Организационно – педагогическая подготовка репетиционной работы с оркестром.
ТЕМА 8. Организация и проведение репетиции Руководитель должен появиться на репетиции чуть раньше установленного времени. Проверить наличие инструментов, струн, медиаторов, пультов, партий, исполняемых или планируемых для работы пьес и других принадлежностей. Только лично убедившись в том, что для работы все готово, руководитель избежит многих непосредственно несвязанных с работой над пьесой остановок во время репетиций. Начать репетицию необходимо во время, независимо от того, сколько пришло к назначенному часу участников. Это служит хорошим побудительным примером к тому, чтобы участники не опаздывали, а приходили на репетицию за 5 - 10 минут до начала. В противном случае (если участники знают, что руководитель задерживает репетицию из - за опозданий) это время может постоянно увеличиваться. В таких случаях можно наблюдать, как оркестранты постоянно опаздывают на 30 - 40 минут. Перед началом репетиции производится тщательная настройка инструментов. От настройки зависит чистота звучания инструментов. В первый период обучения и работы оркестра настройку лучше делать самому руководителю. Постепенно, по мере овладения инструментами, участников нужно учить самих настраивать свои инструменты, надевать струны, делать мелкие профилактический ремонт. Выполнив перечисленные условия, подготовив все необходимое, дирижер может приступать к репетиции. Проведение репетиции зависит от плана, составленного руководителем на данную репетицию. В первый период работы оркестра необходимо подбирать легкие пьесы, разные по характеру — медленные и быстрые, кантиленные и отрывистые, радостные и грустные и т.д. Такой подход к выбору пьес позволяет разнообразить работу оркестрантов, способствует быстрому усвоению ими различных приемов игры, умение перестраиваться с одного темпа на другой, с одной пьесы на другую.
Очень важно соблюдать темп репетиции, многократное повторение одной и той же пьесы снижает внимание, чуткость к жесту дирижера, творческую мысль у оркестрантов. Занятия превращаются в скучные, назойливые поучения, а ведь принцип интереса, увлеченности - один из важнейших для плодотворной работы с детским коллективом. Руководитель должен уметь во время сделать перерыв в работе, оправданнее всего - через 40 - 50 минут после начала работы. Вторая часть репетиции может длиться 35-40 минут. Практика показывает, что при таком временном соотношении первой и второй частей репетиции достигается максимальная активность участников. Если же у руководителя возникает необходимость провести трехчасовую репетицию, то он должен согласовать этот вопрос с оркестрантами, а затем уже планировать работу по особому графику. Важно также, чтобы репетиция носила завершенный характер, но чтобы при этом у музыкантов сохранялось желание поиграть ещё. Это настраивает их на дальнейшую, самостоятельную творческую работу: поучить партию, поработать отдельно над техническими упражнениями. Пересыщение занятиями вызывает снижение интереса к работе в оркестре. Во время первой части репетиции оркестр должен заниматься более сложной работой: разучивать партии или сложные места в новых пьесах, проигрывать сложные в техническом и художественном отношении пьесы. Ведь в начале репетиции участники более работоспособны и обладают высокой умственной и эмоциональной активностью, к концу же репетиции, в связи с их утомлением, снижается внимание, начинает ослабевать и эмоциональная отзывчивость, работать становиться значительно сложнее. Кроме того, постоянное повторение пьес необходимо, чтобы у оркестра всегда была наготове определенная программа, с которой он мог бы выступать, не испытывая при этом больших затруднений с подготовкой к концерту.
Для правильной организации работы коллектива на репетиции руководителю необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого музыканта, как личностные, психологические, так и касающиеся музыкальной подготовки. Нельзя предъявлять одинаковые требования к человеку, только овладевшему инструментом, и к человеку, играющему в оркестре давно. Из сказанного следует, что вся деятельность руководителя оркестра носит на репетиции творческий характер и строится в каждом случае, исходя их конкретных условий деятельности коллектива. Без творческой организации репетиции не может быть ни подлинного взаимопонимания между дирижером и оркестром, ни реализации творческих замыслов. «...Не забывайте, - говорил выдающийся английский дирижер Г. Вуд, - что... музыканты нуждаются в моральной поддержке и воодушевлении для того, чтобы в них продолжал гореть внутренний огонь... Встреча на репетиции все с теми же лицами, в том же самом месте располагают к усталости и скуки, и, если дирижер начинает небрежничать, усваивать манеру вольного обращения с партитурой, он охлаждает энтузиазм во всех оркестрантах и получать от них в ответ то, чего заслуживает, голые ноты»6. (Вуд Г. «О дирижировании» М., 1982. - 52 с.) На репетиции дирижер имеет возможность выразить свою мысль не только пластическими средствами (движение рук и корпуса, мимика), но и словесными пояснениями, которые могут касаться: а) исторических событий и фактов, положенных в основу исполняемого произведения; биографии композитора; стилевых и исполнительских особенностей его произведений; б) важнейших моментов художественного содержания пьесы и ее интерпретации - собственной и принадлежащей другим музыкантам; в) технических приемов, с помощью которых раскрывается содержание пьесы. Для того чтобы все это лаконично и правильно передать руководителю, необходимо хорошо владеть словом. Можно попутно приводить примеры и аналогии из литературы, живописи, архитектуры, которые помогали бы более полно раскрыть перед оркестрантами содержание музыки.
К речи руководителя во время репетиции предъявляются особые требования. Необходимо выражать мысли как можно короче: участники приходят на репетицию играть на инструменте, слушать музыку, а не пространные разговоры. Завершает репетиционную работу над пьесой генеральная репетиция. Проведение ее имеет свои особенности, определяемые тем, что она является репетицией как таковой, но в то же время содержит в себе все приметы концертного выступления. Генеральная репетиция является итоговой для определенного этапа работы коллектива, и поэтому на ней решаются такие задачи, как: психологическая подготовка участников к концерту; окончательная проверка программы; максимально точное, чистое и художественно -определенное проигрывание каждой пьесы и т.д. На генеральной репетиции не нужно делать частые остановки, еще и еще раз оговаривать штрихи, звучность, темпы. Важнее сыграть все пьесы, предназначенные для концертного выступления, без остановки от начала до конца, дать почувствовать оркестрантам всю программу в целом, ее звучание и очередность пьес - тем самым равномерно распределить силы и эмоциональное напряжение на всё выступление. В заключении нужно еще раз подчеркнуть, что перечисленные требования и рекомендации, конечно, не могут учитывать всего многообразия встречающихся в репетиционной работе сложностей. Каждый руководитель, исходя из специфических присущих его оркестру особенностей, организует репетицию таким образом, чтобы максимально эффективно с большей отдачей использовать отведенное на нее время.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|