Негативноесамопредъявление и демонстративный нигилизм
Структура психологического синдрома Как показал Л.С.Выготский, в каждом возрастном периоде имеется своя, специфичная для него социальнаяситуация развития. Она определяется тем местом, которое занимает в обществе ребенок данного возраста. В каждом отдельном случае социальная ситуацияразвития имеет свою специфику, зависящую от тех конкретных отношений, которые складываются у данного ребенка с окружающими его людьми (родителями, учителями,сверстниками). Эту конкретную систему отношений мы называем межличностной ситуацией развития. В ходе развития у ребенка складываются те или иные устойчивые психологические синдромы. Общая схема психологического синдрома представлена на рис. 1. Источники синдрома - это те факторы, которые существенны для его возникновения. Они могут иметь самую разнообразную природу- генетическую, социальную и т.п. В процессе развития синдрома они не претерпевают каких-либо закономерных изменений. Факторы, включенные в ядропсихологического синдрома, закономерно видоизменяются в ходе его развития. Специфика того или иного психологического синдрома определяется взаимодействиемтрех основных блоков:
Между описанными блоками существует кольцевая взаимосвязь: картина поведения ребенкасвязана (хотя и неоднозначно) с его психологическим профилем; она определяет (хотя, опять же, неоднозначно) реакцию окружающих; в свою очередь, эта реакцияобусловливает те или иные изменения психологических особенностей. Влияние социальных отношений на психологический профиль ребенка обеспечивает обратнуюсвязь. Психологический синдром формируется в том случае, когда обратная связь положительна, т.е. реакция окружения поддерживает те самые особенности,которые ее вызвали. Коррекционный подход основан на разрушении положительной обратной связи и замене ее на отрицательную, которая нормализует системуотношений ребенка с его социальным окружением. Психологические синдромы, связанные с высоким уровнем демонстративности Негативноесамопредъявление и демонстративный нигилизм В дошкольном или младшем школьном возрасте у детей с особенно высокой потребностью вовнимании к себе (т.е. с ярко выраженной демонстративностью) часто складывается психологический синдром негативного самопредъявления. Его главноепроявление состоит в том, что ребенок привлекает к себе внимание окружающих с помощью нарушения социальных норм. В этом и состоит основная особенностьего деятельности. Негативное самопредъявление складывается вследствие невозможности найти другие способы удовлетворения особо высокой потребности вовнимании к себе. Позиция младшего школьника с негативным самопредъявлением - это позиция "ужасногоребенка", которого окружающие замечают только постольку, поскольку он их раздражает и возмущает. Эта позиция и становится центральной чертой психологическогопрофиля ребенка с негативным самопредъявлением. Взрослые своим поведением поддерживают это представление, чем и обеспечивается реакция социальногоокружения, замыкающая положительную обратную связь.
Итак, вывод о том, что у ребенка сложился синдром негативного самопредъявления, может бытьсделан при сочетании следующих данных: В подростковом возрасте у ребенка с негативным самопредъявлением, как правило, складываетсясамосознание "нигилиста", чья заметность в обществе достигается экстравагантностью и демонстративным противопоставлением себя окружающим.Отсюда и происходит название этого синдрома в его подростковом варианте - демонстративныйнигилизм. Оно отражает как психологический облик, так и особенности деятельности подростка. Реакция социального окружения, незамечающего ничего, кроме эпатажных проявлений "нигилиста", способствует фиксации специфических особенностей его самосознания. Для подростков с демонстративным нигилизмом типичны проблемы установления устойчивыхвзаимоотношений со сверстниками. Обычно для них самих эти проблемы гораздо более значимы, чем сложности во взаимоотношениях с взрослыми. Взрослых же(родителей, учителей), как правило, намного больше беспокоят внешние нигилистические проявления: курение, неуважительное отношение к старшим,вызывающий внешний вид подростка. О его переживаниях взрослые часто даже не догадываются, хотя беспокоящие их внешние проявления - это и есть выбранный ребенкомспособ решить свои внутренние проблемы (почти всегда неудачный). Диагностика демонстративного нигилизма основана примерно на том же сочетании признаков, чтои диагностика негативного самопредъявления. Отличия, в основном, определяются наличием специфически подростковых проявлений. В качестве основных признаковможно назвать следующие:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|