Формирование новых органов власти
3.1. Временный комитет членов Государственной думы. В ходе революции различные политические силы обсуждали вопрос о новых органах власти.27 февраля после получения царского манифеста о приостановке работы Думы депутаты приняли решение о создании Временного комитета Государственной думы во главе с ее председателем октябристом М.В. Родзянко. Комитет назначил своих комиссаров в министерства, и в дальнейшем предпринял меры с целью добиться отречения Николая II. 3.2. Петроградский Совет рабочих депутатов. Одновременно пролетариат Петрограда приступил к созданию Совета рабочих депутатов по образцу 1905 г. Зачатками его стали временные стачечные комитеты, созданные на предприятиях 24-25 февраля большевиками и членами других социалистических партий. Первое заседание депутатов Петроградского Совета состоялось 27 февраля. В Исполком Петросовета было избрано 15 человек, среди которых председатель- меньшевик Н.С. Чхеидзе, товарищи председателя - трудовик (позднее эсер) А.Ф. Керенский и меньшевик М.И. Скобелев. От большевиков в Исполком вошли члены Русского бюро ЦК РСДРП(б) А.Г. Шляпников и П.А. Залуцкий., кроме того двое эсеров, один левый эсер, шесть представителей партии меньшевиков и пять внефракционных социал-демократов. 3.3. Временное правительство. 2 марта в результате переговоров между Исполкомом Петросовета и Временным комитетом Государственной думы была достигнута договоренность о формировании Временного правительства во главе с министром-председателем и министром внутренних дел - князем Г.Е. Львовым ( бывшимпредседателем Земгора). 3 марта 1917 г. в специальной Декларация Временное правительствопровозгласило себя высшей законодательной и исполнительной властью в России.Специальным указом от 5 марта 1917 г. власть на местах передавалась губернским и уездным комиссарам Временного правительства. Должность губернаторов упразднялась. Петроградский Совет осуществлял контролирующие функции по отношению к правительству, оказывая на него давление слева.
Характер и особенности революции 4.1. Характер революции. Февральская революция носила буржуазно-демократический характер. Она решала задачу свержения самодержавия, введения конституционного строя и открывала путь для развития капитализма в сельском хозяйстве и промышленности, обеспечения политических свобод граждан, уничтожения национального гнета. 4.2. Особенности революции. Революция представляла собой сложное взаимодействие стихийных и сознательных сил революционного процесса. Она поднялась стихийно на базе массового недовольства войной и была осуществлена главным образом силами рабочих и солдат. Участие в революции политических партий, профсоюзов, фабзавкомов, отрядов Красной гвардии явилось важным организующим началом в период революционного подъема. Развернувшаяся деятельность партий и организаций широкого политического спектра способствовала углублению предреволюционного кризиса. Крупные предприниматели и либеральная интеллигенция, получившие к тому времени определенный опыт участия в политической борьбе, в результате поддержки революции пришли к власти (на периферии общественные исполнительные комитеты возникли раньше Советов). Своеобразие революции заключалось в возникновении в стране феномена двоевластия. Итоги революции 5.1. Вторая в истории России буржуазно-демократическая революция завершилась победой. К 1 марта революция победила в Петрограде и Москве, затем она была поддержана по всей стране. 5.2. Падение самодержавия и установление двоевластия. Вторая русская революция завершилась падением института монархии и приходом к руководству страной новых социально-политических сил.
5.2.1. Первая власть - буржуазно-демократическая, была представлена Временным правительством, его органами на местах (общественные исполнительные комитеты или комитеты общественной безопасности), местным самоуправлением (городским и земским). В правительство вошли представители либеральных партий кадетов и октябристов. Временное правительство опиралось на поддержку значительных социальных и социально-профессиональных слоев (интеллигенции, предпринимателей, студенчества, офицерства, чиновников), а также Советов. 5.2.2. Вторая власть - революционно-демократическая, олицетворялась Советами рабочих и солдатских депутатов, солдатскими комитетами в армии и на флоте, фабзавкомами, другими местными демократическими организациями. Советы не являлись органами государственной власти, однако, обладая поддержкой народных масс, они осуществляли контроль за деятельностью правительства, делегируя им доверие, оказанное рабочими и солдатами руководителям Советов. 5.3. Демократизация общественно-политического строя. После победы Февральской революции Россия превратилась в одну из самых демократических стран Европы. В стране были провозглашены политические права и свободы (слова, собраний, совести, печати, союзов, манифестаций); всеобщее и равное избирательное право; были отменены сословные, национальные и религиозные ограничения, смертная казнь, военно-полевые суды, объявлена политическая амнистия. На легальной основе создавались тысячи политических, общественных, культурных обществ и объединений, профсоюзов, фабрично-заводских комитетов и т.д. 5.4. Возникновение феномена двоевластия не консолидировало, а еще более раскололо российское общество. В условиях раскола политических сил важнейший вопрос о власти не получил законченного решения. Определение формы государственного строя было отложено до Учредительного собрания, сроки созыва которого не назывались. В результате затягивания решения основных задач буржуазно-демократических преобразований происходило дальнейшее углубление революционного процесса в послефевральский период.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Рекомендуемая литература
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|