Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности государственного регулирования экономики в России




Особенностью России является то, что роль государства в экономике здесь всегда была более значительной, чем в европейских странах, по причинам экономического, социального, национального, географического, природно-климатического порядка.

Россия - гигантская страна с исключительным разнообразием природно-климатических особенностей. В то же время население и природные ресурсы расположены на этой огромной территории структурно диспропорционально: 80 % населения России живет в европейской части страны и только 20 - в ее азиатской части. Природные ресурсы же располагаются наоборот: 85% их находится к востоку от Урала и только 15 - в Европейской России. Гигантские размеры страны сами по себе определяют большую роль государства в создании социальной и экономической инфраструктуры, без чего практически не может быть развития не только рыночной экономики, но и любой другой.

В России формируется многоукладная экономика. Притом не в исторической последовательности, как на Западе, не в движении от простого к сложному, от зачатков рыночных отношений к их многообразию и сочетанию в рамках этого многообразия.

Капиталистические страны представлены четко очерченной социально-классовой структурой в соответствии с многообразием существующих там форм собственности, где определяющей, детерминирующей формой собственности является частная. Именно она задает «правила игры», определяя в целом направление развития хозяйства.

В России еще не сложилась окончательно структура общественно-экономических укладов. Соответственно, неочерченной остается и социально-классовая структура. Главный уклад - общественный, государственный - размывается, разлагается. За счет него образуются другие.

Кроме того, специфичность обстановки в России выражается в том, что, казалось бы, идут мощные процессы приватизации.

С монополией государства в экономике покончено, так как в его руках в настоящее время осталось менее 40 % промышленных предприятий, которые к тому же в большей своей части акционированы, а следовательно, государством не управляются.

В социально-экономических процессах все более и более проясняется, становится все очевиднее роль Российского государства.

Прежде всего, оно должно выступить как организатор-предприниматель и верховный регулятор экономики. Оно должно стать «надукладной» силой и локомотивом развития.

В чем же должна состоять роль государства в период перехода к рыночной экономике?

. В разработке и утверждении «правил игры» для предприятий и населения на рынке. Должно быть четко, недвусмысленно определено юридическое, правовое обеспечение предпринимательства, включая важнейшую его сторону - конкуренцию. Указанное правовое обеспечение должно четко предусматривать три аспекта: поощрение и стимулирование предпринимательства и конкуренции, в случае необходимости их ограничение и, конечно же, - защита предпринимательства и конкуренции.

. В определении приоритетов макроэкономического развития (в том числе, структурный аспект развития); в поддержке или стремлении поддерживать, на каком бы этапе развития ни находилась страна, равновесия между AD и AS с целью наиболее эффективного функционирования рыночного механизма.

. В реализации социальных программ, организации социальной защиты. Здесь ориентиром являются недопущение понижения уровня жизни народа. Как задача минимум, и обеспечение процветания страны, нации - как программа максимум. Безусловно, реализация и далее просто разработка наших программ создадут заведомо благоприятные социальные и экономические условия предпринимательству. Государство обязательно должно в вышеуказанном аспекте особое внимание уделить перераспределению доходов и богатства. Совершенствовать систему трансфертных платежей.

Государство напрямую должно заниматься регулированием экономической деятельности с целью достижения поставленных задач перед национальной экономикой.

. В корректировке распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта.

Крайне необходимо, во-первых, создать новый машиностроительный комплекс, во-вторых, увеличить долю производства предметов потребления и, соответственно, уменьшить производство средств производства, в-третьих, уменьшить степень милитаризации экономики в пользу гражданских отраслей, в-четвертых, создать максимально благоприятные условия для развития сельского хозяйства, в-пятых, создать мощную и широко разветвленную сеть социальной и экономической инфраструктуры.

. В стабилизации экономики, в контроле за уровнем занятости и недопущении ее уменьшения.

Необходима разработка показателя полной занятости для России как критерия определения безработицы - высокая она или низкая, и какую социальную и экономическую политику надо вести в этом направлении.

. Важнейшей задачей государства является борьба против инфляции, понижение ее темпов и доведение ее до 3-4 % в год.

Без сведения темпов инфляции к указанной величине в 3-4 % невозможен экономический рост, так как ни местный национальный капитал, ни иностранный не заинтересованы в инвестициях в производство из-за угрозы вообще потерять эти инвестиции.

Тезисно определим формы и направления государственного стимулирования становления рынка в России.

. Регулирование капитальных вложений в экономику с целью совершенствования структуры производимого национального продукта и, в целом, ускорения темпа общественного воспроизводства.

. Регулирование рынка реализации всего национального производства с усилением уклона в пользу экспортных отраслей, организация государственных закупок, потребительского кредита.

. Создание, организация и регулирование рынка рабочей силы с целью недопущения обострения социальной напряженности. Установление законодательным путем максимальной продолжительности рабочей недели, минимальной заработной платы, порядка и размеров взносов на нужды социального страхования, стимулирования профессионального обучения и переподготовки кадров.

. Стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.

В условиях перехода к рыночной экономике, к постиндустриальной цивилизации государство перестает играть только традиционную политическую роль. Государство не может уже не решать общенациональные проблемы социального, экономического характера.

государство экономика рыночный переходный


Практикум

Как известно, между «провалами» современного рынка и направленностью экономической политики государства существует определенная взаимосвязь. Установите данную взаимосвязь, заполнив таблицу: указывая справа конкретные направления корректирующего и дополняющего воздействия государства на отмеченные слева «провалы» рынка.

«Провалы» современного рынка Направления экономической политики государства
Тенденция к монополизации рынков  
Неустойчивые темпы экономического роста  
Недоиспользование ресурсов  
Неполная занятость  
Нестабильность общего уровня цен  
Циклический характер развития производства  
Неравномерное распределение информации о рыночных сделках и о качестве товаров  
Неравномерное распределение доходов  
Существование нерыночных взаимосвязей и взаимозависимостей, не находящих отражения в ценах  
Несостоятельность рынка по предоставлению населению общественных благ  

Решение задачи:

«Провалы» современного рынка Направления экономической политики государства
Тенденция к монополизации рынков Антимонопольная политика, поддержание конкурентной среды
Неустойчивые темпы экономического роста Политика стимулирования экономического роста
Недоиспользование ресурсов Сглаживание циклических колебаний, структурная политика
Неполная занятость Политика борьбы с безработицей
Нестабильность общего уровня цен Антиинфляционная политика
Циклический характер развития производства Антициклическая политика
Неравномерное распределение информации о рыночных сделках и о качестве товаров Информационная политика государства
Неравномерное распределение доходов Политика доходов, социальная политика
Существование нерыночных взаимосвязей и взаимозависимостей, не находящих отражения в ценах Устранение негативных внешних эффектов и стимулирование позитивных
Несостоятельность рынка по предоставлению населению общественных благ Производство государством общественных благ

 


Заключение

Современная экономика - это сотни тысяч предприятий, производящих огромную номенклатуру товаров и услуг. Движение массы разнообразных товаров в условиях рынка дополняется движением денег, ценных бумаг, обменом важнейшими технологиями, знаниями, информацией.

С помощью только рыночного механизма невозможны глубокие структурные изменения производства, стратегические прорывы в области науки и техники, организация денежного обращения, решения региональных и межгосударственных проблем и т.д.

Таким образом, рыночной экономике присуши несовершенства или пороки рыночного механизма, для устранения которых необходимо активное вмешательство государства в экономические процессы.

Мировая практика показала, что нет и не может быть эффективной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства.

Государство вовлекается в рыночную экономику с целью поддержания экономической стабильности, макроэкономического равновесия, сглаживания циклических спадов и подъемов в развитии экономики.

Вмешательство государства в воспроизводственный процесс было характерно на всех этапах развития рыночной экономики.

С уверенностью можно сказать, что вмешательство государства в рыночное хозяйство должно быть экономически оправданным и допустимым в таких масштабах, которые способствуют повышению экономической эффективности. В любом случае государственное вмешательство в хозяйственную жизнь должно быть ограничено и поэтому одна из основных задач рыночной экономики - добиться оптимума в соотношении государственного вмешательства и рыночной стихии. Перекос в ту или иную сторону неизбежно приводит к нежелательным негативным результатам.

Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Деятельность государства направлена на достижение генеральной цели - блага человека, его нравственного и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности.

Экономические функции современного государства довольно многообразны и сложны. Каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику. Ее содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используются для достижения той или иной цели.

Переходная Россия отличается несформировавшейся системой социально-классовой структуры. Она реструктурируется, то есть создается по существу заново.

Если на Россию взглянуть в настоящее время в аспекте политическом, мы увидим «лоскутное одеяло», состоящее из 89 субъектов Федерации, из которых добрые три десятка представляют собой национальные образования, генерирующие исключительно мощные центробежные силы, стремящиеся развалить не только некогда мощный СССР, но и современную ослабленную Россию.

Государственное регулирование экономики - это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям. Оно выступает как составная часть процесса воспроизводства и решает задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения сдвигов в отраслевой структуре производства и уменьшения неравенства в распределении доходов.

Свои регулирующие функции государство выполняет, применяя разнообразные методы и формы воздействия на экономику, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования.


Список литературы

1. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. М.: ПРИОР, 2009.

.   Буикина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. М.: ДИС, 2007.

.   Булатов А.С. Экономика. М.: Бек, 2006. Гл. 14

.   Гальперин В.М., Гребенников П.И., Мусский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика. СПб, 2007.

.   Джеффери Д.Сакс, Фелипе Ларрен Б. Макроэкономика. Глобальный подход. М.: Дело, 2006.

.   Жуков Е.Ф. Общая теория денег и кредита. -М.: Банки и биржи. 2005.

.   Козырев В.М. Основы современной экономики.- М.: Финансы и статистика, 2008.

.   Мамедов О.Ю. Современная экономика. М.: Феникс, 2006.

9. Основы экономической теории // Под ред. Камаева В.Д., М.: Владос, 2009.

10. Пол А. Семюелсон, Вильям Д. Нордгауз. Макроэкономика. М.: Основы, 2010.

11. Самуальсон П. Экономика. М.: Прогресс, 2007.

12. Современная экономика: Учеб. Пособие / Под ред. О. Ю. Мамедов. - 2-е изд. доп. - М.: Зевс, 2007.

13. Хейне П. Экономический образ мышления. М.: Новости. 2008. Гл. 15, 22.

.   Чепурин М.Н. Курс экономической теории. Киров: АСА. 2009.

15. Шишлов А.Л. Макроэкономика. М., 2007.

.   Экономическая теория (политэкономия). /Под ред. Журавлевой Г.П., Видяпина В.И. 2007.

.   Экономическая теория/ Под ред. И.П.П Николаевой. М.: ПРОСПЕТ, 2008.

.   Мау В. Экономическая политика России: в начале новой фазы // Вопросы экономики, 2007. - №3. - С.16.

19. Плышевский Б.П. Финансовое положение: новые тенденции.//Финансы. 2007. № 2. С. 18

.   Рогова О.Л. Социально-экономическое положение России// Деньги и кредит. 2008. № 1. С. 12

.   Сергиенко О.А. Стимулирование долгосрочного экономического роста. //Финансы.2007. №12. С.7

22. Ясин Е., Алексашенко С., Гавриленков Е., Дворкович А. Реализация либеральной стратегии при существующих ограничениях. // Вопросы экономики, 2008, №7. С. 35

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...