Глава3. Эмпирическое исследование влияния
АТТИТЮДОВ НА УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ БРАКОМ Цель, гипотеза и задачи исследования Предмет исследования: удовлетворенность браком (УБ) как феномен межличностного восприятия (выражающий удовлетворение потребностей супругов в росте семьи и их самих) и аттитюды супругов, выражающие их отношение к наиболее значимым сторонам супружеской жизни. Объект исследования: выборка из 40 человек, со стажем брака от 1 до 25 лет (20 супружеских пар). Подробное описание см. в «Методике исследования». Цель исследования: выявить аттитюды, наиболее сильно влияющие на удовлетворенность браком. Шаги по направлению к достижению цели и реализации программы исследования конкретизированы в следующих задачах: · На основе проведенного анализа литературы сформировать гипотезы, адекватные цели исследования; · Выбрать исследовательский инструментарий, способный подтвердить или опровергнуть выдвинутые гипотезы; · Провести исследование аттитюдов и удовлетворенности браком (УБ) в 20 супружеских парах с помощью выбранных методик; · Провести обработку результатов диагностики и проанализировать их с помощью методов математической статистики; · Обсудить и интерпретировать результаты исследования; · Сделать выводы: по проведенному исследованию, о его практической значимости, о перспективах проведения дальнейших исследований. Гипотезы исследования: 1. Оптимистичное представление супругов о людях связано с их высокой удовлетворенностью семейно-брачными отношениями, тогда как неоптимистичное представление о людях связано с низкой удовлетворенностью семейно-брачными отношениями. 2. Представление супругами роли детей в жизни человека, как более значимой, связано с их высокой удовлетворенностью семейно-брачными отношениями, тогда как представление супругами роли детей в жизни человека, как с менее значимой, связано с их низкой удовлетворенностью семейно-брачными отношениями.
Для диагностики степени удовлетворенности / неудовлетворенности браком использовался «Тест-опросник удовлетворенности браком (ОУБ)». Для диагностики оптимистичного / неоптимистичного представления о людях и более / менее значимой роли детей в жизни человека использовалась методика «Измерение установок в семейной паре». Методика исследования Испытуемые: Выборка представлена 20 супружескими парами (20 мужчин и 20 женщин), среди которых 8 бездетных, а на 12 пар приходится 17 детей (8 мальчиков и 9 девочек). Стаж брака в выборке колеблется от 1 года до 25 лет. Характеристики мужчин. Возраст: от 20 до 60 лет. Образование: среднее - 6, среднее специальное - 6, высшее - 8 человек. Характеристики женщины: Возраст: от 19 до 64. Образование: среднее - 2, среднее специальное - 9, высшее - 9 человек. Используемые методики: При выборе исследовательского инструментария мы остановились на опросниках, являющихся наиболее экономичными и знакомыми для испытуемых по процедуре средствами диагностики супружеских отношений. 1. Тест-опросник удовлетворенности браком (ОУБ) (Психологические тесты, 1999). Авторы: В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко. Цель: Экспресс-диагностика степени удовлетворенности - неудовлетворенности браком. Опросник представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к различным сферам: восприятие себя и партнера, мнения, оценки, установки и т.д. Как стандартизированная методика, «ОУБ» имеет нормы: 0-16 баллов - абсолютно неблагоприятный брак; 17-22 балла - неблагополучный брак; 23-26 баллов - скорее неблагополучный брак; 27-28 баллов - переходная форма брака;
29-32 балла - скорее благополучный брак; 33-38 баллов - благополучный брак; 39-48 баллов - абсолютно благополучный брак. 2. Методика «Измерение установок в семейной паре» (Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М., 1987). Авторы: Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская. Цель: выявление взглядов испытуемых по десяти наиболее значимым в семейном взаимодействии сферам человеческой жизни. Методика представляет собой 40 суждений, выражающих ту или иную позицию по десяти различным, значимым для людей, сферам: 1 шкала - отношение к людям (чем выше балл, тем более оптимистичное представление о людях вообще); 2 шкала - альтернатива между чувством долга и удовольствием (чем выше балл, тем выраженнее ориентация на долг по сравнению с удовольствием); 3 шкала - отношение к детям (чем выше балл, тем более значимой представляется респонденту роль детей в жизни человека); 4 шкала - ориентация на автономность или зависимость супругов друг от друга (чем выше балл, тем выраженнее ориентация на совместную деятельность супругов во всех сферах семейной жизни); 5 шкала - отношение к разводу (чем выше балл, тем менее лояльно отношение к разводу); 6 шкала - отношение к любви романтического типа (чем выше балл, тем выраженнее ориентация на традиционно представляемую романтическую любовь); 7 шкала - оценка значимости сексуальной сферы в семейной жизни (чем выше балл, тем менее значимой представляется сексуальная сфера в семейной жизни); 8 шкала - отношение к «запретности секса» (чем выше балл, тем более запретной представляется сексуальная тема); 9 шкала - отношение к патриархальному или эгалитарному устройству семьи (чем выше балл, тем менее традиционное представление о роли женщины); 10 шкала - отношение к деньгам (чем выше балл, тем более бережливое отношение респондента к деньгам, чем ниже - тем легче он считает возможным их тратить). Аппаратура. Исследование проводилось без использования специальной аппаратуры. Процедура. Для того чтобы испытуемые чувствовали себя максимально комфортно, опрос проводился на территории их местожительства (преимущественно по выходным). Опросу предшествовала установочная беседа, в ходе которой, помимо прочих, освещалась тема конфиденциальности. После прочтения инструкции супруги отправлялись в разные комнаты для самостоятельной работы во избежание обмена впечатлениями. В нескольких случаях возможность проведения опроса по месту жительства отсутствовала. Тогда мы прибегали к телефонному интервьюированию, стараясь сохранить заданные условия процедуры. Время работы испытуемых с опросниками не было ограничено.
Для методики «Измерение установок в семейной паре» читалась следующая инструкция: «Просим оценить степень Вашего согласия с предлагаемыми ниже суждениями, выражающими ту или иную позицию человека в жизни. Нет и не может быть правильных и неправильных ответов. Важно, чтобы выбранный вариант наиболее полно отражал Вашу личную точку зрения». Для методики «ОУБ» читалась другая инструкция: «Внимательно прочитайте каждое утверждение и выберете один из трех предполагаемых вариантов ответов, старайтесь избегать промежуточных ответов типа «трудно сказать», «затрудняюсь ответить» и т.п. Процедура была неизменной для обеих используемых методик.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|