Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Завершение процесса возникновения государства

 

Согласно марксистско-ленинской теории коренной причиной возникновения государства явился раскол общества на противоположные классы с непримиримыми противоречиями. "Государство, — писал В.И. Ленин, — есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий"[14]. И только там, где такие противоречия существуют как устойчивое, повторяющееся явление, марксистско-ленинская теория готова признать возникновение и существование государства. По этой причине официальная советская историография долгое время относила государства Месоамерики в лучшем случае к "военной демократии", хотя демократии там не было и в помине. Не получило признания и государство скифов. Между тем государственность языческих славян безусловно признавалась.

Второе ошибочное следствие заключалось в том, что все государства Древнего мира должны были безоговорочно считаться рабовладельческими. Ф. Энгельс, назвал деление на господ и рабов первым крупным разделением общества на два класса. Поэтому возникновение кастовой и иной стратификации советскими теоретиками необоснованно отождествлялось с рабовладением. Это требовалось для того, чтобы подтвердить ленинский тезис о непримиримости классовых противоречий как основе государства и признании государства только орудием господствующего класса для подавления другого класса или классов.

Однако основоположники марксизма допускали и иной подход к объяснению появления древнейшего государства. Как писал Ф. Энгельс, к государству "стихийно сложившиеся группы одноплеменных общин в результате своего развития пришли сначала в целях удовлетворения общих интересов (например, -на Востоке — орошение) и. для защиты от.внешних врагов". Значит, он допускал некоторые "общечеловеческие" функции государства. Сегодня их наличие в социальной, или политической функции современного буржуазного государства вряд ли можно отрицать.

Отсюда следует, что возникновение государства.все же было связано в разные эпохи по-разному - с необходимостью осуществления общих интересов населения. И несмотря на то что представители, разных классов или каст не получали равного удовлетворения своих интересов, все же некоторые общие интересы (например; защита от внешних нападений, обеспечение общественных работ, санитарных условий) государством удовлетворялись.

Признание государства органом всего общества — характерный мотив любого идеалистического учения о государстве, то есть учения, исходящего из идеи, а не из эмпирически установленных фактов. Если государственная власть — от Бога, значит она должна быть равной ко всем и не иметь классового уклона. Так, по крайней мере следует из христианской религии. Патриархальная теория государства, выдвинутая еще Аристотелем, видит в государстве разросшуюся семью, так же опекающую своих подданных, как отец — своих детей. Договорная теория Ж.-Ж. Руссо предоставляет власти только то, чем наделяют ее "договорившиеся" граждане. Но в действительности такой договор никогда не заключался. Наконец, теории, утверждающие власть государства через согласие подданных на подчинение власти, теория правового государства, требующая подчинения власти законам, справедливости, соблюдению прав человека, отражают хотя и правильные, но сугубо идейные и психологические основы появления и существования государства, а не порожденные причинами и условиями его происхождения объективные признаки.


Заключение

 

В результате эволюционного развития человек для удовлетворения своих потребностей постепенно перешел от присвоения готовых животных и растительных форм к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство орудий труда, пищи и др. Именно переход к производящей экономике послужил толчком к трем крупным разделением общественного труда – отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфере торговли.

Такие крупные события в общественной жизни имели столь же крупные многочисленные последствия. В изменившихся условиях возросла роль мужского труда, который стал явно приоритетным по сравнению с женским домашним. В связи с этим матриархальный род уступил место патриархальному, где родство уже ведется по отцовской, а не по материнской линии. Но еще более важным было, пожалуй, то, что родовая община постепенно начинает дробиться на патриархальные семьи, интересы которых уже не полностью совпадают с интересами рода. С возникновением семьи началось разложение родовой общины. Наконец, наступил черед неизбежной при разделении труда специализации, повышения его производительности. Прибавочный продукт как следствие роста производительности труда обусловил появлению экономической возможности для товарообмена и присвоения результатов чужого труда, возникновения частной собственности, социального расслоения первобытного общества, образования классов, зарождения государства.

Кардинально усложнившееся в период разложения первобытнообщинного строя бытие общества, угроза его ослабления, распада и даже гибели порождает необходимость в особой, стоящей над ним, регулирующей силе, а отсюда в государстве, обеспечивающем его жизнеспособность и целостность. Этот длительный и сложный процесс постепенно приобретал все более отчетливо выраженный политический характер. По мере углубления социального расслоения населения механизм государства все более оказывался в обладании верхов общества, ставящих его на службу в первую очередь своим интересам.

Возникновение государства выражает переход человеческого общества от первобытной стадии к цивилизации, т.е. обретение им качеств саморегулирующейся системы, развивающейся на своей собственной основе.

Рожденное обществом, его противоречиями, государство само неизбежно становится противоречивым, противоречивы его деятельность и социальная роль. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет функции, обусловленные потребностями общества, а, следовательно, служит его интересам. Государство интегрирует общество, становится формой гражданского общества, выражает и официально представляет данное общество в целом. Кроме того, это организация по управлению делами всего общества, решающая его проблемы, вытекающие из природы всякого общества. Оно является политической организацией всего населения страны, его общем достоянием и делом. Без государства невозможны общественный прогресс, существование и развитие цивилизованного общества. Однако в классово-антагонистическом обществе государство, выполняя общесоциальные функции, все больше подчиняет свою деятельность интересам самого экономически могущественного класса, превращается в орудие его классовой диктатуры, приобретает отчетливо выраженный классовый характер.

Первобытное общество еще не оторвалось от природы, не обрело, «собственной основы» в виде персонифицированной, частной собственности, особой политической организации: Оно базируется преимущественно на природно-естественных основаниях, на природном хозяйственно-социальном единстве, общины, рода; племени.

Важнейшей особенностью, характеризующей общество в условиях цивилизации, становится движение к свободе — постепенно, утверждающиеся (с перерывами, поворотами назад, зигзагами) автономия личности,.экономическая свобода, основанная на частной собственности, участие личности в управлении обществом (народовластие в тех или иных формах).

При цивилизации появляются новые факторы: избыточный продукт – основа частной собственности, экономической свободы, и обособленная, автономная личность — основа индивидуальной свободы человека.

Поэтому.в условиях цивилизации резко осложняется задача обеспечения целостной организации общества, его надлежащего (естественного) функционирования и возникает необходимость в особой политической организации общества, во внешней власти, а отсюда в формировании государства — особой организации политической власти, т.е. власти, опирающейся на аппарат принуждения и, в зависимости от особенностей общества, на свой авторитет, традиции, обыкновения, иные факторы. При помощи государства и создается в условиях цивилизации такая целостная организованность людей, которая позволяет говорить об обществе как едином организме, существующем на определенной территории.


Список литературы

 

1. Кутафан О.Е. Основы государства и права. Учебник для ВУЗов. - М.: Юристъ. 1996.

2. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. Учебник для ВУЗов. - М.: Юристъ, 1996.

3. Массон В.М. Этнос в доклассовом и ранеклассовом обществе. - М.: Проспект. 1998

4. Пиголкин А.С. Общая теория права. Учебник для ВУЗов. - М.: МГТУ. 1996.

5. Соловьев С.М. Сочинения Т.1 Кн. 1 - М.: Мир 1988

6. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник для ВУЗов. - М.: Проспект. 1996

7. Фаткуллин Ф. Н. Основные учения о праве и государстве. Учебное пособие. – Казань: Изд. КФЭИ, 1997.

8. Черниловский З.М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учебное пособие. – М: Гардарика, 1996.

9. Першиц А.И. Периодизация первобытной истории (состояние проблемы) // Вопросы истории. 1980 №3


[1] Пиголкин А.С. Общая теория права. Учебник для ВУЗов. - М.: МГТУ. 1996. С. 35

[2] Черниловский З.М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учебное пособие. – М: Гардарика, 1996. С. 29

[3] Там же с. 34

[4] Фаткуллин Ф. Н. Основные учения о праве и государстве. Учебное пособие. – Казань: Изд. КФЭИ, 1997. С. 76

[5] Центральной Америки (гр. mesos – средний)

[6] Лазарев В.В. Общая теория права и государства. Учебник для ВУЗов. - М.: Юристъ, 1996. С. 57

[7] Першиц А.И. Периодизация первобытной истории (состояние проблемы) // Вопросы истории. 1980 №3 с. 253

[8] Першиц А.И. Периодизация первобытной истории (состояние проблемы) // Вопросы истории. 1980 №3 с. 256

[9] Пиголкин А.С. Общая теория права. Учебник для ВУЗов. - М.: МГТУ. 1996. С. 40

[10] Пиголкин А.С. Общая теория права. Учебник для ВУЗов. - М.: МГТУ. 1996. С 41

[11] Там же с. 42

[12] Кутафан О.Е. Основы государства и права. Учебник для ВУЗов. - М.: Юристъ. 1996. С. 61

[13] Соловьев С.М. Сочинения Т.1 Кн. 1 - М.: Мир 1988 с. 90

[14] Пиголкин А.С. Общая теория права. Учебник для ВУЗов. - М.: МГТУ. 1996. С 46

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...