Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Значение дидактической игры для развития дошкольника




Контрольная работа

По педагогике

Тема: Значение дидактических игр для развития личности ребенка-дошкольника

Исполнитель:

студентка 3 курса заочного отделения группы 318

 

 

Минск 2008

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………3

 

1. Значение дидактической игры для развития дошкольника…………….5

2. Структура и характеристики компонентов дидактической игры……..11

3. Виды дидактических игр, их характеристика и значение……………..15

4. Педагогическое руководство дидактическими играми

дошкольников……………………………………………………………17

 

Заключение…………………………………………………………………..19

Список использованной литературы……………………………………….20

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

«Корень учения горек, а плоды его сладки». Знаменитый греческий учитель красноречия и ритор Исократ (436-338г.г. до н.э.), испытав трудность учения и познав его пользу, оставил нам свое изречение. Но затем учить с горькими и бесполезными слезами то, что можно выучить с улыбкой? Ведь если использовать подходящие средства и интересно организовать деятельность, корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у ребенка «здоровый аппетит». Применительно к детям дошкольного возраста одним из таких средств является игра – неизменный спутник ребенка с первых лет жизни, его товарищ, учитель и воспитатель.

Проблеме игры уделяют внимание исследователи разных сфер знаний — биологи и психологи, культурологи и социологи, пе­дагоги, этнографы. В этом плане особое значение приобретает ее определение. [4, с. 35]

В существующих определениях главным является фиксация специфики игры как особого вида деятельности. Так, В. М. Ефи­мов подчеркивает, что «игра является видом человеческой дея­тельности, способной воссоздать другие виды человеческой дея­тельности». «Игра — это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта...» [6, с.5]. Т. е., во-первых, игра занимает особое положение по отношению к другим видам деятельности, во-вторых, игра — это непроизводительный вид деятельности.

Д. Б. Эльконин, рассматривая разные подходы к определению игры и ее характеристики, подчеркивает, что игра — «это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения меж­ду людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельно­сти» [9, с. 21]. И далее: «...игрой у человека является такое воссоздание человеческой деятельности, при котором из нее выде­ляется ее социальная, собственно человеческая суть — ее задачи и нормы отношений между людьми» [9, с. 21-22]. Представляется, что именно эта «человеческая суть» и «нормы отношений между людьми» являются главным моментом в определении направлен­ности поисков концептуального решения проблемы генезиса игры, выделяемой как явление общественное.

Несмотря на то, что психологи и педагоги уже давно прояв­ляют интерес к детской игре, проблема целенаправленного фор­мирования игры у детей дошкольного возраста с целью их раз­вития и воспитания возникла лишь во второй половине XX века. В трудах психологов XIX и начала XX в. игра рассматрива­лась как одно из проявлений спонтанно развивающегося созна­ния, душевной жизни ребенка. Отмеченный уже в то время факт относительного постоянства, единообразия форм игры детей от поколения к поколению, признание игры неотъемлемой принадлежностью именно детского возраста способствовали поис­ку причин, объясняющих это универсальное свойство детей, что и привело к пониманию игры как биологически обусловленной формы поведения. Игра — наследственно передаваемая форма по­ведения, назначение которой — упражнение инстинктов, необхо­димых для будущей взрослой жизни, — такова была точка зре­ния К. Грооса. Исходя из этого, Д. Селли рекомендовал не мешать спонтанному развитию ребенка, обеспечивая лишь вре­мя и место для его игры. [6, с.6]

Таким образом, игра — один из тех видов детской деятельности, который ис­пользуется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обуче­ния их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него фор­мируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

 

Значение дидактической игры для развития дошкольника

За всю историю человеческой цивилизации сложились многие виды игр. Согласно классификации С. Л. Новоселовой, все игры, в зависимости от того, по чьей инициативе они возникают (ребен­ка или взрослого), объединяются в три группы:

— игры, возникающие по инициативе ребенка (или группы детей), — самостоятельные игры (игры-экспериментирования, сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские и теа­трализованные);

—    игры, возникающие по инициативе взрослого и старших
детей,

 — организованные игры (дидактические, подвижные, досуговые);

—    игры, идущие от исторически сложившихся традиций на­
рода, — народные игры.

Среди всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педаго­гикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влия­ние игровой деятельности.

Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. С наибольшей полнотой дидактическое направление представ­лено в педагогике Ф. Фребеля. Взгляды Фребеля на игру отража­ли религиозно-мистические основы его педагогической теории. Процесс игры, утверждал Ф. Фребель, — это выявление и прояв­ление того, что изначально заложено в человеке божеством. Че­рез игру ребенок, по мнению Фребеля, познает божественное на­чало, законы мироздания и самого себя. Фребель придает игре большое воспитательное значение: игра развивает ребенка физи­чески, обогащает его речь, мышление, воображение; игра является наиболее типичной деятельностью для детей дошкольного возрас­та. Потому основой воспитания детей в детском саду Фребель считал игру. Им разработаны различные игры для детей (под­вижные, дидактические), среди них игры «с дарами». Этим играм Фребель придавал особое значение. Через игры «с дарами», по мнению Фребеля, дети должны подойти к пониманию единства и многообразия мира. Символика игр «с дарами» была чужда и непонятна детям. Методика проведения игр отличалась сухостью и педантизмом. Дети играли в основном по указанию взрослого. [3, с.100-101]

Дидактическое направление использования игры характерно и для современной английской педагогики. Самостоятельная твор­ческая игра детей используется как метод обучения: играя, дети упражняются в счете, знакомятся с окружающим миром (расте­ниями и животными), с принципами работы несложных машин, узнают причины плавания тел и т. д. Большое значение придает­ся играм-драматизациям. Они помогают детям «войти в атмо­сферу» того или иного произведения, понять его. Для игр-драматизаций подбираются эпизоды из сказок, религиозные истории. Иг­ра, таким образом, выступает как образовательный метод.

В американских детских учреждениях, работающих по систе­ме М. Монтессори или Ф. Фребеля, по-прежнему основное место отводится дидактическим играм и упражнениям с различными материалами; самостоятельным творческим играм детей не при­дается значения.

Большой интерес представляют взгляды на игру Е. И. Тихеевой (1866—1944), видного педагога и общественного деятеля в области дошкольного воспитания. Е. И. Тихеева рассматривает игру как одну из форм организации педагогического процесса в детском саду и вместе с тем как одно из важнейших средств вос­питательного воздействия на ребенка. Формы игры, ее содержа­ние обусловлены средой, в которой живет ребенок, обстановкой, в которой протекает игра, и ролью педагога, организующего об­становку и помогающего ребенку ориентироваться в ней.

В детском саду, руководимом Е. И. Тихеевой, существовали и использовались игры двух видов: 1) свободные игры, стимули­рованные окружающей средой, в том числе и педагогической, и 2) игры, организованные педагогом, игры с правилами. Дети иг­рали как индивидуально, так и коллективно. В коллективных играх у детей развивалось чувство социальной зависимости, уме­ние учитывать не только собственные интересы, но и интересы ок­ружающих, «жертвовать личными выгодами ради общего блага». Е. И. Тихеева рекомендовала развивать и все виды образова­тельных игр.

Свободные игры детей в детском саду Е. И. Тихеевой проте­кали в комнатах, где были оборудованы разнообразные трудовые уголки (столярный, швейный, кухня, прачечная). Это создавало своеобразную форму игры (игру-труд). Предоставляя детям мак­симум самостоятельности в свободных играх, педагог, по мнению Е. И. Тихеевой, должен отвлекать их от игр с нежелательным со­держанием, приходить детям на помощь в тех случаях, когда они сами не в состоянии разрешить возникшие затруднения, обога­щать детские впечатления, проводя наблюдения, экскурсии и т. д. Иногда воспитатель должен принять и непосредственное участие в игре.

Е. И. Тихеева обращала внимание педагогов на необходи­мость руководить играми детей с разнообразными строительны­ми материалами, песком.

Большое значение она придавала подвижным играм, кото­рые считала главнейшей формой физических упражнений. По ее мнению, подвижные игры дисциплинируют, развивают чувство от­ветственности и коллективизма, но их нужно тщательно подби­рать в соответствии с возрастными возможностями детей.

Особая заслуга принадлежит Е. И. Тихеевой в раскрытии роли дидактической игры. Она справедливо считала, что дидактиче­ская игра дает возможность развивать самые разнообразные спо­собности ребенка, его восприятие, речь, внимание. Она определила особую роль воспитателя в дидактической игре: он вводит детей в игру, знакомит с ее содержанием и правилами. Е. И. Тихеева разработала много дидактических игр, которые до сих пор ис­пользуются в детских садах. [3, с.102-103]

Теоретическое же обоснование использования игры как сред­ства воспитания и развития ребенка было сделано отечественной психологической наукой, развитие которой привело к возникно­вению представлений об игре как специфической деятельности детей, социальной по своему происхождению и содержанию. Игра стала рассматриваться как феномен социокультурного, а не био­логического порядка.

Такое понимание природы игры и закономерностей ее развития нашло отражение в исследованиях Л. С. Выготского, А. В. Запо­рожца, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и их последователей. Уче­ные считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Так, Д. Б. Эльконин писал: «...игра возникает в ходе истори­ческого развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она, следовательно, социальна по своему происхождению, по своей природе. Ее возникновение свя­зано не с действием каких-либо внутренних, врожденных инстинк­тивных сил, а с вполне определенными социальными условиями жизни ребенка в обществе» [9, с. 72].

Однако известно, что умение играть возникает не путем автома­тического переноса в игру усвоенного в повседневной жизни. Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вклады­ваться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех переда­чи обществом своей культуры подрастающему поколению.

Согласно теоретическим позициям психологов (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Е. О. Смирнова, Д. Б. Эльконин), игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрас­те. Именно в игре складываются и наиболее эффективно разви­ваются главные новообразования этого возраста: творческое во­ображение, образное мышление, самосознание. Особое значение имеет игра для становления разных форм произвольного поведе­ния детей. В ней развиваются произвольное внимание и память, складывается соподчинение мотивов и целенаправленность дей­ствий. Л. С. Выготский называл игру «школой произвольного поведения» [6, с.7-8].

Во многих исследованиях подчеркивается, что игра является важным средством формирования ценностных ориентации, деятельностью, в процессе которой более успешно происходит усвоение дошкольниками нравственных форм поведения [1, с.50], развитие творческих сил, воображения, эстетических чувств. Ученые утверждают, что в игровой деятельности складываются благоприятные условия для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления. В игре развивается способность ребенка создавать обобщенные типичные образы, мысленно преобразовывать их. Именно в игре первоначально проявляется способность добро­вольно, по собственной инициативе подчиняться различным тре­бованиям.

Игра имеет значение для развития личности ребенка-дошколь­ника в целом. С. Л. Рубинштейн писал: «Игра — первая деятель­ность, которой принадлежит особенно значительная роль в разви­тии личности, в формировании ее свойств и обогащение ее внутреннего содержания».

В игре все стороны личности ребенка формируются в един­стве и взаимодействии. В этой связи целесообразно вспомнить еще одну мысль С. Л. Рубинштейна: «...в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все сторо­ны психической жизни личности...» [6, с.8].

В процессе игры зарождаются и развиваются новые виды дея­тельности дошкольника. Именно в игре впервые появляются эле­менты обучения. Использование игровых приемов делает обуче­ние в этом возрасте «сообразным природе ребенка». Игра создает «зону ближайшего развития ребенка». Л. С. Выготский писал: «В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше сво­его обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем сво­его обычного поведения».

Вопросы использования дидактических игр в детском саду изучались рядом исследователей (В. Н. Аванесова, А. К. Бондаренко, Л. А. Венгер, А. А. Смоленцева, Е. И. Удальцова и др.). К настоящему времени установлены функции дидактических игр, определено их место в педагогическом процессе дошкольного уч­реждения, выявлены особенности и специфика дидактических игр, разработано содержание игр по разным разделам воспитательно-образовательной работы, методы и приемы руководства ими со сто­роны педагога.

Дидактическая игра — это средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваивают­ся и закрепляются полученные знания, вырабатываются уме­ния и навыки кооперации, а также формируются социально зна­чимые черты личности.

Анализ литературы в ходе изучения дидактической игры по­зволил выделить несколько направлений, которые явились ве­дущими на определенных этапах развития теории дошкольной педагогики. К таким направлениям относятся следующие: изуче­ние дидактической игры как средства образовательной работы, как особой формы обучения, как средства, стимулирующего творческую деятельность детей, обес­печивающего развитие личности, как метода всесторон­него воспитания детей, как средства формирования потребности в самоутверждении.

Данный анализ позволяет констатировать, что в педагоги­ческой литературе наиболее полно представлены возможности дидактических игр как обучающего средства, способного помочь ребенку усвоить знания, овладеть способами познавательной дея­тельности.

Значение дидактических игр чрезвычайно велико еще и потому, что в процессе игровой деятельности наряду с умственным осуще­ствляется физическое, эстетическое, нравственное, трудовое воспи­тание. Выполняя разнообразные движения, действия с игрушками и предметами, ребенок развивает мелкие мышцы руки. Усваивая цвета, их оттенки, форму предметов, манипулируя игрушками и другим игровым оборудованием, приобретая определенный чув­ственный опыт, дети начинают понимать красоту окружающего мира. Выполняя правила игры, ребята приучаются контролировать свое поведение, в результате чего воспитывается воля, дисципли­нированность, умение действовать сообща, приходить друг другу на помощь, радоваться собственным успехам и успехам товарищей. В немногих исследованиях изучаются вопросы воспитательного значения дидактических игр: показана их роль во всестороннем развитии личности, в формировании способностей ребенка, воспитании социальной активности, развитии воли и произ­вольности дошкольника, усвоении правил поведения, создании условий для появления сознательной оценки своих воз­можностей и умений, обеспечении эмоционального характера деятельности, выявлена возможность их использования с целью коррекции поведения.

А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, спра­ведливо указывал: «Нам необходимо добиваться того, чтобы ди­дактическая игра была не только формой усвоения отдельных зна­ний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей» [6, с.8].

А. Н. Леонтьев дал аксиологический анализ значения дидак­тических игр для развития основных черт личности ребенка. Уче­ный указывает на два момента, определяющих роль этого вида игровой деятельности. Первый заключается в том, что игры со­здают условия, в которых впервые появляется «самостоятельная сознательная оценка ребенком своих конкретных возможностей, умений» Второй относится к содержащимся в играх с двойной задачей (дидактической и воспитательной) моральным моментам. «И здесь... важно то, что этот моральный момент вы­ступает в деятельности самого ребенка, т. е. активно и практи­чески для него, а не в форме отвлеченной, выслушиваемой им моральной сентенции». Отмеченное А. Н. Леонтьевым значение дидактических игр открывает возможность для использования их с целью воспитания дошкольников.

В исследовании Г. Н. Толкачевой показано, что при исполь­зовании дидактических игр можно достичь положительных ре­зультатов в формировании потребности в самоутверждении у де­тей старшего дошкольного возраста. Возможность применения этих игр как средства формирования данной потребности обусловлена тем, что дидактические игры, как подчеркивает автор, «...созда­ют условия для возникновения потребности, ее закрепления (си­туации соперничества, сравнения, соревнования); обеспечивают процесс познания своих возможностей и возможностей сверстни­ка; позволяют знакомить детей с социально полезными способами самоутверждения; предоставляют возможность для выполнения различных по статусу ролей»

 Н. Толкачевой была выявлена возможность использова­ния игр для коррекции поведения дошкольников. Эта задача ре­шалась в играх, выравнивающих характер самооценки детей, играх, направленных на познание детьми друг друга (описани­ях, загадках, пожеланиях, фантазиях), знакомящих детей со способами социально полезного самоутверждения (инсцениров­ках, загадках).

Из понимания значения дидактических игр вытекают сле­дующие требования к ним:

Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.

В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодо­ления некоторых трудностей. К дидактической игре, как и ко всякой другой, относятся слова А. С. Макаренко: «Игра без усилия, игра без активной деятельности — всегда плохая игра».

Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную дея­тельность, облегчает выполнение задачи. [7, с.115-124]

Как видим, существуют различные взгляды на дидактическую игру, ее основные функции и педагогический потенциал. В послед­ние годы резко возросло внимание ученых к проблеме дидакти­ческой игры, обозначилась потребность в более глубоком и разно­стороннем изучении отдельных вопросов данного вида игровой деятельности. Это связано с поиском наиболее рациональных и эф­фективных путей обучения и воспитания дошкольников, введени­ем игровых приемов в практику обучения младших школьников, применением новых видов игровой деятельности и т. д.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...