Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общественное движение 40-х гг.




5.1. Славянофильство как течение общественной мысли появилось в начале 1840-х гг.

5.1.1. Его идеологами были литераторы и философы А.С. Хомяков, И.В. и П.В. Киреевские, братья К.С. и И.С. Аксаковы., Ю.Ф. Самарин и др.

Славянофильство можно охарактеризовать как российский вариант национал- либерализма.

В отечественной историографии существуют и иные оценки сущности славянофильского течения. Зачастую его трактуют как консервативное направление, и даже - как реакционно-национальную идеологию класса помещиков.

Основные положения славянофильства.

Развивая идею самобытности русской истории, славянофилы, в отличие от Шевырева, Погодина и Уварова, главной движущей силой считали не самодержавие, а православный народ, сплоченный в сельские общины. Одновременно, полемизируя с Чаадаевым, они доказывали, что именно православие предопределило великую будущность России, придало всей ее истории подлинно духовный смысл.

Основные положения теории славянофильства:

- важнейшей характеристикой российского общества и российского государства является народность, а в основе самобытного российского пути развития лежат православие, община и национальный русский характер;

- в России власть находится в гармонии с народом в противоположность Европе, где обострены социальные конфликты. Самодержавие, по мнению славянофилов, избавляло российское общество от политической борьбы, в которой погрязла Европа;

- основы русской общественной жизни заключаются в общинном строе в деревне, коллективизме, соборности;

- Россия развивается ненасильственным путем;

- в России духовные ценности преобладают над материальными;

- Петр I насильственными методами внедрял опыт, механически заимствованный у Запада, что привело к нарушению естественного характера развития России, внесло элемент насилия, законсервировало крепостничество и породило социальные конфликты;

- крепостное право необходимо ликвидировать, сохранив при этом общину и патриархальный уклад жизни (речь шла лишь о духовном укладе, славянофилы не выступали против современной техники, железных дорог и промышленности);

- для определения пути дальнейшего развития необходимо созвать Земский Собор;

- славянофилы отрицали революцию и радикальные реформы, считая возможным лишь постепенные преобразования, проводимые сверху под воздействием общества по принципу: царю - сила власти, народу - сила мнения.

Западничество

5.2.1. Идеологи западничества. Западничествооформилось как идейное течение в работах и деятельности историков, юристов и литераторов Т.Н. Грановского, К.Д. Кавелина, П.В. Анненкова, Б.Н. Чичерина, С.М. Соловьева, В.П. Боткина, В.Г. Белинского. Как и славянофилы, западники стремились к превращению России в передовую державу, к обновлению ее общественного строя. Представляя собой российский вариант классического либерализма, западничество вместе с тем значительно отличалось от него, ибо формировалось в условиях отсталой крестьянской страны и деспотического политического режима.

В советской историографии западничество характеризовалось как идеология нарождающейся буржуазии, в современной отечественной литературе - как течение российской интеллигенции, стремящейся воплотить в России основные ценности либерального Запада - свободу и права личности, конституционный порядок и пр.

5.2.2. Основные положения западничества. Наиболее ярко особенности западничества проявлялись в его оценках характера развития страны и методов ее переустройства.

Основные идеи и методы деятельности западничества:

- Россия, развивающаяся по универсальным законам истории, отстает от Запада и сохраняет ряд национальных особенностей;

- необходимо ликвидировать историческое отставание, воспринимая достижения и духовные ценности Запада, но сохраняя при этом национальную идентичность;

- в России следует утвердить либеральные идеалы свободы личности, гражданского общества и, в перспективе, создав необходимые культурные и социальные условия, просветив народ, установить конституционную монархию;

- важно развивать рыночные отношения, предпринимательство, промышленность и торговлю, принять законы, защищающие частную собственность;

- необходимо отменить крепостное право, передать крестьянам землю за выкуп;

- следует развивать образование и распространять научные знания;

- свою публицистическую, научную и преподавательскую деятельность западники направляли как на формирование общественного мнения для подготовки преобразований России, так и на воспитание правительства в либеральном духе;

-единственно возможным средством обновления России они считали реформы "сверху", т.е. преобразования, проводимые правительством в общенациональных интересах, призванные смягчить социальную рознь и предотвратить угрозу революции.

Революционная демократия.

5.3.1. Особенностями этого идейного течения явилось совмещение ряда идей западничества (свобода личности, гражданские права и свободы, единые законы мирового исторического развития), славянофильства (идеализация общинного строя, русское и славянское мессианство, коллективизм) и европейского социализма.

Цель движения заключалась в создании общества социальной справедливости - социализма. В качестве метода достижения цели были избраны радикальные реформы или массовая революция.

5.3.2. Теория "русского социализма" (народничество). Основоположником теории выступил А.И. Герцен, другими идеологами - Н.Г. Чернышевский, Н.П. Огарев, Н.А. Добролюбов, М.А. Бакунин, которые ставили своей целью достижение социализма как общества справедливости.

Основные идеи Герцена заключались в следующем:

- достичь цели можно, используя сельскую общину с ее коллективизмом и самоуправлением;

- России необходимо миновать капитализм, пороки которого разъедают Европу, а потому ей следует двигаться по некапиталистическому пути: от крепостничества - к социализму;

- желательно избежать кровавой революции, а преобразования провести с помощью радикальных реформ сверху. Правда, одно время Герцен считал, что Россию надо звать к топору. Но окончательный его вывод сводился к тому, что стране необходим не топор, а лишь - метла. Он осознал всю опасность крестьянской революции, которая в условиях России с неизбежностью приняла бы формы все разрушающего бунта, и рассчитывал лишь на радикальные реформы под давлением общества;

- необходимо ликвидировать крепостничество, дать землю крестьянам без выкупа, сохранив общину;

- следует ввести гражданские свободы и демократическое правление.

5.3.3. Практическая деятельность. Герцен издавал в Лондоне газету " Колокол ", в которых критиковал русскую действительность и обосновывал теорию "русского социализма".

Бакунин участвовал в европейской революции 1848-1849 гг., работал в Первом Интернационале, создал на Западе ряд революционных организаций, стал теоретиком анархизма.

Чернышевский, став крупным журналистом, развивал и пропагандировал в России идеи " русского социализма ".

5.4. Петрашевцы. Члены кружка, собиравшегося на квартире М.В. Буташевича -Петрашевского (1845-1849), в составе Н.А. Спешнева, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.Н. Плещеева, Ф.М. Достоевского и др., говорили о необходимости отмены крепостного права, изучали произведения Ш. Фурье и других европейских социалистов. Небольшая часть петрашевцев склонялась к идее создания тайного общества и подготовки народного восстания. Однако все ограничилось лишь теоретическими дискуссиями и издательской деятельностью. В 1849 г. кружок был разгромлен. Охранное отделение сфабриковало дело против его членов, обвинив их в антигосударственном заговоре, многие петрашевцы оказались на каторге.

  1. Основные черты периода. О бщественная жизнь в стране активизировалась. Расширилась социальная база общественного движения, увеличилось число людей, на которых оно воздействовало. Произошло идейное оформление национал-консервативного направления, славянофильства, западничества и революционной демократии, что привело к оформлению различных течений оппозиционных правительству сил.

6. "МРАЧНОЕ СЕМИЛЕТИЕ" 1848-1855 гг.

После европейских революций 1848-1849 гг. политика подавления инакомыслия, проводившаяся Николаем I, усилилась: запрещен был выезд российских подданных за рубеж, ввоз иностранной литературы и т.д. В результате интенсивность общественного движения понизилась. Начало тяжелой для России Крымской войны 1853-1856 гг. также не способствовало его активизации.

Лишь в эмиграции наблюдалась некоторая активность. В Лондоне Герцен основал в 1853 г. Вольную русскую типографию, где печатались листовки и с 1855 г. альманах " Полярная звезда ".

Итоги

7.1. Несмотря на реакцию (по словам А.И. Герцена - внешнее рабство), благодаря общественному движению в стране удалось сохранить внутреннюю свободу - независимость и свободомыслие духовной элиты.

7.2. Происходило усложнение общественной мысли, появились самостоятельные и самобытные, учитывающие национальную специфику идейные течения.

7.3. Началась дифференциация общественно-политических направлений, которые подготавливали интеллектуальную и нравственную почву для дальнейшего развертывания освободительного движения в России.

7.4. В обществе и части бюрократии создалась духовная атмосфера, позволившая приступить к подготовке ликвидации крепостничества.

7.5. Общественное движение страны оказывало значительное влияние на развитие русской культуры и, особенно, литературы. С другой стороны, русская литература, взявшая на себя функции негласного духовного парламента России, придавала общественно-политическим идеям художественную форму и тем самым усиливала их воздействие на общество.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какие факторы воздействовали на развитие общественного движения в России в годы николаевской реакции?

2. Каковы особенности и основные этапы общественного движения в России 30-50-ых годов Х1Х в.? Почему оно не выходило за рамки кружков, литературных и аристократических салонов?

3. Какую роль играли художественная литература и литературная критика в общественной жизни России 30-50-ых годов Х1Х в.?

4. Проанализируйте основные идеи Первого философического письма П.Я. Чаадаева. Попытайтесь выявить их внутреннюю противоречивость. Как русский философ объяснял и оценивал особенности исторического развития России? Был ли он русофобом или подлинным патриотом? Что из его идей развили славянофилы, а что - западники?

5. Какие вопросы из прошлого и настоящего России оказались в центре идейных споров 30-50-х гг. XIX в.? Почему?

6. Расскажите об основных положениях идеологии славянофилов? Какие ее элементы позволяют отнести славянофильство к либеральному, а какие - к консервативному течению.

7. Чем был вызван раскол западничества на либеральное и демократическое направления? Что было между ними общего, а что отличало друг от друга?

ЛИТЕРАТУРА

Аксаков И.С. Отечественная история: Энциклопедия. Т. 1. М., 1994.

Аксаков К.С. Отечественная история: Энциклопедия. Т. 1. М., 1994.

Булгарин Ф.В. // Отечественная история: Энциклопедия. Т.1. М., 1994.

В раздумьях о России (Х1Х век). М., 1996.

Водовозов Н.В. Виссарион Григорьевич Белинский. М., 1986.

Герцен А.И. Былое и думы. М., 1973. Т. 1.

Герцен А.И. // Отечественная история: Энциклопедия. Т. 1. М., 1994.

Грановский Т.Н. // Отечественная история: Энциклопедия. Т. 1. М., 1994.

История России с древнейших времен до 1861 г. (под ред. Н.И. Павленко) М., 1996.

Киреевский И.В. Отечественная история: Энциклопедия. Т. 2. М., 1996.

Корнилов А.А. Курс истории России XIX в. М., 1993. С. 174-187.

Левандовский А.А. Время Грановского. М., 1990.

Леонтович В.В. История либерализма в России. М., 1994.

Пирумова Н.М. Александр Герцен: Жизнь и деятельность. М., 1989.

Рудницкая Е.Л. Поиск пути. Русская мысль после 14 декабря 1825 года. М., 1999.

Секиринский С., Филиппова Т. Родословная российской свободы. М., 1993.

Цимбаев Н.И. Славянофильство (Из истории русской общественно-политической мысли Х1Х в.). М., 1986.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...