Урок по рассказам В.Крупина «Сбрось мешок» и «А ты улыбайся»
Остановись и ты в изумлении перед красотой- и в твоём сердце расцветёт благородство. В.А.Сухомлинский Всегда надо помнить, что жизнь наша может и должна быть лучше. Л.Н.Толстой. Ти п урока: урок изучения нового материала с использованием философских размышлений. Цели:
Наглядные материалы: – фотографии В. Крупина – карточка-информатор на каждый стол; – толковый словарик; – тексты рассказов В. Крупина «Сбрось мешок» и «А ты улыбайся» на каждый стол; – ноутбук и экран. Слово учителя: “Лишь Слову жизнь дана”. Эти слова принадлежат известному русскому писателю Ивану Алексеевичу Бунину. С давних пор люди пытались ответить на вопросы: для чего живёт человек? что такое правда и ложь, добро и зло? Эти вопросы называются “вечными” вопросами. Сегодня мы попытаемся ответить на некоторые из этих вопросов, прочитав рассказы Владимира Крупина. (портрет автора).Этот автор нам пока не знаком, давайте узнаем о нём побольше.
Слово о Крупине (выступление ученика) Слайд 4 - Владимир Николаевич Крупин родился в солнечный воскресный день первой военной осени 7 сентября 1941 года в селе Кильмезь, недалеко от города Вятка, что стоит на Великом Сибирском тракте. Он стал третьим ребёнком в семье работника лесхоза Николая Яковлевича и Варвары Семёновны Крупиных. Главным родительским уроком стал труд.Счастье искупаться в реке, переночевать на сеновале и много других детских забав надо было заработать: прополоть грядки, накормить скотину. Трудовые будни большой семьи по вечерам завершал праздник, его дарила мать, которая читала детям сказки ПушкинаДетство прошло в голодные годы войны и тяжёлое послевоенное время. Отец был немногословен, трудолюбив, первым брался за любую работу. Поэтому и сын после окончания школы трудился в качестве слесаря, грузчика, служил в армии. После армии поступил в педагогический институт на факультет русского языка и литературы. Работал в районной газете, на центральном телевидении, в различных издательствах, преподавал в школе. Он был членом редколлегии журнала «Новый мир», главным редактором журнала «Москва» (1989-1992). С 1994 преподает в Московской духовной академии; с 1998 главный редактор христианского журнала «Благодатный огонь». Слово о творчестве (доклад ученика) Слайд 5 Начал Владимир Крупин с публикации стихов, репортажей и очерков, однако истинное писательское лицо Крупина — автора «деревенской прозы» — проявилось в рассказах и повестях. Широкую известность принесла Крупину повесть "Живая вода" (1980). Все рассказы Крупина проникнуты щемящей болью за разрушаемую, уходящую деревню, любовью к сельским жителям. Крупин в одном интервью сказал: «Мне не надо было говорить люби Родину, я вырастал среди такой красоты природы, церквей и людей, что любовь к миру родилась вместе со мной. И это огромное счастье». И ещё он говорит так: «Мои родители, дедушки, бабушки - вот кто русские писатели, а лишь записчик».
Учитель: Постараемся быть внимательными читателями, видеть проблемы, поставленные автором в рассказе «Сбрось мешок»(чтение рассказа) Двойной дневник (после прочтения на обороте записываем одно слово или словосочетание) Беседа по содержанию рассказа. -Как вы думаете, когда происходит действие рассказа? -Как жилось рассказчице? -Какие глаголы раскрывают физическое состояние героини?(таскала мешки, ноги подгибаются. промокла, мешок к земле пригибает) -Что же случилось в этот вечер необычного? -Какие отношения связывают дочь и отца? -Что значит слово «тятя»? -Как обращается к дочери отец? -Какую красоту они увидели? (смотрим на картину) Пишем на обороте слово или словосочетание -Как вы понимаете слово красота? -Составим кластер на слово красота, используя словарные статьи из словаря Даля и Ожегова (Слово на обороте), Слайд 8
-Кто был источником красоты? -Какую цепочку мы могли бы составить из нашего кластера? (видеть красоту, воспринимать её душой и передавать её дальше) Учитель: В жизни есть такой закон, который говорит. Что определённое количество переходит в определенное качество. Как вы понимаете эту фразу, посмотрев на эту цепочку? Слайд 9 отец дочь(мать, баубушка) дочь(внучка,мать) дочь(правнучка,внучка) Вятка радуга, солнц земляника в росе веточки, облака Слово на обороте -Какие плоды принесла всего лишь одна фраза: «Сбрось мешок!» -Групповая работа (составляем кластер на слово мешок по словарной статье из словаря Даля и Ожегова)
- Каждая группа объясняет свой кластер (слово на обороте) -Какова же проблема текста. Что хотел сказать автор этим рассказом В.Крупин? -А теперь прочитаем рассказ «А ты улыбайся». В какое качество перешло количество информации, увиденное детьми? Слайд 10 -Подтвердите примерами из текста (дети бросили лепить фигуры. Стали бросаться снежками сначала в ноги, а потом в друг друга,расстреливали снежками вылепленных из снега папу, маму и себя, и всю родню) – Каким образом В.Крупин «пробуждает» наше сознание, вновь обращаясь к вечным вопросам жизни и пытаясь на них дать свой ответ.
Учитель. Сейчас я прочитаю вам стихотворение. А вы прокомментируйте его. Слайд 11 Существует закон бумеранга. Как аукнется, так откликнется, Все получишь сполна полной мерой, Как идем мы дорогой жизненной, Михаил Чикин, 2006 (слово на обороте) -А теперь познакомимся с вашими фразами, которые вы записали на оборотной стороне (каждый читает свою бумажку) -Оценки -Рефлексия (свои примеры. Какие виды работы понравились на уроке. Что удалось. Что было трудно) - домашнее задание– Вам предстоит дома ответить на вопрос «Что значить жить?»
Технологическая карта урока
Сбрось мешок! В девках я здоровая была, наравне с парнями мешки таскала. Тятя жалел, да ведь десять ртов в семье жалость заглушат.
А ТЫ УЛЫБАЙСЯ! В воскресенье должен был решаться какой-то очень важный вопрос на собрании нашего жилищного кооператива. Собирали даже подписи, чтоб была явка. А я пойти не смог — не получилось никуда отвести детей, а жена была в командировке. Пошел с ними гулять. Хоть зима, а таяло, и мы стали лепить снежную бабу, но вышла не баба, а снеговик с бородой, то есть папа. Дети потребовали лепить маму, — потом себя, потом пошла родня поотдаленней. Рядом с нами была проволочная сетчатая загородка для хоккея, но льда в ней не было, и подростки гоняли в футбол. И очень азартно гоняли. Так, что мы постоянно отвлекались от своих скульптур. У подростков была присказка: "А ты улыбайся!" Она прилипла к ним ко всем. Или они ее из какого фильма взяли, или сами придумали. Первый раз она мелькнула, когда одному из подростков попало мокрым мячом по лицу. "Больно же!" — закричал он. "А ты улыбайся!" — ответили ему под дружный хохот. Подросток вспыхнул, но одернулся — игра, на кого же обижаться, но я заметил, что стал играть он злее и затаенней. Подстерегал мяч и ударял, иногда не пасуя своим, а влепливая в соперников. Игра у них шла жестоко: насмотрелись мальчики телевизор. Когда кого-то сшарахивали, прижимали к проволоке, отпихивали, то победно кричали: "Силовой прием!" Дети мои бросили лепить и смотрели. У ребят появилась новая попутная забава — бросаться снежками. Причем не сразу стали целить друг в друга, вначале целили по мячу, потом по ноге в момент удара, а вскоре пошла, как они закричали, "силовая борьба по всему полю". Они, мне казалось, дрались — настолько грубы и свирепы были столкновения, удары, снежки кидались со всей силы в любое место тела. Больше того — подростки радовались, когда видели, что сопернику попало, и больно попало. "А ты улыбайся!" — кричали ему. И тот улыбался и отвечал тем же. Это была не драка, ведь она прикрывалась игрой, спортивными терминами, счетом. Но что это было? Тут с собрания жилищного кооператива потянулся народ. Подростков повели обедать родители. Председатель ЖСК остановился и пожурил меня за отсутствие на собрании. — Нельзя стоять в стороне. Обсуждали вопрос о подростках. Понимаете, ведь столько случаев подростковой жестокости. Надо отвлекать, надо развивать спорт. Мы решили сделать еще одно хоккейное поле. "А ты улыбайся!" — вдруг услышал я крик своих детей. Они расстреливали снежками вылепленных из снега и папу, и маму, и себя, и всю родню.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|