Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическая интервенция отклоняющегося поведения личности




Интервенция отклоняющегося поведения личности является еще одним направлением социально-психологического воздействия. Психологическая интервенция — это психологическое вмешательство в личностное пространство для стимулирования позитивных измене­ний. Цель интервенции девиантного поведения личности состоит в ослаблении или устранении тех форм ее поведения, которые пре­пятствуют социальной адаптации.

Отличительной особенностью психологической интервенции в целом является желание изменений со стороны самой личности, ее готовность к сотрудничеству с психологом. В случае отклоня­ющегося поведения несовершеннолетних инициатива и согла­сие должны исходить от законных представителей интересов ре­бенка.

Основная трудность работы с отклоняющимся поведением лич­ности состоит в том, что, как правило, на первых этапах социаль­но-психологической помощи человек сопротивляется изменени­ям несмотря на выраженные негативные последствия своего пове­дения. В таких случаях основанием для вмешательства может быть степень вреда, причиняемого девиацией, или уровень социальной дезадаптации личности. Например, причиной обращения за помо­щью наркозависимого человека часто являются либо серьезные проблемы со здоровьем, либо достижение им ситуации «социаль­ного дна». Заболевания, сопровождающие употребление наркоти­ков, хорошо известны — гепатит, ВИЧ-инфекция, психические расстройства. Социальная деградация, в свою очередь, выражается в криминализации, утрате трудоспособности, изоляции, потере жилья и семьи.

Таким образом, ведущие задачи психологического вмешательства при девиантном поведении можно сформули­ровать следующим образом:

· формированиемотивации на социальную адаптацию или вы­здоровление;

· стимулирование личностных изменений;

· коррекция конкретных форм отклоняющегося поведения;

· создание благоприятных социально-психологических условий для личностных изменений или выздоровления.

Эффективность работы оценивается как по объектив­ным признакам уменьшения нежелательного поведения (напри­мер, случаев употребления наркотиков), так и по субъективным изменениям (например, усилению желания вести трезвый образ жизни). Одним из наиболее важных критериев позитивных изме­нений выступает повышение уровня социальной адаптации лич­ности.

В случае психологической интервенции отклоняющегося пове­дения используются все известные методы психологического воз­действия, часто те же, что и в психопрофилактической работе. Ведущими методами психологической интервенции являются пси­хотерапия, психологическое консультирование, психологический тренинг, организация терапевтической или саногенной среды.

Наиболее популярной формой психологической работы с лич­ностью является консультирование в сочетании с психотерапией. Границы между двумя выделенными формами помощи в случае девиантного поведения практически трудно различимы. Термин "Консультирование» более приемлем для работы со здоровыми людьми. Учитывая сложный характер поведенческих девиаций, их склонность переходить в болезненные расстройства, далее, говоря о психотерапии или консультировании, мы будем иметь в виду именно их гармоничное сочетание.

При отсутствии единой теории личности существуют различ­ные концепции и формы консультирования (психотерапии). Наи­большее развитие и признание получили три ведущих на­правления: психоаналитическое, когнитивно-поведенческое, гу­манистическое. Эти исторические модели дали жизнь сотням мо­дификаций, в связи с чем появились и различные классифика­ции.

В зависимости от целей интервенции выделяют три вида психотерапии:

поддерживающая психотерапия — обеспечивает поддержку име­ющихся защитных сил и выработку новых более эффективных спо­собов повеления;

переучивающая психотерапия — стремится к изменению поведе­ния;

личностно-реконструктивная — нацелена на внутриличностные изменения через осознание интрапсихических конфликтов.

В клинической практике принято деление методов психотера­пии на симптомо-центрированные, личностио-центрированные и социоцентрированные. Психотерапия может быть реализована враз-личных формах, например: групповая, семейная или инди­видуальная, длительная или краткосрочная, директивная или не­директивная, ориентированная на решение проблемы или лично­стные изменения. На практике чаше используются комбинирован­ные методы. Кроме того, существует множество модификаций ос­новных психотерапевтических методов. Например, в Психотера­певтической энциклопедии под редакцией Б. Д. Карвасарского [22] описывается около ста психотерапевтических методик, реальное их количество — еще больше. Многие авторы в то же время отме­чают приблизительно равную эффективность различных видов пси­хотерапии, подчеркивая ведущее значение личности специалиста.

Стратегии социально-психологического вмешательства при различных формах девиантного поведения

Различные формы девиантного поведения требуют внесения не­которых корректив в использование основных психологических методов. С известной долей условности можно наметить некоторые общие стратегии социально-психологического вмешательства в отношении основных видов отклоняющегося поведения.

Делинквентное поведение

В случае противоправного и антиобщественного поведения ос­новной стратегией социально-психологического воздействия яв­ляется организация условий общественного наказания (преимуще­ственно в тюрьмах и исправительно-трудовых колониях). В ряде стран к лицам, совершившим правонарушения, применяется система общественного порицания и ограничения прав делинквента (без или после отбывания наказания), например ограничения в выборе профессии, в приеме на работу или в усыновлении детей.

Основными формами психолого-социальной работы в случае делинквентного поведения являются консуль­тирование, психотерапия, судебно-психологическая экспертиза (особенно в отношении несовершеннолетних), СПТ и организа­ция саногенной среды. Относительно новой формой являются спе­циализированные отделения при психиатрических больницах для делинквентных лиц с психическими расстройствами. В данных уч­реждениях особое внимание уделяется вопросам социально-пси­хологической реабилитации личности.

Психотерапия в условиях мест лишения свободы — пенитенци­арная психотерапия — важная, хотя и плохо разработанная, форма интервенции. Ее специфичность определяется как крайне стрессо­вой для личности ситуацией, влиянием асоциально настроенных лидеров, так и невозможностью обычных отношений терапевти­ческого альянса. Обычные методы неэффективны. В связи с этим используются специфические методы, адаптированные к пенитен­циарной среде.

Психотерапия в закрытых учреждениях ориен­тирована на решение ряда задач. Прежде всего необхо­димо установить потребность индивида в психотерапевтической помощи. Далее важно определить личностные особенности с помо­щью адаптированных к пенитенциарной среде методик или специ­ально разработанных шкал (обеспечивающих учет искажающих влия­ний среды). Важная задача — создание «психотерапевтических оази­сов», групп или отношений, защищенных от деструктивно действу­ющих влияний. Следующими актуальными вопросами являются сня­тие психического напряжения (прежде всего методами релаксации) и снижение чувствительности к криминальному, стрессовому воз­действию. Наконец, необходимо социальное обучение и повыше­ние способности осужденного решать проблемы в данной среде и по выходу из нее. В ряде случаев психологическая работа сочетается с духовной психотерапией. Следует подчеркнуть, что пенитенциар­ная психотерапия сталкивается с серьезными, нередко непреод­олимыми трудностями. Поэтому деятельность священников в ряде случаев является единственной формой психолого-социального воз­действия на личность человека, отбывающего наказание.

Эффективность психологического воздействия в случае делин­квентного поведения зависит от эффективности комплекса меро­приятий: организационных (например, организация порядка и гу­манной атмосферы в учреждении), экономических, педагогиче­ских, медицинских, социальных мер (например, социальная реа­билитация после освобождения).

Трудно реализуемым, но максимально эффективным представ­ляется метод создания саногенной среды или терапевтических «оази­сов». Основной целью данного подхода является изъятие человека из привычного, провоцирующего окружения, что в свою очередь Должно вызвать изменения образа жизни человека и личностные изменения. К подобным формам организации среды можно отнес­ти трудовые коммуны для подростков с отклоняющимся поведе­нием. Жизнь на таких «социальных островках» подчинена ряду пра­вил. Основные правила — самостоятельное жизнеобеспечение, взаи­мопомощь, строгое подчинение руководителю и выборным органам, строгое соблюдение дисциплины и норм внутренней жизни, следование традициям.

Следует признать, что для делинквентного повеления наиболее адекватными способами социального воздействия являются обще­ственное наказание и поведенческая терапия в различных ее модификаииях.

Аддиктивное поведение

Особенности вмешательства в аутодеструктивное поведение за­висят от вида аддикции и степени зависимости.

Оценивая опыт различных стран, можно выделить три гло­бальные социальные стратегии воздействия на личность с зависимым поведением:

1) репрессивная политика (борьбы общества с отдельными его членами);

2) политика минимизации риска (снижения вреда) — прагма­тический подход;

3) политика ресоциализации (социально-психологической реа­билитации).

 

1.Сущность репрессивной политики состоит в жестком подходе.
Например, наркотики запрещаются государством, а все действия, связанные с ними, преследуются по закону. Так, в США за хра­нение героина или кокаина сажают в тюрьму на срок от 5 до 40 лет. В Китае или Сингапуре за подобные действия наказывают смер­тью. Аналогичная жесткая социальная политика по отношению к наркотикам действует в большинстве стран. В некоторых государ­ствах запрещается алкоголь вплоть до введения «сухого закона». Вводя карательные меры, государство рассчитывает контролиро­вать уровень употребления психоактивных веществ. Однако алко­голизм и наркомания сохраняются, а потребители кроме одной проблемы — химической зависимости — автоматически приобретают вторую — делинквентность, поскольку употребление означает пре­ступление. Кроме того, для мафии выгоден всеобщий запрет на наркотики, поскольку он стимулирует интерес к ним и рост цен на нелегальную наркопродукцию.

2. Либеральная политика снижения вреда менее распространена.
Концепция снижения вреда исходит из того, что наркотики упот­реблялись, употребляются и будут употребляться, а потребители наркотиков — часть общества, даже если общество и не хочет об этом знать. Эта концепция становится все более популярной в мире, а в Нидерландах и Австралии реализуется официально. В основе лежит вера в то, что после определенного периода времени, чаше всего около 10 лет употребления, у человека появляется желание либо прекратить употребление, либо стабилизировать и контроли­ровать его. С другой стороны, констатируется факт, что определен­ная часть людей никогда не бросит наркотики. История движения снижения вреда берет свое начало в середи­не 80-х гг. нашего времени и неразрывно связана с началом эпохи эпидемии СПИДа среди потребителей инъекционных наркотиков. Медицинским профессионалам стало ясно, что если не принять каких-либо экстренных профилактических мер, остановить стре­мительное развитие эпидемии среди потребителей инъекционных наркотиков (ПИН) будет невозможно. Так зародилась новая мо­дель программ воздействия в области общественного здравоохра­нения — программы обмена шприцев. Затем она была дополнена та­кими направлениями, как обучение безопасным способам упот­ребления наркотиков, информирование о заболеваниях, сопутству­ющих употреблению, распространение презервативов и обучение способам безопасного секса.

Таким образом, главная политическая цель самодеятельных орга­низаций — это декриминализация и нормализация употребления нар­котиков. Это означает, что в дополнение к стратегиям разработки адекватных и доступных программ по борьбе с потреблением нар­котиков должны быть выработаны стратегии, направленные про­тив нынешней политики криминализации наркозависимых. Ре­прессивная политика к потреблению наркотиков считается ответ­ственной за возникновение того явления, которое называется «про­блемой наркотиков».

В начале 90-х гг., после разрушения железного занавеса, про­блема эпидемии наркомании и ВИЧ-инфекции стала актуальной и для стран Восточной Европы и России. Вспышка ВИЧ-инфск-иии разразилась на территории Украины, в некоторых городах России. Сейчас в этих городах началась работа профилактических программ по снижению вреда, но из-за недостатка финансирова­ния эти программы не приобрели должного охвата, носят единич­ный, а не общенациональный характер и оплачиваются не из на­ционального бюджета, а при поддержке международных органи­заций и фондов.

На сегодняшний день в нашей стране получили финансирова­ние около 20 программ по снижению вреда, которые включают в себя обмен шприцев и проведение аутрич-работы. Аутрич-работа («вовне») — донесение профилактической информации до закры­тых социальных групп (потребителей наркотиков, гомосексуалов, проституток) в местах, привычных для них.

Цели аутрич- работы:

—информирование о риске распространения ВИЧ, вирусных гепатитах, венерических заболеваниях среди ПИН (потребителей инъекционных наркотиков);

—снижение уровня повторного использования инъекционного инструментария;

- информация о рисках, связанных с употреблением наркоти­ков (закон, оказание первой помощи в опасных случаях);

—влияние на изменение рискованного поведения, связанно с приемом наркотиков и сексом (обучение менее опасным спосо­бам употребления наркотиков);

—привлечение ПИН к контактам с медицинскими и социальными службами;

- содействие социальной адаптации и трудоустройству;

—вовлечение активных потребителей в работу по снижению вреда в качестве волонтеров;

—оказание психологической поддержки;

—обратная связь (донесение информации о проблемах П И Н до медицинских работников, а также специалистов, от которых зави­сят государственные решения).

Программы снижения вреда не получили признания на прави­тельственном уровне, и их работа зачастую затруднена из-за отсутствия законодательной базы и федеральной финансовой под­держки. Также не известно о существовании на территории нашей страны групп потребителей наркотиков, готовых отстаивать свои гражданские права.

При существующем отношении общества к потребителям нар­котиков процесс изменения поведения для них становится очень сложным. Разорвать порочный круг в одиночку очень сложно. Об­щество пока мало помогает человеку, попавшему пол власть хи­мической зависимости. Реально наркозависимому помогают спе­циалисты. Они оказывают помощь, понимая и поддерживая людей в их стремлении к позитивным изменениям. Специалисты оказы­вают помощь обычно и рамках социально-психологической реаби­литации.

3. Политика ресоциализации (социально-психологической реаби­литации) предполагает комплексную программу по восстановле­нию жизненных функций индивида, дезадаптированного вслед­ствие зависимого поведения. Реабилитационная программа включает мероприятия на нескольких уровнях: правовая защита и социальная поддержка (включение в социальную группу, юридическая зашита, трудоустройство, решение жилищной про­блемы); психологическая реабилитация (психологическая поддерж­ка ремиссии, расширение личностных ресурсов); медицинская по­мощь (снятие абстинентного синдрома, противорецидивнан тера­пия, лечение сопутствующих соматических и нервно-психических расстройств).

Психологическая помощь является обязательной во всех случаях. При относительно менее опасных формах (курение, азартные игры, пищевая зависимость) или начальных стадиях зависи­мости широко применяются различные виды консультирования И психотерапии. Особенно хорошо зарекомендовали себя когнитив­но-поведенческая индивидуальная (краткосрочная) и личностно-реконструктивная групповая психотерапии. По сути приближаются к последней занятия в общественных группах и организациях (ано­нимные алкоголики, анонимные наркоманы, религиозные орга­низации).

Помощь в случае химической зависимости, достигшей уровня системного заболевания (физической зависимости), является наи­более сложной и длительной. В данном случае адекватной будет комплексная реабилитация при ведущей роли медицинского вме­шательства на начальных этапах.

В наиболее общем виде можно говорить о следующей схеме комплексной реабилитации алкоголизма и нарко­мании.

Первоначально проводится консультирование или психотерапия с целью принятия решения о лечении (осознание болезни, ощуще­ние невозможности так дальше жить, повышение готовности ле­читься), выбор наиболее адекватной формы лечения. Этап может быть длительным. Нередко зависимые соглашаются на лечение толь­ко в ситуации катастрофы: известии о неизлечимом заболевании, угрозе судимости, реальной угрозе жизни со стороны делинквентного окружения, переживании состояния клинической смерти.

После принятия решения о лечении целесообразно проведение детоксикации — освобождения организма от токсических веществ.

На следующем этапе комплексной реабилитации реализуется программа сопровождения ремиссии — поддержания трезвости. Ми­ровой опыт свидетельствует о целесообразности проведения дан­ной работы в течение 12 — 24 мес. Обеспечение ремиссии может включать:

медико-психиатрическую помощь, например назначение анти­депрессантов;

медико-наркологическую, например противорецидивная тера­пия или «химическая защита» в форме введения препаратов, даю­щих реакцию на алкоголь или блокирующих состояние наркоти­ческого опьянения.

Психологическая помощь в поддержании ремиссии также мо­жет осуществляться в различных направлениях и формах:

—психологическое консультирование зависимого и членов его семьи;

—индивидуальная и групповая психотерапия, ориентирован­ная на позитивные личностные изменения, и прежде всего фор­мирование установки на трезвость;

- специальные линии телефона доверия. Практика показывает, что эффективность помоши существен­но возрастает в условиях специализированных центров. Специали­сты называют четыре основных условия успешного лечения зависимости:

— замена химической зависимости на другую (от человека, группы АА, религиозной организации);

—адекватное лечение других психиатрических расстройств, включая соответствующие психотропные препараты или психоте­рапию;

—поддержка воздержания (например, контроль-тесты, заме­нители наркотиков, группы самопомощи) в процессе психологи­ческого взросления;

—личностный рост и структуральные изменения с помощью психотерапии.

По мере уменьшения физической зависимости возрастает роль социальной помощи.

В настоящее время социально-психологическая реабилитация признается наиболее адекватной формой оказания помощи зави­симым подросткам. Семья должна убедить подростка в необходи­мости получения социальной помощи. Вместе с подростком или консультантом-психологом семья может выбрать наиболее адек­ватную для нее и подростка форму социально-психоло­ги ческой реабилитации:

1. Группы самопомощи «Анонимные наркоманы», «Анонимные ал­коголики», действующие в соответствии с программой «12 шагов»,

Эта форма социально-психологической помощи получила осо­бенно широкое распространение. Главная задача анонимных алко­голиков (наркоманов) — оставаться трезвыми и помогать другим достигать трезвости.

Вот «ступени» духовного возрождения, по которым они после­довательно идут к трезвости.

· Мы признали свое бессилие перед алкоголем: мы потеряли контроль над своей жизнью.

· Мы поняли и поверили, что только сила, превышающая нас самих, может возвратить нас к благоразумию.

· Мы решили отдать свою волю и жизнь в руки Бога, как мы понимаем его.

· Мы произвели глубокое и смелое исследование своего поведения.

· Мы сознались в порочности перед Богом, перед собою и перед другим человеком в сиоих худых делах.

· Мы полностью готовы к тому, чтобы Бог помог освободить нас от недостатков в нашем характере.

· Мы смиренно попросили его помочь освободить нас от худых дел.

· Мы написали имена всех лиц, которым мы сделали вред, и пригото­вились возместить им всем причиненные потери или обиды.

· Мы возместили потери всем этим лицам, где только возможно, кроме тех случаев, когда такое возмещение принесло бы вред им или другим людям.

· Мы продолжали наблюдать за своим поведением и когда делали худые дела, то немедленно признавались в этом.

· С помощью молитвы и размышления мы старались углубить свой кон­такт с Богом, как мы его понимаем, молясь лишь о понимании Его воли и силы, чтобы исполнить ее.

· Добившись духовного пробуждения в результате прохождения этих шагов мы старались делиться этим опытом с другими больными и приме­нять эти принципы во всех наших делах.

При поддержке группы участники программы имеют возмож­ность осознать каждый шаг и пройти его в индивидуальном темпе. Кроме такого эмоционального, близкого к религиозному, воздей­ствия, в практике работы АЛ широко используются прямые сове­ты, рекомендации, усложняющиеся по мере увеличения продол­жительности участия больных в работе общества. Например, на первых порах эти советы направлены на прекращение пьянства или предупреждение срыва: «Не допускай первой выпивки». Про­грамма дает реальный шанс человеку, ставшему жертвой своей зависимости и желающему от нее избавиться.

Недостаток этой программы — жизнь в привычной среде.

2. Центры социально-психологической реабшнтацни, в которых на­ряду со специалистами работают бывшие наркозависимые. Центры работают по различным программам: Минессотская модель, Дейтоп Интернейшенл, духовное возрождение, «шоковая терапия», модель саморегуляции. (Недостаток — краткосрочность пребыва­ния, до 2 мес., с последующим возвращением в прежнюю среду, но с периодическим посещением групп поддержки.)

3. Трудовые коммуны и лагеря с длительным проживанием. (Недостаток — достаточно жесткие условия жизни, а следовательно, и большой процент уходов из коммуны.)

4. Овоцерквление — обращение в веру, служение церкви, посе­ление в монастыре на ограниченный или длительный срок. (Огра­ничение — личное непринятие веры.)

Семья не только должна выбрать форму реабилитации, но и получить на месте исчерпывающую информацию о целях реабили­тации и используемых методах. Независимо оттого, остается под­росток в семье или помещается в реабилитационный центр, чле­ны семьи параллельно должны получать помощь.

С этой целью проводится психологическая работа с родителями в следующих формах:

—периодическое консультирование семьи (родителей) зави­симого подростка специалистами (наркологами, семейными пси­хологами, психотерапевтами);

—организация и проведение групповой тренинговой работы с родителями (например, «Тренинг родительской успешности», «Трениг эффективного взаимодействия с зависимым подростком»);

- организация групп самопомощи (например, «Матери против наркотиков»).

В работе с подростками с начальными проявлениями аддиктивного поведения хорошо зарекомендовала себя групповая психоте­рапия (когнитивно-поведенческой ориентации) и тренинговая работа, решающая одновременно профилактические и коррекци-онные задачи.

Некоторые виды аддиктивного поведения требуют преимуще­ственно психотерапевтического вмешательства в сочетании со спе­циальной медицинской помощью. Это, например, пищевые нару­шения или сексуальные аддикции.

В целом успешность психолого-социалъной помощи личности с за­висимым поведением определяется преимущественно степенью ее го­товности к сотрудничеству. Поэтому в самом начале совместной работы специалист должен уделить особое время и внимание дос­тижению контакта или рабочего альянса. Эта задача может быть реализована уже при первой встрече, но чаще требуется гораздо больше времени, особенно в случае химической зависимости с выраженными личностными изменениями.

Для достижения контакта используются раз­личные приемы. Прежде всего это эмпатическое слушание, принятие и поддержка клиента. Также эффективны: проговаривание чувств клиента; формулирование мотивации обращения; вы­яснение ожиданий и опасений клиента по поводу психологиче­ского вмешательства.

Для достижения отношений сотрудничества принципиально важно разделять ответственность за результаты работы. Для это­го совместно ставят задачи, оценивают вклад каждого, составляют примерный план работы, определяют сроки и условия работы, т.е. заключают терапевтический контракт. В работе следует опираться на личностные ресурсы (а не только проблемы и дефициты); об­суждать сопротивления клиента психологическому воздействию изменениям; моделировать будущее клиента при сохранении ад­диктивного поведения и без него.

Суицидальное поведение

Профилактика суицидального поведения может решать различ­ные задачи: контроль и ограничение доступа к различным сред­ствам аутоагрессии, контроль факторов и групп риска, оказание медико-психологической помощи конкретной личности. Психоло­гическая превенция суицида (предотвращение суицидального пове­дения) осуществляется преимущественно в форме обучения рас­познаванию суицидальных проявлений и оказанию своевремен­ной помощи близким людям.

Психологическую помощь человеку с уже сформированным суи­цидальным поведением принято называть кризисной интервенцией. Ведущим метолом в этом случае выступает кризисное консульти­рование, а его целью — удержание человека в живых.

Согласно результатам исследований Всесоюзного научно-мето­дического суицидологического центра, покушения на само­убийство совершаются:

· здоровыми людьми;

· лицами с пограничными нервно-психическими расстройствами;

· страдающими психическими заболеваниями.

Для первых двух групп прежде всего предназначена телефонная служба медико-психологической помощи — Телефон экстренной психологической помощи (Телефон доверия). Кризисное консульти­рование также осуществляется в условиях специализированных центров и кабинетов. Для страдающих психическими заболевания­ми имеются суицидологические кабинеты при психоневрологи­ческих диспансерах и специализированные отделения психиатри­ческих больниц.

Особенно актуальна психологическая помощь людям с острыми суицидальными реакциями, подавляющее большинство которых яв­ляется практически здоровыми людьми. Суицидоопасные реакции проявляются на нескольких уровнях личностного функционирова­ния. В аффективной сфере это интенсивные отрицательные эмоции (тревога, одиночество, отчаяние, тоска, обида). В когнитивной об­ласти возникает неадаптивная концепция ситуации с пессими­стической оценкой настоящего и будущего, с искаженным вос­приятием времени. Нарушения личностной идентификации затраги­вают самооценку, снижают способность принимать решения, на­рушают уверенность в переносимости аффективного напряжения. Поведение часто бывает импульсивным, непродуктивным. Счита­ется, что период острых суицидальных реакций в среднем длится около месяца.

Главная цель неотложной помощи — предотвратить дальнейшее развитие реакции и покушение на самоубийство. Для этого человеку требуется помощь в овладении ситуацией, а также коррекция неадаптивных личностных установок, обуслов­ливающих развитие кризисных состояний и суицидальных тенден­ций. Мы должны исходить из того, что кризис — следствие не столько обстоятельств, сколько негативного отношения к ним. В большин­стве случаев имеет место ситуация, когда семейные, профессио­нальные или социальные ценности обладают большей значимос­тью, чем собственная жизнь. Наблюдается стойкая фиксация на психотравм и рующих событиях.

Шаги неотложной помощи — кризисной интер­венции.

Решающее значение имеет первый шаг— беседа (1,5—2 ч). Первая важная задача — установление контакта и достижение до­верия. Для этого необходимо убеждать клиента в эмоциональном принятии («Что бы я мог сделать для вас?»), поощрять открытое выражение мыслей и чувств с помощью сострадательной эмпатии, уменьшать напряжение через «выговаривание».

На данной стадии также необходимо провести оценку обстоя­тельств и степени угрозы суицида.

Угроза суицида «1» — у обратившегося были суицидальные мысли, но он не знает, как и когда он их осуществит («Я больше так не могу...»; «Лучше бы я умер...»).

Угроза суицида «2» — у обратившегося есть суицидальные мыс­ли и план, но он говорит, что не собирается покончить жизнь немедленно («У меня уже есть таблетки снотворного, и если ниче­го не изменится к лучшему...»).

Угроза суицида «3» — обратившийся либо собирается тут же покончить с собой (нож или таблетки лежат рядом, если он звонит по телефону), либо в процессе разговора, либо сразу после него.

В последнем случае (если угроза реальна и решение принято) беседа может быть направлена на достижение решения об отсроч­ке его выполнения.

В первых двух случаях целесообразно и возможно реализовать второй шаг— интеллектуальное овладение ситуацией. С помо­щью специальных вопросов и утверждений необходимо преодо­леть чувство исключительности ситуации: «Такие ситуации встре­чаются нередко». Также с помощью включения актуальной ситуа­ции в контекст жизненного пути следует снять ощущение ее вне­запности и непреодолимости. Уменьшить остроту переживания можно с помощью подчеркивания, что есть время на обдумыва­ние, или концентрации на предыдущих достижениях и успехах. На данном этапе беседы также используются такие приемы, как по­вторение содержания высказывания, отражение и разделение эмо­ций, вербализация суицидальных переживаний, поиск источни­ков эмоций («Что именно вас так беспокоит?»).

Третий шаг— заключение контракта — планирование дей­ствий, необходимых для преодоления критической ситуации и наиболее приемлемых для пациента. Например, при необратимых утратах возможен поиск лиц из ближайшего окружения, с кото­рыми пациент смог бы сформировать новые значимые отношения. На этом этапе важно препятствовать уходу пациента от сути кри­зиса и от поиска позитивных альтернатив (прием «фокусирования наситуации»). Основные пр нем ы: интерпретация (гипотезы о возможных способах разрешения ситуации); побуждение к пла­нированию и оформление ясного конкретного плана; удержание паузы («одобряющее молчание») с целью стимулирования ини­циативы пациента и предоставления необходимого времени для проработки.

Четвертый шаг — активная психологическая поддержка и повышение уверенности в своих силах. Ведущие приемы на этом этапе: логическая аргументация, убеждение, рациональное вну­шение, актуализация личностных ресурсов. На завершающем эта­пе кризисной работы следует также обсудить то, каким образом преодоление данной психотравмируюшей ситуации будет полез­ным для преодоления жизненных трудностей в будущем.

Таким образом, ведущая задача кризисной интервенциикор­рекция сущидадьнш. установок человека. Результатом работы долж­ны стать следующие убеждения клиента:

—тяжелое эмоциональное состояние временно и улучшится в ходе терапии;

—другие люди в аналогичных состояниях чувствовали себя так­ же тяжело, а затем их состояние полностью нормализовалось;

—жизнь обратившегося нужна его родным, близким, друзьям, а его уход из жизни станет для них тяжелой травмой.

В крайнем случае, можно попытаться убедить суицидента в том, что каждый человек имеет право распоряжаться своей жиз­нью, но решение этого важнейшего вопроса лучше отложить на несколько дней или недель, чтобы спокойно его обдумать. В це­лом эффективность работы с суицидальным поведением зависит от точности выявления суицидального риска и мотивации суици­дальных намерений.

Помимо оказания кризисной помощи, целесообразна дальней­шая работа, ориентированная на более глубокие личностные из­менения — поственция и вторичная интервенция. Изданном этапе возможно применение различных методов и методик. Хорошо за­рекомендовали себя позитивная и когнитивная психотерапия, ло-готерапия, аксиопсихотерапия, терапия творческим самовыраже­нием, духовная психотерапия.

Работая с людьми, имеющими суицидальные проявления, осо­бенно важно проявлять деликатность и уважать право личности на собственный выбор. Парадоксальность ситуации превенции (пред­отвращения) суицида заключается в том, что в свете современных гуманистических взглядов любой взрослый человек действительно имеет право распоряжаться своей жизнью по своему усмотрению, но другие люди при этом имеют право помочь ему пересмотреть свое решение.

Помощь в случаях суицидального поведения на фоне психи­ческих расстройств (психические заболевания, алкоголизм, нар­комания) осуществляется в соответствии с Законом «О психиат­рической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (1993).

В заключение следует добавить, что рассмотренные стратегии интервенции основных форм отклоняющегося поведения носят обобщенный характер и требуют адаптации к конкретной ситуа­ции и личности.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...