Преступления против политических прав и свобод граждан
Политические права и свободы - это предоставленные Конституцией РФ возможности гражданина в государственной, общественной, политической жизни, обеспечивающие его политическое самоопределение и свободу, участие в управлении государством и обществом. Преступлениями против политических прав и свобод граждан признаются посягательства на равноправие граждан (ст.136 УК), избирательные права (ст.141 и 142 УК), а также на право проведения собраний, митингов, демонстраций и т.п. (ст.149 УК). Общественная опасность этой группы преступлений определяется значимостью политических прав и свобод для формирования подлинно демократического государства, граждане которого, свободно реализуя предоставленные им политические права и свободы, принимают, таким образом, участие в дальнейшем развитии своего государства. Конституция РФ предоставляет гражданам право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Статья 141 УК служит одной из гарантий осуществления избирательных прав граждан. Объективная сторона состава сложная, диспозиция альтернативная, выполняется преступление тремя самостоятельными действиями: а) воспрепятствование осуществлению гражданином своих избирательных прав; б) воспрепятствование осуществлению гражданином права участвовать в референдуме; в) воспрепятствование работе избирательных комиссий. Воспрепятствование означает создание различных помех осуществлению свободных демократических выборов или проведению референдума, проводимого в соответствии с законом. Эти помехи могут быть направлены как против избирателей и граждан, желающих принять участие в референдуме, так и против законной деятельности избирательных комиссий по проведению референдума.
Оконченным каждое из указанных в ч.1. ст.141 УК преступлений будет с момента выполнения перечисленных действий. Конкретный механизм совершения данного преступления может быть установлен при анализе соответствующих нормативных документов, регламентирующих правила проведения выборов, референдумов, Положения о деятельности избирательной комиссии и т.п. В сложных случаях целесообразно привлечение в качестве экспертов специалистов в области государственного, конституционного права. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что препятствует проведению свободных выборов или проведению референдума на законной основе либо воспрепятствует нормальной деятельности избирательной комиссии и желает так поступить. Мотивы могут быть самыми разнообразными, но цель (не являясь обязательным признаком конкретного состава преступления) все же наличествует во всех случаях и сводится к воспрепятствованию осуществления гражданами прав на участие в избирательной кампании или выражения своего мнения в референдуме. Субъект - общий, уголовная ответственность предусмотрена с 16 лет. Часть 2 ст.141 УК содержит три квалифицированных признака: 1) воспрепятствование, соединенное с подкупом, обманом, применением насилия либо с угрозой его применения; 2) совершенное лицом с использованием своего служебного положения; 3) совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Воспрепятствование с использованием служебного положения виновным содержит те же характеристики, что и в ч.3 ст.139 УК. В статье 141.1 УК впервые устанавливается уголовная ответственность за нарушение порядка финансирования избирательной кампании. Субъектом (специальным) деяний, перечисленных в ч.1 статьи, является физическое лицо, виновное в оказании финансовой (материальной) поддержки помимо средств избирательного фонда.
По ч.2 ст.141.1 несут ответственность кандидат, его представитель по финансовым вопросам, а также представитель по финансовым вопросам избирательного объединения, избирательного блока, инициативной группы по проведению референдума за использование финансовой поддержки помимо средств соответствующего фонда. Уголовная ответственность наступает только при крупном размере оказанной (ч.1) или использованной (ч.2) финансовой (материальной) поддержки. Статья 142 УК является как бы продолжением ст.141 УК, но касается других сторон деятельности избирательных комиссий. Общественная опасность действий, названных в ее диспозиции, состоит в том, что демократические принципы формирования и функционирования государственной власти и местного самоуправления, заложенные Конституцией РФ, остаются нереализованными. К власти могут прийти люди, которые по своим качествам не должны занимать государственные посты. Объектом преступления является предусмотренный Конституцией РФ порядок формирования органов государственной власти и местного самоуправления. Предмет преступления - избирательные документы и документы референдума (бюллетени для голосования, открепительные удостоверения, подписные листы, форма и порядок заполнения которых устанавливаются законом). Объективная сторона преступления состоит из ряда юридически тождественных альтернативных действий. Состав формальный. Преступление будет оконченным с момента совершения любого из названных в диспозиции статьи действий. Они таковы: а) фальсификация избирательных документов, документов референдума; б) заведомо неправильный подсчет голосов либо заведомо неправильное установление результатов выборов, референдума; в) нарушение тайны голосования. Субъект преступления - специальный, члены избирательных комиссий, инициативных групп либо члены комиссий по проведению референдума. Такого рода преступления мыслятся как соисполнительство всех или большинства членов комиссий, в связи с чем они выступают как группа лиц по предварительному сговору. В связи с отсутствием в ст.142 УК такого квалифицирующего признака данное обстоятельство может быть учтено судом при назначении наказания как отягчающее.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|