Логопедическая ритмика для развития речи младших школьников
Речь – такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для правильного произнесения звука ребёнку требуется воспроизвести артикуляторный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, голос и дыхание должны быть координированы в работе. И. М. Сеченов писал, что «... всякое ощущение по природе смешанное... К нему обязательно примешивается мышечное ощущение, которое является более сильным по сравнению с другими». Взаимосвязь между развитием речи и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторики подчеркивается многими специалистами. Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей. Одной из важнейших характеристик речи является ее темп и ритм. Послоговой речевой ритм является равномерно повторяющимся, по своим механизмам он является родственным ходьбе, дыханию, сердцебиению. Логоритмические упражнения способствуют развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляционной моторики, укреплению мимической мускулатуры, формированию фонематической системы, развитию темпо-ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи, развитию умения сочетать движения и речь, координировать их, подчинять единому ритму, оказывают благоприятное воздействие на формирование пространственных представлений. Логопедическая ритмика предполагает коррекцию координации движений и речи. Связь движений и речи нормализует состояние мышечного тонуса, помогает освободиться от эмоциональной и двигательной зажатости, способствует координации процессов дыхания, голосоведения, артикуляции, регулированию ритма речи, профилактике и преодолению таких речевых расстройств, как нарушение темпа речи, смазанность, нечеткость звукопроизношения, заикание.
Педагоги, воспитатели могут проводить логоритмические упражнения на разных этапах занятий: перед началом, в процессе (физкультминутка), после занятий. А также во время утренней гимнастики, на музыкальных занятиях, на занятиях по физической культуре. Все упражнения просты для выполнения. Упражнения направлены на согласование речи с движением. Ребенок, сопряженно со взрослым, на каждый слог синхронно совершает движения руками, ногами, ладошками. Например, ребенок читает хорошо знакомое стихотворение А. Барто, каждый слог отхлопывая ладошками: У-РО-НИ-ЛИ-МИ-ШКУ-НА ПОЛ О-ТОР-ВА-ЛИ-МИ-ШКЕ-ЛА-ПУ... НЕТ.-НА-ПРА-СНО-МЫ-РЕ-ШИ-ЛИ И-ДЕТ-БЫ-ЧОК,-КА-ЧА-ЕТ-СЯ
Занятия и упражнения РОБОТ Стоит робот на дороге, УТРО Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки перед собой.
ОБЛАКА По небу облака плывут, Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.
ШОССЕ Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча.
ИГРУШКИ Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки перед собой. ЩЕНОК Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко. К БАБУШКЕ Дети шагают на месте, скандируя текст стихотворения. НА МОРЕ Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре. МАРТЫШКИ Имитировать движения рук по веревке вверх, а затем вниз, синхронно произносить текст стихотворения. ЗАЯЦ Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча.
СНЕЖИНКИ
Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. Чередовать с движениями кулачков перед собой. НА ДАЧУ Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. Чередовать с движениями кулачков перед собой. ПИНГВИНЫ Имитировать движения пингвинов, шагать по кругу. ЛИТЕРАТУРА 1. Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – М., 2006.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|