Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

модернизации российского образования на период до 2010 года




 

1. Роль образования в развитии российского общества

 

Роль образования на современном этапе развития России опреде-

ляется задачами ее перехода к демократическому и правовому госу-

дарству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности

отставания страны от мировых тенденций экономического и обществен-

ного развития.

В современном мире значение образования как важнейшего фактора

формирования нового качества экономики и общества увеличивается

вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система

образования способна конкурировать с системами образования передо-

вых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общест-

венности проводимой образовательной политики, восстановление от-

ветственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и

всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для

этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

Концепция развивает основные принципы образовательной политики

в России, которые определены в Законе Российской Федерации "Об об-

разовании", Федеральном законе "О высшем и послевузовском професси-

ональном образовании" и раскрыты в Национальной доктрине образова-

ния в Российской Федерации до 2025 года, а также Федеральной прог-

рамме развития образования на 2000-2005 годы.

Концепция взаимосвязана с Основными направлениями социальноэ-

кономической политики Правительства Российской Федерации на долгос-

рочную перспективу и определяет приоритеты и меры реализации гене-

ральной, стратегической линии в предстоящее десятилетие - модерни-

зации образования.

 

1.1. Российское образование и тенденции мирового развития

 

Образовательная политика России, отражая общенациональные ин-

тересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу,

учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обуслав-

ливающие необходимость существенных изменений в системе образова-

ния:

ускорение темпов развития общества, расширение возможностей

политического и социального выбора, что вызывает необходимость по-

вышения уровня готовности граждан к такому выбору;

переход к постиндустриальному, информационному обществу, зна-

чительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в

связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности

и толерантности;

возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть

решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного со-

общества, что требует формирования современного мышления у молодого

поколения;

динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение

сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие

структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную

потребность в повышении профессиональной квалификации и переподго-

товке работников, росте их профессиональной мобильности;

возрастание роли человеческого капитала, который в развитых

странах составляет 70-80 процентов национального богатства, что, в

свою очередь, обуславливает интенсивное, опережающее развитие обра-

зования как молодежи, так и взрослого населения.

Отечественная система образования является важным фактором

сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международно-

го престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки,

образования.

Особое значение имеет развитие плодотворного сотрудничества и

сохранение общего образовательного пространства со странами Содру-

жества Независимых Государств, образовательная поддержка соотечест-

венников за рубежом.

 

1.2. Новые социальные требования к системе

российского образования

 

Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим

фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формиро-

вания новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу

нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди,

которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в си-

туации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к

сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктив-

ностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

На современном этапе развития России образование, в его нераз-

рывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной дви-

жущей силой экономического роста, повышения эффективности и конку-

рентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важ-

нейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны,

благополучия каждого гражданина. Потенциал образования должен быть

в полной мере использован для консолидации общества, сохранения

единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонаци-

ональной напряженности и социальных конфликтов на началах приорите-

та прав личности, равноправия национальных культур и различных кон-

фессий, ограничения социального неравенства. Многонациональной рос-

сийской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения

и развития русского и родного языков, формирования российского са-

мосознания и самоидентичности. Обновленное образование должно сыг-

рать ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении

устойчивого, динамичного развития российского общества - общества с

высоким уровнем жизни, гражданскоправовой, профессиональной и быто-

вой культурой.

Надлежит повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей к

полноценному качественному образованию в соответствии с их интере-

сами и склонностями, независимо от материального достатка семьи,

места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья.

Необходимо использовать все возможности для социальной защиты детей

и подростков, лишенных попечения родителей. Важной задачей также

является формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка

наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи.

В условиях приоритетной поддержки образования со стороны госу-

дарства система образования должна обеспечить эффективное использо-

вание своих ресурсов - человеческих, информационных, материальных,

финансовых.

 

1.3. Состояние российской системы образования

и необходимость ее модернизации

 

Государственно-политические и социально-экономические преобра-

зования конца 80-х - начала 90-х годов оказали существенное влияние

на российское образование, позволив реализовать академическую авто-

номию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образова-

тельных учреждений и вариативность образовательных программ, разви-

тие многонациональной российской школы и негосударственного сектора

образования. Эти процессы получили свое отражение и закрепление в

Законе Российской Федерации "Об образовании" и Федеральном законе

"О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Однако

произошедший в 90-х годах общесистемный социально-экономический

кризис существенно затормозил позитивные изменения. Государство во

многом ушло из образования, которое вынуждено было заняться самовы-

живанием, в значительной мере абстрагируясь от реальных потребнос-

тей страны. В современных условиях образование более не может оста-

ваться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности.

Устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не

обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных

знаний, важнейших составляющих стандарта образования наступившего

века: математики и информатики (включая умения вести поиск и отбор

информации), русского и иностранных языков, базовых социальных и

гуманитарных дисциплин (экономики, истории и права). Профессиональ-

ное образование, в свою очередь, еще не способно в должной мере ре-

шить проблему "кадрового голода", обусловленного новыми требования-

ми к уровню квалификации работников. В то же время многие выпускни-

ки учреждений профессионального образования не могут найти себе ра-

боту, определиться в современной экономической жизни. В условиях

экономического расслоения общества все эти недостатки системы обра-

зования усугубились неравным доступом к качественному образованию в

зависимости от доходов семьи.

В переходный период своего развития страна должна разрешить

свои назревшие социальные и экономические проблемы не за счет эко-

номии на общеобразовательной и профессиональной школе, а на основе

ее опережающего развития, рассматриваемого как вложение средств в

будущее страны, в котором участвуют государство и общество, предп-

риятия и организации, граждане - все заинтересованные в качествен-

ном образовании.

В этой связи предстоит обеспечить опережающий рост затрат на

образование, существенное увеличение заработной платы работникам

образования и усиление стимулирования качества и результативности

педагогического труда.

Должна быть повышена инвестиционная привлекательность образо-

вания для вложения средств предприятий, организаций и граждан, мо-

дернизированы действующие в образовании организационноэкономические

механизмы, что позволит увеличить объем внебюджетных средств в об-

разовании, а также кардинально улучшить использование этих средств,

направив их непосредственно в учебные заведения. В условиях ожидае-

мого демографического спада контингент учащихся сократится практи-

чески на одну треть, что создает ситуационный резерв для внутрисис-

темного маневра ресурсами в целях рационализации сети общеобразова-

тельных учреждений, поддержки инновационных школ и других "точек

роста" в образовании.

Меры государственной поддержки образования будут сочетаться с

усилением роли органов государственной власти и управления образо-

ванием в обеспечении совместно с общественностью высокого и совре-

менного качества работы образовательных учреждений и организаций,

независимо от их организационно-правовых форм, систематическом ана-

лизе перспективных потребностей рынков труда.

 

1.4. Цели и основные задачи модернизации образования

 

Главная задача российской образовательной политики - обеспече-

ние современного качества образования на основе сохранения его фун-

даментальности и соответствия актуальным и перспективным потребнос-

тям личности, общества и государства.

Модернизация образования - это политическая и общенациональная

задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный

проект. Интересы общества и государства в области образования не

всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образова-

ния, а потому определение направлений модернизации и развития обра-

зования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и

образовательного ведомства.

Активными субъектами образовательной политики должны стать все

граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и

региональные институты государственной власти, органы местного са-

моуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные,

культурные, коммерческие и общественные институты.

Цель модернизации образования состоит в создании механизма ус-

тойчивого развития системы образования.

Для достижения указанной цели будут решаться в первоочередном

порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи:

обеспечение государственных гарантий доступности и равных воз-

можностей получения полноценного образования;

достижение нового современного качества дошкольного, общего и

профессионального образования;

формирование в системе образования нормативно-правовых и орга-

низационно-экономических механизмов привлечения и использования

внебюджетных ресурсов;

повышение социального статуса и профессионализма работников

образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

развитие образования как открытой государственно-общественной

системы на основе распределения ответственности между субъектами

образовательной политики и повышения роли всех участников образова-

тельного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образователь-

ного учреждения.

Основой современной образовательной политики государства явля-

ется социальная адресность и сбалансированность социальных интере-

сов. Стратегические цели модернизации образования могут быть дос-

тигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образователь-

ной системы с представителями национальной экономики, науки, куль-

туры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и обществен-

ных организаций, с родителями и работодателями.

Осуществление модернизации образования затрагивает практически

каждую российскую семью. Суть изменений в образовании, их цели,

направления, методы должны регулярно разъясняться населению, а ре-

зультаты общественного мнения должны пристально изучаться органами

управления образованием и руководителями образовательных учреждений

и учитываться при проведении модернизации образования.

 

2. Приоритеты образовательной политики

 

2.1. Обеспечение государственных гарантий доступности

качественного образования

 

Конституция Российской Федерации гарантирует права граждан на

образование. Однако в условиях сложной социально-экономической си-

туации эти гарантии не всегда обеспечивались в полной мере. Прави-

тельство Российской Федерации осуществит меры по их реализации,

создав правовые и экономические условия для:

бесплатности полного среднего образования в пределах государс-

твенного образовательного стандарта и бесплатного образования дру-

гих уровней в пределах, установленных законодательством Российской

Федерации;

равного доступа всех граждан России к образованию разных уров-

ней вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи;

получения образования в соответствии с установленными госу-

дарственными образовательными стандартами, гарантирующими необходи-

мое для общества качество образования.

Доступность качественного образования означает также государс-

твенные гарантии:

обучения на учебно-материальной базе с использованием совре-

менного учебно-лабораторного оборудования и учебной литературы;

обучения в условиях, гарантирующих защиту прав личности обуча-

ющегося в образовательном процессе, его психологическую и физичес-

кую безопасность;

социально-педагогической и психолого-педагогической помощи

семье, ранней диагностики резервов развития ребенка (физических и

психологических);

бесплатного пользования учащимися и студентами фондами госу-

дарственных, муниципальных и учебных библиотек.

Обучающиеся должны иметь информацию о состоянии и реальных

потребностях рынков труда, о величине затрат, осуществляемых госу-

дарством и обществом на их образование, о качественном уровне полу-

чаемого образования и его соответствии государственным образова-

тельным стандартам.

Для повышения объективности итоговой аттестации выпускников

общеобразовательной школы и обеспечения равных возможностей на по-

лучение среднего и высшего профессионального образования предстоит

осуществить изменение сложившейся системы выпускных экзаменов в об-

щеобразовательных учреждениях и вступительных испытаний в высшие и

средние специальные учебные заведения с учетом результатов экспери-

мента по введению единого государственного экзамена. При этом в

высших учебных заведениях, осуществляющих подготовку по профессиям,

предполагающим наличие определенных творческих, психологических,

физических наклонностей, а также реализующих учебные программы по-

вышенной сложности, могут быть установлены дополнительные требова-

ния к приему.

Одновременно будет отрабатываться система специализированной

подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразова-

тельной школы, ориентированная на индивидуализацию обучения и соци-

ализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей

рынка труда.

Для расширения доступности образования вне зависимости от мес-

та жительства и уровня доходов семьи будет разработан и реализован

комплекс социально-экономических мер по обеспечению доступности об-

разования на всех его ступенях. В числе этих мер:

разграничение полномочий и ответственности между федеральными

органами государственной власти, органами государственной власти

субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

передача оплаты труда и обеспечения учебного процесса в муниципаль-

ных общеобразовательных школах в ведение субъектов Российской Феде-

рации и придания им статуса государственных образовательных учреж-

дений;

введение адресных целевых выплат для малообеспеченных учащихся

и создание на региональном и муниципальном уровнях других механиз-

мов поддержки детей, нуждающихся в особой социальной защите. Это

обеспечит им доступность дополнительных образовательных услуг и

возможность обучения в учреждениях образования, реализующих прог-

раммы повышенного уровня;

создание системы государственного образовательного кредитова-

ния, субсидирования для расширения возможностей детям из малообес-

печенных семей получать среднее и высшее профессиональное образова-

ние, предусмотрев различные формы погашения кредита, субсидии; не-

обходимо также использовать возможности государственного образова-

тельного кредитования и субсидирования для подготовки студентов по

специальностям, имеющим особо важное значение для экономического и

социального развития государства;

нормативно-правовое регулирование условий привлечения в сферу

образования внебюджетных средств и их использования, обеспечение

защиты прав потребителей платных образовательных услуг;

последовательное увеличение суммарной величины академической и

социальной стипендии и доведение ее до уровня прожиточного миниму-

ма; стимулирование создания для обучающихся фондов рабочих мест с

неполным рабочим днем.

Для обеспечения гражданам равных условий получения на конкурс-

ной основе среднего и высшего профессионального образования будут в

установленном законом порядке рассмотрены предложения о предостав-

лении на определенных условиях отсрочки призыва в Вооруженные Силы

выпускникам средней (полной) общеобразовательной школы и выпускни-

кам образовательных учреждений начального и среднего профессиональ-

ного образования для реализации ими права на поступление в учебные

заведения соответственно среднего или высшего профессионального об-

разования.

Важной организационно-педагогической мерой будет восстановле-

ние на современной технической основе учета детей школьного возрас-

та и создание государственно-общественной системы обеспечения обя-

зательного основного общего образования, мониторинга его реализа-

ции.

Для обеспечения сельским школьникам равных возможностей в по-

лучении качественного общего образования будут осуществлены специ-

альные меры по поддержке сельской школы, а также ее реструктуриза-

ции.

Дети с ограниченными возможностями здоровья должны быть обес-

печены медико-психологическим сопровождением и специальными услови-

ями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по

месту жительства, а при наличии соответствующих медицинских показа-

ний - в специальных школах и школах-интернатах.

Дети с проблемами асоциального характера должны быть обеспече-

ны обязательным индивидуальным психолого-педагогическим сопровожде-

нием.

Правительство Российской Федерации планирует осуществить комп-

лексные меры по борьбе с беспризорностью, асоциальным поведением

детей и молодежи, социальным сиротством. В их числе:

создание сети учебно-воспитательных учреждений по типу суво-

ровских, нахимовских училищ, кадетских школ и корпусов, казачьих

школ, летных, мореходных, речных, промышленных, сельскохозяйствен-

ных и других училищ;

создание специализированных консультативных подростковых цент-

ров, где подростки решали бы свои психолого-педагогические и меди-

ко-социальные проблемы;

рационализация порядка и процедур усыновления детей, развитие

системы приемных семей и детских домов семейного типа;

расширение подготовки специальных кадров - социальных педаго-

гов и психологов - по профилактике социального сиротства и для ра-

боты с детьми группы риска;

подготовка и переподготовка педагогических кадров, а также

проведение родительского всеобуча по профилактике наркомании и ал-

коголизма;

введение на федеральном и региональном уровнях специальных

уполномоченных по правам ребенка.

Одна из причин, вызывающих рост асоциального поведения под-

ростков и молодежи, нерациональная организация досуговой деятель-

ности и каникулярного времени, подлинной проблемой которого стано-

вится детская безнадзорность. Органами государственной власти всех

уровней и местного самоуправления, органами управления образованием

и образовательными учреждениями с привлечением общественности будут

приняты меры по усилению педагогического влияния на детей и под-

ростков в период летних каникул и повышению их занятости.

 

 

2.2. Создание условий для повышения качества

общего образования

 

Базовое звено образования - общеобразовательная школа, модер-

низация которой предполагает ориентацию образования не только на

усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие

его личности, его познавательных и созидательных способностей. Об-

щеобразовательная школа должна формировать целостную систему уни-

версальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной

деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые

компетенции, определяющие современное качество содержания образова-

ния. Опираясь на богатейший опыт российской и советской школы, сле-

дует сохранить лучшие традиции отечественного естественноматемати-

ческого, гуманитарного и художественного образования.

Воспитание как первостепенный приоритет в образовании, должно

стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегри-

рованной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи вос-

питания - формирование у школьников гражданской ответственности и

правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, са-

мостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации

в обществе и активной адаптации на рынке труда. В решении этих за-

дач важно взаимодействие школы с учреждениями дополнительного обра-

зования детей, которые были и остаются одной из наиболее эффектив-

ных форм развития склонностей, способностей и интересов, социально-

го и профессионального самоопределения детей и молодежи.

Исключительная роль в решении задач воспитания принадлежит

семье.

В целях создания необходимых условий достижения нового, совре-

менного качества общего образования планируется:

по итогам проводимого эксперимента пересмотреть структуру и

содержание общего образования, включая продолжительность обучения

на каждой его ступени (решение о переходе на 11-12-летнее школьное

образование будет принято по итогам эксперимента не ранее 2006-2007

годов);

разработать и ввести в действие государственные образователь-

ные стандарты общего образования и вариативный базисный учебный

план, позволяющий учитывать особенности регионов и возможности об-

щеобразовательных учреждений;

провести оптимизацию учебной, психологической и физической

нагрузки учащихся и создать в образовательных учреждениях условия

для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за

счет:

а) реальной разгрузки содержания общего образования;

б) использования эффективных методов обучения;

в) повышения удельного веса и качества занятий физической

культурой;

г) организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи;

д) улучшения организации питания обучающихся в образовательных

учреждениях;

е) рационализации досуговой деятельности, каникулярного време-

ни и летнего отдыха детей и молодежи;

обеспечить дифференциацию и индивидуализацию образования при

обеспечении государственных образовательных стандартов - на основе

многообразия образовательных учреждений и вариативности образова-

тельных программ;

более полно использовать нравственный потенциал искусства как

средства формирования и развития этических принципов и идеалов в

целях духовного развития личности;

отработать и ввести гибкую систему профилей обучения в старшей

школе, в том числе путем кооперации старшей ступени школы с учреж-

дениями начального, среднего и высшего профессионального образова-

ния;

усилить роль дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию

учащихся - экономики, истории, права, русского, родного и иностран-

ных языков, улучшить профессиональную ориентацию и трудовое обуче-

ние, обеспечить всеобщую компьютерную грамотность;

обеспечить знания выпускниками средней школы на уровне функци-

ональной грамотности как минимум одного иностранного языка;

предусмотреть введение обязательного экзамена по иностранному

языку за курс средней школы и обязательного экзамена по информаци-

онным технологиям за курс основной школы;

создать в системе профессиональной ориентации условия для пси-

хологической поддержки молодежи, помощи в выявлении профессиональ-

ных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в ос-

воении той или иной профессии;

отработать в порядке эксперимента в 2002-2003 годах различные

механизмы реструктуризации основной и старшей ступени сельской шко-

лы (при сохранении и поддержке малокомплектных школ и обеспечении в

каждом населенном пункте условий для реализации программ дошкольно-

го и начального образования);

организовать на селе систему "школьных автобусов";

обеспечить в рамках федеральной целевой программы "Развитие

единой образовательной информационной среды (2001-2005 гг.)" разви-

тие дистанционного образования и др.;

разработать нормативно-правовую базу для развития новых типов

общеобразовательных учреждений, в том числе образовательных центров

и комплексов, а также учреждений для детей, оставшихся без попече-

ния родителей;

обеспечить государственную поддержку школ для одаренных детей;

создать эффективную государственно-общественную систему экс-

пертизы и контроля качества учебной литературы, а также поддержки

организации и проведения конкурсов среди авторов на создание учеб-

ников нового поколения;

обеспечить государственную поддержку образовательным учрежде-

ниям, ведущим инновационную деятельность, как опорным площадкам

процесса модернизации образования;

создать независимую от органов управления образованием госу-

дарственную систему оценки качества образования, которая должна

стать действенным и надежным инструментом повышения эффективности

образовательной деятельности.

 

2.3. Создание условий для повышения качества

профессионального образования

 

Государство возвращается в образование как гарант качества об-

разовательных программ и услуг, предоставляемых как общеобразова-

тельными, так и профессиональными образовательными учреждениями,

независимо от организационно-правовых форм.

Предстоит существенная модернизация содержания и структуры

профессионального образования в соответствии с требованиями основ-

ных отраслей промышленности, сферы услуг, культуры, армии, госу-

дарственной службы и др.

В качестве основного фактора обновления профессионального об-

разования выступают запросы развития экономики и социальной сферы,

науки, техники, технологий, федерального и территориальных рынков

труда, а также перспективные потребности их развития. Должна быть

создана система постоянного мониторинга текущих и перспективных

потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации, в том

числе с учетом международных тенденций. В соответствие с этими пот-

ребностями предстоит выстроить оптимальную систему профессионально-

го образования, в частности, реальную многоуровневую структуру выс-

шего образования. Результаты прогнозирования потребностей рынка

труда, а также рейтинги учреждений профессионального образования

должны доводиться до населения через средства массовой информации.

Планируется создание эффективной системы содействия трудоуст-

ройству выпускников, включая развитие целевой контрактной подготов-

ки, формирование у всех выпускников вузов, ССУЗов и профессиональ-

ных училищ готовности к самоопределению в вопросах подбора работы,

в том числе и открытию собственного дела.

В числе стратегических направлений развития профессионального

образования особое место занимает укрепление и модернизация матери-

ально-технической базы и инфраструктуры образовательных учреждений.

Необходимо включение их в глобальную сеть Интернет и локальные ин-

формационные сети, оснащение вузов современным оборудованием, при-

борами, материалами, что обеспечит как повышение качества учебного

процесса, так и поддержку вузовской науки.

Особое внимание будет уделено развитию в российской высшей

школе научных исследований и разработок, оказывающих решающее влия-

ние на укрепление кадрового и технологического уровня народного хо-

зяйства страны.

Наряду с этим уже в ближайшие годы будет реализован ряд мер,

направленных на повышение требований к качеству профессионального

образования, в частности:

переаттестацию всех образовательных программ в области эконо-

мики, права и менеджмента;

переаттестацию и при необходимости повторное лицензирование

филиалов вузов, а также негосударственных вузов, выдающих дипломы

государственного образца. К этим процедурам должны быть привлечены

ведущие вузы России, видные ученые соответствующих специальностей,

органы управления образованием субъектов Российской Федерации.

Необходимо обеспечить опережающее развитие начального и сред-

него профессионального образования, поскольку на современном этапе

возрастает потребность народного хозяйства в высококвалифицирован-

ных работниках начального и среднего звеньев производства. Надлежит

существенно актуализировать содержание и повысить качество профес-

сиональной подготовки на этих уровнях образования с ориентацией ее

на международные стандарты качества, интенсифицировать деятельность

по укрупнению, интеграции профессий, решительно повернуть учрежде-

ния начального и среднего образования к потребностям местного рынка

труда. Предусмотреть увеличение их финансирования, в частности для

создания современной учебнометодической и информационной базы обу-

чения, расширения научноисследовательских работ, издания учебной

литературы для этих уровней образования. Одновременно предстоит от-

работать и провести в жизнь оптимальную концепцию реализации общего

среднего образования в начальных и средних профессиональных учебных

заведениях, обеспечить взаимосвязь их профессиональных образова-

тельных программ, вертикальную мобильность их учащихся.

Серьезному реформированию подлежит система управления профес-

сиональным образованием. Необходимо обеспечить качественное измене-

ние во взаимодействии регионов и федерального центра в вопросах

функционирования и развития профессионального образования всех

уровней. В целях повышения эффективности деятельности учреждений

начального и среднего профессионального образования следует разде-

лить их на два уровня - федерального и регионального подчинения,

предусмотрев возможность передачи части полномочий в этой сфере на

муниципальный уровень.

Для достижения нового качества профессионального образования

будет осуществляться:

прогнозирование потребностей рынка труда и создание кооперации

сети профессиональных образовательных учреждений, рекрутинговых и

информационных агентств, служб занятости;

устранение сегментации профессионального образования, неоправ-

данного монополизма и слабой информированности потребителей, а так-

же диспропорций и излишнего дублирования в подготовке кадров;

оптимизация перечней профессий и специальностей, по которым

осуществляется подготовка кадров;

структурная и институциональная перестройка профессионального

образования, оптимизация сети его учреждений, отработка различных

моделей интеграции начального и среднего, среднего и высшего про-

фессионального образования, обеспечение реальной многоуровневости

высшего образования, создание университетских комплексов;

радикальное улучшение материально-технической базы профессио-

нальных учебных заведений;

информатизация образования и оптимизация методов обучения, ак-

тивное использование технологий открытого образования;

углубление в высшей школе интеграционных и междисциплинарных

программ, соединение их с прорывными высокими технологиями;

повышение статуса вузовской науки как одного из основных фак-

торов обеспечения высокого качества подготовки специалистов, разви-

тия производительных сил общества и непрерывного обновления содер-

жания профессионального образования;

интеграция университетской, академической и отраслевой науки;

разработка в рамках Федеральной программы развития образования

подпрограммы "Университеты России";

осуществление государственной поддержки ведущих научных и

творческих школ с определением порядка и форм такой поддержки;

формирование условий для непрерывного профессионального роста

кадров, привлечение в этих целях ведущих ученых Российской академии

наук, обеспече

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...