И природные охрана окружающей 43 глава
ним относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акци- зы, налоги на импортируемые товары и услуги и т.п. Другие налоги на производство – это налоги, связан- ные с использованием факторов производства (труда, земли, капитала), а также платежи за лицензии и разрешение зани- маться какой-либо деятельностью или другие обязательные платежи, уплата которых необходима для деятельности про- изводящей единицы-резидента. Они не включают любые на- логи на прибыль или иные доходы, получаемые предприяти- ем. К другим налогам на производство относятся: налог на имущество предприятий, транспортный налог (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), налоги на землю, налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда, лицензионные сборы и некоторые другие. Термин "чистые" означает, что налоги показаны за вычетом соответствующих субсидий. Валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы представляют собой ту часть валового внутреннего продукта (на уровне секторов и отраслей добавленной стои- мости), которая остается у производителей после вычета расходов, связанных с оплатой труда наемных работников, и чистых налогов на производство и импорт (на уровне секто- ров и отраслей – других чистых налогов на производство). Эта статья измеряет прибыль (или убыток), полученную от производства, до учета выплаты или получения доходов от собственности. Валовая прибыль в СНС в отличие от показателя прибы- ли от реализации, отражаемой в бухгалтерском учете, не со- держит элементов оплаты труда, сверхнормативные выплаты по командировочным, представительским и другим расходам, не включает прибыль, образующуюся у владельцев активов в
результате роста цен, и включает потребление основного ка- питала. Для некорпорированных предприятий, принадлежащих домашним хозяйствам, эта статья содержит элемент возна- граждения за работу, который не может быть отделен от до- хода владельца или предпринимателя. В этом случае она на- зывается смешанным доходом. Табл. 11.5. Счет распределения первичных доходов явля- ется второй составной частью счета первичного рас- пределения доходов. Он характеризует распределение пер- вичных доходов (доходов от производственной деятельности и от собственности), полученных резидентами от резидентов и нерезидентов. Доходы от собственности включают доходы, получае- мые и выплачиваемые институциональными единицами в связи с предоставлением в пользование финансовых акти- вов, земли и других нефинансовых непроизведенных матери- альных активов (недра, другие природные активы и т.п.). Сальдо первичных доходов характеризует доходы, об- разующиеся у институциональных единиц-резидентов в ре- зультате их участия в производстве и от собственности. Оно определяется как разница между всеми первичными дохода- ми, полученными и выплаченными единицами-резидентами. На уровне экономики в целом сальдо первичных доходов, оп- ределенное на валовой основе, т. е. до вычета потребления основного капитала, равно валовому национальному дохо - ду. Сальдо первичных доходов, определенное на чистой ос- нове, т.е. за вычетом потребления основного капитала, равно чистому национальному доходу. Табл. 11.6. Счет вторичного распределения доходов отра- жает преобразование сальдо первичных доходов секторов в их располагаемый доход в результате поступлений и передач текущих трансфертов. Трансферт представляет собой операцию, когда одна ин- ституциональная единица предоставляет товар, услугу или актив (финансовый или нефинансовый) другой единице, не
получая взамен от нее возмещения в виде товара, услуги или СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ Российский статистический ежегодник. 2007 343 актива. Различают текущие и капитальные трансферты. Они могут производится в денежной и натуральной форме. Текущие трансферты включают следующие основные виды: текущие налоги на доходы, имущество и др., страховые платежи и возмещения, отчисления на социальное страхова- ние, социальные пособия, добровольные взносы и подарки, не имеющие капитального характера, штрафы и т. д. Табл. 11.6, 11.7. Располагаемый доход представляет собой доход, которым институциональная единица располагает для конечного потребления и сбережения. Он равен сальдо пер- вичных доходов минус переданные текущие трансферты, плюс полученные текущие трансферты. Сумма располагае- мых доходов всех институциональных единиц-резидентов равна валовому национальному располагаемому доходу. Табл. 11.7. Счет использования располагаемого дохода по- казывает, как домашние хозяйства, государственное управ- ление и некоммерческие организации, обслуживающие до- машние хозяйства, распределяют свой располагаемый доход между расходами на конечное потребление и сбережением. Табл. 11.7, 11.16-11.19. Расходы на конечное потребление домашних хозяйств включают расходы домашних хозяйств на приобретение потребительских товаров и услуг во всех торговых предприятиях, на городских рынках и через неорга- низованную (уличную) торговлю, предприятиях бытового и жилищно-коммунального обслуживания, пассажирского транспорта, связи, гостиницах, учреждениях культуры, здра- воохранения, образования, а также стоимость товаров и ус- луг, потребленных в натуральной форме - произведенных для себя (сельскохозяйственная ___________продукция личных подсоб- ных хозяйств, услуги, предоставленные в связи с проживани- ем владельцев в собственных жилищах) и полученных в ка- честве оплаты труда и гуманитарной помощи. Расходы государственного управления на индивиду - альные товары и услуги состоят из расходов сектора госу- дарственного управления на потребительские товары и услу- ги, предназначенные для индивидуального потребления. Та- кие расходы финансируются за счет Государственного бюд-
жета и внебюджетных фондов из средств, полученных в ре- зультате сбора налогов и из других доходов государства. В эти расходы включаются расходы предприятий и организа- ций, оказывающих бесплатные (для населения) услуги в об- ласти здравоохранения, образования, культуры. Расходы государственного управления на коллек - тивные услуги. Этот показатель отличается от предыдущего тем, что в нем учитываются услуги, оказываемые за счет Го- сударственного бюджета предприятиями и организациями, которые удовлетворяют потребности не отдельных домашних хозяйств, а общества в целом (расходы на государственное управление и обеспечение военной безопасности, а также расходы на нерыночную науку, услуги организаций, обслужи- вающих сельское хозяйство и др.) Расходы на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, - рас- ходы общественных организаций, в отношении которых ус- ловно считается, что они предоставляют только индивиду- альные товары и услуги. Сюда же включаются бесплатные услуги (социального ха- рактера), оказываемые коммерческими предприятиями и ор- ганизациями своим работникам. Табл. 11.8. Счет операций с капиталом отражает стоимость нефинансовых активов, приобретаемых или реализуемых ин- ституциональными единицами-резидентами в результате экономических операций, а также изменения в чистой стои- мости капитала, обусловленные сбережениями и капиталь- ными трансфертами. Капитальные трансферты представляют собой безвоз- мездную передачу права собственности на активы (кроме на- личных денег и материальных оборотных средств) или средств для их приобретения от одной институциональной единицы к другой. Капитальные трансферты обычно являются единовре- менными и значительными по величине операциями, связан- ными с приобретением или выбытием активов у участников операции. Они включают налоги на капитал, инвестиционные субсидии, прочие капитальные трансферты. Табл. 11.8, 11.16, 11.17, 11.19. Валовое накопление основно -
го капитала представляет собой вложение резидентными единицами средств в объекты основного капитала для созда- ния нового дохода в будущем путем использования их в про- изводстве. Валовое накопление основного капитала включает следующие компоненты: а) приобретение, за вычетом выбы- тия, новых и существующих основных фондов; б) затраты на крупное улучшение произведенных материальных активов; в) затраты на улучшение непроизведенных материальных акти- вов; г) расходы в связи с передачей права собственности на непроизведенные активы. Изменение запасов материальных оборотных средств включает изменение производственных запасов, незавершен- ного производства, готовой продукции и товаров для перепро- дажи. Изменение стоимости запасов в течение данного перио- да рассчитывается как разность между стоимостью запасов на конец и на начало периода, оцененных в среднегодовых ры- ночных ценах для устранения влияния изменения цен. Чистое приобретение ценностей – стоимость приобре- тения за вычетом стоимости выбытия активов, приобретае- мых как средство сохранения стоимости: драгоценных метал- лов и камней, антикварных изделий, коллекций и других про- изведений изобразительного искусства. Чистое кредитование (+) или чистое заимствование (-) представляет собой превышение или дефицит источников финансирования инвестиций по сравнению с расходами на чистое приобретение нефинансовых активов. На уровне эко- номики в целом чистое кредитование или чистое заимствова- ние показывает объем ресурсов, которые страна предостав- ляет в распоряжение "остального мира" или которое "осталь- ной мир" предоставляет стране. Табл. 11.9, 11.11, 11.14. Валовая добавленная стоимость исчисляется на уровне отраслей как разность между выпус- ком товаров и услуг и промежуточным потреблением. Термин "валовая" указывает на то, что показатель определен до вы- чета потребления основного капитала. Табл. 11.10-11.11. Институциональный сектор – совокупность институциональных единиц, однородных с точки зрения функ- ций, выполняемых ими в экономическом процессе, а также источников финансирования. Сектор нефинансовых корпораций включает институ- циональные единицы, основной функцией которых является производство товаров и нефинансовых услуг с целью прода- жи их на рынке и получения прибыли. Затраты на производ- ство возмещаются из выручки от реализации. Сектор финансовых корпораций включает все корпора- ции и квазикорпорации, основной функцией которых является оказание услуг финансового посредничества или вспомога-
тельная финансовая деятельность. Сектор государственного управления объединяет ин- ституциональные единицы, выполняющие функции органов государственного управления в качестве основного вида дея- тельности. Функция органов государственного управления со- стоят в следующем: принятие ответственности за обеспечение общества то- варами и услугами на нерыночной основе для их коллектив- ного или индивидуального потребления; перераспределение доходов и богатства с помощью трансфертов и субсидий. Институцианальные единицы сектора государственного управления осуществляют свою деятельность за счет финан- совых средств бюджета, внебюджетных фондов, а также за счет доходов от собственности, продажи рыночных услуг, за- имствования. В сектор государственного управления входят бюджетные организации: министерства, службы, агентства, школы, больницы, организации культуры и т.п., а так же госу- дарственные внебюджетные фонды. Сектор домашних хозяйств представляет собой сово- купность ___________домашних хозяйств, основными функциями которых является потребление товаров и услуг, а также производство товаров и услуг для реализации и собственного использова- ния. Производственную деятельность домашние хозяйст - ва осуществляют на собственных предприятиях не имеющих статуса юридического лица и находящихся в единоличной или совместной собственности домашних хозяйств. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ 344 Российский статистический ежегодник. 2007 Сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, объединяет нерыночные некоммерче- ские организации, финансируемые и контролируемые домаш- ними хозяйствами. Табл. 11.20. Валовой региональный продукт ( ВРП ) – обоб- щающий показатель экономической деятельности региона, характеризующий процесс производства товаров и услуг для конечного использования. Одновременно ВРП представляет собой валовую добавленную стоимость, созданную резиден- тами региона и определяется как разница между выпуском и промежуточным потреблением. ВРП рассчитывается в теку- щих основных ценах (номинальный объем ВРП) и в постоян- ных ценах (реальный объем ВРП). Основные цены включают цены производства данной от- расли, величину субсидий на продукты, но не включают нало- ги на продукты. Табл. 11.16, 11.17, 11.19. Чистый экспорт товаров и услуг рас- считывается как разница между экспортом и импортом и включает в себя оборот российской торговли со странами как дальнего так и ближнего зарубежья. Табл. 11.18. С точки зрения того, кто осуществляет конечное потребление, оно может быть определено как фактическое конечное потребление товаров и услуг. Для домашних хо- зяйств оно включает их расходы на покупку потребительских товаров и услуг, а также стоимость потребления товаров и услуг в натуральной форме – произведенных для себя, полу- ченных в качестве оплаты труда и в виде социальных транс- фертов в натуральной форме, т.е. бесплатных или льготных индивидуальных товаров и услуг, полученных от государст- венного управления и некоммерческих организаций, обслужи- вающих домашние хозяйства. Для государственного управле- ния фактическое конечное потребление равно стоимости коллективных услуг, у некоммерческих организаций, обслужи- вающих домашние хозяйства, фактическое конечное потреб- ление отсутствует. Общие объемы расходов на конечное по- требление и фактическое конечное потребление для эконо- мики в целом равны между собой. Табл. 11.21-11.32. Основные фонды составляют важнейшую часть национального богатства России. Основные фонды – произведенные активы, подлежащие использованию неоднократно или постоянно в течение дли- тельного периода, но не менее одного года, для производства товаров, оказания рыночных и нерыночных услуг, для управ- ленческих нужд либо для представления другим организаци- ям за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. К основным фондам относятся здания, сооружения, ма- шины и оборудование (рабочие силовые и информационные), транспортные средства, рабочий и продуктивный скот, много- летние насаждения, другие виды основных фондов. Данные о наличии основных фондов приводятся по пол - ной учетной стоимости. Она равна сумме учитываемых в бухгалтерских балансах организаций остаточной балансовой стоимости основных фондов и величины накопленного изно- са. Эта стоимость отражает наличие основных фондов без учета постепенной утраты их потребительских свойств в про- цессе эксплуатации. Остаточная балансовая стоимость основных фондов, учитываемая в бухгалтерских балансах организаций, отража- ет постепенную утрату их потребительских свойств в размере накопленного износа. Полная учетная и остаточная балансовая стоимость ос- новных фондов учитываются, как правило, в смешанных це- нах, так как часть инвентарных объектов отражается в балан- сах организаций по восстановительной стоимости на момент последней проведенной переоценки, а другая часть, не про- ходившая переоценок, – в ценах приобретения. Аналогичные стоимостные показатели рассчитываются по основным фондам, состоящим в собственности физических лиц. Переоценка основных фондов – изменение полной учетной и остаточной балансовой стоимости основных фон- дов с целью устранения их смешанной оценки в ценах разных периодов и определения их реальной восстановительной стоимости. Полная восстановительная стоимость основных фондов – это полная стоимость затрат на замену имеющихся основных фондов аналогичными им новыми объектами, оп- ределенных по ценам и тарифам, существующим на дату пе- реоценки. Остаточная восстановительная стоимость – это полная восстановительная стоимость, уменьшенная на вели- чину накопленного износа, также пересчитанного в цены, су- ществующие на дату переоценки. В 1992-1998 гг., в условиях высоких темпов инфляции, переоценки основных фондов проводились регулярно, как правило, с годичной периодичностью, в соответствии с по- становлениями Правительства Российской Федерации. В по- следние годы они проводятся в добровольном порядке, по усмотрению организаций, в соответствии с положением по бухгалтерскому учету основных средств. Для оперативного получения ориентировочных сводных данных о восстановительной стоимости основных фондов ор- ганами статистики может проводиться статистическая (мак- роэкономическая) переоценка, осуществляемая на основе имеющихся статистических данных о полной учетной и оста- точной балансовой стоимости основных фондов и изменении цен на фондообразующую продукцию. Переоценки основных фондов бюджетных учреждений проводились по состоянию на 01.01.2003 г. и 01.01.2007 г. по распоряжению Правительства Российской Федерации. По- рядком проведения этой переоценки предусмотрено перио- дическое проведение такой переоценки в соответствии с уровнем инфляции. Итоги переоценки на 01.01.2007 г. будут учтены с начала 2007 г. Степень износа основных фондов – отношение накоп- ленного к определенной дате износа имеющихся основных фондов (разницы их полной учетной и остаточной балансовой стоимости) к полной учетной стоимости этих основных фон- дов на ту же дату, в процентах. Износ основных фондов – это частичная или полная утра- та основными фондами потребительских свойств и стоимости в процессе эксплуатации, под воздействием сил природы и вследствие технического прогресса. Нормы и методы начис- ления износа определяются порядком бухгалтерского, нало- гового и статистического учета. Индекс изменения физического объема основных фондов – это индекс, отражающий изменение стоимости ос- новных фондов в динамике, не связанное с изменением цен на эти основные фонды. Коэффициент обновления основных фондов – это от- ношение основных фондов, введенных в действие в течение года, к их наличию на конец года по полной учетной стоимо- сти, в процентах. Этот показатель отражает удельный вес но- вых (введенных за год) основных фондов в их общем объеме. Коэффициент выбытия основных фондов – это отно- шение ликвидированных за год основных фондов к их нали- чию на начало года по полной учетной стоимости, в процен- тах. Данный показатель, наряду с коэффициентом обновле- ния, характеризует интенсивность процесса обновления ос- новных фондов. Индексы физического объема основных фондов, коэффи- циенты их обновления и выбытия приводятся в сопоставимых ценах. В настоящее время используются сопоставимые цены на конец 2000 г. Ввод в действие основных фондов – стоимость закончен- ных строительством и принятых в эксплуатацию в установленном порядке объектов строительства – зданий, сооружений, пусковых комплексов, их очередей, а также оборудования, инструмента, инвентаря, многолетних насаждений, рабочего и продуктивного скота. В формах статистического наблюдения ввод в действие основных фондов отражается одновременно с вводом в действие производственных мощностей и объектов жилищно-гражданского назначения на основании актов приемки законченных строитель- ством объектов и документов, подтверждающих государственную регистрацию (по видам объектов, по которым предусмотрена та- кая регистрация). ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ _____________ Общая характеристика Предприятий И организаций Малое Предпринимательство Деятельность организаций С участием иностранного Капитала Приватизация и структура Форм собственности ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ 346 Российский статистический ежегодник. 2007 Общая характеристика предприятий и организаций 12.1. Распределение предприятий и организаций по видам экономической деятельности.........................3.47 12.2. Распределение предприятий и организаций по формам собственности..............................................3.49 12.3. Распределение предприятий и организаций по субъектам Российской Федерации............................3.49 12.4. Распределение предприятий и организаций по субъектам Российской Федерации и видам эконо- мической деятельности на 1 января 2007 г................3.52 Малое предпринимательство 12.5. Число малых предприятий по видам экономиче- ской деятельности.....................................................3.56 12.6. Численность работавших и оборот малых пред- приятий по видам экономической деятельности в 2006 г...............................................3.56 12.7. Малые предприятия по субъектам Российской Федерации................................................................ 357 12.8. Оборот малых предприятий по субъектам Российской Федерации...............................................3.59 12.9. Удельный вес крестьянских (фермерских) хозяйств в общем объеме производства основ- ных видов сельскохозяйственной продукции (диаграмма)................................................................360 12.10. Крестьянские (фермерские) хозяйства по субъектам Российской Федерации........................3.61 Деятельность организаций с участием иностранного капитала 12.11. Основные показатели деятельности организаций с участием иностранного капитала по видам экономической деятельности....................................3.63 12.12. Число организаций Российской Федерации с участием иностранного капитала отдельных стран дальнего зарубежья на конец 2006 г..............3.63 12.13. Число организаций Российской Федерации с участием иностранного капитала стран СНГ на конец 2006 г..........................................................3.63 Приватизация и структура форм собственности 12.14. Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по формам собственности и способам приватизации в 1993-1997 гг.............................................................3.63 12.15. Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по формам собственности и способам приватизации в 1998-2002 гг.............................................................3.64 12.16. Приватизация государственного и муниципально- го имущества по формам собственности и спо- собам приватизации в 2003-2006 гг..............................3..64 12.17. Распределение приватизированного государст- венного и муниципального имущества по видам экономической деятельности.....................................3.65 12.18. Распределение приватизированных имущест- венных комплексов государственных и муници- пальных унитарных предприятий в 2006 г. по видам экономической деятельности в субъектах Российской Федерации................................................3.66 12.19. Поступление средств от приватизации государ- ственного и муниципального имущества и их распределение...................................................3.68 12.20. Распределение средств, полученных от привати- зации государственного и муниципального имущества в 2006 г., по субъектам Российской Федерации................................................................. 368 12.21. Источники средств от приватизации государст- венного и муниципального имущества по формам собственности в 2006 г...............................................3.70 12.22. Основные характеристики открытых акционерных обществ, образованных в процессе приватизации государственных и муниципальных унитарных предприятий...............................................3.70 12.23. Приватизация жилищного фонда..............................3.70 Методологические пояснения....................................3.71 ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ Российский статистический ежегодник. 2007 347 В разделе приводятся данные о предприятиях и организациях Российской Федерации. В основу формирования приведенных в разделе статистических данных положены сведения о государственной регистрации юридических лиц. Начиная с 1 июля 2002 г. законодательством Российской Федерации государственная регистрация хозяйствующих субъектов и предоставление сведений о ней в органы государственной статистики и внебюджетные фонды возложены на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов. Из 4,5 млн. организаций, данные о которых имеются в органах государственной статистики, 4,3 млн. юридических лиц: коммерческих крупных и средних организаций, субъектов малого предпринимательства, кроме индивидуальных предпринимателей, некоммерческих учреждений, органов власти различных уровней, общественных и ре- лигиозных организаций; 0,2 млн. филиалов, представительств и других обособленных подразделений. Распределение юридических лиц по субъектам Российской Федерации, формам собственности, видам экономической дея- тельности и другим аспектам их функционирования приведено на основе применения для идентификации хозяйствующих субъек- тов кодов общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, установленных в соответствии с законодательством в области технического регулирования. Распределение по видам экономической деятельности осуществляет- ся по виду деятельности, заявленному юридическим лицом при государственной регистрации в качестве основного. В разделе содержится информация о деятельности субъектов малого предпринимательства - малых предприятий и крестьян- ских (фермерских) хозяйств. В соответствии с законодательством Российской Федерации под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Число индивидуаль- ных предпринимателей, прошедших государственную регистрацию (перерегистрацию) в соответствии с Федеральным законом ”О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”, по данным регистрирующих (налоговых)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|