Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Национальные проблемы после Тито. Распад Югославии

При жизни Тито югославским руководителям еще удавалось сдерживать нараставшие кризисные явления во всех областях жизни общества. Но в мае 1980г. Тито умер. Вместо него страной стали управлять два коллегиальных органа: Президиум СФРЮ и президиум ЦК СКЮ. Эти органы, включавшие по одному представителю от каждой республики и автономного края, в порядке строгой очередности избирали сроком на один год председателя. Такая система никак не могла добавить стране стабильности.

Усугубляло ситуацию еще и то, что в рассматриваемый период происходил распад социалистической системы. Он был неизбежен, но сценарии смены государственного строя зависели от наследия социалистической эпохи. Сложность состояла в том, что кризис национальных отношений накладывался на политический кризис, необходимость трансформации государственного строя, на экономические сложности. Таким образом, образовался целый комплекс проблем, каждая из которых требовала немедленного решения, что было в принципе невозможно в условиях существующей в государстве политической неустойчивости почти сравнимой с анархией. Трансформация государственного строя в Югославии происходила в тесной связи с дезинтеграцией национальной федерации. На протяжении 80-х гг. развивался острый конфликт между группировками республиканских властных элит – кадрами старой партийной номенклатуры и представителями молодой национальной бюрократии этноцентристского толка. Те и другие аппелировали к националистической интеллигенции и широко использовали демократические и популистские лозунги. Усилилась критика конституции 1974г.

С начала 80-х гг. Югославию охватил глубокий кризис, а то что политические лидеры, стремясь захватить как можно больше власти спекулировали национальными идеями как минимум грозило продлением периода нестабильности. Ограничение реформ после 10 съезда СКЮ и усиление роли республик и краев привело к тому, что в стране резко усилилась национальная партийно-государственная бюрократия («нациократия»). Победила тенденция, когда свобода гражданина в целом заменялась свободой нации. Возникла концепция «национальной экономики», когда каждая республика стремилась защищать от конкуренции свои предприятия за счет предприятий других республик. Это приводило к экономическому обособлению. Хрупкий общеюгославский рынок стал распадаться на шесть республиканских. Каждая республика стремилась сама все для себя производить. Центральное правительство все больше теряло контроль. А республики набирали все больше иностранных займов, которыми не могли эффективно распорядиться. К концу 1985г. безработица составляла 15 %, инфляция – 100%, внешний долг приблизился к 20 млрд. долларов США. Вместо кардинальной общественно-политической и экономической реформы югославские руководители предложили программу «стабилизации», которая с самого начала не выполнялась.

Кризис усилился событиями в автономном крае Косово, сердце средневекового сербского государства, но к середине 80-х населенном уже более чем на 80 % этническими албанцами. Албанское население края особенно выросло за счет переселенцев из Албании во время Второй мировой войны, когда никаких границ не существовало. Сказывался и традиционно большой естественный прирост албанского населения. Славянское население края (сербы и черногорцы) под давлением албанцев во все большем масштабе стали покидать Косово. В период с 1971 по 1981гг. оно уменьшилось на 35%. В то же время албанское население чувствовало себя ущемленным по отношению к другим народам Югославии: по своему количественному составу оно занимало уже третье место после сербов и хорватов, но не имело равных с ними прав; по качеству жизни албанцы прочно занимали последнее место. В марте 1981г. в Косово прошли демонстрации с требованиями предоставления краю статуса республики. Это было воспринято в Белграде как первый шаг к объединению Косово с Албанией. Демонстрации были разогнаны с применением военной силы, но с тех пор тлеющий очаг напряженности в Косово никогда не загасал. Относительный порядок в крае мог держаться только благодаря сербскому военному присутствию.

Непрекращающиеся волнения албанцев в Косово привели, в конце концов, к ответному движению в Сербии. Центром сербского национального движения стала сербская академия наук и искусств, которая обвинила коммунистическую партию в 45-летней антисербской деятельности, в создании антисербской коалиции в Югославии.

Начавшаяся перестройка в СССР поколебала позиции коммунистов по всей Восточной Европе, в том числе и сербских. В такой обстановке лидер союза коммунистов Сербии С. Милошевич начал использовать национализм для упрочения своего положения в республике, для реабилитации компартии в глазах сербского населения. Эксплуатируя ущемленные национальные чувства сербов, Милошевич приложил много усилий, чтобы выставить свою парию в роли главного защитника сербских интересов в Косово. Это ему во многом удалось. Одно время в Сербии даже начал складываться своеобразный культ Милошевича.

В конце 1988г. Милошевичу с помощью в значительной степени инспирированных демонстраций и митингов протеста против бюрократии удалось заменить руководство в Воеводине и Черногории на своих ставленников. Аналогичные попытки делались в Боснии и Герцеговине. Направляемый Милошевичем великосербский бум, усилившееся влияние Сербии в Югославии обеспокоило руководство двух наиболее развитых республик – Словении и Хорватии. В Словении открыто встали на защиту албанского национально-сепаратистского движения. Попытки Милошевича направить в конце 1989г. в Любляну 100 тыс. сербов для проведения там «митинга истины» о положении дел в Косово была расценена как еще одна попытка дальнейшего расширения сербского влияния. Словенские службы безопасности не допустили проведения митинга, что привело к бойкоту словенских товаров со стороны Сербии. Таким образом в 80-е гг. правительство перестало даже стремиться к сохранению Югославии как единого государственного целого. На первое место вышла борьба за власть. Теперь уже ничто не могло помешать обострению национальных отношений и распаду Югославии.

Окончательный разрыв между республиками произошел на 14 чрезвычайном съезде СКЮ, начавшем свою работу в январе 1990г. После того, как сербское большинство съезда отклонило требование словенской делегации о реорганизации партии на конфедеративных принципах, депутаты от Словении отказались продолжать работу и покинули съезд. Без словенских коммунистов не захотели продолжать работу и депутаты от Хорватии и Боснии и Герцеговины. На съезде был объявлен перерыв, но свою работу он так никогда и не возобновил. Крах единой общеюгославской коммунистической партии, не мог не иметь далеко идущих последствий. В политическом плане югославские республики больше ничего не связывало.

Под давлением событий в Восточной Европе в конце 1989г. и начала развала республиканских коммунистических партий белградские власти разрешили выборы на многопартийной основе. Еще в период подготовки к последнему съезду СКЮ в Словении, а затем и других республиках стали образовываться новые партии, в подавляющем большинстве на национальной основе. В Словении и Хорватии выборы состоялись в апреле и мае 1990г. В Словении победил блок оппозиционных партий ДЕМОС (Демократическая оппозиция Словении), в Хорватии ХДО (Хорватское демократическое объединение). Выборная программа ХДО включала требования независимости для Хорватии, создание великой Хорватии, включающей и часть Боснии и Герцеговины, сопротивление великосербской гегемонии. Для хорватских сербов никакая автономия не предусматривалась.

Победа национально-ориентированных партий в северо-западных республиках и реальная угроза распада Югославии заставила сербского лидера Милошевича еще больше усилить националистический компонент в своей политике. Он выдвинул тезис о том, что внутренние границы в Югославии не являются государственными, а лишь административными, что в случае распада Югославии все сербы должны остаться жить в одном государстве. Хотя границы внутри Югославии действительно не были этнически обоснованными, такое заявление было чревато гражданской войной.

Летом и осенью 1990г. выборы состоялись в Сербии. Победу одержал Милошевич. Выборы в Боснии и Герцеговине привели сербское руководство к политической изоляции внутри Югославии. В Боснии и Герцеговине победила хрупкая коалиция национальных партий мусульман, хорватов и сербов, с антикоммунистической платформой. В Македонии коалиционное правительство было составлено из национальной македонской партии, считающей себя преемницей ВМОРО, и реформированного бывшего союза коммунистов. Третье место заняла партия, представляющая интересы албанского населения Македонии. И только в маленькой Черногории коммунисты добились довольно убедительной победы.

После выборов и прихода национальных сил к власти в республиках бывшая единая экономика страны распалась на шесть отдельных экономик. В республиканских СМИ начала нагнетаться разнузданная пропагандистская кампания с взаимными упреками.

Послушные Милошевичу СМИ писали, что Сербия со всех сторон окружена врагами. Всемерно раздувался вопрос об угнетенном положении сербов в Хорватии. Последнее отчасти имело место на самом деле. Например, хорватские власти в сербских районах начали замену всех кириллических надписей на латиницу. Контролируемые Туджманом СМИ пытались представить конфликт лишь как спор демократии и необольшевизма, заявляли, что в Хорватии установился якобы самый демократический режим в мире.

В связи с угрозой со стороны великосербской кампании и активизацией армии руководство Словении и Хорватии начали организовывать и контрабандно вооружать нелегальные национальные военные формирования. Одновременно начали вооружаться и сербы в Хорватии, никогда не забывавшие геноцид со стороны хорватов во время существования Независимого государства Хорватии. В первой половине 1991г. в сербских районах Хорватии отмечались уже локальнее вооруженные столкновения между хорватской полицией и гвардией и сербскими ополченцами.

Еще в декабре 1990г. в Словении прошел референдум, на котором подавляющее большинство населения высказалось за полную независимость. Позже за независимость проголосовали и хорваты. В ответ 350 тыс. сербов, населяющих юго-восточную Хорватию, провозгласили на своем референдуме создание автономного образования Краины с центром в Книне. Целью автономии объявлялось присоединение к Сербии в случае распада Югославии.

25 июня 1991г. Словения и Хорватия, согласно итогам референдумов, провозгласили свою независимость от Югославии. Попытка югославской армии взять ситуацию под свой контроль потерпела неудачу. Войска покинули республику, которой уже ничто не мешало проводить полностью самостоятельную политику и добиваться международного признания своей независимости. Иначе произошло в Хорватии, где при наличии значительного сербского меньшинства началась довольно крупномасштабная война между хорватскими международными формированиями и сербскими ополченцами, поддерживаемыми добровольцами из Сербии и регулярными частями просербской Югославской народной армии. Районами военных действий являлись заселенные сербами районы Хорватии. Хорватия стремилась выделиться из Югославии, сохранив в неприкосновенности внутренние границы, или даже захватить с собой хорватские части Боснии и Герцеговины; Сербия – создать, наконец, Великую Сербию. Война в Хорватии унесла жизни около 10 тыс. человек. Однако разрешить проблему сербо-хорватского разграничения военным путем оказалось невозможно.

Война в Хорватии не могла остановить и распад прежней Югославии. 3 сентября 1991г. за полную независимость проголосовало на референдуме население Македонии. Нелегальный референдум в условиях военного положения в крае провели и албанцы в Косово, на котором они также голосовали за полную независимость. В конце 1991г., кроме автономии Краины, о своем отделении от Хорватии заявила образованная незадолго пред этим вторая сербская автономия – Славония, Баранья и Западный Срем. В первые месяцы 1992г., несмотря на это, началась полоса международных признаний независимости Словении и Хорватии. Таким образом, старые внутренние, административные границы превращались в государственные. 29 февраля и 1 марта на референдуме в Боснии и Герцеговине мусульманское католическое население этой республики тоже высказалось за независимость. Референдум бойкотировали сербы (32% всего населения края). Они начали создавать на своей территории автономные образования и выступили за присоединение к Сербии. Наконец, на референдуме 1 марта черногорское население также почти единогласно высказалось за объединение с Сербией.

С начала апреля военные действия из Хорватии переместились на территории Боснии и Герцеговины, что в известной степени было спровоцировано признанием международным сообществом независимости этой бывшей югославской республики. Фактически же это означало признание ее мусульманского руководства и вновь полное игнорирование мнения сербов.

Вслед за периферийными районами основным местом очень ожесточенных и кровавых столкновений стало Сараево. В конфликте были задействованы все три этнические общины Боснии и Герцеговины, причем сербам противостояли объединенные силы мусульман и хорватов. В ходе военных действий боснийские сербы и хорваты пытались захватить как можно больше территорий, изгнать с них другие национальные группы и создать «этнически чистые» районы. Их поддерживали регулярные вооруженные формирования соответственно из Сербии и Хорватии. Кроме созданной ранее на контролируемой сербами территории Сербской республики Босния и Герцеговина с центром в Баня-Луке, было провозглашено и образование хорватской автономии Герцог-Босния со столицей в Мостаре.

В конце апреля 1992г. руководители Сербии и Черногории объявили о создании новой федерации, претендующей на право быть преемницей распавшейся Югославии. 27 апреля Скупщины этих республик приняли конституцию общего государства – Союзной Республики Югославии (СРЮ).

Таким образом, конец 20 века югославянские народы встречают в обстановке конфронтации, взаимной вражды и недоверия. Вновь, как и в начале века, перед ними стоят задачи государственного и национально-территориального определения. За почти 75-летнее совместное проживание в общем государстве очень близким по этническому происхождению, языку, культуре народам так и не удалось установить гармоничные межнациональные отношения. Не удалось им и цивилизованно разъединиться.


Заключение

 

Таким образом, можно сказать, что национальные проблемы были изначально заложены в самом государстве. Оно возникло как компромисс, в результате необходимости борьбы за существование всех народов, населяющих территорию Югославии. Но затем такая необходимость отпала и все начали требовать независимости, самостоятельности. Необходимо отметить, что во многом именно центральная власть виновата в появлении тенденций к дезинтеграции, в своей политике она не была одинаково объективна ко всем республикам, в результате чего возникало недовольство. Ситуацию усугубляло то, что начался период распада социалистической системы, но пока был жив Тито, пока еще существовал авторитет компартии как-то удавалось сглаживать национальные проблемы, их не было так сильно видно за централистским устройством государства и лозунгами о «братстве и единстве». Но после того как эти факторы утратили свое значение, а к власти в республиках пришли национальные партии народы Югославии все больше отдалялись друг от друга, наступала все большая конфронтация. Едва ли можно назвать разумными ответные меры центрального правительства на тенденции дезинтеграции. Решение проблем оно видело исключительно на пути предоставления республикам и краям большей самостоятельности, что только усиливало конфронтацию. Вместо того, чтобы предложить новую идейную основу для югославянского единства, правительство подло по пути, приведшем государство к вооруженным столкновениям внутри страны и распаду государства.


Библиография

 

1. Веселин Джуретич. Развал Югославии. Основные течения 1918-3003 гг.-М., 2003 г.

2. История стран Центральной и Юго-Восточной Европы 20 века. - М., 1997 г.

3. Новейшая история стран Европы и Америки 20 век. 1945-2000 гг. Часть 3.-М., 2001 г.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...