Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Житие святого отца нашего Василия Великого, ч. - 1

 

Автор 1:

Великий угодник Божий и Богомудрый учитель Церкви Василий родился от благородных и благочестивых родителей около 330 года, в царствование императора Константина Великого, в городе Кесарии Каппадокийской, что в современной Сирии. Отца его звали также Василием, а мать - Еммелией. Первые семена благочестия были посеяны в его душе благочестивой его бабкой, Макриною, которая в юности своей удостоилась слышать наставления из уст святого Григория Чудотворца4 - и матерью, благочестивой Еммелией. Отец же Василия наставлял его не только в христианской вере, но учил и светским наукам, которые ему были хорошо известны, так как он сам преподавал философию и риторику (сэмпл:риторика-это ораторское искусство,т. е.умение говорить красиво и убедительно). Когда Василию было около 14-ти лет, отец его скончался, и осиротевший Василий два или три года провел с своею бабкою Макриною, невдалеке от Неокесарии, близ реки Ириса, в загородном доме, которым владела его бабка и который впоследствии был обращен в монастырь. Отсюда Василий часто ходил и в Кесарию, чтобы навещать свою мать, которая с прочими своими детьми жила в этом городе, в котором родилась.

 

 

Автор 2:

По смерти Макрины, Василий на 17-м году жизни снова поселился в Кесарии, чтобы заниматься в тамошних школах разными науками. Благодаря особой остроте ума, Василий скоро сравнялся в познаниях со своими учителями и, ища новых знаний, отправился в Константинополь, где в то время славился своим красноречием молодой софист Ливаний. {сэмпл:софисты – это…} Но и здесь Василий пробыл недолго и ушел в Афины - город, бывший матерью всей эллинской, то есть греческой, премудрости. В Афинах он стал слушать уроки одного славного языческого учителя, по имени Еввул, посещая вместе с тем школы двоих других славных афинских учителей, Иберия и Проэресия. Василию в это время пошел уже двадцать шестой год и он обнаруживал особое усердие в занятиях науками, но в то же время заслуживал и всеобщее одобрение чистотою своей жизни. Ему известны были только две дороги в Афинах - одна, ведшая в церковь, а другая, - в школу. В Афинах Василий подружился с другим славным святителем - Григорием Богословом, также обучавшимся в то время в афинских школах. Василий и Григорий, будучи похожи друг на друга по своему благонравию, кротости и целомудрию, так любили друг друга, как будто у них была одна душа, - и эту взаимную любовь они сохранили впоследствии навсегда. Василий настолько увлечен был науками, что часто даже забывал, сидя за книгами, о необходимости принимать пищу. Он изучил грамматику, риторику, астрономию, философию, физику, медицину и естественные науки. Но все эти светские, земные науки не могли насытить его ум искавший высшего, небесного озарения и, пробыв в Афинах около пяти лет Василий почувствовал, что мирская наука не может дать ему твердой опоры в деле христианского совершенствования. Поэтому он решился отправиться в те страны, где жили христианские подвижники, и где бы он мог вполне ознакомиться с истинно-христианскою наукою.

 

 

Автор 1:

Итак в то время, как Григорий Богослов оставался в Афинах, уже сам сделавшись учителем риторики, Василий пошел в Египет, где процветала иноческая жизнь. Здесь у некоего архимандрита Порфирия он нашел большое собрание богословских творений, в изучении которых провел целый год упражняясь в то же время в постнических подвигах. В Египте Василий наблюдал за жизнью знаменитых, современных ему, подвижников - Пахомия, жившего в Фиваиде, Макария старшего и Макария Александрийского, Пафнутия, Павла и других. Из Египта Василий отправился в Палестину, Сирию и Месопотамию, чтобы обозреть святые места и ознакомиться с жизнью тамошних подвижников. Но на пути в Палестину, он зашёл в Афины, стремясь встретится со своим прежним наставником Еввулом.

 

 

Автор 2:

Желая обратить своего учителя в истинную веру и этим заплатить ему за то добро, которое он сам получил от него, Василий стал искать его по всему городу. Он долго не находил его, но, наконец, увидел за городскими стенами. В это время Еввул беседовал с другими философами о каком-то важном предмете. Прислушавшись к спору, Василий вступил в розговор и тут же решил сложный вопрос. Затем он сам задал новый вопрос своему учителю. Когда слушатели недоумевали, кто бы это мог так отвечать и возражать знаменитому Еввулу, последний сказал:

 

Еввул:

- Это - или какой-либо бог, или же Василий!

 

 

Автор 2:

Узнав Василия, Еввул отпустил своих друзей и учеников, а сам привел Василия к себе. Целых три дня они провели в беседе, почти не вкушая пищи.}Между прочим Еввул спросил Василия о том, в чем по его мнению, состоит особое достоинство философии (сэмпл: философия — это...).

 

Свт. Василий:

- Особое достоинство философии, - отвечал Василий, - заключается в том, что она дает человеку памятование о смерти.

 

 

Автор 2:

При этом он указывал Еввулу на непрочность мира и всех его удовольствий, которые сначала кажутся действительно сладкими, но затем становятся очень горькими для того, кто слишком сильно успел к ним привязаться.

 

Свт. Василий:

- Есть на ряду с этими удовольствиями, - говорил Василий, утешения другого рода, небесного происхождения. Нельзя в одно и тоже время пользоваться теми и другими - "Никто не может служить двум господам" (Мф.6:24). Но мы, все-таки, насколько возможно людям, стремимся к истинному познанию. А тому, кто, даже по собственной вине, согрешил, помогаем исправится, жалея его, как жалеем на улице нищего.

 

Автор 2:

Вслед за этим Василий стал говорить Еввулу о силе покаяния, описывая однажды виденные им изображения добродетели и порока, которые поочередно привлекают к себе человека. Видел и изображение покаяния, около которого, как его дочери, стоят различные добродетели.

 

Свт. Василий:

- Но нам нечего, Еввул, прибегать к таким искусственным средствам убеждения. Мы владеем самою истиною, которую может постичь всякий, искренно к ней стремящийся. Именно, мы веруем, что все некогда воскреснем, - одни в жизнь вечную, а другие для вечного мучения и посрамления. Нам ясно об этом говорят пророки: Исайя, Иеремия, Даниил и Давид и божественный апостол Павел, а также Сам призывающий нас к покаянию Господь, Который отыскал погибшее овча, и Который возвращающегося с раскаянием блудного сына, обняв с любовью, целует, украшает его светлою одеждою и перстнем и делает для него пир (Лк., гл.15). Он дает равную награду, и пришедшим в одиннадцатый час, и тем, которые трудились целый день. Он подает нам, кающимся и родящимся водою и Духом то, как написано в Евангелии что: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.

 

Автор 2:

Когда Василий рассказал Еввулу вкратце историю нашего спасения, начав с того,как Адам нарушив заповедь Божию был изгнан из Рая,и, закончив учением о Христе-Искупителе, Еввул воскликнул:

 

 

Еввул:

- О, явленный небом Василий, чрез тебя я верую в Единого Бога Отца Вседержителя, Творца всяческих, и чаю воскресения мертвых и жизни будущего века, аминь. А вот тебе и доказательство моей веры в Бога: остальное время моей жизни я проведу с тобою, а теперь желаю рождения от воды и Духа.

 

 

Свт. Василий:

- Благословен Бог наш отныне и до века, Который озарил светом истины ум твой, Еввул и привел тебя из крайнего заблуждения в познание Своей любви. Если же ты хочешь, - как ты сказал, - жить со мною, то я объясню тебе, каким образом нам заботиться о нашем спасении, избавляясь от сетей здешней жизни. Продадим все наше имение и раздадим деньги нищим, а сами пойдем в святой град видеть тамошние чудеса; там мы еще более укрепимся в вере.

 

 

Автор 1:

Раздав, таким образом, нуждающимся все имение свое и купив себе белые одежды, которые требовалось иметь принимающим крещение, они пошли в Иерусалим и по дороге обращали многих к истинной вере.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...