Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность политической идеологии




Содержание

 

     Введение…………………………………………………………….……...2

1. Сущность политической идеологии……………………………………....3

2. Функции политической идеологии………………………………………..6

3. Современные политические идеологии………………………………......7

4. Формирование политической идеологии России………………………...9

5. Современная государственная идеология и тенденции ее развития…..11

5.1. Современный российский либерализм…………………………..…...….11

5.2. У истоков современного российского консерватизма…………..….…..13 Выводы ………………………………………………………………..…..16

    Список использованной литературы и источников………………......18


Введение

Политическая идеология - система идей, представлений, понятий, выраженная в различных формах общественного сознания (в философии, политических взглядах, праве, морали, искусстве, религии). Идеология является отражением общественного бытия в сознании людей и, раз возникнув, в свою очередь активно воздействует на развитие общества, способствуя ему (прогрессивная идеология) или препятствуя ему (реакционная идеология). В классовом обществе идеология всегда является классовой. Идеологическая борьба является одной из основных форм классовой борьбы наряду с борьбой политической и экономической.

Политическая наука, идеология и психология отражают политическое бытие во всем его многообразии, но делают это по-разному, выполняя при этом различную социальную роль.

Политические теории и политические идеологии существенно отличаются друг от друга. Политические теории не претендуют на создание законченных систем, раз и навсегда постигших истину. Они открыты для новых идей и решений, отличаются критичностью к своим выводам. Идеологии же подчинены диктату определенных целей и политических мотивов, претендуют на завершенность и социальную истинность.


Сущность политической идеологии

 

Политическая идеология представля­ет собой одну из наиболее влиятель­ных форм политического сознания, воздействующую на содержание властных отношений. Впервые термин "идеология" ввел в научный оборот в начале XIX века французский философ Дестют де Траси в своем труде «Элементы идеологии». Со времени появления соответствующего термина в науке сложились различные взгляды на это духовное явление.

Для понятия сущности, содержания, роли и функций идеологии в общественной жизни ознакомимся с взглядами философов французско­го просвещения – Д. Дидро, П. Гольбаха, К Гельвеция и др. «Идеи правят миром!» – именно это положение определяло статус идеологии. Идеология рассматривалась просветителями, наряду с геометрией, физикой, математикой и т. д., в качестве научной дисциплины, противостоящей невежеству, «ложным», не соответствующим «человече­ской природе» взглядам и идеям, назначение которой – сыграть главную роль в построении «нового общества». Именно идеология в качестве нау­ки, осуществляющей познавательную функцию, закладывает основы бу­дущих «правильных законов» общества (государства), в основе которых должны лежать «естественные потребности» человека в справедливости, любви, безопасности, порядке и т.д.

В дальнейшем эта позиция послужила формированию «нейтраль­ной» концепции идеологии, согласно которой она представляет собой более или менее систематизированную совокупность идей, оценок людьми (индивидами, группами) своего положения в обществе и пу­тей, средств его изменения (сохранения). В этом случае она может вы­ступать в разных формах: экономической, политической, социокультур­ной идеологии.

Типичным примером такого подхода к идеологии и идеологической практике явилась ленинская концепция «научной идеологии». В. И. Ле­нин, как, впрочем, и его многие политические последователи, рассматривали идеологию как главное условие эффективности практической рево­люционной деятельности. При этом идеология в ленинизме фактически сводилась к политической форме существования и выступала в качестве главного инструмента в борьбе за власть, основного организационного орудия, обеспечивающего эффективное функционирование «социалисти­ческого государства».

Второе («негативистское») направление в исследовании идеологии многие политологи связывают с именем Ф. Бэкона и его учением об «идо­лах», мешающих научному познанию. В качестве наиболее видных пред­ставителей этого подхода называют имена К. Маркса, М. Вебера, К. Мангейма, К. Поппера и др. Они рассматривали идеологию, во-первых, как «спекулятивный», «ненаучный» метод познания, в основе которого лежит «абстрактное конструирование» будущего и его представление в качестве единственно истинного и, во-вторых, как элемент общественного сознания, оказывающий, в той или иной мере, влияние на деятельность и поведение индивидов, групп в обществе.

Противоположность двух подходов к идеологии проявляется до сих пор в различном понимании сущности такого ее важнейшего вида, как политическая идеология.

Любая социальная группа («класс», слой, нация, религиозная кон­фессия, социально-демографическая группа, «группы интересов» вплоть до организованной преступности) постоянно стремится к изменению или сохранению своего положения в системе многообразных общественных связей и отношений. Для осуществления этого необходимо использование определенных средств как материального, так и духовного порядка. Среди последних опять же большую роль играет политическая идеология.

Это подтверждается всей историей человечества, которая предстает как поле постоянной политической борьбы, в которой проявляются кон­фликты материальных (прежде всего – экономических) интересов, разре­шение которых происходит в форме борьбы за власть. При этом группы, участвующие в этих конфликтах, действуют не бессознательно, они вдох­новляются определенными социально-политическими теориями, доктри­нами, концепциями об идеальном, с их точки зрения, устройстве общест­ва, государства, власти, о формах правления, типе политического режима, административно-территориальном устройстве, правах и обязанностях «верхов» и «низов».

Признанным фактом является и то, что содержание идеологии не сводится исключительно к политической «составляющей». В нее в качестве элементов, хотя и «подчиненных», входят и определенные моральные ценности, правовые и экономические идеи, через призму кото­рых происходит соответствующая оценка политической системы как «аморальной» или «справедливой», «законной» или «не правовой», «экономически эффективной» или «неэффективной» и т. д. То же самое отно­сится ко всем другим формам идеологии.

Тем не менее, политическая идеология обладает ясно выраженной спецификой – это более или менее систематизированная совокупность идей, концепций, взглядов, в которых социальные субъекты оцени­вают систему властных отношений и свое место в ней, средства, способы ее изменения.

Большинство ученых трактуют политическую идео­логию как определенную доктрину, оправдывающую притязания той или иной группы лиц на власть и добиваю­щуюся подчинения общественного мнения собственным идеям. Следовательно, политическая идео­логия – это разновидность корпоративного сознания, отражаю­щая сугубо групповую точку зрения на ход политического и соци­ального развития, отличающаяся склонностью к духовному экс­пансионизму.

Политическая идеология является по преимуществу духовным орудием элиты. Именно от тактики поведения последней зависит степень идейного оформления тех или иных групповых интере­сов. Однако реальная роль политической идеологии в отношени­ях власти зависит от характера овладения ею общественным со­знанием.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...