Роль стиля педагогического общения в формировании авторитета учителя
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Авторитет учителя-воспитателя также зависит от того, какой стиль взаимодействия сложился у учителя с учениками. Так, характеризует демократический стиль педагогического взаимодействия, можно подчеркнуть, что он наиболее приемлем в реализации учебно-воспитательного процесса. Учитель, проявляющий в равной мере высокий уровень требовательности и уважительного отношения к учащимся, пользуется подлинным авторитетом у детей, они ему доверяют, к его мнению прислушиваются, часто обращаются за помощью, советом. Дисциплина на его уроках, как правило, сознательная. Если учитель руководствуется демократическими принципами, то для его класса будет характерен “ мажорный” психологический климат, высокий уровень групповой сплочённости. Мимика демократического педагога сдержанная, твёрдая, но без признаков жестокости: лицо его спокойно, выражает волевые черты его характера. Поза, как правило, открыта и подчеркивает чувство собственного достоинства, он не допускает лишних, хаотических движений, не скован, всё в его поведении говорит об уравновешенности и выдержке. Демократичный педагог не повышает голоса на детей, старается быть ровным в общении с учащимися, обращается к ним по именам, не выделяет” любимчиков”. В процессе организации деятельности он чаще употребляет выражения, характеризующие просьбу, обоснованное и логичное требование. Для авторитарного стиля педагогического взаимодействия в большей мере характерно требовательно и в меньшей степени уважительное отношение к учащимся. Авторитарный педагог может добиться слепого подчинения путём диктата, нажима, психологического давления. Важно обратить особое внимание на то, что учащиеся боятся такого учителя, стараются выполнять все его требования только, чтобы не иметь неприятностей. Дети внешне заискивают перед ним. Авторитарному педагогу в большинстве случаев не доверяют. Он часто пользуется мнимым авторитетом.
Психологический климат в классе, которым руководит авторитарный педагог, псевдо интеллигентен. Для его мимики характерно преобладание хмурого, колючего взгляда, часто в выражении лица можно прочесть недовольства, снобизм или преувеличенное самомнение. В его жестах чувствуется властная нетерпимость к мнению оппонента. Авторитетный педагог может накричать на детей, может грубо оборвать неверный ответ ученика. Организует деятельность в приказном тоне, часто употребляя при этом категоричные высказывания. У него за частую бывает скандированная речь. Для либерального стиля педагогического взаимодействия в большей мере характерно уважительность и в меньшей степени требовательное отношение к учащимся. Авторитетом среди детей такой учитель не пользуется, так как школьники чувствуют его психологическую слабость; он не последователен в своих действиях, разбросан, часто свои требования не доводит до логического завершения. Уважительное отношение к детям создаёт у них впечатление легкомысленного, добродушного человека, в целом хорошего, но которого слушаться не обязательно. Дисциплина на уроках такого учителя плохая, в классе шумно, дети не слушают объяснений. Либеральный стиль также имеет негативные последствия. Часто школьники выражают недовольство и протест против такого стиля классного руководства, поскольку в конечном итоге мнимая свобода, изматывающее действует на самих детей. Мимика либерального педагога часто выражает добродушие, но вместе с тем некоторую нервозность. Его поза свидетельствует о нерешительности, неуверенности в себе.
Антипедагогический стиль взаимодействия с учащимися в практике работы учителя недопустимы. Этот стиль характеризуется низкой требовательностью и неуважительным отношением к детям. Учитель, который поступает непедагогично, вносит смятение и неуверенность в оценку учащимися своего поведения, разрушает нравственные ценности и познавательные интересы, порождает личностное отчуждения. Такой учитель является социально опасным. авторитет учитель личность педагогический 2.3 Особенности признания авторитета учителя учащимися разных возрастов
Также необходимо заметить, что эти качества по-разному значимы для учащихся разного возраста. Авторитет педагога в глазах учащихся, как правило, имеет различные детерминанты в зависимости от возрастных особенностей развития личности. В младшем школьном возрасте ученики признают авторитет учителя, как правило, в первую очередь в силу авторитетности для них самой ролевой позиции педагога. Общеизвестно, что наиболее сильно впечатление на детей производит учитель начальных классов. Объясняется это, с нашей точки зрения, следующими причинами. Учитель начальных классов в представлении школьников - самый совершенный человек, он олицетворяет школу, администрацию, школьный порядок. На формирование авторитета учителя также влияют беседы родителей с детьми о школе. Дети с детства усваивают, что учителя нужно слушаться, так как это им говорят самые близкие люди - родители. Учащиеся младших классов больше обращают внимание на доброту, отзывчивость, вежливость учителя, его костюм, мягкость в обращении с ними и недостаточно требовательны к методическим приёмам и знаниям учителей. Таким образом, здесь мы можем говорить скорее об авторитете роли, чем об авторитете личности. При этом в большинстве случаев, особенно в первом классе, за учителя признаётся право на принятие ответственных решений как в ситуации, значимой для класса в целом в условиях учебной и вне учебной деятельности. В подростковым возрасте картина оказывается принципиально отличной: на данном этапе уже недостаточно одного только авторитета роли. Хотя за учителем, как правило, признается право на принятие ответственного решения в ситуации, значимых для класса в целом, и в условиях учебной деятельности. В ситуации же личной заинтересованности подростка и особенно в условиях вне учебной деятельности такое доверие авансируется учителем в меньшей степени, чем это происходит в младшем школьном возрасте. Такое сужение сферы авторитетного влияния, признание авторитета лишь в одной или нескольких областях определяется как спецификация авторитета. Психологические исследования (Кон И.С., Кузьмина Н.В. и др.) показали, что подростки более дифференцированно по сравнению с младшими школьниками подходит к оценке личности педагога и своих взаимоотношений с ним. Если при этом за учителем признается право на принятие ответственного решения в ситуации личной заинтересованности подростка и тем более в условиях вне учебной деятельности, есть все основания расценивать это как подлинный авторитет личности педагога.
В старшем школьном возрасте чаще всего проявляется дальнейшее усиление личностной избирательности за счет уменьшения ориентации преимущественно на роль. Какие-то учителя оказываются авторитетными, а какие-то нет, несколько потому, что они учителя, а в силу авторитетности и ли не авторитетности их личности. Учащиеся среднего и старшего возрастов оценивают своих учителей с точки зрения особенности их характера (прямота, требовательность, чуткость, отзывчивость по отношению к учащимся, правдивость и т.д.), знание своего предмета, педагогического мастерства и общественной активности. Авторитетом пользуются в этих классах такой учитель, который вооружает учащихся глубокими и прочными знаниями. Вывод: Узловыми точками процесса количественного увеличения значимости учителя для ученика, рубежами, обозначающими качественно различные уровни межличностного предпочтения в школьном коллективе могут быть определены позиции «источник информации», «референтное лицо». Это позволяет не только развести, но и соотнести указанные позиции. Очевидно, если педагог обладает авторитетом в глазах школьника, это предполагает как само собой разумеющееся, что он одновременно выступает для него и в качестве референтного лица, и как источник важной, необходимой информации. Что касается референтного учителя, то он, будучи изначально значимым и в качестве источника информации, далеко не всегда обладает авторитетом. Позиция же «источник информации» не гарантирует ни высокого референтного статуса, ни тем более авторитетного положения. Таким образом, закрепление на каждой предшествующей позиции подготавливает, но ни в коей мере не предопределяет переход на следующую ступень в иерархии отношений межличностных предпочтений, т. е. является необходимым, но недостаточным условием этого качественного скачка.
Совершенно очевидно, что авторитет педагога в глазах учащихся тесно связан с личностными и профессиональными качествами педагога. И различные качества по-разному воспринимаются детьми разного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении изучения роли авторитетного учителя в учебном процессе обобщим основные выводы. Итак, завоевание и поддержание авторитета педагогом - сложная, кропотливая работа по совершенствованию профессионального состояния. За авторитет нужно бороться ежесекундно, ежечасно, ежедневно. Если педагог перестаёт быть в курсе событий, не следит за собой, опускается в быту, встает в отношении с детьми на путь панибратства и формализма, отчуждается от детей, каким бы непререкаемым не был сначала его педагогический авторитет, он истлевает вместе с распадающейся личностью воспитателя. Поэтому для педагога важно постоянно поддерживать свою “авторитетную” форму, осуществлять духовное, нравственное восхождение. Это значит нужно серьёзно анализировать свои отношения с детьми, критически осмыслить свое поведение, приодолевать душевные слабости, черствость, дешевое самомнение и гордыня, сохранять человеческое достоинство и педагогическую честь, держать свою совесть в состоянии чуткого реагирования. Также для поддержания авторитета необходимо, чтобы учитель занимался не только самовоспитанием, но и самообразованием. Учитель должен постоянно пополнять свои знания новыми методиками, технологиями и другими интересными новинками в области своих предметов и дисциплин. Следить за выходом методической литературы и проходить курсы повышения квалификации. Авторитет вырастает из честных и чистых отношений, характеризуется скромностью. Авторитет воспитателя не самоцель и не самоценность. Он приобретает педагогический смысл и действенность не тогда, когда используется как мощная сила административного воздействия, противодействия детям, поддержание внешнего порядка. Его ценность раскрывается с наибольшей полнотой, когда его духовная сила направлена на развитие в воспитаннике внутреннего человека, свободной воли, таланта, ответственности, самоутверждения и творческого самопроявления. Использование авторитета в этих направлениях воспринимается и принимается детьми как привлекательная духовная сила воспитателя.
В формировании педагогического авторитета можно выделить два условия: . Правильный выбор профессии. . Овладение педагогическим мастерством: а) в учебном заведении; б) самовоспитание, самообразование (курсы повышения квалификации). Основным средством поддержания авторитета среди учащихся является самовоспитание и самообразование, и только тот, кто сам постоянно учиться и совершенствует себя нравственно, имеет право учить и воспитывать других. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авторитет педагога // Рабочий путь, 1988, 2окт., С.1 2. Авторитет учительства // Первое сентября, 1995, 14марта, С. 3. . Авторитет учителя // Парт. Жизнь.-1989, №8.-с.56 . Андриади И.П. Истоки становления авторитета учителя //Школа и производство, 2001, №8, С.2. . Андриади И.П. Основы педагогического мастерства. - М.: Издательский центр “Академия”, 1999. . Березняк Е. Авторитет учителя: из чего он складывается. // Учитель, 1997, №3, С.6. . Березняк Е. Дети другие. А учитель? Откровенно об авторитете педагога. // Правда, 1987, 23 сентября, С. 7. . Вавилов Ю. П. Специфика профессии учителя начальных классов Педагогическое образование и наука, 2002, №1, с.33-35. . Васильев.И. Идея и дело.//Учительская газета.-1987,18 августа. . Кондратьев М.Ю. Взаимосвязь авторитета личности и авторитета роли учителя. // Вопросы психологии, 1987, №2, С.99. . Кондратьев М.Ю. Слагаемые авторитета. - М.: Знание, 1988. . Крупская Н.К. Педагогические сочинения. Т.3 - М.: Знание, 1959. . Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. -М.: Дело, 1994. . О значении авторитета в воспитании /История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.Ф.Егоров. -М.: Академия,2002. . Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. - М.: Онега, 1994. . Основы педагогического мастерства / Под ред.И.А. Зязюна. -М.: Просвещение, 1989. . Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. - М.: Педагогика, 1989. . Рыданова И.И. Основы педагогики общения. - М.: Просвещение, 1998. . Самуйленков Д.Ф. Мастерство, педагогический такт и авторитет учителя. - Смоленск: Смоленское книжное издательство, 1969. . Сахаров В.Ф., Сазонов А.Д. Профессиональная ориентация школьников. М.: Просвещение, 1982. . Станкин М.И. Профессиональные способности педагога. Акмеология воспитания и обучения. - М.: Приор, 1998. . Яковлев.С. Имидж учителя: каким ему быть? // Учитель, 1999, №1, с.64-70. Приложение 1 Тест "Каким я вижу своего учителя?" Время выполнения не ограничивается. Тест включает в себя 24 вопроса, позволяющих выяснить отношение детей к учителю по трем параметрам: гностическому, эмоциональному, поведенческому. Гностический параметр определяет уровень компетентности учителя как специалиста с точки зрения ученика. Эмоциональный параметр выясняет, насколько учитель симпатичен ученику как личность. Поведенческий параметр показывает, как складываются реальные взаимоотношения учителя и ученика. Инструкция: учитель записывает суждения по порядку. Учащийся ставит +, если оно верно, и - если неверно. 1.Учитель умеет только пересказывать действия и успехи учащихся. 2.Мне трудно ладить с учителем. 3.Учитель - справедливый человек. 4.Учитель смело организует обучение. 5.Учителю явно не хватает чуткости в отношениях с учениками. 6.Слово учителя - для меня закон. 7.Учитель обычно раскрывает и обсуждает план урока вместе с нами. 8.Я вполне доволен учителем. 9.Учитель недостаточно требователен ко мне. 10.Учитель всегда может дать разумный совет. 11.Я полностью доверяю учителю. 12.Оценка учителя очень важна для меня. 13.Учитель в основном работает стандартно. 14.Работать с учителем - одно удовольствие. 15.Учитель уделяет мне много внимания. 16.Учитель не учитывает моих индивидуальных особенностей. 17.Учитель плохо чувствует мое настроение. 18.Учитель всегда выслушивает мое мнение. 19.У меня нет сомнений в правильности и необходимости тех воздействий на меня, которые проявляет учитель. . Я не стану делиться с учителем своими мыслями. . Учитель наказывает меня за малейший проступок. . Учитель хорошо знает мои сильные и слабые стороны. . Я хотел бы стать похожим на моего учителя. . У меня с учителем чисто деловые отношения. Ключ: каждый ответ, совпадающий с "ключом", оценивается в 1 балл, несовпадающий - 0 баллов. Гностический параметр: 1-, 4+, 7+, 10+, 13-, 16-, 19-, 22+. Эмоциональный параметр: 2-, 5-, 8+, 11+, 14+, 17-, 20-, 23+. Поведенческий параметр: 3+, 6+, 9-, 12+, 15+, 18+, 21-, 24-. Если данные близки к "ключу", то учащиеся дают учителю высокую оценку. Очевидно, учитель - мастер, который довольно тонко и верно строит свои взаимоотношения как с отдельными учениками, так и с классом в целом. Если данные существенно расходятся с указанными в "ключе", учителю необходимо искать причины неудач в общении с детьми. Приложение 2
Методика «Психологический портрет учителя» Суммируя качества, необходимые для формирования и укрепления авторитета учителя, выделим следующее: 1. принятие каждого ученика, признание и уважение его как личности. 2. благополучное психоэмоциональное состояние, уравновешенность, уверенность. . позитивное самовосприятие. . личностно ориентированное обучение, гибкость, спонтанность поведения. . ответственность. Методика «Психологический портрет учителя» помогает увидеть психологические причины профессиональных затруднений педагога прежде, чем они станут очевидными для учеников и коллег, принять решение -«меняться самому», «менять работу» или «оставить все как есть». Эта методика может стать началом работы учителя над собой. Инструкция для педагога. Из трех вариантов ответа выберите тот, который точнее всего отражает ваши мысли, чувства, реакции и отметьте его в соответствующей клетке крестиком или другим знаком. Вопросы . В воспитании детей важнее всего 1) окружить ребенка теплотой и заботой; 2) заложить уважительное отношение к старшим; ) выработать у ребенка определенные взгляды и умения. .Если кто-то в классе отвлекается, я не могу вести урок. 1) да; 2) нет» ) в зависимости от ситуации или настроения. 3. когда ученик на уроке излагает факты, которые мне неизвестны, я испытываю 1) интерес; 2) смущение; ) раздражение. 4. если класс не приведен в порядок, 1) моя реакция зависит от ситуации; 2) я не обращаю на это внимание; ) я не могу начать урок. 5. в конфликтах с другими людьми я чувствую вину за собой 1) часто; 2) в зависимости от ситуации; ) редко. 6. для меня важнее 1) отношения с учениками; 2) отношения с коллегами; ) затрудняюсь ответить. 7. некоторые ученики вызывают у меня раздражение, которое трудно скрыть 1) часто; 2) иногда; ) никогда не вызывает. 8. присутствие на уроке посторонних 1) воодушевляет меня; 2) никак не отражается на моей работе; ) выбивает меня из колеи. 9. я считаю своим долгом сделать замечание, если ребенок нарушает порядок в общественном месте. 1) в зависимости от ситуации; 2) нет; ) да. 10. мои школьные отметки зависели от моих усилий, а не от настроения учителей 1) да; 2) не всегда; ) нет. 11. во время перемены я предпочитаю общаться 1) с учениками; 2) с коллегами; ) лучше побыть в одиночестве. 12. я почти всегда иду на урок в приподнятом настроении 1) нет; 2) не всегда; ) да. 13. у меня есть такие качества, по которым я превосхожу других 1) да; 2) нет; ) не уверен. 14. я предпочитаю работать под руководством человека, который 1)предлагает простор для творчества; не вмешивается в мою работу; дает четкие указания. 15. когда я строю планы, я не сомневаюсь в успехе задуманного 1) чаще всего; 2) иногда; ) я почти всегда сомневаюсь. 16. случайные встречи с учениками за пределами школы 1) доставляют мне удовольствие; 2) вызывают у меня чувство неловкости; ) не вызывает у меня особых значений. 17. бывает, что без видимых причин я чувствую себя счастливым(ой) или несчастным(ой) 1) часто; 2) редко; ) никогда. .замечания со стороны коллег и администрации ) меня мало волнуют; ) иногда задевают меня; ) часто задевают меня. . во время я придерживаюсь намеченного плана ) в зависимости от ситуации; ) предпочитаю импровизацию; ) всегда . мои успехи обычно признаются другими людьми ) да; ) не всегда; ) редко. . с мнением, что каждого ученика нужно принимать таким, каков он есть ) я согласен; ) не согласен; ) что-то в этом есть. . мне не хватает теплоты и поддержки со стороны близких и коллег ) да; ) иногда; ) нет. . мысль о предстоящей встрече с учениками и коллегами ) доставляет мне удовольствие; ) особых эмоций не вызывает; ) мне в тягость. . когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне, ) предпочитаю выяснить отношения; ) игнорирую это факт; ) я плачу ему той же монетой. . от того, как воспитывают детей в семье, зависит ) почти все; ) кое-что; ) ничего не зависит. . в работе для меня важнее всего ) привязанность учеников; ) признание коллег; ) чувство собственной необходимости. . успех урока зависит от моего физического и душевного состояния ) часто; ) иногда; ) не зависит. . в дружелюбном отношении со стороны коллег ) я не сомневаюсь; ) уверенности нет; ) затрудняюсь ответить. . если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять, ) я пытаюсь понять его точку зрения; ) я перевожу разговор на другую тему; ) я стараюсь поправить его, объяснив ему его ошибку. . если я захочу, то смогу расположить к себе любого человека ) да; ) в зависимости от ситуации; ) вряд ли. . если при мне незаслуженно наказывают ученика, ) я тут же заступлюсь за него; ) один на один сделаю замечание коллеге; ) сочту некорректным вмешиваться. . работа дается мне ценой большого напряжения ) обычно; ) иногда; ) редко. . у меня нет сомнений в своем профессионализме ) безусловно; ) есть сомнения; ) не приходилось задумываться. . по-моему, в школьном коллективе важнее всего ) возможность работать творчески; ) отсутствие конфликтов; ) трудовая дисциплина. . на детей влияет так много факторов, что усилия родителей сводятся на «нет» ) нет; ) не всегда; ) да. . с высказыванием «Я ничему не могу научить этого ученика, потому что он меня не любит» ) согласен полностью; ) не согласен; ) что- то в этом есть. . мысли о работе мешают мне уснуть ) часто; ) редко; ) никогда не мешаю. . на собраниях и педсоветах я выступаю по волнующим меня вопросам ) часто; )иногда ) предпочитаю слушать других. . я считаю, что учитель может повысить голос на ученика ) нет, это недопустимо; ) затрудняюсь ответить; ) если ученик этого заслуживает. . люди, не сумевшие реализовать свои возможности, сами виноваты в этом ) да; ) в некоторых случаях; ) нет. . во время каникул я испытываю потребность в общении с ученикам ) да; ) нет; ) иногда. . я нахожу в себе достаточно сил, чтобы справиться с трудностями ) редко; ) когда как получится; ) всегда. . мне приходилось выполнять приказы людей не вполне компетентных ) да; ) иногда; ) нет. . непредвиденные ситуации на уроках ) можно эффектно использовать; ) лучше игнорировать; ) только мешают учебному процессу. . большинство неудач в моей жизни происходит по моей собственной вине ) да; ) не всегда; ) нет. . в конфликте между коллегой- учителем и учеником я в «душе» встаю на сторону ) ученика; ) учителя; ) сохраняю нейтралитет. . в начале или конце учебного года у меня возникают проблемы со здоровьем ) как правило; ) иногда; ) проблем со здоровьем нет. . мои ученики относятся ко мне с симпатией ) да; ) не все; ) не знаю. . требования руководства не вызывают у меня протеста, даже если я считаю их необоснованными ) нет; ) когда как; ) да. . успех зависит от способностей и трудолюбия человека, а не от удачного стечения обстоятельств ) чаще всего; ) когда как; ) не согласен. 1 2 3 4 5
Преобладание одного из трех вариантов ответа (более 5 выборов) в каждой из пяти шкал дает основание отнести поведение учителя, его чувства и реакции к определенной группе, обобщенные характеристики которой представлены в разделе «Интерпретации и комментарии» Чем больше балл, тем выше степень соотнесения с интерпретацией. Если в двух столбцах из трех набрано одинаковое количество баллов (например, по четыре или по пять), то это означает, что поведение сочетает признаки двух групп. Это может свидетельствовать о том, что поведенческие установки учителя окончательно не сформированы. Другая возможная причина- разнообразие поведенческих стереотипов. Интерпретации и комментарии. . приоритетные ценности профессионально важными качествами для учителя являются любовь к детям, стремление понять и помочь им. Если общение с детьми не является приоритетной ценностью для педагога, ему не стоит рассчитывать на любовь и доверие ребят, даже если он прекрасно знает свой предмет и владеет методикой преподавания. 1.1. преобладание 1-го варианта говорит о гуманистической направленности деятельности учителя. Такому учителю близки интересы и проблемы учеников. В основе отношений лежит безусловное принятие ребенка. Школьники безошибочно чувствуют учителя, готового отстаивать их интересы, и платят ему доверием и любовью. На его уроках они чувствуют себя комфортно. Благоприятная эмоциональная обстановка создает атмосферу для плодотворной работы и сохраняет психическое здоровье как учителя, так и ученика. 1.2. преобладание 2-го варианта говорит об особой значимости для учителя его отношений с коллегами, об ориентации на их мнение, что может свидетельствовать о групповой зависимости, которая нередко объясняется низкой самооценкой. Такого учителя, как правило, мало интересует внутренний мир ученика. В отношениях с ним ребята держат себя настороженно, напряженно, так как не видят в педагоге союзника. Отношения в лучшем случае не носят личностной окраски, чаще всего они пронизаны чувством недоверия и отчуждения. . преобладание 3-го варианта говорит о концентрации учителя на своих переживаниях и проблемах. В отношениях с коллегами и учениками у педагога преобладает сдержанность, отчужденность, которая может быть вызвана как личностными особенностями, так и неблагополучным психоэмоциональным состоянием. Возможно, круг интересов такого учителя не исчерпывается только профессиональными педагогическими вопросами, он реализует свои возможности не только в школьной педагогической практике. . психоэмоциональное состояние Особенности поведения и восприятия учителя во многом обусловлены состоянием его нервной системы. При информационных и эмоциональных перегрузках, имеющих место в школе, возможны нарушения двигательного и речевого поведения учителя, проблемы со здоровьем. 2.1. преобладание 1-го варианта говорит о неблагополучном психоэмоциональном состоянии учителя. Его главные признаки: острая реакция на раздражающие факторы; низкая эмоциональная устойчивость; склонность к тревоге; трудности социальной адаптации; наличие психосоматической симптоматики. 2.2. преобладание 2-го варианта или присутствие примерно в равной мере всех 3-х вариантов ответов позволяет предположить нестабильность психоэмоционального состояния учителя. Как правило, нестабильное психоэмоциональное состояние определяется тремя факторами в различных их сочетаниях: врожденная повышенная чувствительность нервной системы; неблагополучное стечение обстоятельств; личностные особенности, определяющие реакцию на возникающие обстоятельства. . преобладание 3-го варианта говорит о благополучном психоэмоциональном состоянии, которое определяет эффективность работы учителя, дает возможность не терять самообладания в экстремальных ситуациях и принимать верные решения. Эмоциональная стабильность, предсказуемость и работоспособность учителя благотворно влияют на психологический климат в коллективе, если только за внешним благополучием и невозмутимостью не кроются другие проблемы и человек по каким- то причинам скрывает свое истинное состояние. 3. самооценка. Самооценка, или самовосприятие, - это оценка человеком самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Представления учителя о принципах преподавания, вся его «личная педагогическая философия» во многом определяется его самооценкой. 3.1. предпочтение 1-го варианта говорит о позитивном самовосприятии, свойственном человеку, в полной мере реализующему свои возможности. Учителям, обладающим позитивным самовосприятием, легко создавать на уроке атмосферу живого общения, вступая с учащимися в тесные контакты и оказывая им психологическую поддержку. Они доверяют людям и ждут от них дружелюбия, а не враждебности; ученика всегда воспринимают как личность, заслуживающую уважения. Благодаря таким учителям становится возможным личностное развитие школьников. 3.2. преобладание 2-го варианта, присутствие примерно в равной мере всех трех вариантов ответ говорит о неустойчивой самооценке, которая может меняться в зависимости от ситуации. При удачном стечении обстоятельств человек с неустойчивой самооценкой испытывает эмоциональный и творческий подъем. В эти моменты учитель преображается: он раскован, уверен в себе, у него все получается. Снижение самооценки в «полове неудач»негативно влияет на эффективность взаимодействия с окружающими, затрудняя решение профессиональных и жизненных проблем. . преобладание 3-го варианта свидетельствует о негативном самовосприятии. Такому человеку трудно вступать в свободное общение с другими. Ему свойственно принижать значение личности другого человека точно так же, как и своей. Поэтому такой педагог стремится повысить свою самооценку, нередко за счет учеников. Переход на неформальный стиль преподавания, требующий от него большого интеллектуального, эмоционального и нравственного напряжения, обнажает уязвимые места, создает угрозу внутреннему равновесию учителя. 4. стиль преподавания На формирование стиля преподавания оказывает влияние целый ряд факторов: личностные особенности, жизненные установки, опыт. Стиль преподавания может способствовать эффективности работы учителя или осложнять выполнение педагогом своих профессиональных обязанностей. 4.1. Преобладание 1-го варианта в ответах говорит о демократичном стиле деятельности учителя. Педагог предоставляет ученикам возможность самостоятельно принимать решения, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личные качества учеников. Основные методы воздействия: побуждение, совет, просьба. У педагога наблюдается удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения. 4.2. преобладание 2-го варианта ответа указывает на черты «попустительского» стиля деятельности педагога. Такой учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, в сложных педагогических ситуациях он проявляет нерешительность и колебания, испытывая чувство определенной зависимости от учащихся. Для многих из таких педагогов характерна заниженная самооценка, чувство тревоги и неуверенности в своем профессионализме, неудовлетворенность своей работой. . преобладание 3-го варианта говорит об авторитарных тенденциях в деятельности педагога. Учитель использует свои права, как правило, не считаясь с мнением детей и конкретной ситуацией. Главные методы воздействия - приказ, поучение. Для такого учителя характерна неудовлетворенность работой многих учащихся, хотя он может иметь репутацию «сильного педагога». Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно, значительная их часть не проявляет активности и самостоятельности. 5. Уровень субъектного контроля. Уровень субъектного контроля показывает, какую меру ответственности в отношениях с людьми и относительно фактов собственной жизни человек готов взять на себя. Профессия учителя требует готовности отвечать за другого человека, иногда ценой собственного душевного спокойствия и личного времени. 5.1. Преобладание 1-го варианта ответов говорит о высоком уровне субъективного контроля. Люди с высоким уровнем субъектного контроля принимают на себя ответственность за все, что происходит в их жизни, объясняя это своим характером и поступками, а не внешними обстоятельствами (помощью или препятствиями со стороны других людей и обстоятельств). Они не склонны подчиняться влиянию других людей, остро реагируют при посягательстве на личную свободу, обладают высокой поисковой активностью и уверенностью в себе. 5.2. наличие в примерно равной степени всех трех вариантов или преобладание 2-го варианта говорит о средней степени сформированности субъектного контроля. Причины одних событий, которые происходят с ними, они видят в себе, других - во внешних обстоятельствах. . преобладание 3-го варианта в ответах говорит о низком уровне субъектного контроля. Люди с таким уровнем субъектного контроля с
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|