Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 2. Подтверждение качества ПО




МЕТРОЛОГИЯ И КАЧЕСТВО

 

ПИ (программная инженерия) – это применение систематического организационного и измеримого подхода к разработке, эксплуатации и сопровождению ПО

 

ИС(информационная система) – система обработки информации вместе со связанными с ней организационными ресурсами(кадровые, технические, финансовые)

 

ПО(программное обеспечение) – полный или частичный набор программ, процедур, правил и связанной с ними документации, которая является частью системы обработки информации

 

ЖЦПО(жизненный цикл программного обеспечения) – непрерывный процесс, который начинается с момента принятия решения о необходимости создания ПО и заканчивается в момент его полного изъятия из эксплуатации

 

ПП(программный продукт) – полный набор программ, процедур, а также возможно связанных с ними документации и данных, который является результатом процесса разработки ПО

Отличие ПО от ПП:

1. ПП не может быть частичным

2. ПП не обязан быть частью системы обработки информации

3. ПП является результатом реализации одного процесса из полного ЖЦПО

 

 

Лекция 1. Качество ПО и направления его достижений

1 подход:

Качество ПО – соответствие пользовательским требования (Фил Кросби)

 

2 подход:

Качество ПО – достижение отличного уровня пригодности к использованию (У. Хемпфри)

 

3 подход:

Качество ПО – качество, управляемое рыночными потребностями (компания IBM)

 

4 подход:

Качество ПО – качество, создаваемое потребителем (К. Бэифридж)

 

5 подход:

Качество ПО – степень соответствия присущих характеристик требованиям (ISO 2008)

 

Приемлемое качество может рассматриваться как количественно-выраженный компромисс между заказчиком и исполнителем(в отношении характеристик продукта, создаваемого исполнителем в интересах решения задач заказчика с учетом других ограничений проекта)

 

Общая схема направлений достижения качества ПО

Качество ПО:

1. Основы качества

a. Культура и этика ПИ

b. Значение и стоимость качества

c. Модели и характеристики качества

d. Повышение качества

2. Процессы управления качеством

a. Подтверждение качества

b. Проверка и аттестация

c. Оценка и аудит

3. Практическое соображение

a. Требования к качеству

b. Характеристика дефектов

c. Техника управления качеством

d. Количественная оценка качества

 

Основы качества ПО

Основной идеей является то, что программные требования определяют требуемые характеристики качества ПО, а также влияют на методы количественной оценки и соответствующие критерии приемки, сформулированной для оценки этих характеристик

 

Значение и стоимость качества

Множество всех точек зрения необходимо обсудить и определить на этапе выработки требований ПП. Стоимость качества может быть разделена на:

1. Стоимость предупреждения дефектов

2. Стоимость оценки

3. Стоимость внутренних сбоев

4. Стоимость внешних сбоев

Модели и характеристики качества

Различные модели качества ПО используют для описания качества в разных терминологиях и разных профессиях. Каждая из этих моделей может использоваться для обсуждения, тестирования, адаптации и оценки качества ПП.

 

Качество процессов ПИ

На качество создаваемого продукта непосредственно влияют как процессы, так и качество самих процессов ПИ. Невозможно отделить качество процесса от качества продукта. Качество процесса влияет на качество продукта. Которое в свою очередь отражается в восприятии качества продукта в процессе эксплуатации со стороны заказчика.

TIC IT – описывает приложение принципов общей системы менеджмента качества (ISO 2001) к программным продуктам, и в частности совмещение такого подхода к положению ЖЦ.

CMMI – предоставляет рекомендации по постепенному улучшению процессов ЖЦ:

1. Обеспечение качества процесса и продукта

2. Проверка

3. Аттестация

Обзор и аудит – это методы проверки согласно CMMI.

 

Качество ПП

Для достижения качества ПП необходимо:

1. Определить реальные цели создания ПО

Примерами продуктов в данном случае могут быть:

1. Полная спецификация системных требований

2. Спецификация программных требований

3. Модели

4. Код

5. Текстовая документация

6. Отчеты по анализу качества и так далее

 

Повышение качества ПО

Качество ПО может повышаться за счет интерактивного процесса постоянного улучшения, которое подразумевает управляющие воздействия: координацию и обратную связь от одновременно протекающих процессов:

1. Процессы ЖЦ

2. Процессы обнаружения, устранения и прекращения сбоев

3. Процесс улучшения качества

TQM – всеобщее управление качеством

PDCA - планирование действия, проверка и редакция

Поддержка менеджмента означает что все проекты по повышению обладают достаточными ресурсами для достижения поставленных целей

 

 

Процессы управления качеством ПО

Управление качеством ПО определяют процессы, владельцы процессов, а также требования к процесса: измерение процессов и их результатов, а также каналы обратной связи между процессами.

Планирование качества ПО включает в себя:

1. Определение требований к продуктам

2. Планирование процессов для получения требуемых продуктов

Процессы управления качеством должны отвечать на вопросы: насколько хорошо продукт будет удовлетворять требованиям заказчика и заинтересованных лиц. Насколько продукт ценен для заказчика и лиц. Обладает ли продукт необходимыми качествами, соответствующими сформулированным требованиям к ПО.

 

 

Лекция 2. Подтверждение качества ПО

Сами процессы, подтверждающие качество ПО, обеспечивают подтверждение того что программный продукт и процессы соответствуют требованиям.

Это подтверждение производится на основе планирования постановки работ и исполнения набора действий.

Большое значение придается задаче управления рисков.

Управление риском включает в себя не только вопросы снижения и обработки риска, но и управление процессом разрешения проблем.

Задача управления качеством ПО состоит в том, чтобы обеспечить соответствующее планирование процесса на основе заданного плана и проведение необходимых измерений процесса с передачей результата измерений заинтересованным сторонам.

Необходимо чтобы цели качества были определены и понимаемы.

План управления качеством ПО должен согласовываться с планом конфигурационного управления.

План управления качеством ПО определяет документы, стандарты, практики и соглашения, применяемые при управлении проектом, а также то, как их аспекты будут проверяться и отслеживаться для обеспечения достаточности и соответствию заданному плану.

 

Проверка и аттестация ПО

Процессы проверки согласно стандарту IEEE 1059-93

Проверка и аттестация ПО – это упорядоченный подход оценки ПП, применяемый на протяжении всего жизненного цикла.

Проверка и аттестация может применяться и для оценивания промежуточных продуктов.

Проверка – это попытка обеспечения того, чтобы продукт был построен правильным образом.

Аттестация – это попытка того, чтобы был построен правильный продукт с точки зрения достижения поставленной цели.

Целью планирования проверки и аттестации будет являться обеспечение процессов верификации

 

Оценка и аудит ПО

На практике оценка и аудит часто отличаются только степенью детализации:

1. Управленческие оценки

2. Технические оценки

3. Инспекции

4. Прогонки

5. Аудит

 

Управленческие оценки ПО, назначение:

Отслеживание развития проектов или продуктов. Определение статусов планов и расписания. Утверждение требований и распределения ресурсов или оценки эффективности управленческих подходов, используемых для достижения поставленных целей. (IEEE 1028-97)

 

Технические оценки ПО, назначение:

Согласно стандарту IEEE 1028-97 назначением технических оценок является исследование ПП для определения его пригодности, для использования в надлежавших целях. Цель состоит в идентификации расхождений с утвержденными спецификациями и стандартами.

 

Входные данные:

• Формулировка целей

• Конкретный ПП

• Заданный план проектов

• Список вопросов или проблем

• Процедуры технической оценки

 

Инспекции ПО, назначение:

Обнаружение и идентификация аномалий в ПП

 

Прогонки ПО, назначение:

Оценка ПП. Прогонка может проходить с целью ознакомления.

Цели:

• Поиск аномалий

• Улучшение продукта

• Обсуждение альтернативных путей реализации

• Оценка соответствия стандартам к спецификациям

 

Аудит ПО, назначение:

Независимая оценка ПП и процессов на предмет их соответствия применимым реализующим документам, стандартам, руководящим указателям, планам и процедурам

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...