Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примеры традиционно выделяемых СК

Часть I

Основные понятия и результаты системно-структурного исследования русского словообразования.

1) Словообразовательный тип является основной единицей классификации производных слов. Под словообразовательным типом понимается класс дериватов, принадлежащих к одной части речи и характеризующихся одинаковыми словообразовательными свойствами: 1) общим способом словообразования; 2) тождественным словообразовательным значением; 3) одним и тем же средством выражения словообразовательного значения – дериватором; 4) производностью от слов одной части речи; 5) одинаковым видом словообразования.

РГ-80: §198. Основной единицей классификации словообразовательной системы является словообразовательный тип (СТ). Это схема построения слов определенной части речи, абстрагированная от конкретных лексических единиц, характеризующихся: а) общностью части речи непосредственно мотивирующих слов и б) формантом, тождественным в материальном и семантическом отношении (морфема или др. словообразовательные средства, см. § 202). То общее значение, которое отличает все мотивированные слова данного типа от их мотивирующих, является словообразовательным значением слов этого типа; носителем словообразовательного значения является формант. Так, глаголы прыгнуть, свистнуть, толкнуть принадлежат к одному и тому же словообразовательному типу, так как они: а) мотивируются глаголами (прыгать, свистеть, толкать); б) имеют общий формант - суф. - ну 2- со словообразовательным значением однократности (см. § 836).

 

2) Различные подходы к определению словообразовательного значения

Словообразовательное значение изучалось в связи с исследованием и систематизацией словообразовательных типов в русском языке. В самом общем виде словообразовательное значение (СЗ) можно определить как типичную схему соотношения семантики производящей базы и форманта (Кубрякова, Янценецкая).

Словообразовательное значение как СЗ словообразовательного типа выделяется на основе наиболее абстрактных элементов значения форманта, которые отличают семантику всех производных данного типа и их производящих, например, у производных с суффиксом -ик это значение может быть сформулировано следующим образом:. Именно так представлены словообразовательные значения СТ и СК в РГ-80.

«Словообразовательное значение типа выводится из тех тождественных или сводимых к более общему значению компонентов лексического значения мотивированных слов, которые не входят в значение мотивирующего слова». В русском языке есть такие типы, в рамках которых данная «остаточная» часть у всех слов данного типа будет одинаковая (стол - столик, дом- домик, двор - дворик), и типы, у которых она существенно различается, но имеет некоторые общие, инвариантные, элементы. Эти общие элементы составляют обобщенное СЗ типа (например, ‘субстанция, имеющая отношение к тому, что названо мотивирующим существительным’).

Повторяющиеся в ряде слов (составляющих часть данного типа) значения, более узкие по сравнению с общим СЗ типа в РГ-80 называют частными словообразовательными значениями. Например: ‘лицо по месту происхождения или проживания’: украинец, австралиец, ленинградец; ‘инструмент, механизм по действию’: будильник, морозильник, рубильник; ‘место по действию’: курилка, сушилка, парилка. Такой подход позволяет изучать синонимичные отношения в словообразовании (ср. ‘место по действию’: распределитель, накопитель / лежбище, стрельбище, кладбище) и позволяет изучить участие словообразовательных средств в формировании ономасиологических категорий в русском языке. Широко используется в лексикологии и лексикографии.

На уровне частных словообразовательных значений инвариантная семантика конкретизируется, представляя собой те компоненты лексических значений слов данного типа, которые выражаются суффиксом -ик: ‘лицо’, ‘животное’, ‘растение’. Дальнейшая конкретизация этих значений может быть представлена уже как лексико-словообразовательные значения, например: ‘лицо по признаку, указывающим на способ его действия’: заочник, внештатник, отличник, почасовик; ‘лицо по действию, объектом которого оно является’: посланник, отказник, воспитанник, изгнанник (здесь используется блок суффиксов – -н-+ -ик-), ‘лицо по объекту или результату действия’: дипломник, международник, собачник.

Сложность изучения словообразовательной семантики заключается в диалектическом противоречии форманта как, с одной стороны, как типового средства (в этом проявляется его связь с грамматическими показателями) создания индивидуального лексического значения (Янценецкая 1979, с. 142). Это противоречие определяет расхождения в понимании словообразовательной семантики. В основном эти расхождения сводятся к различному уровню абстракции при определении СЗ и его связи с индивидуальными лексическим значением производного слова.

 

3) Словообразовательная категория

Словообразовательная категория (СК) - единица более высокого уровня в классификации словообразовательных явлений, нежели словообразовательный тип. Словообразовательная категория объединяет словообразовательные типы с одним и тем же деривационным значением, например 'лицо, характеризуемое по его отношению к предмету, названному производящим': автомобилист, пулеметчик, табунщик, фабрикант, гусляр, аптекарь, киоскёр и др.

М. Докулил. «Tvořeni slov v češtinĕ» («Словообразование в чешском языке»), «Резюме»: «В рамках аффиксального словообразования словообразовательный тип определяется А) единством ономасиологической структуры, Б) единством лексико-грамматического характера словообразовательной основы и В) тождеством форманта во всех его обязательных частях. <…> Если отвлечься от определенного форманта, то получим словообразовательную категорию» (Dokulil 1962, с. 202, 204).

 

Если грамматическая категория является базовой единицей грамматики, исходным, стержневым звеном грамматических описаний, то словообразовательная категория не упоминается в наиболее полном описании системы словообразования русского языка, представленном в «Русской грамматике» (1980) (см. об этом [Земская 1992: 27]).

 

Монография И.С. Улуханова «Словообразовательная семантика в русском языке и принципы её описания» находим: «Слова с разными формантами, но с тождественными формантными частями значений, мотивированные словами одной и той же части речи, образуют словообразовательные категории, например, категории глаголов со значением "становиться каким или более каким", "становиться кем-чем", "наделять чем", "делать каким" и т.п. …» (Улуханов 2001, с. 129–130).

Примеры традиционно выделяемых СК

Категория отадъективных существительных с мутационным словобразовательным значением ‘предмет или лицо - носитель признака, названного производящим’: суффиксальные существительные типа старик, хищник, парусник, мудрец, бедняк, синяк, крепыш, документалист, неженка, раскладушка, жадина, тупица, симпатяга, дорогуша, грязнуля.

Категория отсубстантивных прилагательных с мутационным словообразовательным значением ‘обладающий свойством, характерным для предмета, названного производящим’: трубчатый, крючковатый, сиротливый, серебристый, шаровидный.

Категория отглагольных глаголов с модификационным словообразовательным значением ‘довести действие до чрезмерного результата’: пережарить, перезаниматься.

Категория отсубстантивных глаголов с мутационным словообразовательным значением ‘совершать действие с помощью предмета, названного производящим’: боронить, бомбить.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...