Процесс построения бюджетов в долгосрочной и краткосрочной перспективе называется бюджетированием.
Планирование представляет собой процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определения путей наиболее эффективного их достижения. Эффективное управление финансами организации возможно только при планировании всех финансовых потоков, процессов и отношений. Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и плановых показателей по обеспечению развития организации необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности ее финансовой деятельности в будущем периоде. Основными задачами финансового планирования деятельности организации являются: 1) обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности; 2) определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени его рационального использования; 3) выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств; 4) установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами; 5) соблюдение интересов акционеров и других инвесторов; 6) контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью.
Этапы финансового планирования: 1. Анализ финансовой ситуации На данном этапе анализируются финансовые показатели деятельности организации за предыдущий период на основе важнейших финансовых документов – бухгалтерского баланса, отчетов о финансовых результатах и т. д. Основное внимание уделяется таким показателям, как объем реализации, затраты и размер полученной прибыли. Проведенный анализ дает возможность оценить финансовые результаты деятельности организации и определить проблемы, стоящие перед ней.
2. Разработка общей финансовой стратегии организации На данном этапе осуществляется разработка приоритетных направлений стратегии и политики финансовой деятельности организации. Составляются основные прогнозные документы, которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру бизнес-плана в случае его разработки. 3. Составление текущих финансовых планов На данном этапе составляется текущий финансовый план, в котором уточняются и конкретизируются основные показатели прогнозных финансовых документов. Происходит состыковка показателей финансовых планов с производственными, коммерческими, инвестиционными и другими планами и программами, разрабатываемыми фирмами. 4. Разработка оперативных финансовых планов На данном этапе разрабатываются оперативные финансовые планы, на основе которых строится оперативное финансовое планирование. 5. Анализ и контроль выполнения финансовых планов В завершение процесса финансового планирования анализируется и контролируется выполнение финансовых планов. Данный этап заключается в определении фактических конечных финансовых результатов деятельности организации, сопоставлении их с запланированными показателями, выявлении причин отклонений, разработке мер по устранению негативных явлений. 7.2. Виды и методы финансового планирования Финансовое планирование можно классифицировать на: 1) стратегическое (перспективное); 2) текущее; 3) оперативное. Для каждого из перечисленных видов планирования разрабатываются определенные формы финансовых планов и существуют четкие сроки их реализации. Стратегическое планирование осуществляется в форме прогнозов отчета о финансовых результатах, отчета о движении денежных средств и бухгалтерского баланса. Сроки реализации – 3-5 лет.
Текущее планирование осуществляется сроком на один год и выступает в форме планов доходов и расходов по операционной деятельности, доходов и расходов по инвестиционной деятельности, а также в форме балансового плана. Формами оперативного планирования выступают платежный календарь и кассовый план. Осуществляется оперативное планирование сроком на декаду, месяц, квартал.
7.3. Бюджетирование как инструмент финансового планирования В экономической литературе проводится достаточно четкое разграничение между понятиями «план» и «бюджет». Первый термин понимается в более широком смысле и включает в себя весь определенным образом упорядоченный спектр действий, направленных на достижение некоторых целей. Причем эти действия могут описываться не только с помощью формализованных количественных оценок, но и путем перечисления ряда неформализуемых процедур. Бюджет – более узкое понятие, подразумевающее количественное представление плана действий в стоимостном выражении. Процесс построения бюджетов в долгосрочной и краткосрочной перспективе называется бюджетированием. Бюджетирование начинается с операционных бюджетов, в первую очередь – бюджета продаж. Исходя из бюджета продаж и сложившейся практики поддержания запасов готовой продукции, разрабатывается бюджет производства. Для обеспечения процесса производства сырьем и материалами разрабатывается бюджет прямых материальных затрат. Составляется бюджет прямых затрат на оплату труда с учетом индексации в соответствии с темпами инфляции. На основе операционных бюджетов разрабатываются финансовые бюджеты. Бюджет доходов и расходов составляется нарастающим итогом, как правило, в форме отчета о прибылях и убытках, с выделением постоянных и переменных расходов. Этот бюджет позволяет управлять важнейшим финансовым результатом деятельности – прибылью. Одновременно разрабатывают бюджет движения денежных средств. Он позволяет наладить контроль за платежеспособностью и обеспечивает текущую устойчивость компании, а кроме того, наиболее локален и требует минимума внешней информации. Заключительная бюджетная форма имеет вид баланса и позволяет увязать все показатели деятельности предприятия на предстоящий год.
Преимущества бюджетирования: 1. Помесячное планирование бюджетов структурных подразделений дает более реальное представление об объемах и структуре доходов и расходов; 2. Структурным подразделениям предприятия предоставляется большая самостоятельность в расходовании средств на оплату труда в рамках утвержденных месячных бюджетов; 3. Минимизация числа планируемых показателей позволяет снизить затраты рабочего времени персонала экономических служб предприятия; 4. Достигается экономия денежных ресурсов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|