Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическая коррекция и ее виды




Глава 1

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ

КАК СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ЕЕ ВИДЫ

В жизни довольно часто приходится встречаться с про­блемами и вопросами, относящимися к области психологии. Человек устроен таким образом, что ему свойственно стре­миться к внутреннему равновесию, гармонии, физическо­му и психическому здоровью. Однако, реализуя на практи­ке это стремление, человек зачастую оказывается в слож­ных ситуациях, один на один с проблемами, самостоятельно справиться с которыми он не может. Психология — наука о душе, о внутреннем, психическом мире человека, и имен­но та ее часть, которая называется практической, призвана помочь человеку решить жизненно важные для него про­блемы. К сожалению, в нашем обществе недостаточно раз­вита психологическая культура, владение которой позволя­ет человеку лучше разобраться в своих проблемах и отноше­ниях с другими людьми.

Психологическая культура — это забота о своем психи­ческом здоровье, умение выходить из психологических кри­зисов самому и помогать близким людям. В психологичес­кой культуре выделяют три основных компонента:

1. Самопознание и самооценка.

2.Познание других людей.

3.Умение управлять своим поведением, эмоциями, об­щением.

Овладение психологической культурой само по себе не­сет большой психотерапевтический заряд. Многие проблемы человек может решать самостоятельно, используя рекомен­дации специалистов — психологов. Каждый человек может быть сам для себя интуитивным психологом, оценивать свои психические состояния, особенности поведения и проявле­ния эмоций. Однако бывают ситуации, когда человек не может самостоятельно справиться со сложными проблема­ми, которые встречаются на его жизненном пути, и нужда­ется в психологической помощи.

Психологическая помощь включает в себя: пси­ходиагностику, психокоррекцию, психотерапию, психологи­ческое консультирование, профориентацию и др. В зависимо­сти от возраста, особенности жизненной ситуации человека, состояния здоровья, наличия или отсутствия определенного жизненного и социального опыта и т.д. такую помощь мо­жет оказать:

психолог — специалист с базовым психологическим образованием, который владеет методами оценки психичес­ких явлений и умения их корректировать;

психотерапевт — врач по образованию, который ока­зывает человеку помощь в решении проблем, связанных с психическим здоровьем, но не с психопатологией. При на­личии психопатологии необходимо обратиться за помощью к врачу-психиатру.

Достаточно дискуссионным и по настоящее время являет­ся вопрос о разделении двух сфер психологической помо­щи — психологической коррекции и психотерапии. Как в пси­хокоррекции, так и в психотерапии предъявляются сходные требования к личности клиента и специалиста, оказывающе­го помощь; к уровню его профессиональной подготовки, квалификации и профессиональным навыкам; используются одинаковые процедуры и методы; предъявляются одинако­вые требования; помощь оказывается в результате специфи­ческого взаимодействия между клиентом и специалистом.

По мнению Ю.Е. Алешиной, различие терминов «психо­коррекция» и «психотерапия» возникло не в связи с осо­бенностями работы, а с укоренившимся мнением, что пси­хотерапией могут заниматься люди, имеющие специальное медицинское образование. Кроме того, термин «психотера­пия» (Psychoterapy) является международным и во многих странах мира однозначно используется по отношению к ме­тодам работы, осуществляемым профессиональными пси­хологами. Существуют определенные трудности в разграни­чении на практике понятий «психологическая коррекция» и «психотерапия».

По мнению Р.С. Немова, разница между понятиями «пси­хотерапия» и «психокоррекция» состоит в следующем: психотерапия — это система медико-психологических средств, применяемых врачом для лечения различных заболеваний, психокоррекция — совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков пси­хологии или поведения психически здорового человека.

Термин «коррекция» буквально означает «исправление».

Психокоррекция — это система мероприятий, направлен­ных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологическо­го воздействия.

Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие орга­нической основы и не представляющие собой такие устой­чивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.

Выделяют специфические черты психокоррекционного процесса, отличающие его от психотерапии.

□ Психокоррекция ориентирована на клинически здо­ровую личность людей, имеющих в повседневной жиз­ни психологические трудности, проблемы, жалобы не­вротического характера, а также на людей, чувствую­щих себя хорошо, однако желающих изменить свою
жизнь либо ставящих перед собой цель развития лич­ности.

□ Коррекция ориентируется на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения.

□ В психокоррекции чаще ориентируются на настоящее и будущее клиентов.

□ Психокоррекция обычно ориентируется на среднесроч­ную помощь (в отличие от краткосрочной— до 15 встреч — помощи при консультировании и долгосроч­ной — до нескольких лет— помощи при психотера­пии).

□ В психокоррекции акцентируется ценностный вклад психолога, хотя отклоняется навязывание определен­ных ценностей клиенту.

□ Психокоррекционные воздействия направлены на из­менение поведения и развитие личности клиента.

Основное отличие психокоррекции от воздействий, на­правленных на психологическое развитие человека, заклю­чается в том, что психокоррекция имеет дело с уже сфор­мированными качествами личности или видами поведения и направлена на их переделку, в то время как основная зада­ча развития состоит в том, чтобы при отсутствии или недостаточном развитии сформировать у человека нужные психологические качества.

Различие между психотерапией и психокоррекцией заключается в том, что психотерапия имеет дело с различного рода нарушениями у людей, страдающих различными вида­ми соматических или психических заболеваний (расстройств). Многие аномалии психики и поведения людей, которые про­являются в заболеваниях, похожи на те, с которыми имеет дело психолог, занимающийся психокоррекцией. Однако людей, обращающихся за помощью к психотерапевту, обычно называют больными или пациентами, а тех, кто нуждается только в коррекционной помощи, именуют клиентами.

Клиент— это нормальный, физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера. Он не спо­собен самостоятельно разрешить их и поэтому нуждается в посторонней помощи.

В качестве объектов коррекционного воздействия могут выступать личность, семья или группа.

Виды психокоррекции

Исходя из определенных критериев, психокоррекционные мероприятия можно классифицировать.

1. По характеру направленности выделяют коррекцию:

> симптоматическую;

> каузальную.

Симптоматическая коррекция (коррекция симптомов), как правило, предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа.

Каузальная (причинная) коррекция направлена на источ­ники и причины отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени, требует значительных усилий, одна­ко более эффективен по сравнению с симптоматической коррекцией, так как одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно разную природу, причины и пси­хологическую структуру нарушений.

2. По содержанию различают коррекцию:

> познавательной сферы;

> личности;

> аффективно-волевой сферы;

> поведенческих аспектов;

> межличностных отношений:

—внутригрупповых взаимоотношений (семейных, суп­ружеских, коллективных);

—детско-родительских отношений.

3. По форме работы с клиентом различают коррекцию:

> индивидуальную;

> групповую:

 

—в закрытой естественной группе (семья, класс, со­трудники и т.д.);

в открытой группе для клиентов со сходными про­блемами;

—смешанную форму (индивидуально-групповую).

4. По наличию программ:

> программированную;

> импровизированную.

5. По характеру управления корригирующими воздействи­ями:

> директивную;

> недирективную.

6. По продолжительности:

> сверхкороткую (сверхбыструю);

> короткую (быструю);

> длительную;

> сверхдлительную.

Сверхкороткая психокоррекция длится минуты или часы и направлена на разрешение актуальных изолированных про­блем и конфликтов. Ее эффект может быть нестойким.

Короткая психокоррекция длится несколько часов и дней. Применяется для решения актуальной проблемы, как бы «запускает» процесс изменения, который продолжается и после завершения встреч.

Длительная психокоррекция продолжается месяцы, в цен­тре внимания — личностное содержание проблем. Во время коррекции прорабатывается множество деталей, эффект раз­вивается медленно и носит стойкий характер.

Сверхдлительная психокоррекция может продолжаться годы и затрагивает сферы сознательного и бессознательного. Много времени уделяется достижению понимания сути пе­реживаний. Эффект развивается постепенно, носит длитель­ный характер.

7. По масштабу решаемых задач различают психокор­рекцию:

> общую;

> частную;

> специальную.

Под общей коррекцией подразумеваются мероприятия об-щекоррекционного порядка, нормализующие специальную микросреду клиента, регулирующие психофизическую, эмо­циональную нагрузки в соответствии с возрастными и ин­дивидуальными возможностями, оптимизирующими процес­сы созревания психических свойств у личности, что само по себе может способствовать ликвидации психических наруше­ний и гармонизации личности в ходе дальнейшего развития.

Под частной психокоррекцией понимают набор психолого-педагогических воздействий, представляющих собой адапти­рованные для детского и подросткового возраста психокор-рекционные приемы и методики, используемые в работе со взрослыми, а также специально разработанные системы пси-хокоррекционных мероприятий, основанных на ведущих для определенного возраста онтогенетических формах деятельнос­ти, уровнях общения, способах мышления и саморегуляции.

Каждый прием имеет, как правило, несколько направ­лений психокоррекционного воздействия. Частная психокор­рекция вооружает специалиста арсеналом средств психоло­гического воздействия, которыми он насыщает программу групповой или индивидуальной работы.

Специальная психокоррекция — это комплекс приемов, методик и организационных форм работы с клиентом или группой клиентов одного возраста, являющихся наиболее эффективными для достижения конкретных задач форми­рования личности, отдельных ее свойств или психических функций, проявляющихся в отклоняющемся поведении и затрудненной адаптации (застенчивость, агрессивность, не­уверенность, сверхнормативность или асоциальность, не­умение действовать по правилам и удерживать взятую на себя роль, четко излагать свои мысли, боязливость, аутич-ность, склонность к стереотипии, конфликтность, завы­шенная самооценка и т.д.).

Специальная психокоррекция, таким образом, призвана исправлять последствия неправильного воспитания, нару­шившего гармоническое развитие, социализацию личности. Негативные аспекты могут быть обусловлены как субъек­тивными, так и объективными факторами.

Особый случай представляют условия детских домов, исправительных учреждений для несовершеннолетних, вос­питание в которых неотделимо от коррекции. В этих случаях первичным фактором, нарушающим психический онтоге­нез, является психогения, и психокоррекция направлена на преодоление результатов неправильного воспитания.


Психокоррекционная ситуация

Несмотря на различие в теориях, целях, процедурах и формах коррекционной работы, психологическое воздей­ствие сводится к тому, что один человек пытается помочь другому.

Коррекционная ситуация включает в себя 5 основных элементов:

1. Человек, который страдает и ищет облегчения своей проблемы. Человек, который имеет целый ряд проблем различного рода и нуждается в психологической помо­щи, в психокоррекции, — это клиент.

2. Человек, который помогает и благодаря обучению или опыту воспринимается как способный оказывать по­мощь, — это психолог, психокорректор.

3. Теория, которая используется для объяснения проблем клиента. Психологическая теория включает психодина­мику, принципы научения и другие психические факто­ры.

4. Набор процедур (техник, методов), используемых для решения проблем клиента. Эти процедуры непосредственно связаны с теорией.

5. Специальные социальные отношения между клиентом и психологом, которые помогают облегчить проблемы кли­ента.

Психолог должен стремиться к созданию такой атмосфе­ры, которая позволяет клиенту с оптимизмом смотреть на решение своих проблем. Такое специальное отношение яв­ляется фактором, характерным для всех форм воздействия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...