Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Мораль как социальное явление




Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

УТВЕРЖДАЮ

 

____________________________

 

_____________________________

 

«____»_____________20____г.

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ЭТИКА»

Направление подготовки: КУЛЬТУРОЛОГИЯ

 

Профиль подготовки: художественная культура

 

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр культурологии

Форма обучения: очная

 

Москва – 2010

Мо

Цели и задачи освоения дисциплины

Цель курса – дать студентам систематическое знание, соответствующее современному уровню этической науки; познакомить со сложившимся в этической теории понятийным аппаратом, способами анализа и аргументации; сформировать навыки самостоятельного осмысления философско-этических проблем.

Задачи курса. Реализация общей цели предполагает решение трех взаимосвязанных задач, которое достигается в процессе освоения основных разделов курса:

1) определить предмет этики, выявить «границы» функционирования морали как специфического социального явления и ценностной формы сознания;

2) рассмотреть актуальные проблемы этической теории и нравственной практики помочь молодым людям, опираясь на систематизированный нравственный опыт многих поколений человечества, научиться ориентироваться в непростых ситуациях морального выбора;

3) исследовать эволюцию этических учений в контексте историко-культурной динамики и трансформаций рациональности и выявить роль морали в культуре через призму изменений ее нормативного содержания.

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Этика» относится к циклугуманитарных, социальных и экономических дисциплин (базовая часть, социально-гуманитарный модуль).Курс «этика» логически и содержательно связан с проблематикой ряда социально-гуманитарных и профессиональных дисциплин.

Приступая к процессу изучения дисциплины, студент должен владеть базовыми знаниями в области философской проблематики, истории философии, теории культуры; быть знакомым с интерпретацией культуры как мира особых нормативных порядков.

Освоение дисциплины «этика» необходимо для последующего изучения курсов «эстетика», «философия культуры», этика деловых коммуникаций.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «этика»

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций обучающегося:

  • умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
  • способен анализироватьсоциально-значимые проблемы и процессы
    (ОК-9);
  • способен понимать, изучать и критически анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследований; владеет методами обработки, анализа и синтеза информации (ПК-2);
  • способен представлять освоенное знание, системные взаимосвязи внутри и между дисциплинами в контексте профессиональной культуры; готов к участию в экспертно-консультационной работе (ПК-11);
  • способен осуществлять воспитательную и педагогическую деятельность в государственных и негосударственных учреждениях общего образования (ПК-19);

В результате освоения дисциплины обучающиеся должны

знать:

  • специфику этического способа познания и освоения мира;
  • логику и основные этапы развития этической мысли, ее соответствие культурно-исторической динамике и развитию форм рациональности;
  • основные этические системы, их основополагающие принципы и категории;
  • базовые тексты, составляющие фонд этической мысли, их основную проблематику, исторический и теоретический контекст формирования
  • актуальные нравственные проблемы российского общества

уметь:

  • аргументировано и логично, с опорой на весь массив изучаемого материала и использованием категориального аппарата этической науки, излагать знания в области теории и истории этики;
  • анализировать базовые этико-философские тексты, интерпретировать их содержание и проблематику в соответствии с историческим и теоретическим контекстом;
  • анализировать нравственную проблематику современного постиндустриального, в том числе российского общества
  • применять полученные знания в педагогической и воспитательной деятельности

владеть:

  • понятийным аппаратом дисциплины
  • техниками анализа текстов

4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы,

144 часа (1з.ед. = 36 ч.)

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
лекции семинары Сам. Раб.
  Этика как учение о морали            
  Мораль как социальное явление   2,3       Семинар – 3 неделя
  Нравственные проблемы современного российского общества   4,5       Семинар 4,5
  Мораль как специфическая форма сознания   6,7       Семинар 7 неделя
  Структура морали   8,9       Семинар 9 неделя
  Природа и сущность этических категорий   10,11       Рубежный контроль 11 неделя
  Проблема происхождения морали            
  Основные этические системы Античности   13, 14, 15,16,17       Семинары: 15,16,17 н. 1 семестр - зачет
  Этические учения европейского Средневековья   1,2       Семинар - 2 неделя
  Этика итальянского гуманизма   3,4,5       Семинары – 4,5 недели
  Этическая рефлексия Нового времени   6,7,8        
  Новаторская этика И.Канта   9,10        
  Этические учения второй половины ХIХ – ХХ веков   11, 12, 13,14,15       Рубежный контроль 11 неделя
  Основные этапы развития этической мысли в России            
  Этический иррационализм Н.А.Бердяева и этика «всеединства» Вл. Соловьева           2 семестр - экзамен
  Общее количество часов по учебному плану: 144              
     
     
     
     
                       

Раздел I. Этика как учение о морали

Тема 1. Предмет и задачи этики

Этика как философская наука, специфика ее объекта и задач. Происхождение и содержание термина «этика». Соотношение понятий «этика», «мораль» и «нравственность», их этимологическая близость и смысловые нюансы.

ТЕМА 2. МОРАЛЬ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

Мораль как специфическое социальное явление. Социальная природа морали. Социально-историческая обусловленность содержания морали и преемственность в процессе развития. Относительная автономия морали и способность влияния на социальные процессы. Императивность, нормативность и оценочность морали.

Социальные функции морали: Регулятивная функция. Мораль в системе механизмов социальной регуляции. Мораль и право. Особенности моральной регуляции. Познавательная функция. Специфика морального способа познания и освоения мира. Воспитательная функция. Проблема нравственного воспитания личности. Роль воспитания в процессе преемственности нравственного опыта. Современные проблемы нравственного воспитания молодежи, влияние массовой культуры и средств массовой информации на нравственный статус личности. Оценочно-императивная функция. Мораль как способ ориентирования в системе общественных нравственных отношений. Мировоззренческая функция. Мораль как система нравственных убеждений, обладающая теоретическим фундаментом и собственными способами воздействия на общественные процессы. Взаимодействие и взаимообусловленность социальных функций морали.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...