Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Условия реализации принципа

Принцип проблемности

Данный принцип все чаще появляется в дидактический системах. Это объясняется тем, что в практике обучения установлена конкретная закономерность: если учащихся ставить перед необходимостью решать учебные проблемы, то в процессе их решения у них развиваются многие качества, характеризующие сформировавшуюся индивидуальность и творческую личность (высокий уровень развития интеллектуальной, мотивационной и других сфер, инициативность, самостоятельность, критичность и т.д.). Данная зависимость проявляется всегда, когда в учебном процессе организуется включение учащихся в решение проблемы, в поиск нового знания.

 

Закономерности, отражаемые принципом:

- развитие индивидуальности школьника зависит от характера его деятельности;

- проблема является начальным моментом мыслительной деятельности;

- мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять, когда возникает затруднение;

Проблемное обучение и воспитание развивает интеллектуальную и другие сферы не потому, что учитель ставит проблемы, а потому, что школьник сам их решает.

Принцип проблемности способствует разрешению следующих противоречий:

- между имеющимся уровнем обученности, воспитанности и развития учащихся и необходимым»

- между актуальным уровнем развития интеллектуальной (мотивационной и др.) сферы и уровнем ближайшего ее развития.

 

Требования принципа проблемности:

1. выявлять и учитывать уровни развития интеллектуальной сферы учащихся;

2. учебно-воспитательный процесс должен быть направлен на развитие у учащихся творческих способностей, познавательных умений и других составляющих интеллектуальной сферы;

3. с учетом реальных возможностей учащихся создавать проблемные ситуации, решать учебные и другие проблемы;

4. структурировать взаимодействие учителя и учащихся в соответствии с логикой проблемного обучения;

5. систематически осуществлять анализ результативности педагогических воздействий по развитию интеллектуальной сферы.

Данные требования отражают основные направления действий педагога, стремящегося к организации проблемно-развивающего обучения.

 

Привила принципа проблемности:

 

1. систематически применять диагностические методики для изучения интеллектуальной сферы учащихся;

2. при подготовке и проведении урока конкретно ставить цели развития интеллектуальной сферы учащихся, пользуясь научно обоснованной номенклатурой целей;

3. разработка учебных проблем возможна на основе анализа учебного материала и выявления противоречивых фактов; формулировка учебных проблем производится в виде вопросов, задач, заданий; постановка учебных проблем в процессе обучения осуществляется чаще всего в результате проблемной ситуации;

4. создание и разрешение проблемной ситуации осуществляется в соответствии с логикой проблемного обучения по схеме: выявление противоречия (создание проблемной ситуации) – формулирование проблемы – выдвижение гипотез – поиск способов решения проблемы – решение проблемы – проверка правильности решения – формулирование выводов – применение знаний как по образцу, так и в незнакомых условиях;

5. анализ деятельности учителя и учащихся осуществлять с учетом достигнутого уровня знаний, развития и воспитанности учащихся.

 

Условия реализации принципа

Реализация принципа проблемности будет эффективной, если преподаватель будет учитывать одновременно все требования и применять в комплексе соответствующие им правила. Логика данного процесса подсказывает, что лучше реализовать целостный подход к его подготовке и организации, чем акцентировать внимание на какой-либо его функции. Важным условием успешности работы преподавателя является использование им диагностических методик, номенклатуры целей, приемов создания проблемных ситуаций, способов структурирования учебного материала, способов взаимодействия с учащимися, средств анализа и самоанализа процесса и результатов обучения. При организации проблемного обучения важно уметь определять и выбирать то соотношение действий педагога и учащихся, которое является оптимальным, наиболее подходящим для конкретных условий. Это умение основывается на знании сущности и возможностей методов проблемного обучения.

Процесс проблемного обучения отличается от любого другого тем, что протекает по особым этапам: создание проблемной ситуации – высказывание предположений в ответ на проблемный вопрос – постановка учебной проблемы – выбор способа ее решения – решение проблемы – проверка правильности решения. Данные этапы логически связаны между собой, и стоит только опустить какой-либо из них, процесс проблемного обучения будет нарушен, окажется неполноценным именно с точки зрения реализации закономерностей развития школьников. Является важным соблюдение следующих условий:

а) оказывать помощь учащимся на всех этапах учебно-воспитательного процесса;

б) предусматривать вариативность учебных и других проблем и способов их решения;

в) информировать учащихся о сути познавательных действий, о репертуаре мыслительных операций;

г) побуждать учащихся к осознанию своих действий на основе рефлексии.

 

 

Принципмотивации.

Мотивация присутствует во всех видах деятельности. Этот принцип ориентирует учителя не только на то, что необходимо формировать и что для этого нужно делать, и на то, как добиваться должного результата, как побуждать к активной учебной деятельности. Отношения учащегося к знаниям, учению, труду, другим формируются не только в процессе и на основе познания, а формируются вместе (в соответствии) с потребностями и целями человека и общества. Но для того, чтобы принцип мотивации выполнял регулятивную функцию, он должен отражать не только общие законы, но и внутренние закономерности процесса обучения:

- источником активности человека являются его потребности;

— в деятельности всегда есть ее мотивационное ядро: существует единство деятельности и мотивации;

— поведение и деятельность человека побуждается, направляется и регулируется мотивацией;

- формирование мотивационной сферы школьника и функционирование мотивационной стороны процесса обучения осуществляется достаточно эффективно, если взаимодействие педагога и учащихся строится в соответствии с мотивационной основой учебной деятельности.

Назовем основные противоречия, на разрешение которых нацеливает принцип мотивации:
— между потребностями и другимипобуждениями человека испособами их удовлетворения;
— между имеющимся уровнем сформированности мотивационной сферы и требуемым;
— между актуальными и потенциальнымисостояниями мотивации.
Разрешение названных противоречий возможно при соблюденииопределенных требований правил и условий реализацииданного принципа.


Требования принципа мотивации:


1) необходимоформировать. гармоничную мотивационную сферу — вшкольном возрасте ее основу составляет мотивация учения и труда с ее неотъемлемыми компонентами (мотивация учения, мотивации труда, мотивация достижения, мотивации общения, мотивация конструктивного конфликтного поведения);


2)следующее требование принципа тесно связано с первым,вытекает из него. Целенаправленное формирование. мотивации невозможно, еслипедагог незнает, насколько развито эт о свойство у каждого учащегося и всего класса в целом. Знание этогопозволяет учителю сориентироваться в педагогической ситуации и сделать правильный выбор цели ее развития. Следовательно, необходимо своевременноевыявлениесформированности мотивации учения и труда;


3)целесообразный отбор и применениенауроках средств побуждающегои формирующего воздействия. Эти средства необходимо применять так, чтоб ониспособствовали развитию различных компонентов исторон мотивации в ихединстве. Поэтому они должныприменяться в комплексе, включающем приемы побуждения и за счет стимулирующего влияния содержанияучебного материала, и за счетпобуждающей функции и методовобучения, и за счет сочетанияразличныхвидов деятельности;


4)необходимо обеспечить динамику развития положительных потребностно--мотивационных состояний учащихся в соответствии со структурой мотивационной основы деятельности;

5)необходимо своевременно выявлять результаты применения педагогических средств воздействия на мотивационную сферу учащихся — анализировать свою деятельность и корректировать ее так, чтобы обеспечить гармоничное развитие данной сферы.

Чтобы выполнить эти требования,необходимо выполнять
следующие правила:

1.Систематически выяснять, какие потребности, цели, мотивы и другие побуждения преобладают у большинства учащихся. Постоянно, на основе педагогической диагностики, анализировать причины и условия, влияющие на формирование мотивации.

2. Формировать у учащихся интеллектуальную потребность, потребности в знании, труде, познавательном общении, и связанные с ними мотивации как компоненты мотивационной сферы.

З. При определении цёлей уроков предусмотреть активизацию состояний заинтересованности, добросовестности, ответственности, инициативности, организованности, самостоятельности и т. п.

4. Соотносить цели развития мотивации с возможностями педагогических средств; применение любого из них должно быть целесообразным, своевременным и психологически оправданным.

5. Осуществлять взаимодействие учителя и учащихся в соответствии со структурой мотивационной основы деятельности.


6. Анализировать свою деятельность, пользуясь специально разработанными методиками.


Чтобы успешно применять принцип мотивации, как и любой другой принцип дидактики, необходимо не только знать его основные положения, но и соблюдать ряд условий его реализации:

а) знать и применять диагностические методики для
выявления уровня развития мотивации учащихся;

б) при выборе целей пользоваться для этого специально
разработанной номенклатурой;

в) руководствоваться методическими рекомендациями по применению средств побуждающего воздействия и анализа педагогической деятельности;

г) иметь представление о мотивационной основе учебной деятельности учащегося;

д) учитель должен научиться решать следующие вероятные педагогические задачи:

¾ управлять вниманием учащихся;

¾ разъяснять смысл предстоящей деятельности;

¾ актуализировать необходимые мотивационные состояния;

¾ побуждать учащихся к выдвижению целей деятельности;

¾ обеспечивать успешное выполнение учащимися стоящих перед ними задач;

¾ обеспечивать учащихся оперативной информацией, поддерживающей у них уверенность в своих действиях;

¾ оценивать процесс и результаты педагогической деятельности по развитию мотивационной сферы.


Принцип мотивации заключается в том, чтобы ориентировать педагогов на формирование целостной мотивационной сферы; должным образом структурировать педагогическую деятельность; побуждать учащихся к активной жизнедеятельности, стимулировать у нихзаинтересованное, добросовестное и ответственное отношение к труду, учению, к знаниям; своевременно выявлять сформированности мотивации учащихся.

 

 

Взаимосвязь принципов дидактики

Анализ современной системы принципов показывает, что довольно большую их
группу составляют принципы, регулирующие прежде всею формирование у учащихся предметных знаний и умений. К ним относятся принципы научности, наглядности, прочности и пр. Другую группу образуют принципы, обеспечивающие эффективность педагогического процесса: принципы активности и самостоятельности, оптимизации, сочетания коллективной и индивидуальной работы, единства образовательных, обучающих и развивающих функций и т д. Третья группа включает принципы, позволяющие педагогу в. учебно-воспитательном, процессе развивать интеллектуальную, мотивационную, эмоциональную и другие сферы ребенка. К ним относятся принципы целостности, проблемности, мотивации, профессиональной направленности обучения и воспитания. Последние теоретически
только разрабатываются и поэтому в практике применяются еще не совсем эффективно. Однако, чем более педагогический процесс будет отвечать требованиям названных принципов, тем выше будет уровень его целостности.
Все принципы связаны между собой и не могут применяться независимо один от другого Например, принципы проблемности, научности, систематичности и доступности направлены главным образом на развитие интеллектуальной и предметно-практической сфер, выражают необходимость систематического изучения знаний и применения их для решения задач практического характера. Систематичность знаний связана не с систематическим их преподаванием, но и с систематическим их изучением. Уровень проблемности или доступности не поднять, если не сформировать у учащихся стремления к знаниям. Принцип мотивации соответствует названным принципам в том, что он способствует развитию реальных учебно-познавательных возможностей учащихся, обусловливает развитие мотивов осознания систематического изучения предмета, ответственного отношения к приобретению званий и умений. Аналогично можно рассмотреть и доказать взаимосвязь других принципов.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...