Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

в общеобразовательной школе




Развитие системы дополнительного образования детей в общеобразовательном учреждении зависит от успешности решения ряда организационных, кадровых, программно-методических, психологических задач.

Организационные условия состоят в том, чтобы развитие системы дополнительного образования детей в школе соответствовало условному третьему и четвертому уровню, т.е. созданию самостоятельной структуры развития дополнительного образования детей. Для этого, прежде всего, необходимо проанализировать социокультурную ситуацию, в которой работает данное учреждение, выяснить интересы и потребности детей и их родителей в дополнительном образовании. Важно также учесть особенности школы, ее профиль, основные задачи, которые она призвана решать, а также сложившиеся традиции, материально-технические и кадровые возможности.

Дополнительное образование детей в школе быстрее сможет приобрести статус самостоятельного подразделения, если его структурирование начнется с выделения некоего системообразующего элемента. Это может быть любое творческое объединение, проводящее многоплановую и разнопрофильную работу, деятельность которого носит комплексный характер. Вокруг такого разновозрастного коллектива достаточно легко простроить работу других творческих объединений, которые, сохраняя специфику, учитывали бы общую направленность и стратегическую линию развития дополнительного образования детей в конкретном общеобразовательном учреждении. Когда в школе создается самостоятельная структура для развития системы дополнительного образования детей, появляется прекрасная возможность взаимопроникновения, интеграции основного и дополнительного образования детей.

Среди других организационных задач следует назвать сотрудничество на основе договора или соглашения школы с различными учреждениями дополнительного образования детей, что также способствует сближению основного и дополнительного образования детей. Благодаря творческим и деловым контактам школы с учреждениями дополнительного образования детей, можно улучшить содержание и уровень подготовки различных массовых мероприятий: праздников, соревнований, концертов, выставок и др. Это также прекрасная возможность получения оперативной информации о возможности включения школьников в художественную, спортивную, туристско-краеведческую и другую деятельность. Такое сотрудничество позволяет координировать планы работы, учитывать возможности школы и учреждений дополнительного образования детей в интересах личности обучающихся.

Кадровые условия - это, прежде всего, возможность профессионального роста педагогов дополнительного образования: проведение семинаров, курсов, современных дискуссий по наиболее значимым проблемам, взаимное посещение занятий, проведение открытых мероприятий, их анализ. Не менее важно организовать творческое сотрудничество с учителями-предметниками, классными руководителями, воспитателями групп продленного дня: совместное обсуждение волнующих всех проблем (воспитательных, дидактических, социальных, общекультурных) дает возможность не только создать методобъединения, педагогические мастерские, но и единый педагогический коллектив, что способствует профессиональному обогащению.

Психологические условия направлены на создание комфортной обстановки в школе и, в частности, в ее блоке дополнительного образования детей, способствующей творческому и профессиональному росту педагогов. Решение этой задачи относится к компетенции администрации общеобразовательного учреждения, которая должна показать свое понимание важности развития системы дополнительного образования детей как части общего образования, учитывать интересы тех, кто включен в эту систему, наравне с интересами других учителей.

Программно-методические условия развития дополнительного образования предполагают составление концептуального программно-методического обеспечения деятельности, как всего блока дополнительного образования детей, так и деятельности каждого творческого объединения. Их цели и задачи должны отражать общую стратегию развития, основные принципы педагогической деятельности, главные содержательные линии работы. Это весьма серьезная задача, решение которой может быть рассчитано на несколько лет и проводиться под руководством наиболее квалифицированных педагогов школы или других специалистов: методистов из учреждений дополнительного образования детей, преподавателей ИПК, научных сотрудников.

Развитие системы дополнительного образования детей в образовательных учреждениях становится по-настоящему эффективным, если дополнительные образовательные программы соответствуют интересам и потребностям школьников, учитывают реальные возможности их удовлетворения в конкретном учреждении, помогают ребенку сформировать собственную ценностную и действенную позицию, стимулируют его самообразование и саморазвитие.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Какие задачи и функции выполняет дополнительное образование в общеобразовательном учреждении?

2. В чем заключается взаимодействие педагогов в развитии дополнительного образования в общеобразовательной школе?

3. От каких условий зависит успешность развития системы дополнительного образования и общеобразовательном учреждении?

4. На примере конкретной общеобразовательной школы опишите уровень развития дополнительного образования. Какие возможны направления работы по улучшению ситуации в данном учреждении?

Список литературы:

1. Березина В.А. Возможности дополнительного образования для эффективного личностного самоопределения // Народное образование. – 1998. - N 6.

2. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Дополнительное образование детей в современной школе. - М.: «Сентябрь», 2004.

3. Горский В.А., Журкина А.Я. Педагогические основы развития системы дополнительного образования детей // Дополнительное образование. – 1999. -.№ 1.

4. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. - М.: Владос, 2002.

5. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Министерства образования РФ от 11 июля 2002 г. № 30-51-433/16) (Извлечение).

6. Организация дополнительного образования детей в школе. – Архангельск, 2004.

 


[1] Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Министерства образования РФ от 11 июля 2002 г. № 30-51-433/16) (Извлечение)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...