Условия реализации принципа
Принцип проблемности Данный принцип все чаще появляется в дидактический системах. Это объясняется тем, что в практике обучения установлена конкретная закономерность: если учащихся ставить перед необходимостью решать учебные проблемы, то в процессе их решения у них развиваются многие качества, характеризующие сформировавшуюся индивидуальность и творческую личность (высокий уровень развития интеллектуальной, мотивационной и других сфер, инициативность, самостоятельность, критичность и т.д.). Данная зависимость проявляется всегда, когда в учебном процессе организуется включение учащихся в решение проблемы, в поиск нового знания.
Закономерности, отражаемые принципом: - развитие индивидуальности школьника зависит от характера его деятельности; - проблема является начальным моментом мыслительной деятельности; - мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять, когда возникает затруднение; Проблемное обучение и воспитание развивает интеллектуальную и другие сферы не потому, что учитель ставит проблемы, а потому, что школьник сам их решает. Принцип проблемности способствует разрешению следующих противоречий: - между имеющимся уровнем обученности, воспитанности и развития учащихся и необходимым» - между актуальным уровнем развития интеллектуальной (мотивационной и др.) сферы и уровнем ближайшего ее развития.
Требования принципа проблемности: 1. выявлять и учитывать уровни развития интеллектуальной сферы учащихся; 2. учебно-воспитательный процесс должен быть направлен на развитие у учащихся творческих способностей, познавательных умений и других составляющих интеллектуальной сферы;
3. с учетом реальных возможностей учащихся создавать проблемные ситуации, решать учебные и другие проблемы; 4. структурировать взаимодействие учителя и учащихся в соответствии с логикой проблемного обучения; 5. систематически осуществлять анализ результативности педагогических воздействий по развитию интеллектуальной сферы. Данные требования отражают основные направления действий педагога, стремящегося к организации проблемно-развивающего обучения.
Привила принципа проблемности:
1. систематически применять диагностические методики для изучения интеллектуальной сферы учащихся; 2. при подготовке и проведении урока конкретно ставить цели развития интеллектуальной сферы учащихся, пользуясь научно обоснованной номенклатурой целей; 3. разработка учебных проблем возможна на основе анализа учебного материала и выявления противоречивых фактов; формулировка учебных проблем производится в виде вопросов, задач, заданий; постановка учебных проблем в процессе обучения осуществляется чаще всего в результате проблемной ситуации; 4. создание и разрешение проблемной ситуации осуществляется в соответствии с логикой проблемного обучения по схеме: выявление противоречия (создание проблемной ситуации) – формулирование проблемы – выдвижение гипотез – поиск способов решения проблемы – решение проблемы – проверка правильности решения – формулирование выводов – применение знаний как по образцу, так и в незнакомых условиях; 5. анализ деятельности учителя и учащихся осуществлять с учетом достигнутого уровня знаний, развития и воспитанности учащихся.
Условия реализации принципа Реализация принципа проблемности будет эффективной, если преподаватель будет учитывать одновременно все требования и применять в комплексе соответствующие им правила. Логика данного процесса подсказывает, что лучше реализовать целостный подход к его подготовке и организации, чем акцентировать внимание на какой-либо его функции. Важным условием успешности работы преподавателя является использование им диагностических методик, номенклатуры целей, приемов создания проблемных ситуаций, способов структурирования учебного материала, способов взаимодействия с учащимися, средств анализа и самоанализа процесса и результатов обучения. При организации проблемного обучения важно уметь определять и выбирать то соотношение действий педагога и учащихся, которое является оптимальным, наиболее подходящим для конкретных условий. Это умение основывается на знании сущности и возможностей методов проблемного обучения.
Процесс проблемного обучения отличается от любого другого тем, что протекает по особым этапам: создание проблемной ситуации – высказывание предположений в ответ на проблемный вопрос – постановка учебной проблемы – выбор способа ее решения – решение проблемы – проверка правильности решения. Данные этапы логически связаны между собой, и стоит только опустить какой-либо из них, процесс проблемного обучения будет нарушен, окажется неполноценным именно с точки зрения реализации закономерностей развития школьников. Является важным соблюдение следующих условий: а) оказывать помощь учащимся на всех этапах учебно-воспитательного процесса; б) предусматривать вариативность учебных и других проблем и способов их решения; в) информировать учащихся о сути познавательных действий, о репертуаре мыслительных операций; г) побуждать учащихся к осознанию своих действий на основе рефлексии.
Принципмотивации. Мотивация присутствует во всех видах деятельности. Этот принцип ориентирует учителя не только на то, что необходимо формировать и что для этого нужно делать, и на то, как добиваться должного результата, как побуждать к активной учебной деятельности. Отношения учащегося к знаниям, учению, труду, другим формируются не только в процессе и на основе познания, а формируются вместе (в соответствии) с потребностями и целями человека и общества. Но для того, чтобы принцип мотивации выполнял регулятивную функцию, он должен отражать не только общие законы, но и внутренние закономерности процесса обучения:
- источником активности человека являются его потребности; — в деятельности всегда есть ее мотивационное ядро: существует единство деятельности и мотивации; — поведение и деятельность человека побуждается, направляется и регулируется мотивацией; - формирование мотивационной сферы школьника и функционирование мотивационной стороны процесса обучения осуществляется достаточно эффективно, если взаимодействие педагога и учащихся строится в соответствии с мотивационной основой учебной деятельности. Назовем основные противоречия, на разрешение которых нацеливает принцип мотивации:
5)необходимо своевременно выявлять результаты применения педагогических средств воздействия на мотивационную сферу учащихся — анализировать свою деятельность и корректировать ее так, чтобы обеспечить гармоничное развитие данной сферы. Чтобы выполнить эти требования,необходимо выполнять 1.Систематически выяснять, какие потребности, цели, мотивы и другие побуждения преобладают у большинства учащихся. Постоянно, на основе педагогической диагностики, анализировать причины и условия, влияющие на формирование мотивации. 2. Формировать у учащихся интеллектуальную потребность, потребности в знании, труде, познавательном общении, и связанные с ними мотивации как компоненты мотивационной сферы. З. При определении цёлей уроков предусмотреть активизацию состояний заинтересованности, добросовестности, ответственности, инициативности, организованности, самостоятельности и т. п. 4. Соотносить цели развития мотивации с возможностями педагогических средств; применение любого из них должно быть целесообразным, своевременным и психологически оправданным. 5. Осуществлять взаимодействие учителя и учащихся в соответствии со структурой мотивационной основы деятельности.
а) знать и применять диагностические методики для б) при выборе целей пользоваться для этого специально в) руководствоваться методическими рекомендациями по применению средств побуждающего воздействия и анализа педагогической деятельности; г) иметь представление о мотивационной основе учебной деятельности учащегося; д) учитель должен научиться решать следующие вероятные педагогические задачи: ¾ управлять вниманием учащихся; ¾ разъяснять смысл предстоящей деятельности; ¾ актуализировать необходимые мотивационные состояния;
¾ побуждать учащихся к выдвижению целей деятельности; ¾ обеспечивать успешное выполнение учащимися стоящих перед ними задач; ¾ обеспечивать учащихся оперативной информацией, поддерживающей у них уверенность в своих действиях; ¾ оценивать процесс и результаты педагогической деятельности по развитию мотивационной сферы.
Взаимосвязь принципов дидактики Анализ современной системы принципов показывает, что довольно большую их
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|