Берке определялась лшь религиозными соображениями. Однако весь последующий ход исторческих событий, когда мусульманин Газан шел войной на мусульман Египта, а египетские мусульмане искали союзника против него в лице золотоордынского хана Токты, воевавшего в свою очередь с Газаном, показывает, что одними религиозными убеждениями весь этот сложный узел не объяснить. Все это вместе взятое позволяет сделать вывод, что в данном случае, как это было спокон веков, религия лишь прикрывала истинные цели внешней политики, а союзы и войны диктовались мотивами, весьма далекими от религии. В 1313-14 золотоордынский престол занял племянник Токты – хан Узбек. В это время взаимоотношения между Золотой ордой и Египтом стали настолько тесными, что в золотой Орде молились за султана ал-Малик ал-Насира, поминая его имя после хана Узбека. Многолетняя дружба Золотой Орды и Египта в конце концов привела к родственным узам. 1322-23 гг. – охлаждение отношений между мамлюкским Египтом и Золотой Ордой, отчетливо видное в переписке их правителей, было обусловлено коренными изменениями в соотношении сил треугольника Египет – Золотая Орда – Хулагуидский Иран. После смерти ильхана Абу Саида (1335) империя ильханов фактически прекратило свое существование. Некогда грозная держава превратилась в слабую страну, раздираемую внутренними феодальными междоусобицами. Пять феодальных клик вели нескончаемые войны, приведшие к середине XIVв. к образованию на землях бывшей империи Хулагуидов десять враждующих между собою государств. При Джанибеке не было столь интенсивных дипломатических отношений с Египтом, как, например, при Берке или Узбеке, что легко объяснить окончательным ослаблением хулагуидского Ирана. Нельзя также забывать об одном событии, имевшим место в 1345-50 гг. как на Востоке, так и на Западе. Речь идет о «Черной смерти» - чуме, охватившей в эти годы почти все страны. Эта страшная эпидемия могла также затруднять передвижение, а следовательно, и внешние сношения с другими государствами. После смерти Джанибека, в обстановке внутренних феодальных войн внешние сношения с другими государствами должны были отойти на второй план. Ослабевшей Золотой Орды было в ту пору не до связей с Египтом, не до большой политики ни на Средиземном море, ни на Среднем Востоке. В 1380 г. на золотоордынском троне оказался хан Тохтамыш, который попытался возродить былое могущество с Египтом, о чем свидетельствует отправка в Египет посольства. Затем наступает длительный перерыв в обмене посольствами, которая объясняется ожесточенной борьбой, происходившей между Тохтамышем и Тимуром. Однако, когда Тимур стал угрожать непосредственно Египту, Тохтамыш, убедившийся к том времени, как трудно одному обороняться против этого завоевателя, отправил к египетскому султану ал – Малик аз – Захиру Саиф ау-дин Баркуку посольство с просьбой, чтобы султан и он «были одной рукой на мятежника злодея – Тимура» В ответ на прибытие золотоордынских послов египетский султан отправил к Тохтамышу свое посольство. Это было последнее египетское посольство к Тохтамышу. После опустошительных набегов Тимура и страшного удара, нанесенного им в 1395 г., Золотая орда уже не представляла собой такого большого и сильного государства, каким оно являлось на протяжении полутора веков. В связи с упадком Золотой Орды постепенно прекратились и ее дипломатические сношения с другими государствами, в частности с Египтом.[2]лительный перерыв озродить былое могущество с Египтом, о чем свидетельствует отправкав Египет посольства. на второй побытии, имевшим место в 1345-50 гг. на востокешений с Египтом, как, например, при Берке или Узбеке, что легко объяснитт.е. о, по другим данным того же автора, известно, что военные столкновения между этими ханами имели место уже в 1262 г.,еспрек
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|