Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система образования и воспитания




Значительные силы были направлены на подъем культурного уровня населения.

2.1. Ликвидация неграмотности. Массовая неграмотность являлась тяжелым наследием дореволюционной России, особенно в национальныхрайонах (так, среди таджиков неграмотность составляла - 99,5%, якутов - 99,3%, узбеков - 98,4%). Вопросы культурной жизни страны находились в ведении Государственной комиссии по просвещению и Наркомата просвещения во главе с А.В. Луначарским, которому на местах подчинялись отделы народного образования.

Декрет О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР от 26 декабря 1919г. обязывал всех детей и взрослых от 8 до 50 лет учиться читать и писать. Была создана широкая сеть просветительских учреждений: школы грамоты, избы-читальни, кружки. В июле 1920 г. была учреждена Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, а осенью 1923 г. было создано массовое добровольное общество "Долой неграмотность".

За первое десятилетие советской власти было обучено около 10 млн. взрослых, доля грамотных в населении, начиная со школьного возраста, выросла с 40% в 1917 г. до 51% в 1926 г. В то же время СССР продолжал оставаться по уровню грамотности лишь на 19-м месте в Европе.

2.2. Реформирование системы народного образования. Новая власть поставила задачу коренного преобразования всей системы народного образования в целях создания единой трудовой школы, важнейшими принципами которой являлись

- связь обучения с производством,

- преемственность в воспитании и образовании,

- совместное обучение.

Первым шагом в этом направлении стал Декрет СНК Об отделении церкви от государства и школы от церкви. Отменялось преподавание в школах закона божьего. Конституция РСФСР закрепила право на полное, всестороннее и бесплатное образование. Специальным постановлением Наркомпросса О школах национальных меньшинств устанавливались равные права всех нерусских школ в системе просвещения. На основе положения ВЦИК О единой трудовой школе(16 октября 1918 г.) создавалась двухступенчатая школа (I-я ступень - 5-летнее обучение; школы II-ой ступени создавались на базе 4-7 классов гимназий и коммерческих училищ). В конце 1920 г. появились отмененные было учебные планы и программы, включавшие обязательное изучение русского языка, физики, химии, математики и литературы. В 1925 г. был принят декрет о введении в РСФСР всеобщего начального обучения, рассчитанный на 10 лет.

При этом затраты на развитие образования были крайне недостаточны, средств выделялось меньше, чем в предреволюционный период.

2.3. Перестройка высшей школы. Цель реформ в высшей школе состояла в формировании новой рабоче-крестьянской интеллигенции. Декрет СНК РСФСР от 2 августа 1918 г. О правилах приема в высшие учебные заведения РСФСР предоставил каждому человеку в возрасте от 16 лет (независимо от гражданства, пола, вероисповедания) право поступления в вузы без экзаменов. Плата за обучение отменялась. Упразднялись все ученые степени и звания преподавательского состава. Преимущество при зачислении отдавалось рабочим и беднейшему крестьянству, поступление выходцев из других социальных слоев было ограничено.

В 1919 г. были созданы рабфаки - факультеты рабочей молодежи для подготовки к поступлению в вуз. В 1921 г. были приняты положения "О высших учебных заведениях РСФСР", ликвидировавшие автономию высшей школы. В соответствии с декретом о научном минимуме изменилось содержание преподаваемых дисциплин. В течение 1918-1921 гг. были упразднены юридические, историко-филологические факультеты. Вместо них создавались факультеты общественных наук (ФОНы). С 1921 г. в вузах вводилось обязательное изучение марксистских общественных дисциплин.

2.4. Отношение к классической культуре. Поскольку многие большевистские руководители высшего звена являлись выходцами из интеллигенции, они понимали необходимость сохранения русской художественной культуры, по крайней мере, ее части, на базе которой только и возможно было построить нечто новое. Этим задачам служила работа по охране художественных и исторических ценностей, музейных коллекций, театров.

Но в данной области имелись значительные противоречия. Страну охватила горячка обновительного разрушения буржуазной культуры. Многие памятники, бесполезные или вредные для пролетарской культуры, уничтожались, коллекции распылялись.

Наука

3.1. Организация научной деятельности. Перед руководителями советской власти стояла задача восстановить научный потенциал страны и поставить его на службу социалистическому строительству. После революции была сохранена сеть научных учреждений - Российская академия наук (с 1925 г. - Академия наук СССР), университетские кафедры, одновременно учреждались новые научно-исследовательские институты и общества, большинство из которых носило прикладной характер.

С целью объединить научные и технические силы страны для решения неотложных экономических задач в феврале 1918 г. при ВСНХ был учрежден Центральный Совет экспертов, в августе - научно-технический отдел (НТО). К сотрудничеству было привлечено около 800 ученых и специалистов, в том числе академики А.Н. Бах, А.Н. Крылов, А.Е. Ферсман, Н.Д. Зелинский, А.Ф. Иоффе, И.М. Губкин и др.

3.2. Научные разработки. В 1920 г. около 200 ученых приняли участие в разработке плана ГОЭЛРО. В связи с потребностями производства началась разведка нефти в районе между Волгой и Уралом, изучение недр Курской магнитной аномалии (под руководством И.М.Губкина), геологические изыскания на Урале, Дальнем Востоке, Кольском полуострова (возглавляемые А.Е.Ферсманом). Успешно трудились в эти годы А.Ф.Иоффе и Д.С. Рождественский (в области расщепления атома лития), Н.Е. Жуковский и С.А. Чаплыгин (аэродинамика), Н.Ф. Гамалея (микробиология), В.И. Вернадский (биохимия и учение о биосфере) и др.

Литература и искусство

4.1. Участие творческой интеллигенции в культурном процессе. В послереволюционные годы ситуация в области российской литературы и искусства серьезно изменилась. Многие представители художественной культуры эмигрировали или подверглись репрессиям. Некоторые из оставшихся продолжали работать в старом ключе, используя лирические мотивы, традиции русского психологизма.

Но значительная часть писателей и художников восприняла задачи культурной революции. В этом направлении развивалось творчество дореволюционного авангарда, представителям которого импонировала идея создания новой действительности средствами искусства. В 20-е гг. появилось новое поколение творческой интеллигенции, взращенное революцией. В его составе выделялись А.А. Фадеев, М.А. Шолохов, С.М. Эйзенштейн и др. В условиях революционного энтузиазма, первых успехов нэпа и определенной творческой свободы (в рамках приверженности идеям коммунистической культурной перестройки) в среде старой и новой творческой интеллигенции развернулась борьба за пути и методы строительства новой литературы и искусства.

4.2. Художественная литература.

4.2.1. В соответствии с концепцией революционного искусства литература была призвана служить трудовому народу. Главным героем литературы и искусства сталчеловек труда, с новыми моральными устоями. Революция заняла важное место в произведениях А.А. Блока (Двенадцать), А. Белого (Христос воскрес), В.В. Маяковского (Мистерия-буф) и др.

4.2.2. Литературные объединения и организации. Пролеткульт не был одинок в борьбе за пролетаризацию искусства. В августе 1918 г. был создан Всероссийский союз пролетарских писателей. Влиятельной творческой группой был РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей), организационно оформленный в октябре 1920 г. В разные годы ведущую роль в ассоциации играли Л. Авербах, Ф.В. Гладков, А.С. Серафимович, А.А. Фадеев и др. В первые годы нэпа возникли литературно-художественные группы: Октябрь (1922), Левый фронт искусств (ЛЕФ, 1922). В 1923 г. была создана Московская ассоциация пролетарских писателей (МАПП).

Но далеко не все организации стояли на позиции пролетарской культуры. Литературные общества Серапионовы братья (соэданное в 1921 г.), Перевал и др. также искали пути к новому искусству, но занимали позицию, вызвавшую со стороны рапповцев и лефовцев резкую критику их членов как попутчиков.

Безусловный приоритет общечеловеческого начала над классовым отстаивали в своем творчестве А.П. Платонов, Е.И. Замятин, М.А. Булгаков, М.И. Цветаева, О.Э. Мандельштам, М.М. Пришвин. Вне литературных объединений стояли А.Н. Толстой, И.Э. Бабель, Б.Л. Пастернак.

4.3. Изобразительное искусство.

4.3.1. Живопись. Многие участники существовавших ранее авангардистских групп встали на сторону революционных преобразований в искусстве (В.В. Кандинский, М.З. Шагал, А.В. Лентулов, К.С. Малевич, К.С. Петров-Водкин и др.). Художники-авангардисты поддержали идею служения искусства государству и революции, государственной организации искусства и идеологического контроля над ним. Они обосновывали концепцию массового искусства как инструмента конструирования психики.

В первые послереволюционные годы в живописи широкое распространение получили агитационно-пропагандистские формы (как, например, агитплакаты художников из Окон сатиры РОСТА). Подготовкой художников занимался первый советский художественный вуз ВХУТемаС (Высшие художественно-технические мастерские), основанный в 1920 г. В том же году был создан Институт художественной культуры, занимавшийся разработкой вопросов теории и методологии искусства и художественного образования (первый председатель - В.В. Кандинский; директор ленинградского отделения - К.С. Малевич).

Среди живописцев и графиков в 20-е гг. развернулась борьба, аналогичная происходившей в литературе. Возникли такие творческие группы, как Ассоциация художников революционной России (АХРР - С. Малютин, Г.Г. Ряжский, М.Б. Греков), Четыре искусства (К.С. Петров-Водкин, М.С. Сарьян, В. Фаворский), Общество московских художников (ОМП - П.П. Кончаловский, А.В. Лентулов, Р.Р. Фальк и др.), общество художников-станковистов (ОСТ - А.А. Дейнека, Ю.И. Пименов и др.).

Ахрровцы и остовцы, сочетая традиции реализма передвижников с новым идеологическим содержанием, заложили своими произведениями основы социалистического реализма в живописи. В творчестве И. Бродского (полотна, посвященные Ленину), Дейнеки (Оборона Петрограда), Грекова (Тачанка), Пименова (Тяжелая индустрия) доминируют темы революции и начавшегося создания социалистического хозяйства.

Их противники из Четырех искусств и ОМП, развивая направление русского художественного авангарда, считали необходимым воплощать новую идеологию в новых формах.

4.3.2. Монументальная пропаганда. Скульптура. Новой формой политико-воспитательной работы стала монументальная пропаганда. В соответствии с ленинским планом (весна 1918 г.) в первые годы после революции развернулось создание памятников известным мыслителям, революционерам, деятелям культуры (за этим последовало разрушение памятников дореволюционной эпохи как не имевших художественного значения). В осуществлении этой программы приняли участие Н.А. Андреев, Л.В. Шервуд, С.Д. Меркуров, В.И. Мухина и др. скульпторы, приобретшие известность до революции. В 20-е гг. они создавали новые произведения, проникнутые революционным романтизмом и характеризовавашиеся монументализмом.

В духе героического реализма (ставшего позже основой социалистического реализма) в скульптуре работал также И.Д. Шадр (Булыжник-оружие пролетариата, Рабочий, Крестьянин) и др.

4.4. Архитектура.

4.4.1. Градостроительство. В первой половине 20-х гг. составлялись планы упорядоченного развития больших городов - Москвы, Ленинграда, Баку, Еревана и др. Работавшие над этими проектами архитекторы являлись представителями дореволюционной архитектурной школы (И.В. Жолтовский, А.В. Щусев, А. Таманян и др.). В эти годы начал осуществляться план реконструкции Москвы (под руководством Жолтовского и Щусева).

4.4.2. Ведущим направлением новой советской архитектуры стал конструктивизм. Братья Веснины, М.Я. Гинзбург, П.А. Погосов, И.И. Леонидов и др., продолжая традиции русского модерна, видели свою задачу в разработке художественных форм на основе функционального назначения вещей, зданий, применяемых материалов, технических конструкций. Конструктивисты выдвинули лозунг производственного обществнно-полезного искусства. Создавались новые функциональные типы зданий, созвучные эпохе, в частности, фабрики-кухни, дома культуры и т.д. Конструктивистские идеи были использованы при разработке теории и практики дизайна, проявились в живописи, графике, театре.

В 20-е гг. ведущие архитекторы в той или иной степени использовали конструктивистские принципы, в т.ч. А.В. Щусев. Идеи конструктивизма развивали и члены объединения АСНОВА, называвшие себя рационалистами (К.С. Мельников, Н.А. Ладовский). Стремясь к простоте, геометрическим формам, сочетанию образности и функциональности эстетических форм, они искали творческую выразительность в новых конструкциях и материалах.

4.5. Театр и кинематограф. Декретом СНК от 26 августа 1919 г. все театры страны были объявлены национальной собственностью (27 августа национализирована киноиндустрия). Театр являлся важным участком борьбы за народное искусство. Здесь произошли самые решительные перемены. Революция способствовала развитию нового режиссерского театра. Важную роль в развитии театрального искусства в послереволюционные годы сыграли театр им. Е.Б. Вахтангова, Большой драматический театр в Ленинграде, Театр имени Моссовета. Среди театральных деятелей, работавших в эти годы - А.В. Нежданова, Л.В. Собинов, А.И. Южин, М.Н. Ермолова, В.П. Качалов и др.

В конце 1920 г. В.Э. Мейерхольдом была выдвинута программа Театральный Октябрь, воплощенная на сцене 1-го театра РСФСР. Эта программа, близкая идеям Пролеткульта, была направлена на создание театра массового, агитационного, в котором зритель становился участником спектакля (однако это направление не получило поддержки). В середине 20-х гг. были поставлены первые советские пьесы, написанные в реалистической традиции: Шторм В.Биль-Белоцерковского (1925); Любовь Яровая К.А. Тренева (1926), Бронепоезд 14-69 Вс. Иванова (1927), Разлом Б. Лавренева (1928), Клоп и Баня В.В. Маяковского (1928-1929).

С.М. Эйзенштейн (автор фильмов Броненосец Потемкин, Октябрь) положил начало развитию революционной тематики в художественном кинематографе.

4.6. Музыка. В первые годы советской власти развитие музыки было тесно связано с песенным творчеством. Зучали как старые (гимн Интернационал, Смело, товарищи, в ногу, Варшавянка), так и новые пролетарские песни (Марш Буденного, Проводы, Песня о Красной Армии), созданные молодыми композиторами - участниками Гражданской войны Д. Покрассом, А. Александровым и др. Подчас популярность приобретали старые песни с новым текстом, такие как За власть советов, переделанная из гимна юнкеров.

Первые симфонические и оперные сочинения, посвященные революции, были написаны в эти годы Н. Мясковским (3-я симфония), Р. Глиэром (балет Красный мак), О. Рябовым (оперетта Свадьба в Малиновке) и др. У истоков развития советского музыкального искусства стояли А. Глазунов, К. Игумнов, М. Ипполитов-Иванов.

Здесь также шла борьба сторонников массового пролетарского искусства (Росийская ассоциация пролетарских музыкантов - РАПМ) и тех композиторов, дирижеров и исполнителей, кто отстаивал необходимость популяризации русской и зарубежной музыкальной классики.

Русское зарубежье

Культура русского зарубежья оставалась составной частью отечественной культуры.

5.1. Центры русской диаспоры за рубежом.

Российская эмиграция не была однородной по конфессиональной и этнической принадлежности, уровню образованности, экономическому положению ее членов, - в ней были представлены все основные вероисповедания и важнейшие народности бывшей Российской империи (средний возраст от 17 до 55 лет (85,5%), образованные (54,2%).

Представители зарубежной России были рассеяны по разным странам и континентам. Центрами Русского зарубежья в Западной Европе были прежде всего Берлин, Париж, Прага, а также Белград, Рига, София. За пределами Европы центрами расселения русской эмиграции стали Китай (особенно Харбин), США, Канада, страны Латинской Америки, Африки.

В основных центрах русской диаспоры проходила активная общественная жизнь, действовали политические и культурные общества, учебные заведения различных уровней: от гимназий до Русского института в Праге.

За период с 1918 по 1932 гг. увидели свет 1005 наименований русских эмигрантских журналов. В отдельных центрах возникли архивы русской эмиграции, публиковавшие исторические материалы, документы, мемуары бывших государственных деятелей, дипломатов, руководителей и участников белого движения. Богатейшее собрание документов с 1923г. накопилось в Русском заграничном историческом архиве (РЗИА) в Праге, который в 1945 г. был передан в дар Академии наук СССР.

5.2. Наука русского зарубежья. В результате эмиграции и высылки из Советской России сотен и тысяч выдающихся представителей интеллигенции и ученых, за рубежом оказались люди, чьи научные достижения имели мировое значение.

5.2.1. Новых высот достигли представители естественных и технических наук авиа- и вертолетоконструктор И.И. Сикорский, крупнейший ученый-механик С.П. Тимошенко, один из создателей телевидения, видный специалист по электронной физике В.К. Зворыкин, кораблестроитель В.И. Юркевич и др.

5.2.2. Гуманитарные науки развивали историки П.Н. Милюков, Г.В. Вернадский, С.С. Ольденбург, социолог П. Сорокин. Из 7038 работ российских ученых-эмигрантов, опубликованных в 1918-1927 гг. за рубежом, около двух третей составляли работы по богословию, праву, истории.

5.2.3. Новые прозведения создавались представителями религиозно-философской мысли. Н.А. Бердяев, организовавший в Берлине Свободное религиозно-философское общество, редактировал главный религиозный журнал эмиграции Путь, сыгравший чрезвычайно важную роль в развитии русского богословия.

В 1925 г. здесь же открылись семинария и Богословский институт. Весь комплекс стал называться Сергиевское подворье (в честь св. Сергия Радонежского). Митрополит Евлогий был номинальным главой этого учреждения, а роль интеллектуального и духовного лидера была отведена декану, отцу С. Булгакову. Среди преподавателей были выдающиеся ученые как духовного звания, так и миряне - Г. Флоровский, И. Лаговский, А. Карташев, Г. Федотов, Н. Лосский и др. Церковь в Русском Зарубежье сумела занять видное место в интеллектуальной жизни эмиграции, способствовала сохранению культурных и национальных традиций.

5.3. Русская художественная культура за рубежом. В разные годы за рубежом оказалась большая группа деятелей русской культуры - оперные и балетные исполнители - Ф.И. Шаляпин, А.Вертинский, С.М. Лифарь (30 лет руководивший французским балетом), А. Павлова; композиторы - И.Ф. Стравинский, С.В. Рахманинов, А.Т. Гречанинов, художники - Н.К. Рерих, А.Н. Бенуа, К.А. Коровин, М.З. Шагал; В.В. Кандинский; писатели и поэты - И.А. Бунин, И.С. Шмелев, З.Н. Гиппиус, Д.С. Мережковский, А.И. Куприн, К.Д. Бальмонт, М.И. Цветаева и многие другие. В эмиграции они продолжали традиции дореволюционной культуры, особенно эпохи культурного ренессанса начала века со свойственными ему чертами модернизма в музыке, балете, живописи, философии, что вызывало особый интерес на Западе.

5.4. Общественная мысль за рубежом.

5.4.1. Евразийство. Представителями этого нового течения общественной мысли русских эмигрантов являлись П. Савицкий, Г. Сувчинский, Н. Трубецкой, Г. Флоровский, Г. Вернадский и др. Суть взглядов евразийцев состояла в представлении России самобытной державой, находящейся на стыке двух миров - Востока и Запада. Евразийцы выступили сторонниками идеи корпоративизма - замены всенародного представительства представительством профессиональных групп. В этом смысле они идеализировали большевистские Советы, в которых видели основу проектируемой ими модели русской государственности (нового тоталитарного корпоративного государства). Оставаясь противниками большевизма, евразийцы открыто заявляли о признании происходивших в России назревших социально-экономических преобразований.

5.4.2. Сменовеховство (от названия сборника Смена вех, вышедшего в 1921 г. в Праге),в определенной степени, представляло собой реакцию эмигрантов на советский нэп. Рассуждения об особом предназначении России, а также приверженность исторической идее великодержавности сближали сменовеховцев (Н.В. Устрялов, Ю.В. Ключников, С.С. Лукьянов, А.В. Бобрищев-Пушкин и др.) с идеологами евразийства. Сменовеховцы издавали свои журналы и газеты за границей: в Париже (Смена вех), Софии (Новая Россия), Берлине (Накануне), Харбине (Новости жизни) и в России (журнал Россия, затем Новая Россия (1922-1926 гг.), журнал Экономист).

Отправным пунктом сменовеховской идеологии стало признание силы советской власти, очевидного движения страны к восстановлению рынка, в связи с чем делался вывод о необходимости примиренчества с новой властью, о неизбежности и необходимости совместной работы с большевиками. Считая неприемлемым в условиях России западноевропейский парламентаризм, теоретики этого направления пытались связать с большевистской идеологией и практикой решение задачи возрождение национальной государственности.

ВЫВОДЫ

Итоги преобразований первых лет советской власти в области культуры были далеко неоднозначны.

6.1. С одной стороны, были достигнуты определенные успехи в ликвидации неграмотности, созданы ценности в области духовной и материальной культуры.

6.2. С другой стороны, культура стала частью государственной политики, попав под контроль партийно-правительственного аппарата. Социалистическая культура, в основе которой лежала пролетарская идеология, призвана была служить задачам классовой борьбы пролетариата за социализм.

6.3. В то же время этот период, особенно первая половина 20-х гг. харктеризовался подъемом активности творческой интеллигенции, созданием новых и возрождением старых обществ и объединений.

6.4. Составной частью отечественной культуры являлась культура русского зарубежья, для которого были характерны глубокая духовность, стремление осознать место России в историческом и культурном процессах. В эмиграции людей разных художественных направлений и политических взглядов объединяло стремление сохранить наследиерусской культуры и развить ее.

Вопросы и задания

  1. Раскройте понятие культурная революция.
  2. Как решалась проблема ликвидации неграмотности в национальных районах?
  3. Какую роль сыграли представители советского авангарда в популяризациии идей революции?
  4. В чем, на ваш взгляд, заключались противоречия культурной политики большевиков в послереволюционный период?
  5. Какую роль сыграли представители русского зарубежья в сохранении традиций отечественной культуры?

литература

.

  1. Культура Росии IХ-ХХ вв. Учебное пособие. - М., 1996.
  2. Культурное строительство в РСФСР. Документы и материалы. Т. 1. Ч. 1-2. 1917-1927. - М., 1983-1984.
  3. Лебедянский М. Русская живопись 1920-1930-х годов. Очерки. М., 1999.
  4. Раев М. Россия за рубежом. История культуры русской эмиграции. 1919-1939гг.- М., 1994.

5. Счастье литературы. Государство и писатели. 1925-1938. Документы. - М., 1997.

6.Страницы отечественной художественной культуры: 30-е годы. М., 1995.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...