Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Потенциал Российского рынка ювелирных украшений

 

В целом ювелирная отрасль России развивается темпами, превышающими ВВП. В 2006 году объем розницы вырос на 25-30% и достиг, по оценкам экспертов Гильдии ювелиров России, $3, 6 млрд, причем половина – около $1,8 млрд. пришлось на ювелирные изделия с бриллиантами. В 2007 году рост ожидается на уровне 20%, точные цифры будут зависеть от состояния экономики, доходов населения, настроений в обществе и мировой цены на золото.

 

Годовой оборот российского банковского золотого рынка оценивается примерно в 6 миллиардов долларов.

 

По оценке Гильдии ювелиров России, объем рынка ювелирной розницы составляет $3,6 млрд. в год.

Эксперты отмечают высокий спрос на ювелирные украшения, но предупреждают, что из-за плотности рынка рентабельность бизнеса падает на 5-7% ежегодно (может быть даже больше). Емкость покупательского рынка не растет пропорционально увеличению количества магазинов.

Производством ювелирных изделий в 2005 г. занимаются 928 организаций и 2270 индивидуальных предпринимателей. Импортом ювелирных изделий занимаются более 200 организаций и 57 индивидуальных предпринимателей. Оптовой торговлей занимаются 5334 организации и индивидуальных предпринимателя. Розничной торговлей занимаются 7100 организаций и индивидуальных предпринимателей.

 

Пробирной палатой опробовано и заклеймено 37 160 тыс. изделий из золота, в том числе 1470 тыс импортных (3,95%), а также 24 943 тыс изделий из серебра, включая 6336 импортных (25,4%).

 

Общее количество опробованных и заклейменных изделий из золота увеличилось по сравнению с 2005 годом на 15%, из них отечественного производства на 13,36%, импортных на 77,5%. (Следует учесть абсолютные размеры увеличения: количество отечественных изделий из золота увеличилось на 4208 тыс. штук, импортных на 642 тыс. штук).

 

Эти цифры не учитывают «скрытый импорт»: изделия, изготовленные за рубежом по давальческим схемам. Федеральная таможенная служба отказывается давать цифры объемов такого ввоза, ссылаясь на Указ Президента, относящий экспорт-импорт немонетарного золота в разряд гостайны.

По серебряным изделиям общее увеличение в 2006 году составило 7,7% (1777 тыс.штук), в том числе отечественного производства на 4,8% (857 тыс. штук), импортных на 17% (920 тыс. штук).

 

Объемы опробирования и клеймения платиновой и палладиевой продукции (т.е. их производства в России), как и прежде невелики: 22,6 тыс. изделий из платины (на 1,6% меньше, чем в прошлом году), 6,5 тыс. из палладия против 6 тысяч в прошлом году.

Объем экспорта юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями ювелирных украшений из золота увеличился по сравнению с 2005 годом, на 42%, изделий из серебра на 21,7%.

 

Анализ роста ассортимента продукции

 

В период с 1999 по 2001 год в России было произведено: 30,13 млн. шт. изделий из золота, 22,55 млн. шт. изделий из серебра, 50000 изделий из платины и 818 шт. из палладия. Производство золотых изделий в период с 1999 по 2001год увеличилось с 7,2 млн. шт. до 13,1 млн. шт., выпуск серебренных увеличился с 5,7млн. шт. (1999) до 9,3 млн. шт.(2001 год). Таким образом, предложение увеличилось практически в два раза.

 

По оценкам Гильдии Ювелиров России, в 2005 г. доля ювелирных изделий в общем розничном товарообороте сократилась. Это сокращение сказалось и на динамике роста объемов розничной реализации ювелирных изделий: темпы роста снизились в 2-3 раза.

 

На рынке присутствует и достаточно большая масса контрабандных или нелегально изготовленных ювелирных изделий, которая по информации Гильдии Ювелиров России, составляет от 30 до 50% от общего розничного ювелирного товарооборота, который оценивается в $2,5-3 млрд в год.

 

Изделия из золота

 

Производство ювелирных изделий из золота в период с 1999 по 2002 год непрерывно возрастало. Объем производства изделий из золота вырос в 2002 году по сравнению с предыдущим годом на 34%, в 2003 году по сравнению с 2002 годом на 25%. Производство изделий с бриллиантами в 2003 году выросло на 44%. Пробирными инспекциями в 2003 году было заклеймено почти 22 млн. штук изделий, общей массой 54,77.

 

В 2005 году усилилась конкуренция на ювелирном рынке, усугубляемая дополнительно ростом стоимости золота за год в 1,5 раза, а за прошедшие три года, золото подорожало в 2, 5 раза.

 

По словам руководителя Пробирной палаты России В.И. Моспана, в 2005 г. были опробованы и получили государственное клеймо 32,3млн шт. золотых изделий общей массой 88 т. Эти показатели превысили уровень 2004 г на 20%. Показатели 1999 г. превышены более чем в 4 раза. За 9 месяцев текущего года рост опробованных и заклейменных золотых изделий российского производства вырос на 12,3% и составил 26 млн 100 тыс изделий.

 

Рис.1. Объем выпуска российских ювелирных изделий из золота, млн.шт.

 

 

На сегодняшний день, хорошо заметна устойчивая тенденция к росту ювелирного импорта. В 2005 году, по сравнению с 2004г., поступление золотых изделий иностранного производства увеличилось в 2 раза (с 401, 03 тыс. шт. в 2004 году до 829,9 тыс. шт. в 2005 году).

 

Рис.2. Динамика импорта ювелирных изделий из золота, %

 

 

Изделия из серебра.

 

Объем производства изделий из серебра вырос в 2002 году на 24% по сравнению с предыдущим годом. В 2003 году по сравнению с 2002 годом вырос на 29,6%. Пробирными инспекциями в 2003 году было заклеймено 13,6 млн. штук изделий, общей массой 69,8 тонн. Доля крупных производителей составила 84,7%.

 

Рис.3. Объем выпуска российских ювелирных изделий из серебра, млн.шт.

 

 

Увеличение предложения серебряных изделий обусловлено резким увеличением объемов импорта, при практически стабильном уровне поступлений от Российских производителей. Доля иностранных изделий на рынке с 1999 по 2002 год выросла с 25% до 35%. В 2004 году количество импортируемых серебряных изделий возросло до 4,3 млн шт., а в 2005 году – до 5,4 млн.шт.

 

По данным Пробирной палаты, в 2005 г. были опробованы и получили государственное клеймо 23, 2 млн шт. серебряных изделий общей массой 150 т., что превышает показатели 2004 года на 8%.

 

Рис.4. Динамика импорта ювелирных изделий из серебра, %

 

 

Изделия из платины.

 

Мода на ювелирные изделия, изготовленные из платины и палладия в России только начинает развиваться. Всего в 2002 году было изготовлено изделий из платины и палладия порядка 20 тыс. штук. При общем производстве ювелирных изделий в России за 2002 год около 30 млн. штук изделия из платины и палладия не могут повлиять на основные тенденции рынка. По состоянию на 2002 год в России имеется два крупных производителя изделий из платины и палладия: Красноярский завод цветных металлов, Екатеринбургский завод цветных металлов. Большинство предприятий России не могут выпускать изделия из платиноидов, так как производства ориентированные на выпуск изделий из золота и серебра не имеют необходимого плавильного и литейного оборудования. Кроме того, в России не разработаны способы пайки таких изделий, а припоев, для платины и палладия, обеспечивающих соблюдение положения о пробировании и клеймении не существует. Важным фактором, сдерживающим развитие производства, являются высокие цены на металл и как следствие на ювелирные изделия из платины и палладия.

 

Всеми ювелирными предприятиями России в 2002 году выпущено, в среднем по 0,2 – 0,3 изделий на 1 человека, в то же время по странам Европы в среднем покупается каждым человеком 2 ювелирных изделия в год. Поэтому производство и сбыт ювелирных изделий в России далек до уровня насыщения Европейского рынка.

 

Классификация предприятий по объемам производства.

 

Ювелирное дело в России традиционно и имеет богатую историю. Исторически крупные центры производства ювелирных изделий сложились в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Москве и в Костроме, где расположено около 80% ювелирных предприятий, а умение владения ремеслом передается из поколения в поколение. Первоначальное профессиональное обучение ювелиры получают в профессиональных колледжах в Москве, Костроме и Санкт-Петербурге. Элитный слой ювелиров-дизайнеров в большинстве своем являются выпускниками Санкт-Петербургского высшего художественного училища им. Мухина, Университета дизайна в Санкт-Петербурге, готовящих специалистов с высшим образованием.

 

Ежегодный прирост промышленного производства в 1999-2002г.г. составлял 25%. В 2003 году темпы роста достигли 30% отметки. В этот период в России было произведено: 39,13 млн. шт. изделий из золота, 29,25 млн. шт. изделий из серебра, 65000 изделий из платины и 1380 шт. из палладия. Средняя масса выпускаемых изделий по годам снижается, что отражает общую мировую тенденцию. В 2003 году Россия использовала 96 тонн золота на ювелирное производство, что на 15т. больше, чем потреблял на эти цели весь Советский Союз.

 

Высокие темпы развития Российского ювелирного рынка обусловлены, прежде всего, общим подъемом экономики. В стране установился управляемый режим инфляции, стабильные темпы подъема экономики. Правительство устойчиво удерживает курс на либерализацию ювелирного рынка, отказавшись от искусственного государственного регулирования, предоставив рынку право развиваться по экономическим законам. В 2001 году снижен акцизный налог с 15% до 5%. С 2002 года отменено лицензирование. Принят курс на акционирование ранее принадлежащих государству предприятий монополистов. Контроль со стороны государства осуществляется только в учете предприятий работающих с драгоценными металлами и камнями и обязательном апробировании всех изделий из драгметаллов подлежащих продаже. ГТК России устанавливает таможенные нормы ввоза и вывоза ювелирной продукции.

 

О 2004 годе можно говорить как о начале стабилизации, рост производства ограничился 27%. Общий объем официальных продаж украшений на Российском рынке по оценкам экспертов превышает 1.5 млрд. долларов.

 

Динамику развития отрасли в 2004 году характеризует более чем 100% увеличение объемов производства почти на четверти российских предприятиях. В России наступила эра интенсивного инвестирования в ювелирное производство частного капитала, в т.ч. и зарубежного. Ряд Российских предприятий оказывают превалирующее влияние, как на внутренний рынок, так и на ситуацию в СНГ. Крупнейшими в отрасли остаются старейшие Российские предприятия - Русские Самоцветы (Санкт-Петербург), Красносельский, Костромской и Красноярский ювелирные заводы, Красная Пресня.

 

Усиление внутренней конкуренции в 2002 – 2004 годах привело к структуризации отрасли. Вновь образованные предприятия старались занять определенную нишу рынка и развивать свое индивидуальное направление. Вновь образованные фирмы, активно развиваясь последние 5 лет в значительной степени заполнили существующие бреши. Надо предполагать, что рост ювелирного производства в последующие два года стабилизируется. Ювелирные предприятия второй волны, образованные после распада ювелирной системы СССР, в целом завершили разделения областей влияния на рынке. На общем фоне выделились явные лидеры по объемам производства и темпам развития, стабильно удерживающие свои позиции.

 

Производством ювелирных изделий в 2005 г. занимаются 928 организаций и 2270 индивидуальных предпринимателей. Импортом ювелирных изделий занимаются более 200 организаций и 57 индивидуальных предпринимателя. Розничной торговлей занимаются 7100 организаций и индивидуальных предпринимателей.

 

Традиционными лидерами, по выпуску, ювелирной продукции, на рынке принято считать ОАО «Русские Самоцветы», Красносельский ЮВЕЛИРПРОМ, КоЮЗ, Красцветмет, др. традиционных производителей со старым брендом из прошлого. Однако некоторые из предприятий второй волны не только приблизились к их объемам, но и догнали по ряду позиций. А динамика их развития свидетельствует о приближении их лидерства. Такие компании как ЭРМИ и Ювелирный Дом (Екатеринбург), Шарм и Траст Капитал (Москва), Грингор, Петрозолото и Каст (Санкт-Петербург), Джунаид и Платина, Мастер Бриллиант (Кострома) сегодня узнаваемы и восприняты покупателем.

 

Наряду с традиционными Российскими заводами сумевшими перестроить свою работу в соответствии с новыми рыночными условиями, вместе с бесспорными лидерами обладающими современным менеджментом и технологиями (Алмаз-Холдинг, Эдем), молодые предприятия новой волны в будущем будут являться определяющими на ювелирном рынке РФ.

 

Бурное развитие Российского рынка привело к проявлению широкого интереса со стороны иностранных компаний. Выросла с 25% до 35% на рынке РФ доля иностранных изделий, а по серебру в первой половине 2004 года импорт и вовсе превысил внутреннее производство. Например, только «ВИП 2000» (СПб) ввез в 2004 г. около 7 тонн серебряных изделий, почти столько же, сколько производит Российский серебряный лидер Красносельский ЮВЕЛИРПРОМ.

 

Необходимо отметить, что изделия, легально привезенные из азиатского региона, даже после прохождения всех таможенных процедур и уплаты сборов и налогов остаются по ценовой категории более конкурентно способными по отношению к отечественным. В сложившейся ситуации некоторые предприятия постепенно переходят на новые схемы работы с иностранными партнерами. Приоритетным направление развития рынка стала работа на давальческом металле и по толингу. Так в страны Азиатского региона, в режиме таможенной переработки, вывозится сырье для изготовления ювелирных изделий (металлы и камни) и там непосредственно производят изделия, которые потом ввозят обратно в Россию.

Такой способ сотрудничества позволяет значительно сократить производственные издержки, тем самым, уменьшив цены готовых изделий. В сравнении с отечественным рынком труда оплата рабочей силы, например в Турции, значительно ниже. Кроме того, производитель фактически получает изделия более высокого уровня дизайна и качества тем самым, повышая уровни реализации и поставляя на ювелирный рынок обновленные модели, имеющие ряд неоспоримых преимуществ перед продукцией отечественных конкурентов.

 

Анализ торговых оборотов

 

Важнейшим преимуществом в конкурентной борьбе за покупателя наряду с неоспоримым качеством конечной продукции для иностранных компаний становится становление бренда производителя на Российском рынке. Отечественные компании порой не имеют четкой стратегии маркетинговой политики и как правило проигрывают в этой борьбе. Особенно наглядны эти преимущества в организации ювелирной торговли.

 

В России насчитывается свыше 22000 предприятий занимающихся торговлей ювелирными изделиями. Исторически сложились четыре центра развития ювелирной торговли, приуроченные к крупным производствам: Кострома, Красное село и их окружение; Санкт – Петербург; Екатеринбург и Челябинск; Москва и Подмосковье. В последние годы наблюдается развитие торговых систем в Ростове, Орле и Саратове, в Якутии и на Дальнем Востоке.

 

Регионы России Предприятия ювелирной торговли, шт.
  Северо – Западный  
  Дальневосточный  
  Приволжский  
  Сибирский  
  Уральский  
  Центральный  
  Южный  
  Всего 22 000

 

Российский рынок ювелирных изделий сегодня оценивается в 1,5-2 млрд. долларов в год.

По итогам 2001 года увеличение доходов населения составило примерно 9-10 %, что, по данным Клуба «Российской ювелирной торговли», соответствует 15-20 % потенциального роста объемов реализации ювелирных изделий.

 

Объем розничных продаж ювелирных изделий в России по официальным данным составил 1,5 млрд. долларов. За 2004 года прирост розничной реализации составил 19,5%.

 

39,2% объема продаж дает Центральный федеральный округ, в том числе 28,6% Москва и Московская область.

По оценкам экспертов потенциальная емкость российского рынка ювелирных изделий составляет на сегодня около 2 млрд. долларов. Отечественные производители драгоценностей могут потреблять около 50 тонн золота на сумму около 500 млн. долларов и потреблять более 100 тыс. карат бриллиантов.

Особое значение для развития российской ювелирной промышленности имеет зарубежный рынок, представляющий значительный интерес для ювелирной торговли России.

 

На российском ювелирном рынке не сложилось четкого разделения торговых фирм на оптовые и розничные. Лишь не более 5% можно полностью отнести к оптовикам. Основная часть ювелирной торговли России работает по оптово – розничной схеме. Магазин осуществляет оптовые закупки или получает товар на реализацию у завода изготовителя и продает изделия потребителю в розницу.

 

В связи с особенностями законодательства и банковской системы Российской ювелирной торговле характерна некоторая закостенелость в развитии сервиса для покупателя. Даже крупные торговые сети, такие как «Центр Ювелир» (Москва) «Ювелирная торговля Северо-запада» на сегодняшний день не в состоянии перешагнуть отголоски старой системы и начать гибко реагировать на изменения рынка. По сути, на рынке есть только несколько молодых торговых сетей имеющих четкую стратегию развития, современные подходы к оформлению торговых залов и рекламной политике сети. Недаром иностранные ювелирные компании, открывающие свои торговые представительства на рынке, придерживаются стратегии развития собственных торговых сетей не полагаясь на уже существующие. Отечественный производитель также проигрывает в способе представления своей продукции. В этой области отставание особенно четко проявляется в отсутствии фирменной упаковки изделий, обученного торгового персонала.

 

Крупные изготовители ювелирных изделий постепенно налаживают собственные торговые системы. Среди них особенно выделяется Алмаз Холдинг. Алмаз Холдинг располагает сетью из более чем 150 магазинов, расположенных во всех регионах России. Полный цикл "изготовление - торговля - изготовление" обеспечивает возможность для компании удерживать конкурентно-способные цены, в то время как информация, получаемая от магазинов позволяет улавливать тенденции спроса и как следствие вносить изменения в ассортимент продукции.

 

В крупных городах России, таких как Москва и Санкт-Петербург налаживается сеть демонстрационных залов, представляющих ювелирные изделия высшего класса. Элитных, дорогих магазинов явно не достаточно и среди них наиболее известны: Tiffani, Chopard, Bulgari, Cartier, Korloff, "Алмазный Двор". В последующие годы надо ожидать расширения сети элитных магазинов, инвестиции в которые все больше и больше приходят из-за рубежа или из сфер не связанных с ювелирной отраслью.

Последнее 10-летие на Российском рынке идет складывание рыночного механизма маркетинга и предложения ювелирного товара покупателям.

 

Добыча драгоценных металлов и перспективы обеспеченности отрасли.

 

Добыча металла в России в период с 1999 по 2002 год росла на 18 – 20% в год и в 2002 году составила около 130 тонн. В том же 2002 году вся ювелирная промышленность России произвела около 13 млн. изделий из золота. Расчет показывает, что на выпуск 13 млн. изделий в производственном цикле должно проходить в год порядка 119 т. золота, что составляет около 40% от годовой добычи золота в России. Таким образом, в настоящий момент, ювелирная промышленность России способна потреблять почти половину добываемого в стране металла.

 

При уровне добычи серебра в России на 2002 год порядка 450 т., потребности ювелирного производства России составляют порядка 40 тонн (по состоянию на 2002 год). Таким образом, добываемого металла вполне хватает на дальнейшее увеличение выпуска отечественных ювелирных изделий из серебра. Однако российские производители все больше уступают рынок иностранным компаниям, что обусловлено лучшим соотношением цена – качество у последних, к тому же производство изделий из серебра значительно более выгодно в Азиатских странах (Китай, Индия и т.д.). Кроме того, отечественные производители пока только развивают производство оборудования для ювелирной промышленности, в то время как предложение приборов иностранного производства очень широко. Тормозящим фактором в развитии ювелирной отрасли является отсутствие дизайнерских школ и новых веяний в дизайне ювелирных украшений.

 

На Российском рынке бриллиантов крупнейшей компанией является АЛРОСА. Ради стабилизации рынка компания будет приобретать акции крупных предприятий занятых в ограночном производстве.

 

С учетом анализа и с учетом продолжающегося роста стоимости драгоценных металлов можно сделать прогноз: в 2005 году наступит стабилизация отрасли на уровне, достигнутом в 2004 году. Для дальнейшего наращивания темпов развития предприятиям на сегодняшний день не хватает оборотных средств, а потребители не имеют достаточного уровня доходов, чтобы обеспечить высокие уровни продаж товара.

 

Отсутствие гибкой законодательной базы, обеспечивающей поддержку ювелирного производства, на сегодняшний день делает невозможной для ювелирной отрасли выдержать жесткой конкуренции с иностранными производителями при вступлении России в ВТО. Существующая же законодательная база скорее противодействует взаимовыгодному сотрудничеству отечественных производителей ювелирной продукции с иностранными коллегами, создавая между ними не преодолимую стену из налогов и таможенных сборов. В случае вступления России в ВТО образуется большой легальный приток дешевых ювелирных изделий иностранного производства (особенно в Азиатском регионе), который способен оказать сильнейшее воздействие на отечественную ювелирную промышленность, вплоть до полного ее разрушения.

 

В тоже время, если Россия не вступит в ВТО, то отечественные производители после насыщения рынка Европейской части будут вынуждены осваивать рынки других регионов России, что может привести к образованию новых центров ювелирной промышленности.

 

Россия и ее место на алмазно-бриллиантовом рынке.

 

По разведанным запасам алмазов Россия занимает 1 место в мире по добыче алмазов, в стоимостном выражении – на 2-м, после Бостванны. Основу сбыта алмазной продукции сегодня занимает экспорт. Российский рынок поглощал лишь 5% из 2млрд. долларов получаемых от торговли алмазами.

В стране принимаются меры к расширению объемов добычи сырых алмазов и недопущению снижения национальных интересов в этой отрасли. В частности удалось вытеснить De Beers (27%) с Архангельского месторождения (единственное место в мире, где более половины алмазов ювелирного качества). В 2002 году получены первые инвестиции ($300млн) на разработку этого месторождения. Ведутся интенсивные работы по доразведке новых месторождений.

 

Ведущая в стране компания добывающая алмазы АК «АЛРОСА» распространяет свое влияние на добычу алмазов в Африканских странах. Подписано соглашение с правительством Анголы на совместную разработку месторождения «Катока».

 

Российская гранильная промышленность на 5 месте среди 20 стан мира занимающихся огранкой. Ежегодный объем производства бриллиантов в России примерно равен 800млн. долларов (на 2000г.) Из них около 90млн. - бриллианты крупнейшего предприятия Смоленского «Кристалла».

 

Всего в России находится до 100 ограночных производств. Ассоциация производителей бриллиантов объединяет более 30 предприятий.

 

Низкий эффект реализации возможностей на алмазно-бриллиантовом рынке не удовлетворяет государственным интересам. Последние шаги Правительства - яркое подтверждение серьезных намерений России изменить положение дел.

 

Развитие ограночной промышленности не являлось для российских ювелиров новым видом деятельности. В стране более 40 лет успешно работает один из крупнейший в Европе ограночный заводов - «Кристалл», в Якутии крупный производитель бриллиантов -завод «Туймаада Даймонд». Собственные запасы алмазного сырья и сравнительно дешевая рабочая сила привели в Россию ведущих даймондтрейдеров инвестировавших в развитие гранильных предприятий, открытие своих собственных заводов.

 

Прогнозируемый рост реализации бриллиантов на ближайшие 5 лет. с $2047млн. до $9 млрд. При этом - Смоленский Кристалл планирует увеличение объема производства на 12-15%/. Создаются новые предприятия в Якутии, что является приоритетным направлением в развитии республики и приведет к увеличению объема производства бриллиантов в 5 раз.. (Уже в 1-м полугодии 2001 года «Туймаада Даймонд» увеличила объем производства бриллиантов на 40%. В целях создания материально-технической базы для производства бриллиантов даже индивидуалами, Правительством Якутии выделено 10-15 млн. рублей для оснащения рабочих мест…)

 

Дальнейшее развитие Российского ювелирного рынка, без сомнения, все больше и больше будет зависеть от умения российских предпринимателей привлечь внешние инвестиции, в т.ч. с иностранной стороны. При этом ненужно быть провидцем, чтобы понимать важность партнерства с российскими предприятиями способными в значительной степени оптимизировать потери при вхождении в незнакомый рынок за счет уже имеющегося менеджмента и понимания экономических и национальных особенностей.

 

Стратегией экономики России все более становится отказ от продажи сырьевых запасов и стимулирование роста промышленного производства, что создает выгодные инвестиционные условия для бизнеса в России, благоприятное поле для взаимовыгодного сотрудничества и партнерства

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...