Жизнь, в которой вы доверяете любопытству
В творческом процессе может быть страшно. Но интереса в нём может быть на один процент больше. И этого одного процента будет достаточно, чтобы вы не остановились. Многие говорят: «иди к своей мечте» (Follow your passion). Красивые и бесполезные слова. Некоторые из нас понятия не имеют, что у нас за мечта и куда к ней идти. А те, у кого она есть, и без наших советов знают, что им нужно делать. Если вы пока что не идете к своей мечте, вам может понравиться жизнь, в которой вы доверяете любопытству. Для этого не требуется переворачивать мир вверх дном, выбрасывать записную книжку, переезжать в Непал, отдавать все деньги на благотворительность, бриться налысо и забывать всё, что с вами было раньше. Никаких громких заявлений. Никаких широких жестов. Просто немного ежедневного любопытства. Жизнь, в которой вы доверяете любопытству — это ваша готовность брать след. Ис-следовать. Следовать за своим интересом. Такая жизнь куда интереснее красивых слов. Лиз Гилберт. С кем стоит советоваться Оригинал: Elizabeth Gilbert’s 4-Question Test to Know Who to Trust Двадцать лет назад я сидела вместе с подругой в мексиканском ресторане. Ни с того ни с сего она спросила: В двадцать я была значительно глупее. — Конечно, расскажи, — ответила я. Подруга достала из сумочки нож и воткнула мне его в грудь. Опыт у неё явно был, потому что нож беспрепятственно вошел между ребер. Метафорически. Она сказала, что я эгоист и лентяйка. Что я никогда не заработаю на жизнь писательством. Что никому в нашей компании не нравится мой парень. А, и ещё: у меня плохая прическа. Такая прическа не идет людям с большой челюстью (?).
Я не знала, что и сказать. Подруга отодвинула мою тарелку с недоеденным фахитас и положила свою руку на мою. — Кто ещё тебе скажет правду? Только я. Все тебе льстят из вежливости. В двадцать я была значительно глупее. Мы дружили ещё лет пять — и всё это время она умудрялась давать мне свои жестокие, колюще-режущие, влиятельные советы о том, как мне следует себя вести. Более того, я с готовностью приходила к ней за советом в самые трудные моменты, поскольку была уверена, что она действительно говорит мне правду. Тогда как её правда значительно отличалась от моей — и со временем профессиональный успех научил меня отличать жестокость, замаскированную под заботу, от полезных советов. Моя подруга ошиблась: я зарабатываю на жизнь писательством. И это означает, что мне пришлось поработать над умением воспринимать критику. Со временем я усвоила, что не всю критику стоит принимать близко к сердцу. Мне удалось вычислить, какими должны быть люди, которым я захочу показать черновик или рассказать о важном. Для этого я должна четыре раза ответить «да». Вот на какие вопросы: 1. Доверяю ли я вкусу и мнению этого человека? Если я не могла ответить «да» четыре раза подряд, я не показывала человеку то, что было для меня уязвимым. И последний вопрос оказывался самым важным — даже если на все остальные я отвечала «да», он часто становился причиной, по которой я не сближалась с кем-нибудь творчески. И вот почему: если человек говорит вам «не хочу тебя обидеть, но…», как правило, он хочет вас обидеть. Правда, сказанная бережно и уважительно, улучшает то, что я делаю. Жестоко поданная правда заставляет меня захотеть залезть под стол и ничего больше не писать.
Со временем я заметила, что эти четыре вопроса так же хорошо помогают разобраться в личной жизни. Если я не могу ответить «да» четыре раза, я не буду впускать человека (каким бы он замечательным ни был в остальном) в свой близкий круг. Когда в моем близком кругу оказались люди с четырьмя «да», моя жизнь стала радостнее, продуктивнее и счастливее. Когда та подруга снова спросила «Лиз, можно я кое-что скажу? Ты только не обижайся…», я ответила отказом. Бережным и уважительным отказом.
Дорогие! Каждый из нас время от времени понимает, что оказался в жутком месте. Или как минимум в неподходящем. Возможно, приходится признать, что мы выстроили неподходящую карьеру. Или запутались в отношениях, с которыми больше не хотим мириться. Или мы поступаем вразрез со своими ценностями. Или мы впали в зависимость. Или — делаем вид, что мы какие-то другие люди. В такой момент нам с вами совсем даже не весело. Скорее — ужасно. Потому что в такой момент единственное, о чем я могу думать, это: «НЕ ТО!». Что-то внутри рвется наружу и кричит: «Не то!». Но ваш рациональный ум не может согласиться. Потому что придется что-то менять. А плана Б подготовлено не было. У вас только одна жизнь. Только одна работа. Только один супруг. Единственная квартира. Ваш ум разумно отвечает: «Ну да, не то чтобы идеально но больше ничего нет, так что придётся смириться». Вы понятия не имеете, по какой причине попали в эту ловушку… и еще меньше знаний о том, как из неё выбираться. Ваш ум успокаивает: «Нам надо перестать паниковать и смириться. Больше у нас ничего нет». Но ваше тело, ваше сердце, ваша душа — не слушают. Они хором повторяют: «Не то… не то… не то». Пожалуй, наиболее смелые мои знакомые — это те люди, которым удавалось сказать вслух «Не то», не имея в руках заготовленного плана действий. Они выходили из тяжелых ситуаций, не зная, найдутся ли в будущем ситуации полегче.
Одна моя подруга развелась и вернулась в свою детскую комнату, в родительский дом. Её осуждали все соседи, а она потихоньку строила себе новую жизнь. Все говорили: «Если уж он тебе не подходит, то кто тебе нужен?». Она не знала, что ответить. Но она говорила себе, что закончившийся брак был НЕ ТЕМ, что ей было нужно. Другая моя подруга ушла от мужа с тремя детьми — без финансовой поддержки — и поселилась в крошечной квартирке с одной-единственной кроватью. Она тоже создавала себе новую жизнь. В бедности, в страхе, в одиночестве. Но в полном соответствии с внутренним голосом, который кричал: «НЕ ТО!». Я думаю о моих друзьях, которые увольнялись в никуда. Потому что они слышали внутреннее «Не то». Я думаю о моих друзьях, бросавших университет — вместо того, чтобы убедить себя, что им по-прежнему интересно. Они теряли стипендию, они работали в Макдональдсе, пока все остальные получали дипломы. Они долго не могли решить, что делать дальше. Но облегчение приходило уже в тот момент, когда они переставали сопротивляться ощущению «Не то». Я думаю о подруге, забравшей детей из воскресной школы в один момент, потому что она устала от жесткого отношения и даже осуждения, исходившего от главы этой конкретной церкви. Да, это была ее церковь. Да, она привыкла к людям. Но находиться в этом здании она больше не могла. Единственное, что она слышала, — это слова «Не то». Она взяла детей за руки и вышла на свежий воздух. С рациональной точки зрения будет безумием отказываться от привычной, добросовестной, качественной жизни — и прыгнуть в неизвестность. Ни один здоровый человек не предложит вам прыгать без продуманного плана в рукаве. Нам всем нужна уверенность и стабильность. И всё-таки… И всё-таки. Если вы делаете вид, что не слышите своего «Не то», вам придётся остаться с «Не тем». Смелость в том, чтобы произнести эти два коротеньких слова. А что потом?
Дорогие, Я знаю, мы все заняты важными и срочными делами. Возможно, я не успею написать официальный поздравительный пост в ближайшие дни, но этим утром моё сердце полно любви и нежности. Поэтому я пишу сейчас. Слово, о котором я сейчас думаю — милосердие. Мне хочется пожелать вам чувствовать милосердие. Мне хочется пожелать вам быть милосердными. Многим из нас смертельно хочется выпрыгнуть из уходящего года (вы тоже видели людей со значками FUCK 2016?). Я знаю. Год был сложный. После этой минуточки вы сможете вернуться к своему прежнему состоянию и снова ненавидеть всё и всех, я обещаю. Но попробуйте, пожалуйста — просто попробуйте почувствовать милосердие к нашему жестокому и сложному миру. Знаете, почему? Вашим телу и уму вредно пребывать в постоянном состоянии тревожности и обиды. Милосердие. Те, кому пришлось нелегко (пострадавшие от случайности, от несправедливости, от самой жизни) — вам тоже может пригодиться моё пожелание. Милосердие. Те, кого обидели, предали, оставили, обманули, осудили, ударили, застыдили — отойдите на безопасное расстояние от причины ваших бед. Милосердие. Страдающие от самих себя (темнейшая из темных пещер) — я знаю, что вам труднее всего. Поверьте, пожалуйста: Я ЗНАЮ, О ЧЕМ ВЫ ДУМАЕТЕ. Невозможно отойти от причины бед на безопасное расстояние, если причина — ты сам. Я ЧАСТЕНЬКО НАХОЖУ СЕБЯ В ТАКОМ СОСТОЯНИИ. Прислушайтесь: Я желаю вам Пусть иссякнут ваши бесконечные Я желаю вам оставить в покое Пусть прекратится само-очернение, Я желаю вам сменить Я желаю вам сменить Пусть ваше сердце смягчится, Я желаю вам простить себя в прошлом, Пусть для вас найдутся мир, Я желаю вам видеть себя Милосердие.
Я люблю вас. Лиз После этого уже не было необходимости в работе, поддерживающей меня на плаву. Почему я так долго ждала? Я видела, как многие мои знакомые уничтожали собственный талант, пытаясь заставить его срочно приносить определенный регулярный заработок. Художники сводили себя с ума, считая себя неудачниками, будучи не в состоянии обеспечить семью продажей картин. Многие в итоге перестали творить вовсе, не сумев пережить «неудачу» (читай — несовпадение доходов и расходов). Я считаю это жестоким отношением к призванию. Если ваше вдохновение приносит стабильный доход, я очень рада. Мы тут все об этом мечтаем. Говорить «творческие люди не обязаны думать о деньгах» неразумно и незрело. Не стоит подходить к себе незрело: это говорит о неуважении и не приводит ни к чему великому. Выпускать на волю внутреннего ребенка — отлично, относиться к обязательствам инфантильно — нет. Не смейте мечтать найти богатенького супруга или заполучить наследство. Выиграть в лотерею. Найти идеального помощника, который снимет с вас все рутинные заботы и позволит посвятить себя творчеству в идеальных условиях, где-то далеко от реальности. Ну эй! Посмотрите вокруг: люди веками справляются совмещать жизнь и творчество. Кроме того, зарабатывать себе на жизнь — достойное уважения умение. То уважение, с которым вы отнесетесь с собой, укрепит ваши творческие порывы. Бывает, что творчество приносит деньги не всегда. Скажем, это может зависеть от сезонности. Не стоит думать, что это «кризис», это нормальное течение творческого процесса. Его нельзя полностью запланировать! Бывает, что вы рискнули и затеяли какой-то творческий проект, но что-то пошло не так. Теперь вам следует наняться к кому-нибудь и накопить деньги до следующей попытки. Это нормально. Просто идите и поработайте. Вопли в духе «А ну срочно принеси мне денег и побольше» производят на творческие процессы примерно такой же результат, как на кошку. И кошка, и творческие процессы понятия не имеют, о чем это вы — а еще им страшно, потому что вы орёте и лицо у вас перекошено. Благодаря постоянной работе я могла сказать своему творческому процессу: «Ну слушай, не волнуйся. Сегодня не вышло. Бывает. Я подожду. Ты соберись, я тебя не тороплю». Я брала роль зарабатывальщика на себя, чтобы творческие процессы могли быть феей, музой и вдохновительницей. Поэтому с полной уверенностью я говорю вам: «Прекратите давить на себя. Найдите работу и творите в свободное время». Нет ничего стыдного в наличии работы. Стыдно — распугивать вдохновение, заставляя его бежать, как взволнованный хомяк в колесе, не позволяя ему реализоваться. Так что если вы решите бросить работу и удариться в творчество, вы извините, но я вас не поддержу. Я скажу вам по секрету: если бы «Есть, молиться, любить» не пробила потолок популярности, я бы до сих пор работала. И писала бы. Тони Моррисон тоже просыпалась в пять утра, чтобы посидеть над романами, потому что потом ей нужно было идти на работу. Джоан Роулинг тоже работала и писала одновременно, будучи матерью-одиночкой на пороге бедности. Люди делают это не потому, что у них слишком много свободного времени и энергии. Люди делают это для того, чтобы проявить заботу к своим творческим процессам. Потому что здоровый и довольный творческий процесс для них важнее, чем пару лишних часов сна. Если вы родились в богатой семье и никогда не работали, этот текст не для вас. ХРАБРОСТЬ Чтобы позволить себе жить творческой жизнью, нужен ответ на основной вопрос: есть ли во мне храбрость на то, чтобы раскопать и вытащить на свет скрывающиеся во мне сокровища? Я, конечно, понятия не имею, что скрывается именно в вас. Куда там! Я лично вас совсем не знаю. Да и вы сами не догадываетесь. Хотя, возможно, примерно предполагаете, в какую сторону копать. Почему тогда я уверена, что внутри вас есть сокровища? Ну что же, я полагаю, что каждый из нас — творческий эксперимент. Природа вкладывает в нас невероятное, а потом отходит назад, чтобы позволить нам в этом разобраться. Время, посвященное творческим раскопкам имени себя — и есть творческая жизнь. Смелость отправиться на эту охоту заменяет ежедневную рутину на интересную жизнь. А те неожиданные результаты, что вы получите в процессе — их я зову Большим Волшебством. ** Я говорю о более важном и широком понимании творчества. О жизни, наполненной любопытством — вместо жизни, наполненной страхом. Пример творчества — моя подруга Сьюзан. Она решила учиться катанию на коньках, когда ей стукнуло лет сорок. Точнее, она и раньше каталась на коньках: в детстве. Ей очень нравилось, но в подростковом возрасте выяснилось, что профессиональным спортсменом ей не стать. Ох уж этот подростковый возраст! Те, кого официально признают талантливыми, получают мешок социальных ожиданий на свои тонкие плечи, в то время как все остальные получают обидный ярлык «обычные люди» и отказываются от творчества. Что за мир у нас такой? Так вот, следующие двадцать пять лет Сьюзан послушно избегала фигурного катания в любой форме. А зачем, если всё равно не сможешь побеждать на соревнованиях? А потом стукнуло сорок. Сьюзан обнаружила себя в состоянии апатии, недовольства собой и своей жизнью, уныния и покорности судьбе. Благодаря юбилейной дате она позволила себе задаться вопросом: когда в последний раз она чувствовала себя по-настоящему легкой, радостной, творческой? К ужасу Сьюзан, ответом было «двадцать пять лет назад». Она запретила себе то, что дарило ей невероятную радость. Пришло время выяснить, разлюбила ли она кататься на коньках. Сьюзан решилась на эксперимент. Она купила коньки, нашла каток, оплатила работу тренера. Она не обращала внимание на внутреннего критика, который советовал ей «уняться», «вспомнить о делах» и «перестать быть эгоистичной». Она не обращала внимание на возрастное несоответствие: остальные ученики и ученицы на льду годились ей в дети. Она просто каталась на коньках. Коньки и лед дали ей ощущение жизни и отобрали ощущение времени. Сьюзан больше не считает, что живет обычной жизнью. Она уделяет себе время и внимание. Три раза в неделю по утрам в жизни Сьюзан творится тихая, спокойная, радостная революция. ** История вообще не заканчивается — Сьюзан по-прежнему катается на коньках три раза в неделю по утрам. Просто потому, что она раскопала в фигурном катании особый способ наблюдать за внутренней красотой мира, которого не нашлось ни в каком другом занятии. И она хотела бы уделять внимание внутренней красоте мира, пока остается с нами на этой земле. Вот и всё. Вот это я и зову творческой жизнью. СТРАХ Возможно, вы ждете моего совета отринуть страхи. Ничего подобного. Я в это не верю. Творческая жизнь — путь для храбрых, однако он не подходит для бесстрашных, и важно различать эти состояния. Храбрость, смелость, отвага помогают перебороть страх. Если вы решили стать бесстрашным, будьте внимательны. Зачастую эта дорога заводит в очень неприятные декорации. Наиболее бесстрашными оказываются сомнительные социоопаты, а также беззаботные трехлетки: не самые лучшие образцы для подражания. Страх нам нужен. Он полезен для выживания. Эволюция дала нам механизмы страха, чтобы наша жизнь не получилась бессмысленной и не оборвалась по-дурацки. Бесстрашные люди лезут под машину или теряются в дремучем лесу. Они прыгают со скалы во время шторма, не умея плавать. Они выходят замуж за человека, который с самого первого свидания отрицает важность отношений. Так что в целом страх полезен. Правда, страх довольно бесполезен в творческой плоскости. Страх сопровождает все процессы, выдающие неожиданный результат. Он уверен, что всякий результат, неизвестный заранее, приведет к кровавой, мучительной, физически невыносимой смерти. Страх — это охранник из гипермаркета, возомнивший себя морским спецназовцем: не спал три дня и пьет Ред Булл на завтрак, обед и ужин. В попытке уничтожить кажущегося врага способен отстрелить себе тень. Это человеческая натура. ** Я предоставлю ему отдельную комнату. Я поняла, что мне понадобится мощная внутренняя жизнь, чтобы и творческим порывам, и страхам хватило места. Похоже, они редко расстаются. Возможно, моё творчество и мой страх — это сиамские близнецы. По крайней мере, я не делаю ни одного творческого шажка без внимательного участия страха. Возможно, творчество и страх родились в одно время и живут одним телом. Проявите осторожность: в попытке уничтожить страх некоторые лишаются и творческой жизни. Так что я не стараюсь уничтожить свои страхи. Наоборот, я предлагаю им нежиться на просторе. Каждый день. Я отпускаю страх на прогулку прямо сейчас. Он живет, дышит и вытягивает тонкие ножки. Чем меньше я с ним борюсь, тем реже он даёт сдачи. Я с открытым сердцем приглашаю страх разгуливать вместе со мной. Я читаю ему специальную пригласительную речь всякий раз, когда приступаю к новому проекту или отправляюсь в путешествие. ** Не научившись брать свой страх с собой, вообще никуда не уйдешь. А уходить хочется. Жизнь коротка, удачных моментов попадается мало, и хочется успеть поучаствовать в любопытном, интересном и творческом, пока мы всё еще здесь. Я предполагаю, что вы тоже так думаете. В вас кроются глубины, тайны, сокровища. И во мне. В каждом из нас! Часы тикают, планета вертится, и нам некогда быть скромными. Брала вот отсюда http://anotherindianwinter.ru/post/140134288423/lizfear
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|