Наше восприятие мира связано
а ) с культурой, к которой мы принадлежим б) с практикой в) с опытом г) все эти ответы верны
ТЕМА 2. ОЩУЩЕНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕНСОРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА Методические рекомендации по изучению материала При изучении тем, обратить внимание на сложность различения ощущения и восприятия. При изучении вопроса об ощущении обратить внимание на сложность выделения этого процесса в целостной структуре психики человека, а так же сложность исследования ее в обыденной жизни. Исследование и анализ этого процесса невозможно без понимания психофизических и психофизиологических его механизмов. Обратить внимание на регулирующую роль ощущений во всех процессах жизнедеятельности человека, ежесекундно обеспечивающей необходимую информацию об окружающей среде и состоянии организма. Важный момент, на который следует обратить внимание – развитие чувствительности в процессе активного использования анализатора. Вопросы для изучения по теме: 1.Сущность процесса ощущения. Роль ощущений в жизнедеятельности человека. Ощущение в свете теории отражения. 2.Психофизиологические теории ощущений. Физиологические механизмы ощущений. Рефлекторный характер ощущений. Рецепторы и анализаторы. 3.Классификация ощущений. 4.Понятие о чувствительности личности. Общие закономерности ощущений: адаптация, сенсибилизация, синестезия. Развитие чувствительности. Компенсаторные возможности в области ощущений. 5. Проблема развития чувствительности Литература по теме «Ощущение» 1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975. С.133-140. 2. Хрестоматия по ощущению и восприятию. Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.Б.Михалевской. – М., 1975.
3. Экспериментальная психология. Под ред. П.Фресса и Ж.Пиаже. Вып.1 и 2. – М., 1966. 4. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психофизиология восприятия. – М., 1972. С.59-82. 5. Брунер Дж. Психология познания. – М., 1977. С. 65-78. 6. Грегори Р. Глаз и мозг.- М., 1970. С.101-130. 7. Выготский Л.С. Собр.соч. Т.2. Гл.6. С.255-264. 8. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1969. С.193-205.
Глоссарий Адаптация сенсорная –- приспособительное изменение чувствительности к интенсивности действующего на орган чувств раздражителя. Адаптация сенсорная может достигаться за счет увеличения или уменьшения абсолютной чувствительности. Процессы адаптации направлены на сохранение гомеостаза. Анализатор – нервный аппарат, осуществляющий функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внутренней и внешней среды организма. Анализатор состоит из трех частей: 1)переферический отдел – рецепторы, преобразующие определенный вид энергии в нервный процесс; 2)проводящие пути – афферентные, по которым возбуждение, возникшее в рецепторе, передается к вышележащим центрам нервной системы, и эфферентные, по которым импульсы из вышележащих центров, особенно из коры полушарий головного мозга, передаются к низшим уровням анализатора и регулируют активность рецепторов; 3)корковые проекционные зоны. Вестибулярные ощущения – ощущения движения и равновесия. Вызываются движением жидкости в полукружных каналах внутреннего уха. Взаимодействие анализаторов – влияние функционирования одного анализатора на состояние другого. Анатомо-физиологической основой взаимодействия анализаторов являются близость нервных путей и межцентральные связи анализатров. Кинестетические ощущения – ощущения, возникающие от движений тела и мышечного напряжения; вызываются механическими воздействиями на рецепторы в мышцах, сухожилиях, связках. Модальность ( от лат.modus – способ) – одно из основных свойств ощущений, их качественная характеристика (цвет – в зрении, тон и тембр – в слухе, характер запаха в обонянии и т.п.). Модальные характеристики ощущений, в отличие от других их характеристик (пространственных, временных, интенсивных) отражают свойства объективной реальности в специфической закодированной форме (длина световой волны отражается как цвет, частота звуковых волн - как тон и т.д.).
Парадоксальный холод – ощущение холода, появляющееся при воздействии очень горячего раздражителя на холодовые точки кожи. Психофизика — одна из психологических дисциплин, обычно определяемая как наука об измерении ощущений человека. П. изучает отношения между величинами физических раздражителей той или иной модальности и интенсивностью вызываемых ими ощущений, отвлекаясь при этом от рассмотрения промежуточных физиологических процессов организма.Психофизика основана Г, Фехнером, который рассматривал ее как науку о функциональных соотношениях между сознанием и телесным миром. Пытаясь решить эту общую проблему, Фехнер в своем фундаментальном труде «Элементы психофизики» (1860) уделил преимущественное внимание измерению ощущений как области, где соотношения между объективным и субъективным наиболее доступны для экспериментального исследования. Им были введены основные понятия психофизики, разработаны некоторые психофизические методы, ставшие классическими, сформулирован основной психофизический закон о соотношениях между рядами физических и психических величин. Создание Фехнером психофизики положило начало экспериментальной психологии. В настоящее время психофизика состоит из двух больших разделов: учения об измерении сенсорной чувствительности и учения о сенсорных шкалах, используемых для измерения вышепороговых ощущений. Причем предмет психофизики часто понимается шире, чем он был определен ранее. Во-первых, для оценки эффективности воздействующих раздражителей используются не только осознанные ощущения, но и др. ответные реакции организма — моторные реакции, кожно-гальваническая реакция, депрессия альфа-ритма, вызванные потенциалы и др. (объективная сенсометрия). Во-вторых, раздражителями считаются не только поддающиеся количественному измерению физические стимулы, но и любые другие стимулы, которые наблюдатель может упорядочить по какому-то их общему признаку, например почерки по степени разборчивости, цвета по степени привлекательности и т. п. В таком широком смысле психофизику можно определить как науку об ответах организма на служащие стимулами формообразования внешней среды (С. Стивене).
Принято различать классическую и т.н. современную психофизику. В области учения о порогах различие между ними состоит в том, что современная психофизика допускает существование в сенсорной системе собственных сенсорных шумов и рассматривает обнаружение раздражителей малой интенсивности как выделение слабого сигнала на фоне флуктуации этих шумов, в то время как классическая психофизика исходит из того, что единственным источником возбуждения сенсорной системы является действие раздражителя. Соответственно этому современная психофизика рассматривает реакцию ложной тревоги в качестве закономерного ответа сенсорной системы; классическая психофизика — как чисто поведенческую реакцию, вызванную исключичительно внесенсорными факторами. В области измерения вышепороговых ощущений классическая психофизика исходит из предположения о невозможности непосредственной количественной оценки субъектом интенсивности собственных ощущений и признает единственно возможными косвенные методы измерения ощущений, которые приводят к созданию шкалы накопления или едва заметных различий. Отношение между субъективным и объективным рядами, получаемое с помощью этих методов, выражается логарифмическим законом, предложенным Фехнером. Напротив, современная психофизика допускает возможность непосредственного количественного измерения величины ощущений. Реализация этого допущения привела к разработке прямых методов измерения ощущений, на основе которых строятся объективные сенсорные шкалы. Отношение субъективного и объективного рядов, получаемое с помощью прямых методов, выражается сформулированным Стивенсом степенным законом.
Термины «классическая психофизика» и «современная психофизика» следует считать достаточно условными: оба научных направления имеют своих сторонников среди современных ученых. В некоторых зарубежных работах можно встретить подразделение психофизики по методологическому принципу на объективную и субъективную (А. Пьерон). Классическая психофизика отождествляется в этом случае с объективной психофизикой, а к субъективной психофизика относят, во-первых, субъективные сенсорные шкалы, а во-вторых, в соответствии с широким толкованием предмета психофизики,— субъективные шкалы суждений (вкусов, эстетических и политических мнений и т. п.). Последние находят широкое применение в дифференциальной и социальной психологии. Рецептивное поле. Для каждого нейрона в проводящей системе или в сенсорной зоне коры существует рецепторная поверхность (например, сетчатки), стимуляция которой вызывает активность клетки. Сенсибилизация - (лат. Sensibilis – чувствительный) - повышение чувствительности органов чувств при действии на них адекватных и неадекватных раздражителей. Синестезия (греч. sunaisthesis – совместное чувство, одновременное ощущение) – явление, состоящее в том, что какой-либо раздражитель, действуя на соответствующий орган чувств, помимо воли субъекта вызывает не только ощущение, специфичное для данного органа чувств, но и одновременно еще и добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств. Наиболее распространенным проявлением синестезии является так называемый цветной слух, при котором звук наряду со слуховым ощущением вызывает и цветовое. Стимул – физическая энергия, возбуждающая рецептор и вызывающая ответ организма. Субсенсорное восприятие – (лат. sub. – под и sensus – чувство, ощущение) – форма непосредственного психического отражения действительности, обуславливаемая такими раздражителями, о влиянии которых на его деятельность субъект не может дать себе отчета; одно из проявлений бессознательного. Тесты для самопроверки 1. Когда наш мозг становится не способен делать выбор сигналов при их избыточном притоке, говорят, что мозг находится в состоянии а) сенсорной адаптации; б) привыкания; в) избирательного внимания. г) Ни один из ответов не верен.
2. Привыкание проявляется в том, что мы быстро перестаем замечать а) соприкосновение одежды с кожей; б) периодически возобновляющийся шум мотора холодильника; в) запах щей в кухне; г) Все ответы верны.
3. Физиологический порог а) представляет собой предел чувствительности рецептора;
б) определен генетически; в) может меняться с возрастом. г) Все ответы верны.
4. Опыты сенсорной изоляции, проводимые в Университете Мак-Гилла, привели к заключению, что без сенсорных стимулов а) умственные функции быстро деградируют; б) сенсорный опыт растет; в) мир внутренних образов все больше и больше обедняется; г) нарушение интеллектуальных функций становится необратимым.
5. Проведя эксперименты в изолированной камере, Лилли пришел к выводу, что а) наш опыт, вероятно, ограничен внешней реальностью; б) внешняя реальность в основном моделируется самим субъектом; в) внутренняя реальность труднодоступна. г) Ни один из ответов не верен.
Контрольные тесты по теме 1. Анатомо - физиологический аппарат, предназначенный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения представлен: а) проводниковым отделом б) рецептором в) анализатором г) все ответы верны 2. Предел чувствительности каждого органа чувств, за которым не может произойти их возбуждения, называется _____ порогом. а) нейрофизиологическим б) физиологическим в) психологическим г) психофизиологическим. 3. Способность к восприятию изменений раздражителя или к различению близких раздражителей называется: а) абсолютной чувствительностью б) дифференциальной чувствительностью в) сенсибилизацией г) адаптацией 4. Между абсолютным порогом чувствительности и чувствительностью органов чувств существует _____ зависимость. а) степенная б) логарифмическая в) прямая пропорциональная г) обратно пропорциональная 5. Сенсорная недостаточность, которая может привести к потере ориентации известна как: а) депривация б) дереализация в) девальвация г) деавтоматизация 6. Адаптация может проявиться как: а) исчезновение ощущений при длительном воздействии раздражителя б) утрата ощущений при воздействии сильного раздражителя в) повышение чувствительности под влиянием слабого раздражителя г) все ответы верны 7. Повышение чувствительности органов чувств при одновременном воздействии раздражителей на другие органы чувств, проявляется как: а) адаптация б) сенсибилизация в) синестезия г) модальность 8. Рецепторы, специализирующиеся на отражении воздействий внутренней среды организма, называются: а) экстерорецепторами б) интерорецепторами в) проприорецепторами г) все ответа неверны 9. Основное свойство ощущений,- это: а) качество б) интенсивность в) длительность г) все ответы верны
ТЕМА 3. ВОСПРИЯТИЕ КАК ПРОЦЕСС: ПОРОЖДЕНИЕ ПЕРЦЕПТИВНОГО ОБРАЗА. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ. ВИДЫ ВОСПРИЯТИЯ Методические рекомендации по изучению материала Рассмотрение восприятия следует начать со сравнения с процессом ощущения и выделения специфических характеристик восприятия: целостности, предметности, структурности, обобщенности (осмысленности), константности. Обязательным для понимания вопроса является рассмотрение дополнительных материалов (Ч.ОСГУД, Ф.ОЛЛПОРТ). Следует подчеркнуть место восприятия в структуре познавательной деятельности человека. Так, благодаря включению мышления в акт восприятия уже на уровне чувственного познания осуществляется осмысление и первоначальное обобщение. При определении условий возникновения образа восприятия обратить внимание на роль активной деятельности. В процессе активной познавательной деятельности восприятие приобретает целенаправленный, планомерный, увлекающий личность характер – становится наблюдением. Следует остановиться на вопросе о формировании этого важного для человека процесса. При рассмотрении вопроса о генезисе процесса восприятия можно использовать материалы возрастной психологии. Вопросы для изучения по теме 1.Сущность процесса ощущения. Роль ощущений в жизнедеятельности человека. Ощущение в свете теории отражения. 2.Психофизиологические теории ощущений. Физиологические механизмы ощущений. Рефлекторный характер ощущений. Рецепторы и анализаторы. 3.Классификация ощущений. 4.Понятие о чувствительности личности. Общие закономерности ощущений: адаптация, сенсибилизация, синестезия. Развитие чувствительности. Компенсаторные возможности в области ощущений. 5.Понятие о восприятии. Проблема генезиса восприятия. Роль моторных компонентов в процессах восприятия. Оперативные единицы восприятия и проблема сенсорных эталонов. 6.Перцептивные действия: задачи перцептивных действий, средства осуществления перцептивных действий, перцептивные операции, ориентировочная основа перцептивных действий. 7.Психофизиология восприятия. Иллюзии восприятия. 8. Перцептивный образ и его важнейшие особенности: предметность, целостность, избирательность, осмысленность, константность. Постоянная и временная апперцепция. Восприятие и характер деятельности личности. 9. Классификация и виды восприятия. 10. Восприятие формы и законы перцептивной организации. 11. Проблемы восприятия времени и пространства. 12. Наблюдение и наблюдательность. Формирование наблюдательности как свойства личности. Развитие наблюдательности и перестройка восприятия. 13. Развитие восприятия в онтогенезе. Литература по теме «Восприятие» 1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975. С.133-140. 2. Хрестоматия по ощущению и восприятию. Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.Б.Михалевской. – М., 1975. 3. Экспериментальная психология. Под ред. П.Фресса и Ж.Пиаже. Вып.1 и 2. – М., 1966. 4. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психофизиология восприятия. – М., 1972. С.59-82. 5. Венгер Л.А. Восприятие и обучение». –М., 1969 6. Восприятие и действие /Под ред. А.В.Запорожца. – М., 1967. 7. Логвиненко А.Д.Психология восприятия. – М., 1987. С.16-22. 8. Брунер Дж. Психология познания. – М., 1977. С. 65-78. 9. Восприятие и деятельность. Под ред. А.Н.Леонтьева. – М., 1976. С.186-192. 10. Грегори Р. Глаз и мозг.- М., 1970. С.101-130. 11. Выготский Л.С. Собр.соч. Т.2. Гл.6. С.255-264. 12. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1969. С.193-205. 13. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1970. С.112-124.
Глоссарий Агнозия -нарушение различных видов восприятия, возникающее при поражении коры головного мозга и ближайших подкорковых структур. Апперцепция ( лат.perceptio –восприятие ) – зависимость восприятия от предшествующего опыта субъекта, от общего содержания психической деятельности человека, направленности и др. личностных способностей его психической деятельности. Восприятие – 1) субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующийцелостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Гештальт - ( нем. Gestalt – образ, форма ) – функциональная структура, которая по присущим ей законам упорядочивает многообразие отдельных явлений. Термин предложен гештальтпсихологией и первоначально применялся к описанию психики, но в дальнейшем был распространен на область физических, физиологических, социальных и других явлений. Понятие о гештальте зародилось при изучении сенсорных образований, когда потребовалось отграничить от входящих в их состав отдельных компонентов (ощущений) способ их структурирования (например, хотя мелодия при ее исполнении в различных тональностях и вызывает различные ощущения, она узнается как одна и та же). Этот способ стал пониматься как гештальт, имеющий собственные законы, изучение которых гештальтпсихология выдвинула в качестве своей главной задачи. Среди законов гештальта были выделены: тяготение частей к образованию симметричного целого; группировка этих частей в направлении максимальной простоты, близости, равновесия, «прегнантность», (тенденция каждого психического феномена принять более определенную, отчетливую, завершенную форму) и др. Эти положения отразили общую методологическую ориентацию гештальтпсихологии; неправомерно придавшей характер законов отдельным фактам, выявленным при изучении процесса восприятия, а само восприятие истолковавшей как «чистый» феномен сознания, а не как психический образ объективной реальности, который строится в предметной деятельности и зависит от предшествующего опыта. Иллюзии восприятия – (лат.illusio – ошибка, заблуждение) – неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств. Иногда термином «иллюзии восприятия» называют сами конфигурации раздражителей, вызывающие подобное неадекватное восприятие. Индуцированное движение – кажущееся движение неподвижного объекта, вызываемое движением других объектов окружающих его. Например, движение луны, индуцируемое движением облаков. Замыкание – тенденция воспринимать определенные фигуры скорее законченными, замкнутыми, чем незаконченными. Например, круг с небольшим пробелом воспринимается как целая замкнутая фигура. Кажущееся движение – иллюзорное движение от одного стимула к другому как функция временного промежутка между стимулами. Примером являются движущиеся картинки. Это явление известно как «стробоскопический эффект», или «фи-феномен». Константность – относительная независимость воспринимаемых характеристик объектов от параметров раздражения рецепторных поверхностей органов чувств. Относительное движение (двигательный параллакс) – видимое перемещение более близких объектов вправо и более удаленных объектов влево, если голова движется влево (и наоборот). Транспозиция – узнавание структуры, основанное на сохранении отношений между элементами. Например, транспозиция мелодии в другую тональность. Целостность восприятия - свойство восприятия, состоящее втом, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы.
Выводы. Представление о восприятии как о создании целостного образа, обладающего осмысленностью, субъективностью, определенным уровнем схематичности, позволяет сделать важные выводы о способах формирования этой целостности (см. феномены гештальтпсихологов). Если я хочу, чтобы меня поняли, я должна так построить свое высказывание, чтобы оно было целостным, чтобы в нем присутствовали все составляющие (подумайте, в этом смысле, при каком высказывании вас не понимают). Если я составляю рекламу, я должна учитывать принцип единства фона и предмета и организовать фон таким образом, чтобы предметом выступало то, что я хочу показать. Если я веду ребенка на выставку, я должна понимать, что он увидит в картинах не обязательно то, что вижу я, а то, что определено его жизненным опытом, знаниями, интересами. Развитие восприятия – это, прежде всего, развитие способности наблюдать и наблюдательности, как систематического и целенаправленного восприятия (обследования) предмета. Тесты для самопроверки 1. По мнению" представителей школы гештальт-психологии, фигура по сравнению с фоном бывает более а) упорядоченной; б) структурированной; в) значимой. г) все ответы верны.
2. Принцип дополнения состоит в том, что мозг стремится а) дополнить плохо очерченный контур; б) сгруппировать близко расположенные друг к другу элементы; в) сгруппировать сходные элементы. г) Все ответы верны.
3. Известно, что элементы складываются в фигуру, если они имеют одинаковое направление. В этом проявляется принцип а) дополнения; б) сходства; в) непрерывности; г) симметрии.
4. Феномен перцептивной защиты а) связан с понижением порога восприятия; б) вызывается необычностью некоторых стимулов; в) облегчает узнавание некоторых слов. г) Ни один из ответов не верен.
5. Подпороговое восприятие а) может быть причиной реакций, не контролируемых сознанием; б) представляет собой неопровержимо доказанное явление; в) наблюдается только у здоровых испытуемых. г) все ответы неверны.
Контрольные тесты по теме 1. Восприятие часто принято называть: а) осязанием, б) апперцепцией, в) перцепцией, г) наблюдательностью. 2. Впервые понятие перцептивных действий было выдвинуто в: а) когнитивной психологии б) отечественной психологии в) гештальт психологии г) психологии сознания
3. Восприятие есть процесс (результат) построения образа объекта в перцептивном пространстве субъекта при: а) его непосредственном взаимодействии с этим объектом б) его опосредованном взаимодействии с этим объектом в) отсутствии воспринимаемого предмета г) все ответы неверны 4. Вид восприятия, складывающийся на основе тактильного и двигательного ощущений: а) апперцепция б) иллюзии в) наблюдательность г) осязание 5. Субсенсорное восприятие это одно из проявлений: а) бессознательного б) сознательного в) надсознательного г) все ответы верны 6. Образы, возникающие у человека без наличия внешних воздействий на органы чувств, называются: а) иллюзиями восприятия б) галлюцинациями в) фантазиями г) грезами 7. Свойство восприятия, характеризующееся восприятием тесно связанных с мышлением и с пониманием сущности предметов, называется: а) константностью б) осмысленностью в) избирательностью г) целостностью 8. Константность восприятия _____ свойство. а) врожденное б) приобретенное в) генетически обусловленное г) все ответы верны 9. Отбор информации, поступающей в мозг из окружающей среды, зависит главным образом от: а) потребностей б) интересов в) ожиданий г) все ответы верны 10. Свойство человека, проявляющееся как способность замечать в воспринимаемом малоизвестные, но существенные детали, характеризует: а) иллюзии б) перцептивные действия в) наблюдательность г) осязание ТЕМА 4. ВНИМАНИЕ: ФЕНОМЕНОЛОГИЯ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ. ИССЛЕДОВАНИЯ ВНИМАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ Методические рекомендации по изучению темы Изучение темы следует начать с понимания положения о том, что внимание не существует как самостоятельного процесса. Внимание включено во все познавательные процессы и обеспечивают эффективность их осуществления. Основные свойства внимания, обеспечивающие эту эффективность устойчивость, концентрация, переключение, сосредоточенность и др. Следует обратить внимание, на условия, обеспечивающие эффективность этих характеристик в организации познания и практической деятельности. Внимание существует и как процесс и как состояние: мы можем организовывать действие восприятия, контроля за своими действиями, но и характеризоваться общим состоянием готовности к восприятию, деятельности, решению задачи и т.п.. Понимание этих различий имеет не только теоретическое значение, но и понимание того, по каким механизмам следует организовывать этот процесс. Проанализировать статьи из дополнительных материалов (Титченер Э., Рубинштейн С.Л., Рибо Т., Джемс У). Вопросы для изучения по теме 1. Проблема “существования” внимания. 2. Внимание как состояние и процесс сознания. 3. Внимание как высшая психическая функция. Экспериментальные исследования внимания в школе Л.С. Выготского. 4. Гештальтпсихологи о внимании. 5. Постановка проблемы внимания в когнитивной психологии 6. Исследование внимания в классической психологии: методы, факты, проблемы. 7. Основные виды и свойства внимания. 8. Внимание и его функции по П.Я.Гальперину. Литература по теме Основная литература 1. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М.,1982. 2. Выготский Л.С. Собр. Соч: в 6 т. – Т.3. – М., 1983. 3. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. - М.: МГУ, 1974. 4. Гиппенрейтер Ю.Б. Деятельность и внимание // А.Н.Леонтьев и современная психология. М.,1983. 5. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. - М., 1972 6. Джемс У. Психология. М., 1991. 7. Найссер У. Познание и реальность: смысл и принципы когнитивной психологии. М.: Прогресс, 1981. 8. Романов В.Я., Дормашев Ю.Б. Постановка и разработка проблемы внимания с позиций теории деятельности // Вестник МГУ. Серия 14.: Психология. 1993, № 2. С.51-62 9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 2002. 10. Солсо Р. Когнитивная психология. М., 1996. 11. Хрестоматия по вниманию. М., 1976. 12. Экспериментальная психология /Под ред. П.Фресса, Ж.Пиаже. Вып.3 М., 1970. Дополнительная литература 1. Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т. – Т.№. – Л., 1981. 2. Восприятие. Механизмы и модели. М., 1974. 3. Джемс У. Беседы с учителями о психологии. М., 1902. 4. Добрынин Н.Ф. О селективности и динамике внимания // Вопросы психологии. 1975, №2. 5. Лурия А.Р. Внимание и память. - М., 1975. 6. Нейрофизиологические механизмы внимания /Под ред. Е.Д.Хомской. М., 1989. 7. Познавательные процессы и способности в обучении. М., 1990. 8. Суворов Н.Ф., Таиров О.П. Психофизиологические механизмы избирательного внимания. Л., 1985. 9. Хомская Е.Д. Мозг и активация. - М.: МГУ, 1972. 10. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1990.
Глоссарий Внимание – произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т.д.). Доминанта -(от лат. dominans — господствующий) — временно господствующая рефлекторная система, обусловливающая работу нервных центров в данный момент и тем самым придающая поведению определенную направленность. Учение о доминанте было, создано А. А. Ухтомским. Термин и представление о доминанте как общем принципе работы нервных центров были введены им в 1923 г. Как господствующий очаг возбуждения, доминанта суммирует и накапливает импульсы, текущие в центральную нервную систему, одновременно подавляя активность других центров. Этим объясняется системный характер и целенаправленность поведения организма, которое, будучи рефлекторным по типу, является активным, а не реактивным. Считая доминанту особым органом, Ухтомский утвердил понимание органа как функциональной системы, а не морфологически неизменного образования. Решающее значение было придано им принципу «истории системы», ритм функционирования которой воспроизводит ритм внешних воздействий. Благодаря этим воздействиям нервные ресурсы ткани в оптимальных условиях возрастают, а не истощаются. Общее направление развития нервной системы идет в сторону срочности сигнализации и управления. Нервная система отражает предметы внешней среды в их пространственно-временном единстве благодаря нераздельности пространственно-временных параметров ее деятельности (концепция хронотопа, сложившаяся у Ухтомского под влиянием теории относительности Эйнштейна). Особой Д., присущей человеку, является «доминанта на лицо другого», которую Ухтомский противопоставил индивидуалистическому мировоззрению. Иррадиация - (от лат. irradiare — сиять, испускать лучи) —• способность нервного процесса распространяться из места своего возникновения на другие нервные элементы. Согласно И. П. Павлову, иррадиация возбуждения лежит в основе генерализации условного рефлекса и зависит от интенсивности стимула. В настоящее время установлено, что эффект генерализации является результатом включения активирующих подкорковых структур. Так называемая иррадиация торможения пока недостаточно изучена. Согласно концепции П. К. Анохина (1968), это явление сводится к внешнему выражению степени доминантности биологически отрицательной реакции и ее тормозящего действия на другие реакции. Ключевые раздражители — биологически значимые для животных объекты живой и неживой природы. ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (от франц. orientation — установка, ориентация) — совокупность действий субъекта, направленных на активную ориентировку в ситуации, ее обследование и планирование поведения. Термин «ориентировочная деятельность» восходит к И. П. Павлову, который в качестве особой формы активности организма выделил ориентировочный рефлекс из ряда других рефлексов, указав на его специфическую функцию (установление связи между сигналом, реакцией и подкреплением) и происхождение из рефлекса «биологической осторожности». Различают собственно ориентировочный рефлекс (настройка анализаторов на лучшее восприятие раздражителя, торможение предшествующей активности) и ориентировочную (ориентировочно-исследовательскую) деятельность. Основными и самыми общими задачами ориентировочной деятельности являются: анализ проблемной ситуации, установление отношения между элементами ситуации и их актуальных значений, построение плана действия, а по ходу выполнения действия — его контроль и коррекция. Необходимым условием осуществления ориентировочной деятельности является наличие различных форм психического отражения, которые, будучи включенными в структуру ориентировочной деятельности, обеспечивают реализацию ее функций: подготовку, регулирование и контроль поведения субъекта в индивидуально-изменчивых ситуациях. Существенное отличие ориентировочной деятельности человека от ориентировочной деятельности животных состоит в том, что при планировании и регулировании поведения человек опирается на накопленные обществом знания о предметах и способах действия с ними, их социальном значении и общественные формы отношений. Тесты для самопроверки 1. Стимул или объект имеет тем больше шансов привлечь внимание, чем он а) новее; б) сложнее; в) интенсивнее; г) Все ответы верны.
2. Наш мозг а) способен декодировать одновременно различные сигналы; б) постоянно фильтрует сигналы; в) легче интегрирует зрительные сигналы; г) может быть внимательным одновременно к зрительным и слуховым сигналам.
3. Скорее привлекут наше непроизвольное внимание предметы, а) имеющие яркую окраску; б) отличающиеся от других предметов; в) имеющие для нас особое значение; г) все ответы верны.
4) Основной функцией внимания является а) обеспечение жизнедеятельности; б) ориентировку в окружающей среде; в) повышение эффективности деятельности; г) регуляция деятельности.
Контрольные тесты по теме 1. Внимание - это _____ направленность создания на определенный предмет, который при этом представляется ясно и отчетливо. а) избирательная б) рассеянная в) распределенная г) все ответы неверны 2. Сторонники ____ считают, что все феномены внимания можно объяснить законами структурного восприятия: а) ассоционизма б) когнитивной психологии в) гештальтпсихологии г) психологии сознания 3. Основанием классификации внимания на зрительное и слуховое выступает: а ) ведущий анализатор б) предмет отражения в) форма существования материи г) характер связи с практикой 4. Условием возникновения непроизвольного внимания является: а) новизна раздражителя б) неожиданность раздражителя в) интерес человека г.) все ответы верны 5. Произвольное внимание обусловлено: а) осознанием долга и обязанности б) наличием интересов, мотивов, побуждений в) привычкой работать, выполнять ту или иную деятельность г) все ответы верны 6. Степень сосредоточенности сознания на объекте есть: а) объем внимания б) концентрация внимания в) распределение внимания г) переключение внимания 7. В. Вундт установил, что объем внимания составляют _____ простых впечатлений: а) четыре б) пять в) шесть г)семь 8. Комплексной характеристикой внимания является показатель его: а) скорости б) точности в) успешности г) объема 9. Степень и объем внимания связаны: а) прямой зависимостью б) обратной зависимостью в) логарифмической зависимостью г) нелинейной зависимостью U-образного типа
ТЕМА 5. ПАМЯТЬ: ФАКТЫ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ. ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ, ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ Мет Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|