Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конца XIX - начала XX века




Вторая половина XIX - начала XX века – время бурных событий в России: развивался капитализм, которому мешало самодержавие и феодальные отношения; монархия пыталась проводить реформы, ввести парламентаризм, конституцию; постоянные войны. Всеобъемлемость наступающего кризиса диктовала необходимость всеобъемлющего философского подхода к решению всех проблем. Появляются сторонники западной и национальной политической ориентации, радикалы и либералы, буржуазные философы и религиозная философия.

Религиозная философия была неоднородной: ортодоксальное направление, демократическое и либеральное.

Ортодоксальное: твердо придерживалось канонов (Леонтьев, Федоров).
Леонтьев являлся последователем «философии тотальности» – общество в своем развитии проходит три стадии: юношеской простоты, зрелой сложности и старческого упрощения. Власть должна препятствовать наступлению третьей стадии. Самая благодатная – вторая. Она выпала Западной Европе в средние века, затем начался период ее разрушения. Капитализм – выраждение. Россия тоже подошла к третьему этапу, чтобы удержать ее надо мобилизировать консервативные силы: самодержавие и православие. Прогресс не может быть познанным, т.к. это предмет веры. Идеальное общество – Византия с ее аскетизмом в религии и абсолютной монархией. Россия должна переориентироваться на Восток и превратить его в новый мировой христианский центр.
Федоров делал упор не только на религию, но и нравственность. Основное зло для человека – в смерти из-за слепых сил природы. Изучение ее с помошью науки и техники позволило бы вывести личность из этого унизительного положения. Все должны жить вечно и быть счастливы. Свое учение связывал с христианством, т.к. в нем существует идея вечной жизни. Идею личного спасения Христа он считал безнравственной. Природа вражды людей – в их стремлении к самосохранению.
Демократическое: (Достоевский, Толстой). Религия важнейший элемент жизни общества, но отрицают официально принятую религиозную доктрину.
Достоевский: основой развития России должна быть национальная почва. Не сомневался в богоизбранности русского народа, которому суждено спасти все человечество от капитализма и социализма. Религия базируется на нравственных мотивах. Носитель нравственных идеалов – народ. Огромную роль играют избранные люди – цельные, чистые, они совершенствуют окружающих. Религия – вера в себя, в свое совершенствование. Нельзя отвечать насилием на насилие.
Толстой: Его философия наднациональная и надправославна. Каждый человек должен себя нравственно совершенствовать. Чем покорнее и пассивнее человек, тем быстрее этот процесс завершится. Нравственные идеалы брать из религии. Отвергал догматы православия: о триединстве, о божественнойсущности Христа, о загробном мире…, но не отрекался от религии. Главное зло – в насилии, порождающем новое насилие. Отказаться от борьбы и продолжать нравственно совершенствоваться. Реализовать это можно в обществе, где нет государства, власти: они и есть носители зла. Уничтожить его можно, уклоняясь от государственных обязанностей. Пришел к Анархизму.
Либеральное: (Соловьев, Бердяев, Флоренский). Сочетание эмпиризма и мистицизма. Среднее между ортодоксальным и демократическим.
Соловьев: идея духовной телесности. Материя и тело связаны и являются вместилищем божественного человеческого духа. Совершенствование жизни – полное одухотворение материи и материализации идеи. Стремился к утверждению на земле правды, которая воплощает христианский идеал спасения, реализующийся в переходе к богочеловечеству. Над всем миром – единый бог, нужно создать вселенскую церковь, которая объединит все разновидности христианства. Вселенская общность доступна через любовь, в том числе и половую. Совершенство любви способно людей бессмертными. Всеединство – это и единство мудрости. Она воплощает в себе истину и цельное знание.
Бердяев: философия – это чистое творчество в отличие от науки, которая всегда должна приспосабливаться к необходимости бытия. История и природа вечны и включают в себя несотворенную свободу. Зло в мире истекает из этой свободы. «Бог мир создает, себя в мире проявляет, но не управляет миром». Человеку бог необходим как нравственный идеал и надежда на спасение, а богу человек нужен, как покаявшийся грешник, стремящийся к богочеловеческому образцу. Достичь такого результата человек может лишь через катастрофу, конец света, страшный суд. В результате наступит новый мир – вечное царствие свободы и духа, человеческое бессмертие.
Флоренский: Мир находится в рабстве у пожирающей смерти и в этих условиях наше сознание видит единственное спасение, чтобы обрести некие абсолютные устои – Истину. Путем сложных логических рассуждений Флоренский приходит к выводу, что Истина – это христианская троица: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Святой Дух. Узреть эту Истину можно только через Любовь, которую дает Вера. Для ее характеристики Флоренский, как и многие русские философы, обращается к категории Софии, Бог, говорит он, порождает каждую тварь и ее предвечный образ присутствует в Боге. Вместе с тем, каждая тварь любит Бога. Таким образом, Флоренский приходит к признанию Всеединства, утверждая спасительный путь для каждого через любовь к Богу и его творению – Человеку.

Русская религиозная философия этого периода представляет собой попытку соединить теорию познания мира с традициями христианской культуры и достижениями современной науки.

 

Таким образом, при формировании русской философии XIX века определились основные ее тенденции. Прежде всего, русский ум отказывается от интеллектуального европоцентризма и обращается к религиозным истокам культуры, русская философия становится по преимуществу религиозной. Философский гений вслед за писательским обращается к Православию, ищет источники вдохновения в русской культуре, в отечественной проблематике. И в отталкивании от гипертрофированного западного рационализма, и в темах, и в методологии русская философия развивается в русле платоновской традиции, испокон веков передающейся через православный эллинизм, патристику и русское Средневековье: от платоновского образного мышления к экзистенциальному, от платоновского идеализма, созерцания мира вечных идей, к богосозерцанию и созерцанию драмы творения Божьего. С самого начала русский философский ум охватывает широкий круг проблем. В постановке бытийных вопросов и в методологии русская философия во многом предварила развитие европейской философии новейшего времени. Философия России XIX века обогатила русскую культуру, усложнила национальное сознание. Русская философия изначально является метаэкзистенциальной: ориентирована на духовные основы бытия, отвечает на вопрошания национального духа, соответствовует национальному характеру и умозрению. Все это во многом предопределило характер русской философии века XX.

Сегодня перед отечественной философией стоят сложнейшие проблемы осмысления сущности человека, его духовного мира, познания, путей общественного развития, исторических судеб России, наконец, выживания человечества – и все это применительно к новым условиям конца XXвека. Плодотворное решение этих задач непосредственно связано с лучшими традициями русской философии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...