Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обзор идеологий в России и в мире начала ХХ века

 

Добрый день!

В сегодняшней передаче мы, как и обещали, поговорим об основных идеологиях, существовавших в мире к началу ХХ века. Также мы остановимся на тех российских политических партиях, которые следовали этим идеологиям.

Для начала повторимся, что все существовавшие идеологии можно разделить на три группы: консервативные, либеральные и революционные. В прошлой беседе мы кратко упомянули их основные черты. Сегодня поговорим подробнее.

Но вначале нужно кое-что пояснить. Я сегодня много раз буду произносить термин «частная собственность». Нынешняя власть делает всё для того, чтобы люди неверно понимали этот термин. Для того, чтобы люди ужасались «злобных коммунистов», которые «хотят отнять у нас квартиры и телевизоры». Так вот… Квартира, дача, телевизор, компьютер, автомобиль – всё это личная собственность. А вот банк, завод, акции, ВТОРАЯ квартира (в которой человек не живёт и которую сдаёт в аренду!) – вот это является частной собственностью. Решающая разница состоит в следующем. Частная собственность, во-первых, создаётся за счёт эксплуатации других людей, то есть за счёт присвоения результатов их труда, а, во-вторых, сама используется для эксплуатации. Личная же собственность не является результатом эксплуатации и не используется для неё.

Теперь перейдём к идеологиям.

1. Либералы.

Сторонники либерализма считали, что человечество сможет двигаться по пути прогресса и достигнет социальной гармонии только в том случае, если в основу жизни общества будет положен принцип частной собственности. Необходимо с помощью законов обеспечить людям свободу действия как в сфере экономики, так и в других сферах деятельности. Границы этой свободы должны определяться законами. Девизом либералов была ставшая позже знаменитой фраза: «разрешено все, что не запрещено законом». При этом либералы считали, что свободным может быть лишь тот человек, кто в силах отвечать за свои действия. К категории людей, которые способны отвечать за свои поступки, они относили только образованных собственников. Действия государства также должны ограничиваться законами. Либералы полагали, что власть в государстве необходимо разделить на законодательную, исполнительную и судебную.

В экономической области либерализм выступал за свободный рынок и свободное состязание между предпринимателями. Государство при этом, по их мнению, не имело права вмешиваться в рыночные отношения, но обязано было играть роль «сторожа» частной собственности. Лишь в последней трети 19 в. так называемые «новые либералы» стали говорить о том, что государство должно поддерживать и неимущие слои населения, сдерживать рост межклассовых противоречий и добиваться всеобщего благосостояния.

Либералы всегда были убеждены в том, что преобразования в государстве должны осуществляться с помощью реформ, но ни в коем случае не в ходе революций. Умеренные либералы считали идеальным государственным строем конституционную монархию. Другого мнения придерживались радикальные либералы, которые стремились к установлению республики.

2. Консерваторы.

Название «консерватизм» происходит от латинского слова «conservatio» (консервацио), которое означает «охранять» или «сохранять». Чем шире распространялись в обществе либеральные и революционные идеи, тем сильнее консерваторы «нажимали» на потребность в сохранении традиционных ценностей: религии, монархии, национальной культуры, семьи и порядка. Консерваторы стремились создать такое государство, которое с одной стороны, признавало бы священное право собственности, а с другой - было бы в состоянии защитить привычные ценности. При этом, по мнению консерваторов, власти имеют право вмешиваться в экономику и регулировать ее развитие. Консерваторы не верили в возможность всеобщего равенства. Они говорили: «Все люди имеют равные права, но не одни и те же блага». Свободу же личности они видели в возможности сохранять и поддерживать традиции. Социальные реформы консерваторы рассматривали как крайнее средство в условиях революционной опасности.

3. Революционеры.

А) Социалисты.

В 19 в. получают широкое распространение идеи социализма. Этот термин происходит от латинского слова «socialis» (социалис), т.е. «общественный». Мыслители-социалисты мечтали о таком обществе, в котором навсегда исчезнут нищета и вражда между гражданами, а жизнь каждого человека будет защищенной и неприкосновенной. Главную проблему современного им общества представители этого направления видели в частной собственности. Французский социалист Анри Сен-Симон считал, что, апеллируя к христианской морали, можно будет убедить собственников добровольно делиться доходами с «младшими братьями» - рабочими. Другой сторонник социалистических взглядов Франсуа Фурье полагал, что в идеальном государстве должны сохраниться классы, частная собственность и нетрудовые доходы. Все проблемы должны быть решены за счет роста производительности труда до такого уровня, когда будет обеспечено богатство для всех граждан. Английский мыслитель Роберт Оуэн думал, что в государстве должна существовать только общественная собственность, а деньги следует упразднить вовсе. По мнению Оуэна, с помощью машин общество может производить достаточное количество материальных благ, нужно только справедливо распределять их между всеми его членами. И Сен-Симон, и Фурье, и Оуэн были убеждены в том, что путь к идеальному обществу должен быть исключительно мирным. Всех этих мыслителей принято называть социалистами-утопистами, так как они мечтали об идеальном обществе и пытались описать его, но весьма туманно представляли себе путь к такому обществу.

Наиболее глубокое развитие идеи социалистов получили в работах немецкого философа Карла Маркса и его друга и соратника Фридриха Энгельса. Созданное ими новое учение получило название «марксизм». В своём труде «Капитал» Карл Маркс показал, что эксплуатация человека человеком, присвоение одними результатов труда других неотделимо от существования частной собственности. Маркс и Энгельс считали, что в идеальном обществе нет места частной собственности. Такое общество они называли коммунистическим (от слова communis – общий). Привести человечество к новому строю должна революция, в ходе которой установится власть рабочих (диктатура пролетариата), будет отменена частная собственность и сопротивление буржуазии будет окончательно сломлено. В новом обществе будут установлены экономические и политические свободы и равенство всех граждан. Каждый человек при этом получит все возможности для всестороннего и гармоничного развития. Одним из основных принципов такого общества должен стать принцип: кто не работает, тот не ест.

Б) Анархисты.

Другим революционным течением был анархизм (от греч. anarchia — безвластие). К анархистским относили самые разные учения — от бунтарских и террористических до движения кооператоров. Но у всех многочисленных анархистских учений была одна общая черта — отрицание государства.

Виднейший теоретик анархизма Петр Александрович Кропоткин считал, что государственные законы мешают развитию естественных прав человека, взаимной поддержки и равенства, а потому порождают всяческие злоупотребления. Он сформулировал «закон взаимной помощи», определяющий якобы стремление людей к сотрудничеству, а не к борьбе друг с другом. Идеалом организации общества он считал федерацию. Роль объединительной силы в обществе станут выполнять взаимопомощь, справедливость и нравственность, чувства, заложенные в натуре человека. К федерации свободных коммун, по мнению Кропоткина, можно было перейти только через революционное разрушение того, что разъединяет людей — государственной власти и частной собственности.

Кропоткин считал человека добрым и совершенным существом, а между тем анархисты все чаще использовали террористические методы, в Европе и США гремели взрывы, погибали люди.

В заключение я назову те политические партии, которые в Российской империи выступали на позициях консерватизма, либерализма и социализма. Часть этих партий возникнет только после Революции 1905 года, о которой речь пойдёт в последующих беседах, некоторые – ещё позже, но я всё равно назову их.

Итак, к консерваторам принадлежали все монархические партии, такие как «Союз русского народа» и «Союз Михаила Архангела». Наиболее значимой фигурой монархического фланга политики был Владимир Пуришкевич. Общей программной целью всех монархических партий было сохранение самодержавия в России и борьба с любыми революционными проявлениями.

На рубеже либералов и консерваторов находилась партия «Союз 17 октября» (так называемые «октябристы»). Они выступали за конституционную монархию. Одной из программных установок этой партии было противодействие попыткам рабочих добиться введения 8-часового рабочего дня. Возглавляя партию октябристов Александр Гучков.

К числу либеральных партий можно отнести «Партию конституционных демократов» («кадеты») и «Прогрессивную партию» («прогрессисты»). Их программными установками были конституция, политические права и свободы, 8-часовой рабочий день, передача крестьянам земли за плату. Видным лидером российских либералов был Павел Милюков.

К числу революционных социалистических партий России можно отнести «Партию социалистов революционеров» («эсеры») и «Российскую социал-демократическую рабочую партию». Эти партии выступали за глубокие экономические, социальные и политические реформы, осуществляемые путём революции. Основной упор в программе эсеров делался на аграрную программу – эсеры считали себя выразителями интересов крестьянства. Лидерами партии эсеров были Виктор Чернов и Мария Спиридонова.

Социал-демократы, из которых позже выделилась партия большевиков стояли за как минимум – свержение царизма и установление демократической республики, как максимум – за свершение социалистической революции. Большевики выражали, в первую очередь, интересы рабочих. Безусловным лидером большевиков был Владимир Ильич Ленин.

На этом наша беседа завершена, всего вам доброго!

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...