Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Традиции народного декоративно- прикладного искусства

Токарные работы по дереву

 

Точение – один из наиболее распространенных видов обработки дерева. Точеное изделие отличается красотой и законченностью форм, гладкой поверхностью, богатством светотени. Обработка точением привлекает многих мастеров простотой и быстротой изготовления.

 

 

Токарные игрушки из дерева

 

 

Точеные элементы применяют в мебели, интерьере, бытовой утвари, сувенирах, игрушках и др. предметах. Точеные детали могут быть одновременно и конструктивными и декоративными.

Для токарных работ пригодны почти все породы древесины. Выбор породы определяется назначением, размерами, конструкцией, условиями использования изделия, а также требованиями художественно – декоративного характера. С точки зрения обработки материала предпочтительна однородная по плотности мелкослойная древесина. Не допускаются такие пороки, как несросшиеся, выпадающие, табачные сучки, смоляные карманы, трещины и гнили. Такие пороки как волнистость, свилеватость, завитки значительно повышают декоративные свойства. Из твердых лиственных пород: самшит, груша, яблоня, клен, платан, береза, граб, бук. Крупнососудистые – ясень, дуб, орех. Из мягких пород чаще всего применяют липу, ольху. Из хвойных пород – ель, тис, лиственницу.

 

Детские игровые площадки

 

Игровые площадки на территории жилой зоны и детских учреждений подразделяются по возрастным группам: ясельного возраста (до 3 лет), дошкольного возраста (3 – 6 лет), младшего и среднего школьного возраста (7 – 14 лет). В зависимости от предполагаемого возраста детей может подбираться различное оборудование для обустройства детской площадки.

При планировке и оборудовании детских игровых площадок следует учитывать, что воспитательно-образовательная работа продолжает реализовываться именно на воздухе: здесь дети играют, занимаются, наблюдают окружающее, трудятся.

При выборе игрового оборудования и планировки игровых площадок необходимо учитывать сезонность из использования, возможность замены и трансформации оборудования в различные времена года.

Характерное для детей игровое, образное начало восприятия вещи и пространства, серьезное, требовательное отношение к окружающему их предметному миру получают свое отражение на игровых площадках.

 

Архитектура, как фактор эмоционального воздействия, может открыть перед ребенком богатство и разнообразие красок, ритма, симметрии, контраста, помочь постичь гармонию целого, чувства меры и пропорций, развитие первых обобщений, становление культуры восприятия.

Все детские игровые площадки однотипны, а многие элементы благоустройства носят массовый характер.

В их состав входят устройства для ориентации на местности, оборудование для развития ловкости и силы, оборудование для координации движений, оборудование для развития фантазии, игровые двигающиеся устройства, оборудование для игр с песком, теневые навесы, спортивное оборудование, площадки для свободной деятельности детей.

Участки детских садов украшает монументальная и декоративная скульптура. Анималистка (изображение животных – зверей, птиц, рыб) более приемлема на участке детского сада, чем, например, гипсовая скульптура. На участках приемлема скульптура, органично вписывающаяся в окружающий ландшафт, выполненная из дерева. Не следует при этом размещать много скульптур, что нарушает эстетическое единство, а также располагать их на фоне игровых построек, физкультурных снарядов и другого оборудования. Значительно лучше они выглядят на фоне низкорослых кустарников, свободного пространства, декоративных стенок и в нишах озеленения.

В последние годы обозначилось целое направление художественного оформления детских площадок в виде сказочных городков, в стиле древнерусского зодчества. Перегружать групповые участки предметами оборудования не следует, всегда надо помнить, что площадка – это простор, воздух, озеленение и вода.

Дети улавливают и оценивают эмоционально-образную содержательность цветовой отделки оборудования. Очень важно, чтобы это оборудование имело свой стиль, т.е. было выполнено из однородных материалов, едино по форме и окраске. Это не значит, что столы, скамьи и другое оборудование должны быть окрашены в какой – то один цвет. Наоборот, каждая игрушка может иметь свой цветовой образ, колорит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бочарные изделия

Игрушки деревянные

Игрушка во все исторически эпохи была связана с игрой - ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества.

Удручающий признак - все большее исчезновение дерева. А ведь это идеальный материал: твердый и нежный, по природе своей теплый на ощупь. Выполненная из дерева любая форма утрачивает слишком резкие, режущие углы, химический холод металла. Когда ребенок обо что-нибудь ударяет такой игрушкой, то дерево не вибрирует и не скрежещет, а звучит глухо и вместе с тем четко; это материал уютный и поэтичный, переживаемый ребенком как продолжение контакта с деревьями, столом или полом.

Игрушка активизирует познавательную активность малыша,
расширяет опыт ребенка, его ориентировку в окружающем мире, способствует формированию ориентировочной активности, познанию окружающего мира. Ребенку необходимы игрушки, которые создали бы условия для постоянного стимула детской активности.

Сначала дети научатся толкать предметы перед собой, а потом уже тащить их за собой. Ребенок с большим увлечением играет кубиками (рис.1) и блоками. Кубики, поставленные один за другим - это поезд. Кубиками можно наметить очертания лодки или дома. И так до бесконечности. Набор кубиков и блоков всех размеров и форм стоит десяти игрушек для любого ребенка.

Еще К. Д. Ушинский, известный русский педагог, отмечал, что "…лучшая игрушка для дитяти та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом…".

Образные игрушки изображают людей, животных, разные предметы (рис.2 - 6) и тем расширяют и уточняют представления детей, развивают их воображение, дают идею игры, помогают развивать задуманную тему.

В дошкольном возрасте технические игрушки могут иметь большое значение для формирования умственных способностей, необходимых для любой деятельности человека. Кроме того, средствами технических игрушек можно развивать некоторые специальные способности к техническому конструированию и изобретательству.

Технической игрушкой - называют те, которые помогают знакомить детей с техникой и производством, приобщать к технической деятельности, развить способности, важные в будущем, формировать технические интересы и наклонности.

Большую популярность среди игрушек завоевали головоломки. Это соединения деревянных деталей с помощью шипов и проушин (рис.).

Составные картинки бывают разными по уровню сложности, и этот уровень с возрастом должен повышаться. Пазлы – являются самым сложным уровнем и отличаются кривой линией соединения деталей. Собирая такие картинки, ребенок должен учитывать не только форму элементов, но и то, что на них изображено. Пазлы очень разнообразны и по сложности, и по способу действия. Наиболее простыми являются пазлы, на каждом кусочке которых изображён отдельный, узнаваемый ребёнком образ (рис.).

 

 

 

 

 

 

Сувениры из дерева

Корнепластика

Традиции народного декоративно- прикладного искусства

 

Декоративно- прикладное искусство – это искусство, служащее для художественного оформления быта, или среды обитания человека, жилого и общественного интерьера, костюма. Произведения декоративно- прикладного искусства создаются как отдельными художниками в индивидуальном порядке, так и коллективами художников и мастеров-исполнителей на предприятиях художественной промышленности.

В изделиях народных художественных промыслов сохраняются и живут традиции народного декоративно- прикладного искусства. Это искусство, пришедшее к нам из глубины веков, из глубины поколений, искусство преимущественно коллективное, сформировавшееся в народной, крестьянской среде – среде хлеборобов, овощеводов, а также в среде городских и посадских мастеров- ремесленников, изготовлявших вручную или с минимальным применением простейших приспособлений посуду и утварь из различных материалов, детские игрушки и предметы конского убора, орудия труда и военное снаряжение, одежду, обувь и украшения.

Традиции это преемственность или передача от одного поколения другому основных устойчивых особенностей национального характера, проявляющихся в народных обычаях, верованиях, праздниках, обрядах, в формах и нормах общественного поведения.

Традиции в области народных художественных промыслов включают отобранные и отшлифованные многими поколениями мастеров наиболее выразительные пропорции и формы предметов, их колористический строй, в орнаменте – художественное отображение природной среды, флоры и фауны, на базе которых сформировалась данная орнаментальная культура, а также накопленные веками навыки мастерства в обработке различных природных материалов.

Традиции – это не мертвая схема, не мертвые, раз навсегда установленные нормы и правила. Традиции меняются в соответствии с временем, с требованиями времени. Из поколения в поколение передается только то, что жизненно, прогрессивно, что нужно людям и способно к дальнейшему развитию.

Поскольку в народных художественных промыслах тесно переплетаются искусство и производство, во многих случаях возникает необходимость ускорения процесса производства без ущерба для художественного качества изделий, удешевления самих изделий при сохранении их красочности, узорности, выразительности. Все это заставляет творческую мысль искать возможности применения технических приспособлений там, где раньше действовала только человеческая рука. Поэтому на многих предприятиях народных художественных промыслов в современных условиях складывается своеобразный симбиоз машины, приспособления и человеческой руки.

Таким образом, народные художественные промыслы служат ярким свидетельством многообразия и многогранности тех форм, в которых проявляется творчество широких народных масс.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...