Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие и специальные способности в управленческой деятельности

Третья категория управленческих способностей, в отличие от первых двух, выделяется не по функционально-деятельностному, а по структурно-психологическому критерию. Она отражает принятое в психологии разделение способностей на общие и специальные. При этом необходимо учитывать, что понятие специальных способностей рассматривается в двух планах. Традиционно под ними понимается способность к какому-либо виду деятельности (тогда как общие – это способности, необходимые для многих или для всех видов деятельности). Однако специальные способности соотносятся также с индивидуальной мерой сформированности отдельных «психических деятельностей», т. е. с мерой развития основных психических процессов. В этом случае принято говорить, например, о мнемических, мыслительных, перцептивных способностях.

    3.1. Общие способности

К числу общих способностей, значимо влияющих на успешность управленческой деятельности, должны быть отнесены проанализированные в соответствующих разделах интеллект, креативность, обучаемость, рефлексивность, активность, саморегуляция. Все присущие им закономерности влияния на управленческую деятельность одновременно дают и характеристику интеллекта, креативности, рефлексивности и т. д. Как общих способностей руководителя. Одной из наиболее интересных особенностей влияния общих способностей на управленческую деятельность является специфическая – криволинейная зависимость ее эффективности от меры развития этих способностей. В отношении интеллекта, рефлексивности и креативности, как было показано, этот факт является экспериментально доказанным. в плане способности к обучаемости данные пока не получены. Вместе с тем и здесь ситуация должна быть аналогичной. Слишком слабая обучаемость по вполне понятным причинам является негативным фактором управленческой деятельности. Однако и слишком высокая обучаемость, по-видимому, не будет благоприятствовать эффективности управления. Во-первых, в связи с ней будут усиливаться репродуктивные, т. е. основанные на стремлении к обогащению профессионального опыта и его использования стратегии управленческой деятельности. Они хотя и обеспечивают ее высокую надежность, нов отличие от продуктивного стиля управления не дают максимальных результатов. Во-вторых, слишком высокая обучаемость является, как показано, предпосылкой для склонности к «постоянному экспериментированию», стремлению немедленно апробировать то, чему научился. Это повышает рискованность деятельности и снижает ее качественные показатели.

 В отличие от общих способностей, специальные способности связаны с успешностью управленческой деятельностью прямой зависимостью. Чем выше уровень их развития, тем выше и показатели эффективности деятельности (конечно, при прочих равных условиях). Так, например, связь уровня развития мнемонических процессов с параметрами управленческой деятельности, безусловно, является прямой и сильной. И долговременная память (как психологическая основа профессионального опыта), и оперативная память (как основа реализации функций оперативного управления) являются объективными условиями успешности деятельности руководителя. Столь же очевидна и непосредственна – прямая связь мыслительных способностей с успешностью управленческая деятельность. аналогичную роль играют по существу и все иные специальные способности – перцептивные, волевые аттенционные (развитие процессов внимания), имажинативные (развитие процессов воображения).

Руководителю лучше обладать «средним практическим мышлением», чем высокоразвитым, но абстрактным теоретическим мышлением. И уж тем более ему необходимо обладать не «острым и развитым восприятием», а развитым социальным восприятием.

Итак, общую структуру управленческих способностей можно схематично представить следующим образом (см Рис.2).


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Приложения


С Т А Д И И
70
60
50
40
30
20
10
                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

 
 

 


                                                                                 Возраст

Рис. 3.1. Основные стадии профессиональной карьеры.

 

 


                          рис. 3.2. Психологическая структура управленческих способностей


О главление

1. Менеджерские характеристики. 4

1.1. Факторы. 4

1.2. Личностные качества. 5

1. Способности управляющего. 9

2. Общеорганизаторские способности. 9

2.1.Общеуправленческие способности. 9

2.2.Локальные способности. 11

3. Общие и специальные способности в управленческой деятельности. 12

3.1. Общие способности. 12


Список использованной литературы:

1.А. В. Карпов «Психология менеджмента» М., Градарики,2004г.

2.Г. М. Мануйлов “Психологическое управление в рыночных условиях” М; РАН,1997 г.

3.Дружинин В. Н. «Психология общих способностей» М., Градарики, 1995г.

4.Ф. Фидлер «Теория лидерской эффективности» М., Общество и экономика, 1967г.

5Р. М..Стогдилл «лидерство в организации», 1972г.

6.«Курс практической психологии» под ред. Р. Р. Кашапова, Можайск, 1992г.

7. Н. С. Мангутов, Л. И. Уманский «Организатор и организаторская деятельность» Л., 1975г.

8. Интернет, www.5ballov.ru.

9.Интернет, http://monax.ru/order/

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...