Глава 6. Анализ состояния нефтяной промышленности .
Доля России в мировой добыче минерального сырья остается высокой и составляет по нефти 11.6%, по газу — 28.1, углю — 12-14%. По объему разведанных запасов минерального сырья Россия занимает ведущее положение в мире. При занимаемой территории в 10% в недрах России сосредоточено 12-13% мировых запасов нефти, 35% — газа, 12% — угля. В структуре минерально-сырьевой базы страны более 70% запасов приходится на ресурсы топливно-энергетического комплекса (нефть, газ, уголь). Общая стоимость разведанного и оцененного минерального сырья составляет сумму 28.5 трлн долларов, что на порядок превосходит стоимость всей приватизируемой недвижимости России. Таблица 8 Топливно-энергетический комплекс Российской Федерации
Топливно-энергетический комплекс является опорой отечественной экономики: доля ТЭК в общем объеме экспорта в 1996 г. составит почти 40% (25 млрд долл.). Около 35% всех доходов федерального бюджета на 1996 г. (121 из 347 трлн руб.) планируется получить за счет деятельности предприятий комплекса. Ощутима доля ТЭК в общем объеме товарной продукции, которую российские предприятия планируют выпустить в 1996 г. Из 968 трлн руб. товарной продукции (в действующих ценах) доля предприятий ТЭК составит почти 270 трлн руб., или более 27% (табл. 8). ТЭК остается крупнейшим промышленным комплексом, осуществляющим капитальные вложения (более 71 трлн руб. в 1995 г.) и привлекающим инвестиции (1.2 млрд долл. только от Всемирного банка за два последних года) в предприятия всех своих отраслей.
Нефтяная промышленность Российской Федерации на протяжении длительного периода развивалась экстенсивно. Это достигалось за счет открытия и ввода в эксплуатацию в 50-70-х годах крупных высокопродуктивных месторождений в Урало-Поволжье и Западной Сибири, а также строительством новых и расширением действующих нефтеперерабатывающих заводов. Высокая продуктивность месторождений позволила с минимальными удельными капитальными вложениями и сравнительно небольшими затратами материально-технических ресурсов наращивать добычу нефти по 20-25 млн т в год. Однако при этом разработка месторождений велась недопустимо высокими темпами (от 6 до 12% отбора от начальных запасов), и все эти годы в нефтедобывающих районах серьезно отставали инфраструктура и жилищно-бытовое строительство. В 1988 г. в России было добыто максимальное количество нефти и газового конденсата — 568.3 млн т, или 91% общесоюзной добычи нефти. Недра территории России и прилегающих акваторий морей содержат около 90% разведанных запасов нефти всех республик, входивших ранее в СССР. Во всем мире минерально-сырьевая база развивается по схеме расширения воспроизводства. То есть ежегодно необходимо передавать промысловикам новых месторождений на 10-15% больше, чем они вырабатывают. Это необходимо для поддержания сбалансированности структуры производства, чтобы промышленность не испытывала сырьевого голода. В годы реформ остро встал вопрос инвестиций в геологоразведку. На освоение одного миллиона тонн нефти необходимы вложения в размере от двух до пяти миллионов долларов США. Причем эти средства дадут отдачу только через 3-5 лет. Между тем для восполнения падения добычи необходимо ежегодно осваивать 250-300 млн т нефти. За минувшие пять лет разведано 324 месторождения нефти и газа, введено в эксплуатацию 70-80 месторождений. На геологию в 1995 г. было истрачено лишь 0.35% ВВП (в бывшем СССР эти затраты были в три раза выше). На продукцию геологов — разведанные месторождения — существует отложенный спрос. Однако в 1995 г. геологической службе все же удалось остановить падение производства в своей отрасли. Объемы глубокого разведочного бурения в 1995 г. возросли на 9% по сравнению с 1994 г. Из 5.6 трлн рублей финансирования 1.5 трлн рублей геологи получали централизованно. На 1996 г. бюджет Роскомнедра составляет 14 трлн рублей, из них 3 трлн — централизованные инвестиции. Это лишь четверть вложений бывшего СССР в геологию России.
Сырьевая база России при условии формирования соответствующих экономических условий развития геологоразведочных работ может обеспечить на сравнительно длительный период уровни добычи, необходимые для удовлетворения потребностей страны в нефти. Следует учитывать, что в Российской Федерации после семидесятых годов не было открыто ни одного крупного высокопродуктивного месторождения, а вновь приращиваемые запасы по своим кондициям резко ухудшаются. Так, например, по геологическим условиям средний дебит одной новой скважины в Тюменской области упал с 138 т в 1975 г. до 10-12т в 1994 г., т. е. более чем в 10 раз. Значительно возросли затраты финансовых и материально-технических ресурсов на создание 1 т новой мощности. Состояние разработки крупных высокопродуктивных месторождений характеризуется выработкой запасов в объемах 60-90% от начальных извлекаемых запасов, что предопределило естественное падение добычи нефти. В связи с высокой выработанностью крупных высокопродуктивных месторождений качество запасов изменилось в худшую сторону, что требует привлечения значительно больших финансовых и материально-технических ресурсов для их освоения. Из-за сокращения финансирования недопустимо уменьшились объемы геологоразведочных работ, и как следствие снизились приросты запасов нефти. Если в 1986-1990 гг. по Западной Сибири прирост запасов составлял 4.88 млрд т, то в 1991-1995 гг. из-за снижения объемов разведочного бурения этот прирост снизился почти вдвое и составил 2.8 млрд т. В создавшихся условиях для обеспечения потребностей страны даже на ближайшую перспективу требуется принятие государственных мер по наращиванию сырьевой оазы.
Переход к рыночным отношениям диктует необходимость изменения подходов к установлению экономических условий для функционирования предприятий, относящихся к горнодобывающим отраслям промышленности. В нефтяной отрасли, характеризующейся невозобновляющимися ресурсами ценного минерального сырья — нефти, существующие экономические подходы исключают из разработки значительную часть запасов из-за неэффективности их освоения по действующим экономическим критериям. Оценки показывают, что по отдельным нефтяным компаниям по экономическим причинам не могут быть вовлечены в хозяйственный оборот от 160 до 1057 млн. т запасов нефти. Нефтяная промышленность, имея значительную обеспеченность балансовыми запасами, в последние годы ухудшает свою работу. В среднем падение добычи нефти в год по действующему фонду оценивается в 20%. По этой причине, чтобы сохранить достигнутый уровень добычи нефти в России, необходимо ввдить новые мощности на 115-120 млн. т в год, для чего требуется пробурить 62 млн. м эксплуатационных скважин, а фактически в 1991 г. пробурено 27.5 млн м, а в 1995 – 9.9 млн. м. Отсутствие средств привело к резкому сокращению объемов промышленного и гражданскоого строительства, особенно в Западной Сибири. Вследствие этого произошло уменьшение работ по обустройству нефтяных месторождений, строительству и реконструкции систем сбора и транспорта нефти, строительству жилья, школ, больниц и других объектов, что явилось одной из причин напряженной социальной обстановки в нефтедобывающих регионах. Программа строительства объектов утилизации попутного газа была сорвана. В результате в факелах сжигается ежегодно более 10 млрд. м3 нефтяного газа. Из-за невозможности реконструкции нефтепроводных систем на промыслах постоянно происходят многочисленные порывы трубопроводов. Только в 1991 г. по этой причине потеряно более 1 млн т нефти и нанесен большой урон окружающей среде. Сокращение заказов на строительство привело к распаду в Западной Сибири мощных строительных организаций.
Одной из основных причин кризисного состояния нефтяной промышленности является также отсутствие необходимого промыслового оборудования и труб. В среднем дефицит в обеспечении отрасли материально-техническими ресурсами превышает 30%. За последние годы не создано ни одной новой крупной производственной единицы по выпуску нефтепромыслового оборудования, более того, многие заводы этого профиля сократили производство, а выделяемых средств для валютных закупок оказалось недостаточно. Из-за плохого материально-технического обеспечения число простаивающих эксплуатационных скважин превысило 25 тыс. ед., в том числе сверхнормативно простаивающих — 12 тыс. ед. По скважинам, простаивающим сверхнормативно, ежесуточно теряется около 100 тыс. т нефти. Острой проблемой для дальнейшего развития нефтяной промышленности остается ее слабая оснащенность высокопроизводительной техникой и оборудованием для добычи нефти и газа. К 1990 г. в отрасли половина технических средств имела износ более 50%, только 14% машин и оборудования соответствовало мировому уровню, потребность по основным видам продукции удовлетворялась в среднем на 40-80%. Такое положение с обеспечением отрасли оборудованием явилось следствием слабого развития нефтяного машиностроения страны. Импортные поставки в общем объеме оборудования достигли 20%, а по отдельным видам доходят и до 40%. Закупка труб достигает 40 - 50%. С распадом Союза усугубилось положение с поставками нефтепромыслового оборудования из республик СНГ: Азербайджана, Украины, Грузии и Казахстана. Являясь монопольными производителями многих видов продукции, заводы этих республик взвинчивали цены и сокращали поставки оборудования. Только на долю Азербайджана в 1991 г. приходилось порядка 37% выпускаемой для нефтяников продукции. В результате разрушения системы материально-технического обеспечения, сокращения бюджетного финансирования и невозможности самофинансирования буровых работ нефтедобывающими объединениями из-за низкой цены на нефть и безудержно растущих цен на материально-технические ресурсы началось сокращение объемов буровых работ. Из года в год сокращается создание новых нефтедобывающих мощностей и происходит резкое падение добычи нефти. Значительный резерв сокращения объема буровых работ — повышение дебита новых скважин за счет совершенствования вскрытия нефтяных пластов. В этих целях необходимо кратное увеличение бурения горизонтальных скважин, дающих увеличение дебита против стандартных скважин до 10 и более раз. Решение вопросов качественного вскрытия пластов позволит повысить первоначальный дебит скважин на 15-25%.
В связи с систематической недопоставкой в последние годы нефтегазодобывающим предприятиям материально-технических ресурсов для поддержания фонда в работоспособном состоянии использование его резко ухудшилось. Косвенной причиной роста неработающего фонда скважин является также низкое качество оборудования, поставляемого отечественными заводами, что ведет к неоправданному росту объемов ремонтных работ. Таким образом, нефтяная промышленность России к 1992 г. уже вступила в кризисное состояние несмотря на то, что она располагала достаточными промышленными запасами нефти и большими потенциальными ресурсами. Однако за период с 1988 по 1995 гг. уровень добычи нефти снизился на 46.3%. Переработка нефти в Российской Федерации сосредоточена в основном на 28 нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ): на 14 предприятиях объем переработки нефти превышал 10 млн т в год и на них перерабатывалось 74.5% всего объема поступающей нефти, на 6 предприятиях объем переработки составлял от 6 до 10 млн тв год и на остальных 8 заводах — менее 6 млн т в год (минимальный объем переработки 3.6 млн т в год, максимальный — около 25 млн т в год). Мощности отдельных НПЗ РФ по объемам перерабатываемого сырья, структура их производственных фондов существенно отличаются от зарубежных нефтеперерабатывающих предприятий. Так, основная доля нефти в США перерабатывается на НПЗ мощностью 4-12 млн т/год, в Западной Европе — 3-7 млн т в год. В табл. 9 приведены показатели производства основных нефтепродуктов в РФ и развитых капиталистических странах. Таблица 9 Показатели производства основных нефтепродуктов в РФ и развитых капиталистических странах.
В структуре производства и потребления РФ значительно больший удельный вес занимают тяжелые остаточные нефтепродукты. Выход светлых близок к их потенциальному содержанию в нефти (48-49%), что указывает на низкое использование вторичных процессов глубокой переработки нефти в структуре отечественной нефтепереработки. Средняя глубина переработки нефти (отношение светлых нефтепродуктов к объему переработки нефти) составляет около 62- 63%. Для сравнения, глубина переработки на НПЗ промышленно развитых стран составляет 75-80% (в США — около 90%) С начала 90-х годов в условиях относительно стабильного спроса на светлые нефтепродукты наблюдалось понижение уровня загрузки по большинству процессов. Дальнейшее падение этого показателя и, как следствие, глубина переработки, достигшей минимума в 1994 г. (61.3%), вызвана снижением потребления моторного топлива в условиях углубляющегося спада промышленного производства по России в целом. На отечественных заводах недостаточно развиты процессы гидроочистки дистиллятов, отсутствует гидроочистка нефтяных остатков. НПЗ являются крупными источниками загрязнения окружающей среды: суммарные выбросы вредных веществ (диоксида серы, окиси углерода, окислов азота, сероводорода и др.) в 1990 г. составили 4.5 кг на тонну переработанной нефти. Сравнивая мощности углубляющих и облагораживающих процессов на предприятиях Российской Федерации с аналогичными данными по зарубежным странам, можно отметить, что удельный вес мощностей каталитического крекинга в 3 раза меньше, чем в ФРГ, в 6 раз меньше, чем в Англии, и в 8 раз ниже по сравнению с США. До сих пор практически не используется один из прогрессивных процессов — гидрокрекинг вакуумного газойля. Такая структура все меньше соответствует потребностям национального рынка, поскольку приводит, как уже отмечалось, к избыточному производству мазута при дефиците высококачественных моторных топлив. Упомянутый выше спад производительности головного и вторичных процессов лишь отчасти является следствием снижения поставок нефти на нефтеперерабатывающие предприятия и платежеспособного спроса потребителей, а также большой изношенности технологического оборудования. Из более 600 основных технологических установок отечественных НПЗ только 5.2% (в 1991 г.— 8.9%) имеют срок эксплуатации менее 10 лет. Подавляющее же большинство (67.8%) введено в строй более 25 лет назад и требует замены. Состояние установок первичной перегонки в Российской Федерации в целом наиболее неудовлетворительное. Прямым следствием неудовлетворительного состояния основных фондов нефтеперерабатывающей промышленности является высокая себестоимость и низкое качество товарных нефтепродуктов. Так, не подвергающийся гидрообессе-риванию мазут имеет низкий спрос на мировом рынке и используется лишь в качестве сырья для производства светлых нефтепродуктов. Ужесточение в 80-х годах в большинстве промышленно развитых стран правительственного контроля за состоянием окружающей среды привело к значительному изменению технико-технологической структуры зарубежных НПЗ. Новые стандарты качества моторных топлив (так называемых "реформулированных" моторных топлив) предусматривают: — для бензинов — значительное снижение содержания ароматических (бензола до 1%) и олефиновых углеводородов, сернистых соединений, показателя летучести, обязательное добавление кислородсодержащих соединений (до 20%); — для дизельных топлив — снижение содержания ароматических углеводородов до 20-10% и сернистых соединений до 0,1-0,02%. В 1992 г. доля неэтилированных бензинов в общем производстве бензинов в США превысила 90%, в Германии — 70%. Япония производила только неэтилированные бензины. На отечественных НПЗ продолжается производство этилированного бензина. Доля неэтилированных бензинов в общем объеме производства авто бензинов в 1991 г. составила 27.8%. Удельный вес их производства практически не увеличивался в течение последних лет и составил в настоящее время около 45%. Основная причина заключается в отсутствии финансовых средств на модернизацию и строительство установок, производящих высокооктановые компоненты, а также мощностей по производству катализаторов. На предприятиях России в основном вырабатывали автобензин А-76, не отвечающий современным требованиям развития двигателестроения. Несколько лучше состояние производства дизельного топлива как экспортно-способного продукта. Доля малосернистого топлива с содержанием серы до 0.2% в 1991 г. составила 63.8%, в 1995г. - до 76%. В 1990-1994 гг. быстрыми темпами сокращались производство и ассортимент смазочных масел. Если в 1991 г. общий объем производства масел составил 4684.7 тыс. т, то в 1994 г. — 2127.6 тыс. т. Наибольшее сокращение производства масел имело место на грозненских (в настоящее время производство закрыто), Ярославском, Новокуйбышевском, Орском, Пермском и Омском НПЗ. Особая роль в развитии нефтегазового комплекса принадлежит системе нефтепродуктообеспечения. Значимость трубопроводного транспорта для функционирования нефтяного комплекса определена Указом Президента РФ от 7 октября 1992 г., в соответствии с которым государство сохранило за собой контроль над акционерной компанией "Транснефть". На территории Российской Федерации эксплуатируются 49.6 тыс. км магистральных нефтепроводов, 13264 тыс. куб. м резервуарных емкостей, 404 нефтеперекачивающие станции. В настоящее время острой проблемой является поддержание действующей системы магистральных нефтепроводов в работоспособном состоянии. Нефтепроводная система формировалась в основном в 1960-1970 гг. в соответствии с ростом объемов добычи нефти. Сроки эксплуатации их довольно значительны — 45% нефтепроводов имеют возраст до 20 лет, 29%—от 20 до 30 лет. Свыше 30 лет эксплуатируется 25.3% нефтепроводов. Дальнейшая их эксплуатация в условиях повышенного износа требует значительных усилий по поддержанию их в работоспособном состоянии. Ввиду резкого сокращения спроса на российском рынке и рынках стран СНГ потребности в транспортировке нефти и нефтепродуктов в пределах территории России и ближнего зарубежья за период 1991-1994 гг. резко снизились, вследствие чего загрузка отдельных трубопроводов уменьшилась в 1.12-2.8 раза. В результате значительная часть нефтепроводов, в том числе нефтепровод "Дружба", работают не в полном режиме, что вызывает повышенную коррозию внутренней поверхности, снижение К. ПД и надежной работы насосных агрегатов. В то же время заметно увеличилась нагрузка (на 15-28%) на транспортные артерии, по которым осуществляются поставки нефти и нефтепродуктов в дальнее зарубежье. Сокращение платежеспособного спроса потребителей также приводит к затовариванию нефтью всей системы магистральных нефтепроводов и резервуаров, что ставит под угрозу ее управляемость. По оценкам специалистов, при накоплении в системе более 5.8 млн т нефти, как это было в первой половине 1994 г., рациональное регулирование потоков становится невозможным. Одним из основных лимитирующих факторов, негативно влияющих на развитие экспорта российской нефти морским транспортом, является пропускная способность экспортных трубопроводов и явно недостаточная мощность морских нефтяных терминалов. Оставшиеся у России после распада СССР четыре порта с терминалами — Новороссийск, Туапсе, Находка и Владивосток способны отгрузить не более 40 млн т нефти в год. Еще около 20 млн т российской нефти экспортируется через украинский порт Одесса и латвийский Венте-пиле. Другой проблемой является транспортировка высоко-сернистой нефти. В бывшем СССР эта нефть перерабатывалась в основном на Кременчугском НПЗ. Сдерживает развитие нефтяного рынка отсутствие до настоящего времени единой системы взаимных расчетов за изменение качества нефти в процессе транспортировки. Это связано с тем, что основные нефтепроводы имели большие диаметры и предназначались для транспортировки значительных объемов нефти на дальние расстояния, что заведомо предопределяло перекачки нефтей в смеси. По некоторым оценкам, ежегодные, только по ОАО "ЛУКОИЛ", потери от ухудшения потребительских свойств нефти и неэквивалентного перераспределения стоимости нефти между производителями достигают минимум 60-80 млрд руб. К началу 90-х годов система нефтепродуктообеспечения (НПрО) включала в себя 1224 нефтебазы, 496 филиалов нефтебаз, 9893 стационарных и передвижных автозаправочных станций, систему резервуаров суммарной емкостью порядка 28 миллионов кубометров. Потребительский товарооборот отрасли составлял около 320 млн т нефтепродуктов. Система нефтепродуктообеспечения входила в Госкомнеф-тепродукт и состояла из 52 территориальных управлений. Из общего количества нефтебаз 5.7% составляли перевалочные, 76.4% — железнодорожные, 14.2% — водные и 3.9% — глубинные распределительные нефтебазы. К числу наиболее крупных нефтебаз системы НПрО относятся Астраханская нефтебаза, Архангельская, Туапсинская, Находкинская, Волгоградская, Узбекская, Махачкалинская, Усть-Кутская, Ярославская. Суммарная емкость резервуарного парка каждой из этих нефтебаз превышает 100000 кубометров. Этот же период характеризовался интенсивным ростом трубопроводного транспорта нефтепродуктов, протяженность которого в однониточном исчислении к началу девяностых годов составляла 15472.9 км магистральных трубопроводов, и с отводами от них к нефтебазам обшей протяженностью 5051.9 км. Крупнейшими инженерными сооружениями системы НПрО являются магистральные трубопроводные коммуникации Юго-Западного и Уральского направлений, суммарный объем перекачки по которым составлял более 80% объема перекачки по трубопроводам. НПрО страны включает в себя и нефтепродуктообеспечи-вающие структуры целого ряда отраслей, к числу которых относятся прежде всего транспортные системы: железнодорожного и автомобильного транспорта, сельского хозяйства. К концу 80-х годов предприятия авиации обеспечивались нефтепродуктами специальным структурным подразделением — службами ГСМ (горюче смазочных материалов). Служба между федеральными и региональными органами исполнительной власти в части развития конкурентоспособности предприятий и организаций ТЭК. Основными объектами нефтепродуктораспределения на автомобильном транспорте являются АЗС (стационарные и передвижные) и раздаточные комплексы маслохозяйства автотранспортных предприятий. Начиная с 1990 г. быстрыми темпами происходит трансформация системы НПрО. В этот период единая система Госкомнефтепродукта РСФСР была реорганизована сначала в концерн "Роснефтепродукт", структурные элементы которого, в свою очередь, преобразованы в подразделения государственного предприятия "Роснефть" (Главнефтепродукт), акционерных компаний "ЛУКОЙЛ", "ЮКОС", "Сургутнефтегаз", "СИДАНКО", "Транснефть" и "Транснефтепродукт" (всего 77 нефтесбытовых предприятий). Главнефтепродукт интегрирует деятельность остатков структуры концерна "Рос-нефтепродукт", из которой исключены все магистральные нефтепродуктопроводы, количество нефтебаз снижено до 864, а емкость резервуарного парка — на величину около 4.25 млн куб. м. Таким образом, роль централизованного снабжения нефтепродуктами неуклонно снижалась. В 1994 г. по сравнению с 1993 г. объемы поставок автомобильного бензина через централизованную систему сократились с 75 до 66%, дизельного топлива с 60 до 45%, мазута с 40 до 14%. Складывающаяся система НПрО практически в полном объеме удовлетворяет платежеспособный спрос. Периодически возникающие сбои в поставках отдельных видов топлива вызваны такими причинами, как стремлением местных властей сдерживать рост цен, не считаясь с реальным положением на рынке нефтепродуктов, повышением заводских цен и др. Все большее влияние на формирование рынка нефтепродуктов оказывают транспортные издержки. Повышение железнодорожных тарифов на перевозку наливных грузов по железной дороге на расстояние свыше 3 тыс. км сделало нерентабельной транспортировку нефтепродуктов даже при самых выгодных условиях их приобретения на НПЗ. Управление нефтяной и газовой промышленностью в СССР осуществлялось через систему группы министерств — Министерства геологии СССР, Министерства нефтяной промышленности, Министерства газовой промышленности, Министерства нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР, а также Главного управления по транспорту, хранению и распределению нефти и нефтепродуктов при Совете Министров РСФСР (Главнефтеснаб РСФСР) и Главнефтеснабов союзных республик. Большую роль в обеспечении развития отраслей играло Министерство строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности. Руководство нефтедобывающей промышленностью осуществляло общесоюзное Министерство нефтяной промышленности. Оно объединяло геологоразведочные, буровые, нефтегазодобывающие предприятия, предприятия по переработке попутного газа, организации по транспорту нефти по магистральным нефтепроводам, научно-исследовательские и проектные институты и располагало механоремонтны-ми заводами, транспортными предприятиями и другими подсобно-вспомогательными предприятиями и организациями. В ведении Министерства нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР (Миннефтехимпром СССР) находились предприятия по переработке нефти и производству нефтепродуктов, продуктов основного органического синтеза (синтетические спирты, фенол, ацетон, моющие средства и др.), синтетического каучука, предприятия технического углерода и резиноасбестовых изделий, научно-исследовательские и проектные институты и вспомогательные предприятия и организации. Министерство газовой промышленности (Мингазпром, с 1989 г. государственный концерн "Газпром") объединяло предприятия по добыче газа и газового конденсата, переработке газа, поискам газовых месторождений, бурению газовых скважин, по производству газовой аппаратуры, научно-исследовательские и проектные институты, вспомогательные предприятия и организации. Главнефтеснаб РСФСР и Главнефтеснабы союзных республик осуществляли планирование, оперативное руководство и развитие объектов системы нефтеснабжения (снабжение нефтепродуктами, экспортные поставки и т.п.). Нефтяная и газовая промышленность сосредоточены в ряде экономических районов страны. Важнейшие предприятия этих отраслей действуют в Западной Сибири, Урало-По-волжье, на Северном Кавказе и Тимано-Печоре, а также в тех республиках бывшего союзного государства, которые в настоящее время стали суверенными — Украине, Закавказье, Казахстане и Средней Азии. Руководство предприятиями нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической и газовой промышленности в этих районах осуществлялось преимущественно производственно-территориальными объединениями. Основными звеньями в нефтяной и газовой промышленности являлись геологопоисковая контора, нефтегазодо-бывающее управление, управление буровых работ, нефтеперерабатывающий завод и т.п. Огромное значение для реализации хозяйственной самостоятельности предприятий имел Закон СССР о государственном предприятии (объединении), который был введен в действие с 1 января 1988 г., по которому они становились во многом самостоятельными и ответственными субъектами экономики. В конце 80-х годов возникла ситуация, когда односторонняя зависимость отрасли от предприятий машиностроительного комплекса усиливалась, и решать проблемы технического перевооружения и материально-технического снабжения нефтяной промышленности без развития собственной базы машиностроения стало невозможно. В 1999 г. нефтегазовой отрасли были переданы 1 1 машиностроительных заводов Минтяжмаша СССР. На базе 23 машиностроительных предприятий отрасли и 9 заводов бывшего Минхиммаша СССР был создан машиностроительный концерн "Нефтегазмаш" с объемом выпуска продукции свыше 600 млн руб. в год. Главной задачей концерна являлось обеспечение нефтегазодобы-вающих и буровых предприятий запасными частями, инструментом и важнейшими видами нефтепромыслового и бурового оборудования. Однако потребности отрасли в продукции машиностроения за счет собственного производства удовлетворялись только на 25%. Кроме концерна "Нефтегазмаш", в 1989 г. была создана ассоциация "Нефтегазгеофизика", призванная поднять эффективность геофизических работ. К концу 80-х годов вся практика хозяйствования подводила к тому, что необходима радикальная перестройка добывающего комплекса, превращение монопродуктовой отрасли в конкурентоспособную отрасль по всему спектру продукции — от сырья до продуктов глубокой переработки и сбыта продукции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|