Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура нормы права. Понятия и виды гипотез, диспозиций, санкций

Норма права — критерий правомерности поведения. Отсюда приобретают значение такие качества правовой нормы, как ее формальная определенность, конкретность, позволяющие практику решить юридическое дело. Конкретность содержания не означает вместе с тем непременно казуистического построения правовых норм. Напротив, развитие правовых систем связано с абстрагированием от индивидуальных особенностей регулируемых отношений, формулированием наиболее общих правил, охватывающих суть правовой материи.

Какое-то время содержание правовой нормы может оставаться без формализованного текстуального выражения. Люди, вступая во взаимоотношения, могут однозначно понимать свои права и обязанности, однопланово трактовать свое поведение и поведение партнера без заключения письменного договора и до издания какого-либо нормативного акта. Вместе с тем высшая определенность нормы, высшая степень ее формализации достигается в ходе словесно-знаковой материализации воли участников об­щественных отношений, включая государственную волю на признание и охрану соответствующих правил в качестве правовых.

Традиционно считается, что норма права состоит из трех элементов- гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза: Определяет круг лиц, которым адресована норма. Гипотеза указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется норма. В зависимости от количества обстоятельств, обозначенных в норме, гипотезы бывают простые и сложные. Альтернативной называют гипотезу, которая связывает действия нормы с одним из нескольких перечисленных в статье нормативного акта обстоятельств.

Диспозиция: содержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участники право­отношения. По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной. Альтернативная диспозиция дает возможность участникам правоотношения варьировать свое поведение в пределах, установленных нормой. Бланкетная диспозиция содержит правило поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации к другим правовым нормам.

Санкция: указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы. По степени определенности санкции подразделяются на абсолютно определенные (точно ука­занный размер штрафа), относительно определенные (лишение свободы на срок от трех до десяти лет), альтернативные (лишение свободы на срок до трех лет, или исправительные работы на срок до одного года, или штраф...).

Структура правовой нормы существует как неразрывная связь правила поведения (диспозиция) с условиями и пределами его применения (гипотеза) и способы охраны от нарушений (санкция). В структуре правовой нормы выражены специфические качества права, отличающие его от других социальных регуляторов. Гипотеза определяет возможные, типичные, в случае спора доказуемые обстоятельства, при которых реализуется норма; гипотеза и диспозиция адресованы разуму и воле участников общественных отношений,рассчитаны на ситуации, когда возможен выбор различных вариантов поведения и определяют (в диспозиции) тот вариант, который соответ­ствует выраженной в праве государственной воле. Наконец, санкция должна выражать способность государства принуждать к соблюдению нормы, пресекать ее нарушения, восстанавливать нарушенное право.

Иногда в статье закона формируется только часть нормы, а другие ее части следует обнаруживать в других статьях или в ином нормативном акте.

Отсюда следует необходимость различать норму права и статью закона. Это очевидно еще и потому, что в одной статье нормативного акта содержатся порой две, три нормы и более. Некоторые акты, например уголовно-правовые, специализиру­ются на выражении санкций, обслуживающих нормы иных отраслей права.

Норма права не выполнила бы своей регулярной роли, если бы в ней отсутствовал какой-либо из названных структурных элементов. Поэтому законодатель при формулировании норм обязан выписать каждую часть особо или дать соответствующую отсылку, а тот, кто реализует норму, должен иметь в виду всю связь элементов нормы, с тем, чтобы юридически грамотно выстроить свои поступки.

Своей структурой, а также содержательными признаками норма права отличается от иных проявлений права. Прежде все­го, от индивидуального предписания. Последнее основывается на норме и исчерпывается разовым исполнением. Индивидуальное предписание рассчитано на строго определенный случай, на однократное действие, на конкретных лиц. С другой стороны, норма права отличается от общих принципов права. Последние хотя и носят нормативный характер, все-таки проявляют себя через нормы права, нуждаются в конкретизации, не выходят напрямую на гипотезы и санкции, без чего трудно представить себе определенность правового регулирования.

НОРМА ПРАВА И СТАТЬЯ
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО АКТА

Основным источником (формой) права нашей страны являются нормативные акты, в текстах (разделах, частях, статьях) которых излагаются правовые нормы.

При подготовке и принятии нормативных актов обязательно учитываются специфические признаки правовых норм (общий характер, неперсонифицированность, обращенность в будущее и др.) и их структура (каждое правило должно иметь обозначение условий применения и охраняться государством от нарушений). Однако норма права не тождественна статье закона, а структура последней не совпадает со структурой правовой нормы. Это определяется рядом обстоятельств.

В одной статье нормативного акта (и даже — в одном нормативном акте) не могут быть выражены в полном объеме все элементы, из которых состоит правовая норма. При подготовке, принятии и издании нормативного акта правовой материал по правилам законодательной техники группируется таким образом, чтобы акт был компактен, а его предписания легко воспринимаемы. Поэтому при подготовке проекта закона или иного нормативного акта его текст делится на разделы, статьи, части статей; в кодексах — на главы, разделы или на общую и особенную части. В начале многих нормативных актов обозначаются положения, имеющие отношение ко всем последующим разделам, свя­занные со многими или со всеми нормами данной отрасли права. Объединение близких по своим предписаниям норм или их частей в одну статью или раздел нормативного акта позволяет избежать повторений и длиннот. Изложение одной правовой нормы в разных нормативных актах иногда обусловлено различием компетенции органов, определя­ющих разные части правовой нормы. В разных статьях нормативных актов, а то и в разных кодексах содержатся материально-правовые и процессуальные нормы. В результате элементы одной нормы обычно размещаются в разных статьях нормативных актов, и наоборот, одна статья может содержать части нескольких норм.

Частицы, элементы правовых норм находят выражение в статьях, пунктах, параграфах текстов нормативных актов в виде определений общего характера, обладающих рядом признаков нормы. Те из них, которые представляют собой логически завершенные, обязательные для соблюдения положения, называются правовыми предписаниями. Правовые предписания направлены на регулирование определенного вида (или стороны) общественных отношений, способны регулировать, направлять действия, поступки, из которых складывается правовое поведение.

Некоторые правовые предписания по содержанию и логической структуре («если — то — иначе») близки к правовой норме, но и они не могут применяться без учета общих и других положений законодатель­ства, в соединении с которыми они только и могут образовать норму; другие правовые предписания логически строятся по форме: «если — то»; есть и такие, что не имеют другой структуры, кроме грамматичес­кой.

Формулировка многих правовых предписаний строго зависит от содержания выражаемых ими правовых норм; таковы управомочивающие, обязывающие, запрещающие нормы права. Пос­ледние (запрещающие) нередко вообще как бы выносятся за рамки ряда норм и целых отраслей права, в пределах которых находятся охраняемы ими диспозиции.

Нормы права и статьи законов не всегда тождественны еще и по той причине, что тексту нормативного акта, как и любому литературному произведению, нередко свойственны образность, ориентация на массо­вое правосознание, обращенность к общественному мнению. Так, для уголовного законодательства традиционны условные, как бы не­правильные формулировки: «преступление (хищение, вымогательство, убийство, клевета, хулиганство, разбой, мошенничество, получение или дача взятки, заведомо ложный донос и т.д.) наказывается...», хотя на самом деле наказывается не преступление, а преступник (вор, убийца, взяточник, хулиган, мошенник, клеветник и т.п.). В законода­тельстве используются условные термины. Например, «молодой специалист» может оказаться по возрасту далеко не молодым работником, осваивающим новую для него же целях (для смысло­вого усиления образного выражения непререкаемости закона) запре­щенное порой характеризуется как вообще невозможное: «Никто не может быть произвольно лишен жизни», «Собственность не может использоваться в целях, противоречащих интересам общества, правам других граждан».Для повышения эффективности правового регулирования немалое значение имеет совершенствование законодательства, его систе­матизация, изложение правовых норм общепонятным языком, широкое применение правил законодательной техники. Правовой нор­мой трудно руководствоваться, если ее элементы размещены в большом числе нормативных актов, часть изданий которых не всем доступна, а последующие изменения не всегда общеизвестны. Серьезные преграды на пути реализации права создают противоречия в текстах нормативных актов, дающие осно­вание логически конструировать разные по содержанию правовые нор­мы, относящиеся к одному и тому же случаю, отношению. Особенно опасны для практики правового регулирования противоречия между содержанием законов и подзаконных актов, если последним отдается предпочтение государственными органами и должностными лицами, применяющими правовые нормы.

КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМ ПРАВА

Для теории права и практики применения правовых норм наиболее важны следующие классификации.

На особенностях содержания гипотез и диспозиций правовых норм основана классификация правовых норм по объему (пределам) их действия. Наиболее важна отраслевая классификация правовых норм по предмету правового регулирования, т.е. по виду тех общественных отношений, которые регулируются нормой. Эта классификация лежит в основе построения системы права, деления его на отрасли и институты. Практическое значение этой классификации в том, что она облегчает выбор нормы, подлежащей применению к данным отношениям и к данному случаю, а при совершенствовании законодательства создает предпосылки для кодификации (высшей формы систематизации).

Наиболее крупным является деление всех правовых норм на нормы частного и нормы публичного права. Такое деление, обозначившееся еще в римском праве, связано с различием норм, выражающих интересы отдельных лиц и их объединений (сфера отношений гражданского общества), и норм регулирующих деятельность государства, его органов и должностных лиц (сфера отношений власти, управления, правосудия). Развитие отношений гражданского общества, основанного на правах и свободах личности, ее автономии, инициативе и предприимчивости, на защите законных интересов, закономерно ведет к повышению значения норм и отраслей права, регулирующих имущественные, договорные, кредитные и иные отношения, а так же охраняющих их норм гражданского процесса. С развитием товарооборота неизбежно возникновение новых отраслей и норм права (нормы коммерческого, вексельного, банковского, страхового, акционерного и т.п. отраслей права).

Различия между гражданским обществом и государством определяют ряд существенных отличий правовых норм, регулирующих их существование и деятельность. Государственные органы и должности создаются правом, существуют и действуют строго на основе и в рамках правовых норм, определяющих их разновидности. они наделены компетенцией, устанавливающей относительно узкие параметры их деятельности, предопределенные целью, для которой эти должности и учреждения созданы. Существование членов гражданского общества правом не обусловлено; граждане имеют правоспособность дающую им возможность совершать любые сделки, кроме запрещенных.

К частному праву относятся нормы гражданского, брачно-семейного, трудового и других отраслей права, связанных с развитием гражданского общества. Публичное право включает государственное, административное, финансовое, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное, и другие отрасли права, регулирующие деятельность государственных органов и должностных лиц к публичному праву относится большинство норм уголовного права (исключение – нормы так называемого «частного обвинения», по которым обвинение возбуждается и прекращается по инициативе потерпевших).

Многогранные общественные отношения, разнообра­зие повторяющихся жизненных ситуаций и способность человека разумно реагировать на происходящее обу­словливают тот факт, что правовые нормы достаточно разнообразны Чтобы определить общие и отличитель­ные черты данных норм, обозначить место и функциональную роль, необходимо их классифицировать. Осно­вания классификации могут быть самыми различными.

1 По субъектам правотворчества различают нормы, исходящие от государства и непосредственно от гражданского общества. В первом случае это нормы органов представительной государственной власти, исполнительной государственной власти и судебной государственной власти (в тех странах, где имеет место прецедент) Во втором случае нормы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и т д.) или населением всей страны (всенародный референдум) Так, 12 декабря 1993 г всенародным голосованием была принята Конституция Рос­сийской Федерации.

2. По социальному назначению и роли в правовой системе нормы можно подразделить: на учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы — правила по­ведения), охранительные (нормы — стражи порядка), обес­печительные (нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-определения), коллизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы-инструменты).

Учредительные нормы отражают исходные начала правового регламентирования общественных отноше­ний, правового положения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономическо­го и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан, основополагающие идеи и пара­метры строительства правовой системы общества. Они служат эталонами, позволяющими установить необходи­мое соответствие целей и средств конкретных правовых предписаний объективным закономерностям обществен­ного развития. Это конституционные нормы и нормы, закрепленные в основах законодательства, кодексах. На­пример, норма, закрепленная в ст. 2 Конституции Рос­сийской Федерации, гласит: «Человек, его права и сво­боды являются высшей ценностью. Признание, соблюде­ние и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

Регулятивные нормы непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависи­мости от характера субъективных прав и обязанностей различают три основных вида регулятивных норм: управомочивающие (предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий); обязывающие (содержащие обязанность совершения определенных по­ложительных действий); запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, кото­рые определены законом как правонарушения). Особен­ность регулятивных норм состоит в том, что они носят ярко выраженный предоставительно-обязывающий ха­рактер. В частности, нормы ст. 10 и 11 Закона РСФСР о крестьянском (фермерском) хозяйстве 1990 г. закреп­ляют детальный перечень прав и обязанностей граждан, ведущих крестьянское хозяйство.

Охранительные нормы фиксируют меры государст­венного принуждения, которые применяются за наруше­ние правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания. Например, в со­ответствии с ч. 1 ст. 83 УК РФ осужденный подлежит освобождению от отбывания наказания в связи с исте­чением сроков давности обвинительного приговора суда.

Как регулятивные, так и охранительные нормы направ­лены на осуществление функций права: регулятивной (статической и динамической) и охранительной. В них находят выражение способы регулирования.

Обеспечительные нормы содержат предписания, га­рантирующие осуществление субъективных прав и обя­занностей в процессе правового регулирования. Соци­альная ценность их зависит от того, насколько эффек­тивно они способствуют созданию механизмов и кон­струкций беспрепятственной реализации права. Эта нормы могут располагаться в различных нормативных актах, связанных между собой. Так, право Банка России на выдачу лицензий для проведения операций в иностран­ной валюте, предусмотренное в ст. 21 Закона РСФСР о Центральном банке РСФСР, гарантируется нормами ст. 11—18, 35 Закона РСФСР о банках и банковской деятельности 1990 г.

Декларативные нормы обычно включают в себя по­ложения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов обществен­ных отношений, содержат нормативные объявления. Например, в ч. 2 ст. 1 Конституции РФ говорится:: «Наименования Российская Федерация и Россия равно­значны».

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несомненно, что право формируется при непременном участии государства. Государство непосредственно устанавливает общие нормы, является фактором, формирующим право. Здесь, правда, нужна оговорка. Государство не является основным и определяющим фактором в этом процессе. Точнее было бы сказать, что оно не формирует право, а завершает правообразовательный процесс, придавая праву определенные юридические формы (нормативный юридический акт, судебный или административный прецедент и др.). В этом смысле государство не является его (права) начальной, глубинной причиной. Государство создает право на институциональном уровне.

Причины же возникновения права коренятся в материальном способе производства, характере экономического развития общества, его культуре, исторических традициях народа и пр. Недооценка этого принципиально важного положения ведет к тому, что единственным и определяющим источником права признается государственная деятельность. Именно в этом и заключался основной порок юридического позитивизма. Госу­дарство признавалось учредителем права, в буквальном смысле считалось, что оно творит право.

Вряд ли можно согласиться с имеющими распространение в юридической теории взглядами, согласно которым образование права рассматривается в полном отрыве (изолированно) от госу­дарства. Вне и помимо конструктивной деятельности государства существование права как институционного образования немыслимо. Вместе с тем роль государства в правообразовательном процессе достаточно специфична. По-настоящему государство вмешивается в правообразовательный процесс лишь на определенных его стадиях.

Государство, таким образом, обеспечивает развитие всей системы источников права. Сообразуясь с социально-экономи­ческими потребностями, политической ситуацией в обществе, государство в значительной мере оказывает влияние на выбор типов, методов правового регулирования, государственно-юридических средств обеспечения правомерного поведения. В этом смысле можно сказать, что государство управляет правовой средой общества, обеспечивает ее обновление соответственно духу времени.

Достаточно значимой представляется роль государства в обеспечении реализации права. Исторический опыт убедительно свидетельствует о том, что вне и помимо государства исполь­зование его ресурсов, осуществление правовых установлении было бы вообще невозможно. Назначение государства как раз и проявляется в том, что оно своей деятельностью призвано создавать фактические, организационные, юридические предпо­сылки для использования гражданами, их организациями пре­доставленных законом возможностей в целях удовлетворения самых разнообразных интересов и потребностей. Активность государства — необходимое условие утверждения правовых начал в общественной жизни. Государство обязано проявлять эту активность, иначе оно не соответствует своему предназначению, вследствие чего госу­дарственная власть утрачивает легитимный характер.

Государство обеспечивает охрану права и господствующих правовых отношений. Государственное принуж­дение является постоянно существующей гарантией, которой подкрепляется право. За ним всегда стоят сила, авторитет государства. Уже сама угроза государственного принуждения охраняет право. Тем самым упрочивается правопорядок, создается режим наибольшего благоприятствования для кон­структивных действий социальных субъектов.

Государство, следовательно, способствует распространению права в социальном пространстве, оно обязывает участников общественных отношений действовать по праву, исключать про­тивоправные подходы в достижении общественно значимых ре­зультатов.

 

Список литературы:

1. Общая теория государства и права: Академический курс в 2-х томах / Под ред. М.Н. Марченко.- М., 1998. Т.2. Гл., Х.

2. Теория государства и права / Под ред. В.М.Корельского и В.Д. Перевалова. – М., 1999. Гл. 19.

3. Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько.-М.,2000. Лекции 13.

4. Алиуллов Р.Р. Правовые нормы в механизме государственного управления // Социально-гуманитарные знания. – 2004.- №6.

5. Гайворонская Я.В. К вопросу о понимании правовых и юридических норм // Правоведение. 2001. № 3.

6. Жинкин С.А. Некоторые аспекты понятия эффективности и норм права // Правоведение. 2004. № 1.

7. Жинкин С.А. Некоторые проблемы видов эффективности норм права // Журнал Российского права 2004. №2.

8. Комарова Т.Л., Чугунов Ю.О. Норма права и основания возникновения правоотношения // Юридическая мысль. 2003. №6.

9. Кузнецова О.А. Пороки правовой нормы: «диагностика» и предупреждение // Журнал Российского права 2005. №5.

10. Михайловский И.В. Учение о юридической норме // Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Хрестоматия. - М.. 1998.

11. Пугинский Б.И. О норме права // Вестник МУ. Серия 11. Право. 1999. № 7.

12. Щеколаева Т.А. Юридические коллизии и коллизионные нормы: понятие, виды // Правоведение. 2003. № 6.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...