модернизации российского образования на период до 2010 года
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
1. Роль образования в развитии российского общества
Роль образования на современном этапе развития России опреде- ляется задачами ее перехода к демократическому и правовому госу- дарству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и обществен- ного развития. В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передо- вых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общест- венности проводимой образовательной политики, восстановление от- ветственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования. Концепция развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе Российской Федерации "Об об- разовании", Федеральном законе "О высшем и послевузовском професси- ональном образовании" и раскрыты в Национальной доктрине образова- ния в Российской Федерации до 2025 года, а также Федеральной прог- рамме развития образования на 2000-2005 годы. Концепция взаимосвязана с Основными направлениями социальноэ- кономической политики Правительства Российской Федерации на долгос- рочную перспективу и определяет приоритеты и меры реализации гене- ральной, стратегической линии в предстоящее десятилетие - модерни- зации образования.
1.1. Российское образование и тенденции мирового развития
Образовательная политика России, отражая общенациональные ин- тересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обуслав- ливающие необходимость существенных изменений в системе образова- ния: ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость по- вышения уровня готовности граждан к такому выбору; переход к постиндустриальному, информационному обществу, зна- чительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности; возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного со- общества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения; динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподго- товке работников, росте их профессиональной мобильности; возрастание роли человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70-80 процентов национального богатства, что, в свою очередь, обуславливает интенсивное, опережающее развитие обра- зования как молодежи, так и взрослого населения. Отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международно- го престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования. Особое значение имеет развитие плодотворного сотрудничества и сохранение общего образовательного пространства со странами Содру-
жества Независимых Государств, образовательная поддержка соотечест- венников за рубежом.
1.2. Новые социальные требования к системе российского образования
Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формиро- вания новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в си- туации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктив- ностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. На современном этапе развития России образование, в его нераз- рывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной дви- жущей силой экономического роста, повышения эффективности и конку- рентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важ- нейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина. Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонаци- ональной напряженности и социальных конфликтов на началах приорите- та прав личности, равноправия национальных культур и различных кон- фессий, ограничения социального неравенства. Многонациональной рос- сийской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского са- мосознания и самоидентичности. Обновленное образование должно сыг- рать ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества - общества с высоким уровнем жизни, гражданскоправовой, профессиональной и быто- вой культурой. Надлежит повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интере- сами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья.
Необходимо использовать все возможности для социальной защиты детей и подростков, лишенных попечения родителей. Важной задачей также является формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи. В условиях приоритетной поддержки образования со стороны госу- дарства система образования должна обеспечить эффективное использо- вание своих ресурсов - человеческих, информационных, материальных, финансовых.
1.3. Состояние российской системы образования и необходимость ее модернизации
Государственно-политические и социально-экономические преобра- зования конца 80-х - начала 90-х годов оказали существенное влияние на российское образование, позволив реализовать академическую авто- номию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образова- тельных учреждений и вариативность образовательных программ, разви- тие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования. Эти процессы получили свое отражение и закрепление в Законе Российской Федерации "Об образовании" и Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Однако произошедший в 90-х годах общесистемный социально-экономический кризис существенно затормозил позитивные изменения. Государство во многом ушло из образования, которое вынуждено было заняться самовы- живанием, в значительной мере абстрагируясь от реальных потребнос- тей страны. В современных условиях образование более не может оста- ваться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности. Устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний, важнейших составляющих стандарта образования наступившего века: математики и информатики (включая умения вести поиск и отбор информации), русского и иностранных языков, базовых социальных и гуманитарных дисциплин (экономики, истории и права). Профессиональ-
ное образование, в свою очередь, еще не способно в должной мере ре- шить проблему "кадрового голода", обусловленного новыми требования- ми к уровню квалификации работников. В то же время многие выпускни- ки учреждений профессионального образования не могут найти себе ра- боту, определиться в современной экономической жизни. В условиях экономического расслоения общества все эти недостатки системы обра- зования усугубились неравным доступом к качественному образованию в зависимости от доходов семьи. В переходный период своего развития страна должна разрешить свои назревшие социальные и экономические проблемы не за счет эко- номии на общеобразовательной и профессиональной школе, а на основе ее опережающего развития, рассматриваемого как вложение средств в будущее страны, в котором участвуют государство и общество, предп- риятия и организации, граждане - все заинтересованные в качествен- ном образовании. В этой связи предстоит обеспечить опережающий рост затрат на образование, существенное увеличение заработной платы работникам образования и усиление стимулирования качества и результативности педагогического труда. Должна быть повышена инвестиционная привлекательность образо- вания для вложения средств предприятий, организаций и граждан, мо- дернизированы действующие в образовании организационноэкономические механизмы, что позволит увеличить объем внебюджетных средств в об- разовании, а также кардинально улучшить использование этих средств, направив их непосредственно в учебные заведения. В условиях ожидае- мого демографического спада контингент учащихся сократится практи- чески на одну треть, что создает ситуационный резерв для внутрисис- темного маневра ресурсами в целях рационализации сети общеобразова- тельных учреждений, поддержки инновационных школ и других "точек роста" в образовании. Меры государственной поддержки образования будут сочетаться с усилением роли органов государственной власти и управления образо- ванием в обеспечении совместно с общественностью высокого и совре- менного качества работы образовательных учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых форм, систематическом ана- лизе перспективных потребностей рынков труда.
1.4. Цели и основные задачи модернизации образования
Главная задача российской образовательной политики - обеспече- ние современного качества образования на основе сохранения его фун- даментальности и соответствия актуальным и перспективным потребнос-
тям личности, общества и государства. Модернизация образования - это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект. Интересы общества и государства в области образования не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образова- ния, а потому определение направлений модернизации и развития обра- зования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства. Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного са- моуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты. Цель модернизации образования состоит в создании механизма ус- тойчивого развития системы образования. Для достижения указанной цели будут решаться в первоочередном порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи: обеспечение государственных гарантий доступности и равных воз- можностей получения полноценного образования; достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования; формирование в системе образования нормативно-правовых и орга- низационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов; повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки; развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образова- тельного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образователь- ного учреждения. Основой современной образовательной политики государства явля- ется социальная адресность и сбалансированность социальных интере- сов. Стратегические цели модернизации образования могут быть дос- тигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образователь- ной системы с представителями национальной экономики, науки, куль- туры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и обществен- ных организаций, с родителями и работодателями. Осуществление модернизации образования затрагивает практически каждую российскую семью. Суть изменений в образовании, их цели, направления, методы должны регулярно разъясняться населению, а ре- зультаты общественного мнения должны пристально изучаться органами управления образованием и руководителями образовательных учреждений и учитываться при проведении модернизации образования.
2. Приоритеты образовательной политики
2.1. Обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования
Конституция Российской Федерации гарантирует права граждан на образование. Однако в условиях сложной социально-экономической си- туации эти гарантии не всегда обеспечивались в полной мере. Прави- тельство Российской Федерации осуществит меры по их реализации, создав правовые и экономические условия для: бесплатности полного среднего образования в пределах государс- твенного образовательного стандарта и бесплатного образования дру- гих уровней в пределах, установленных законодательством Российской Федерации; равного доступа всех граждан России к образованию разных уров- ней вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи; получения образования в соответствии с установленными госу- дарственными образовательными стандартами, гарантирующими необходи- мое для общества качество образования. Доступность качественного образования означает также государс- твенные гарантии: обучения на учебно-материальной базе с использованием совре- менного учебно-лабораторного оборудования и учебной литературы; обучения в условиях, гарантирующих защиту прав личности обуча- ющегося в образовательном процессе, его психологическую и физичес- кую безопасность; социально-педагогической и психолого-педагогической помощи семье, ранней диагностики резервов развития ребенка (физических и психологических); бесплатного пользования учащимися и студентами фондами госу- дарственных, муниципальных и учебных библиотек. Обучающиеся должны иметь информацию о состоянии и реальных потребностях рынков труда, о величине затрат, осуществляемых госу- дарством и обществом на их образование, о качественном уровне полу- чаемого образования и его соответствии государственным образова- тельным стандартам. Для повышения объективности итоговой аттестации выпускников общеобразовательной школы и обеспечения равных возможностей на по- лучение среднего и высшего профессионального образования предстоит осуществить изменение сложившейся системы выпускных экзаменов в об- щеобразовательных учреждениях и вступительных испытаний в высшие и средние специальные учебные заведения с учетом результатов экспери- мента по введению единого государственного экзамена. При этом в высших учебных заведениях, осуществляющих подготовку по профессиям, предполагающим наличие определенных творческих, психологических, физических наклонностей, а также реализующих учебные программы по- вышенной сложности, могут быть установлены дополнительные требова- ния к приему. Одновременно будет отрабатываться система специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразова- тельной школы, ориентированная на индивидуализацию обучения и соци- ализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда. Для расширения доступности образования вне зависимости от мес- та жительства и уровня доходов семьи будет разработан и реализован комплекс социально-экономических мер по обеспечению доступности об- разования на всех его ступенях. В числе этих мер: разграничение полномочий и ответственности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; передача оплаты труда и обеспечения учебного процесса в муниципаль- ных общеобразовательных школах в ведение субъектов Российской Феде- рации и придания им статуса государственных образовательных учреж- дений; введение адресных целевых выплат для малообеспеченных учащихся и создание на региональном и муниципальном уровнях других механиз- мов поддержки детей, нуждающихся в особой социальной защите. Это обеспечит им доступность дополнительных образовательных услуг и возможность обучения в учреждениях образования, реализующих прог- раммы повышенного уровня; создание системы государственного образовательного кредитова- ния, субсидирования для расширения возможностей детям из малообес- печенных семей получать среднее и высшее профессиональное образова- ние, предусмотрев различные формы погашения кредита, субсидии; не- обходимо также использовать возможности государственного образова- тельного кредитования и субсидирования для подготовки студентов по специальностям, имеющим особо важное значение для экономического и социального развития государства; нормативно-правовое регулирование условий привлечения в сферу образования внебюджетных средств и их использования, обеспечение защиты прав потребителей платных образовательных услуг; последовательное увеличение суммарной величины академической и социальной стипендии и доведение ее до уровня прожиточного миниму- ма; стимулирование создания для обучающихся фондов рабочих мест с неполным рабочим днем. Для обеспечения гражданам равных условий получения на конкурс- ной основе среднего и высшего профессионального образования будут в установленном законом порядке рассмотрены предложения о предостав- лении на определенных условиях отсрочки призыва в Вооруженные Силы выпускникам средней (полной) общеобразовательной школы и выпускни- кам образовательных учреждений начального и среднего профессиональ- ного образования для реализации ими права на поступление в учебные заведения соответственно среднего или высшего профессионального об- разования. Важной организационно-педагогической мерой будет восстановле- ние на современной технической основе учета детей школьного возрас- та и создание государственно-общественной системы обеспечения обя- зательного основного общего образования, мониторинга его реализа- ции. Для обеспечения сельским школьникам равных возможностей в по- лучении качественного общего образования будут осуществлены специ- альные меры по поддержке сельской школы, а также ее реструктуриза- ции. Дети с ограниченными возможностями здоровья должны быть обес- печены медико-психологическим сопровождением и специальными услови- ями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства, а при наличии соответствующих медицинских показа- ний - в специальных школах и школах-интернатах. Дети с проблемами асоциального характера должны быть обеспече- ны обязательным индивидуальным психолого-педагогическим сопровожде- нием. Правительство Российской Федерации планирует осуществить комп- лексные меры по борьбе с беспризорностью, асоциальным поведением детей и молодежи, социальным сиротством. В их числе: создание сети учебно-воспитательных учреждений по типу суво- ровских, нахимовских училищ, кадетских школ и корпусов, казачьих школ, летных, мореходных, речных, промышленных, сельскохозяйствен- ных и других училищ; создание специализированных консультативных подростковых цент- ров, где подростки решали бы свои психолого-педагогические и меди- ко-социальные проблемы; рационализация порядка и процедур усыновления детей, развитие системы приемных семей и детских домов семейного типа; расширение подготовки специальных кадров - социальных педаго- гов и психологов - по профилактике социального сиротства и для ра- боты с детьми группы риска; подготовка и переподготовка педагогических кадров, а также проведение родительского всеобуча по профилактике наркомании и ал- коголизма; введение на федеральном и региональном уровнях специальных уполномоченных по правам ребенка. Одна из причин, вызывающих рост асоциального поведения под- ростков и молодежи, нерациональная организация досуговой деятель- ности и каникулярного времени, подлинной проблемой которого стано- вится детская безнадзорность. Органами государственной власти всех уровней и местного самоуправления, органами управления образованием и образовательными учреждениями с привлечением общественности будут приняты меры по усилению педагогического влияния на детей и под- ростков в период летних каникул и повышению их занятости.
2.2. Создание условий для повышения качества общего образования
Базовое звено образования - общеобразовательная школа, модер- низация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Об- щеобразовательная школа должна формировать целостную систему уни- версальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образова- ния. Опираясь на богатейший опыт российской и советской школы, сле- дует сохранить лучшие традиции отечественного естественноматемати- ческого, гуманитарного и художественного образования. Воспитание как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегри- рованной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи вос- питания - формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, са- мостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В решении этих за- дач важно взаимодействие школы с учреждениями дополнительного обра- зования детей, которые были и остаются одной из наиболее эффектив- ных форм развития склонностей, способностей и интересов, социально- го и профессионального самоопределения детей и молодежи. Исключительная роль в решении задач воспитания принадлежит семье. В целях создания необходимых условий достижения нового, совре- менного качества общего образования планируется: по итогам проводимого эксперимента пересмотреть структуру и содержание общего образования, включая продолжительность обучения на каждой его ступени (решение о переходе на 11-12-летнее школьное образование будет принято по итогам эксперимента не ранее 2006-2007 годов); разработать и ввести в действие государственные образователь- ные стандарты общего образования и вариативный базисный учебный план, позволяющий учитывать особенности регионов и возможности об- щеобразовательных учреждений; провести оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создать в образовательных учреждениях условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет: а) реальной разгрузки содержания общего образования; б) использования эффективных методов обучения; в) повышения удельного веса и качества занятий физической культурой; г) организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи; д) улучшения организации питания обучающихся в образовательных учреждениях; е) рационализации досуговой деятельности, каникулярного време- ни и летнего отдыха детей и молодежи; обеспечить дифференциацию и индивидуализацию образования при обеспечении государственных образовательных стандартов - на основе многообразия образовательных учреждений и вариативности образова- тельных программ; более полно использовать нравственный потенциал искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности; отработать и ввести гибкую систему профилей обучения в старшей школе, в том числе путем кооперации старшей ступени школы с учреж- дениями начального, среднего и высшего профессионального образова- ния; усилить роль дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся - экономики, истории, права, русского, родного и иностран- ных языков, улучшить профессиональную ориентацию и трудовое обуче- ние, обеспечить всеобщую компьютерную грамотность; обеспечить знания выпускниками средней школы на уровне функци- ональной грамотности как минимум одного иностранного языка; предусмотреть введение обязательного экзамена по иностранному языку за курс средней школы и обязательного экзамена по информаци- онным технологиям за курс основной школы; создать в системе профессиональной ориентации условия для пси- хологической поддержки молодежи, помощи в выявлении профессиональ- ных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в ос- воении той или иной профессии; отработать в порядке эксперимента в 2002-2003 годах различные механизмы реструктуризации основной и старшей ступени сельской шко- лы (при сохранении и поддержке малокомплектных школ и обеспечении в каждом населенном пункте условий для реализации программ дошкольно- го и начального образования); организовать на селе систему "школьных автобусов"; обеспечить в рамках федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 гг.)" разви- тие дистанционного образования и др.; разработать нормативно-правовую базу для развития новых типов общеобразовательных учреждений, в том числе образовательных центров и комплексов, а также учреждений для детей, оставшихся без попече- ния родителей; обеспечить государственную поддержку школ для одаренных детей; создать эффективную государственно-общественную систему экс- пертизы и контроля качества учебной литературы, а также поддержки организации и проведения конкурсов среди авторов на создание учеб- ников нового поколения; обеспечить государственную поддержку образовательным учрежде- ниям, ведущим инновационную деятельность, как опорным площадкам процесса модернизации образования; создать независимую от органов управления образованием госу- дарственную систему оценки качества образования, которая должна стать действенным и надежным инструментом повышения эффективности образовательной деятельности.
2.3. Создание условий для повышения качества профессионального образования
Государство возвращается в образование как гарант качества об- разовательных программ и услуг, предоставляемых как общеобразова- тельными, так и профессиональными образовательными учреждениями, независимо от организационно-правовых форм. Предстоит существенная модернизация содержания и структуры профессионального образования в соответствии с требованиями основ- ных отраслей промышленности, сферы услуг, культуры, армии, госу- дарственной службы и др. В качестве основного фактора обновления профессионального об- разования выступают запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий, федерального и территориальных рынков труда, а также перспективные потребности их развития. Должна быть создана система постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации, в том числе с учетом международных тенденций. В соответствие с этими пот- ребностями предстоит выстроить оптимальную систему профессионально- го образования, в частности, реальную многоуровневую структуру выс- шего образования. Результаты прогнозирования потребностей рынка труда, а также рейтинги учреждений профессионального образования должны доводиться до населения через средства массовой информации. Планируется создание эффективной системы содействия трудоуст- ройству выпускников, включая развитие целевой контрактной подготов- ки, формирование у всех выпускников вузов, ССУЗов и профессиональ- ных училищ готовности к самоопределению в вопросах подбора работы, в том числе и открытию собственного дела. В числе стратегических направлений развития профессионального образования особое место занимает укрепление и модернизация матери- ально-технической базы и инфраструктуры образовательных учреждений. Необходимо включение их в глобальную сеть Интернет и локальные ин- формационные сети, оснащение вузов современным оборудованием, при- борами, материалами, что обеспечит как повышение качества учебного процесса, так и поддержку вузовской науки. Особое внимание будет уделено развитию в российской высшей школе научных исследований и разработок, оказывающих решающее влия- ние на укрепление кадрового и технологического уровня народного хо- зяйства страны. Наряду с этим уже в ближайшие годы будет реализован ряд мер, направленных на повышение требований к качеству профессионального образования, в частности: переаттестацию всех образовательных программ в области эконо- мики, права и менеджмента; переаттестацию и при необходимости повторное лицензирование филиалов вузов, а также негосударственных вузов, выдающих дипломы государственного образца. К этим процедурам должны быть привлечены ведущие вузы России, видные ученые соответствующих специальностей, органы управления образованием субъектов Российской Федерации. Необходимо обеспечить опережающее развитие начального и сред- него профессионального образования, поскольку на современном этапе возрастает потребность народного хозяйства в высококвалифицирован- ных работниках начального и среднего звеньев производства. Надлежит существенно актуализировать содержание и повысить качество профес- сиональной подготовки на этих уровнях образования с ориентацией ее на международные стандарты качества, интенсифицировать деятельность по укрупнению, интеграции профессий, решительно повернуть учрежде- ния начального и среднего образования к потребностям местного рынка труда. Предусмотреть увеличение их финансирования, в частности для создания современной учебнометодической и информационной базы обу- чения, расширения научноисследовательских работ, издания учебной литературы для этих уровней образования. Одновременно предстоит от- работать и провести в жизнь оптимальную концепцию реализации общего среднего образования в начальных и средних профессиональных учебных заведениях, обеспечить взаимосвязь их профессиональных образова- тельных программ, вертикальную мобильность их учащихся. Серьезному реформированию подлежит система управления профес- сиональным образованием. Необходимо обеспечить качественное измене- ние во взаимодействии регионов и федерального центра в вопросах функционирования и развития профессионального образования всех уровней. В целях повышения эффективности деятельности учреждений начального и среднего профессионального образования следует разде- лить их на два уровня - федерального и регионального подчинения, предусмотрев возможность передачи части полномочий в этой сфере на муниципальный уровень. Для достижения нового качества профессионального образования будет осуществляться: прогнозирование потребностей рынка труда и создание кооперации сети профессиональных образовательных учреждений, рекрутинговых и информационных агентств, служб занятости; устранение сегментации профессионального образования, неоправ- данного монополизма и слабой информированности потребителей, а так- же диспропорций и излишнего дублирования в подготовке кадров; оптимизация перечней профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка кадров; структурная и институциональная перестройка профессионального образования, оптимизация сети его учреждений, отработка различных моделей интеграции начального и среднего, среднего и высшего про- фессионального образования, обеспечение реальной многоуровневости высшего образования, создание университетских комплексов; радикальное улучшение материально-технической базы профессио- нальных учебных заведений; информатизация образования и оптимизация методов обучения, ак- тивное использование технологий открытого образования; углубление в высшей школе интеграционных и междисциплинарных программ, соединение их с прорывными высокими технологиями; повышение статуса вузовской науки как одного из основных фак- торов обеспечения высокого качества подготовки специалистов, разви- тия производительных сил общества и непрерывного обновления содер- жания профессионального образования; интеграция университетской, академической и отраслевой науки; разработка в рамках Федеральной программы развития образования подпрограммы "Университеты России"; осуществление государственной поддержки ведущих научных и творческих школ с определением порядка и форм такой поддержки; формирование условий для непрерывного профессионального роста кадров, привлечение в этих целях ведущих ученых Российской академии наук, обеспече
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|