Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Роль индивидуально психологических особенностей травматизма у отечественных сотрудников нефтебазы





 

На современном этапе развития науки психологические особенности аварийности, травматизма, происшествий стали изучать более тщательно и всесторонне. И, например, пришли к выводу, что в авиации очень большой процент происшествий, примерно 70%, происходит за счет индивидуальных психологических особенностей. При этом само название «психологические особенности» часто сводилось к термину «личный» или «личностный».

В истории рассматриваемой проблемы индивидуального, далее личного фактора, в травматизме - это как раз то же самое, что личный фактор в происшествиях, личный фактор в различного рода авариях, экстремальных ситуациях и т.д. Происхождение термина «личный фактор», видимо, восходит к проблемам личности, которая занимает в психологии центральную позицию.

Исследование личностного или личного фактора в травматизме, аварийности проводилось и в нашей стране еще в 20-30 годы прошлого века. В них принимали участие такие ученые как И.Н. Шпильрейн, С.Г. Геллерштейн, Д.И. Рейтынбарг, К.К. Платонов, А.И. Колодная и другие.

Мы должны сказать, что проблема травматизма в промышленности руководителями так называемого психотехнического движения у нас в стране И.Н. Шпильрейном и С.Г. Геллерштейном считалась наиболее сложной и запутанной. Почему же? Можно допустить, что травматизм - системное явление, оно зависит не только от техники, но и от человека.

Поэтому когда мы говорим о травматизме и о роли техники, роли человека, то действительно, здесь, образно говоря, можно перепутать, от чего зависел травматизм. Например, в нашей практике, известен случай, когда рабочий, для того чтобы устранить неисправность, остановил станок, поставив на защелку специальный рычаг. Затем начал устранять неисправность. А станок с этой защелки сошел, и рабочий получил травмы рук. Кто здесь виноват, рабочий или техника? Можно приводить и другие примеры.

Психологические факторы проявления опасности, в частности - это сонливость, усталость, неудовлетворенность трудом, аффективное состояние, состояние депрессии, фрустрации. Все это влияет на поведение человека, причем многогранно, в том числе проявляется неожиданно. Причем проявляется так, что предотвратить аварию или травму часто оказывается невозможным.



Чаще всего психологические факторы проявляются сложным образом. И это задача из задач в отношении исследования психологических факторов в травматизме и аварийности. Например, сложным образом проявляется травматизм на мотивационном уровне, когда человек почему-либо ведет себя так, а не иначе, или объяснить, например, мотивацию человека, которому совершенно не нужно спешить и который, тем не менее, рискуя, перебегает дорогу перед идущей машиной.

Существуют различные подходы, различные попытки объяснить психологические факторы травматизма и аварийности, и единой общепринятой теории нет. Например, очень известной является теория Карла Марбе, представителя так называемой Вюрцбургской научной психологической школы. К. Марбе работал в Вюрцбургском университете в Германии, занимался проблемами психологии установки и связывал травматизм, который происходит у людей, с недостаточно быстрой переключаемостью установок.

Самое интересное в исследованиях К. Марбе заключается в том, что он выдвинул идею об «унфеллерах», неуспешниках, то есть людях, которые рождены быть фатальным образом подвергнутыми или травматизму или аварийности или где-то с ними произойдет происшествие. Один из последователей этой школы Фармер говорил, что несчастниками рождаются так же, как и музыкантами. К. Марбе исходил из биологического подхода.

Получалось так, что наследственность обусловливала этот фактор подверженности опасности. Идеи К. Марбе были подвергнуты критике. Но, тем не менее, эта теория получила широкое развитие и является одной из классических.

Другой тоже очень известной теорией, хотя прямо не связанной с травматизмом, является теория, выдвинутая Зигмундом Фрейдом. З. Фрейд специально не занимался вопросами травматизма, но он занимался вопросами о повреждениях, а, занимаясь вопросами о повреждениях, он касался вопросов и травматизма. Например, в своей книге «По ту сторону принципа удовольствия» он писал, что целью всей жизни человека является смерть, что состояние неживое более устойчивое, чем живое. А в другой своей книге «Психопатология обыденной жизни» он писал, что когда кто-либо из его домашних жалуется, что прикусил себе язык или прищемил палец, то вместо ожидаемого участия получает в ответ: «А зачем ты это сделал?».

Фрейд исходил из своей психоаналитической теории, когда стремление человека, его внутренняя мотивация были направлены либо к привычным удовольствиям, либо в равной мере стремлению к смерти, то есть, обусловлены инстинктами Эрос или Танатос.

Первой отечественной монографией, которая широко освещала личный фактор в травматизме и аварийности, была монография М.А. Котика, она появилась в 1981 году и выдержала два переиздания. Но надо отметить, что еще в 1968 году вышла небольшая книга в издательстве «Профиздат», переводная книга венгерских ученых Иштвана Балинта и Михая Мурани «Психология безопасности труда», в которой содержались идеи о предотвращении травматизма и аварийности за счет учета психологических факторов. Данные этой книги тоже позволяют говорить о значительной роли указанных факторов.

Существуют и другие подходы. Например, проблемой психологических факторов в аварийности и травматизме занимался С.А. Елисеев, предложив концепцию аксидентальных способностей, как способностей противодействия опасности в любом виде деятельности. Аксидентальные спортивные способности в теоретическом отношении рассматривали С.А. Елисеев и Н.В. Журин.

Психологические факторы аварийности и травматизма в той или иной форме упоминали в своих работах К.К. Платонов, В.Г. Лоос и другие, то есть психологические факторы деятельности так или иначе высвечиваются, причем больше всего они получили научное развитие в промышленности.

В отношении психологии, которая касается других видов деятельности, можно говорить много. Но начать надо с того, что не существует видов деятельности, которые были бы совершенно безопасны. Любой вид деятельности, даже который кажется совершенно безопасным, на самом деле является опасным и поэтому требует исследования в отношении безопасности. Дело заключается в том, что опасность проявляется очень многогранно, она может быть физической, она может быть и социальной.

Из всего вышесказанного получается, что все люди по-разному защищены от опасности: одни лучше, другие хуже, и поэтому вопрос в психологии безопасности деятельности стоит примерно так: «Как сделать, чтобы люди с различными структурами личности лучше обеспечивали безопасность своей деятельности?».

Один из отечественных психологов Е.А. Климов, разработал основы понятия «Индивидуальный стиль деятельности» (ИСД). Оказалось, что человек в значительной мере работает в зависимости от типа темперамента, определяя свою индивидуальную успешность и, как мы полагаем, безопасность. Когда человек работает успешно и безопасно - это самый лучший вариант, хотя сочетаний может быть больше.

То есть, если нам удается каким-либо образом сформировать у того же спортсмена индивидуальный стиль деятельности, то это самый лучший вариант. Мы имеем в виду индивидуальный безопасный стиль деятельности (ИБСД). Однако, в экстремальных ситуациях, которые нередки в спортивных состязаниях, высокого уровня ИСД достичь не удастся, так как решающее значение для успешности и безопасности будут иметь основные свойства нервной системы. Компенсировать их несоответствие деятельности не удастся в области абсолютной спортивной профпригодности.

Своеобразный тип производственного травматизма появился вместе с возникновением современной техники. Такой техникой управляет человек - оператор. Между ним и управляемым объектом устройство, в котором он видит возможность контролировать ту или иную ситуацию. Причем многие виды работ стали работами такого операторского профиля. Это не только работа летчика, но и работа оператора на машиностроительном заводе, управляющего прокаткой металлов.

На сегодняшний день, несмотря на тенденцию уменьшения производственного травматизма на нефтебазах, абсолютные цифры его достаточно высоки. Практика показывает, что причины травматизма и аварийности чаще всего связаны с человеческим фактором, проявления которого многосторонни: ин-женерные упущения; недостатки в организации работ, использовании оборудования; неправильная оценка состояния дел на производстве и т.д. Человеческий фактор - многогранное понятие, которое включает ряд составляющих: это не только знания человека, дисциплинированность, исполнительность, но и его психофизиологические особенности (повышенная эмоциональность, рассеянность, отношение к опасности и т.д.).

Большую роль в профилактике травматизма играет выявление индивидуально-психологических особенностей-то своеобразие психологических черт и реакций, которые делают каждого человека неповторимой личностью. Учет этих особенностей в целях обеспечения

необходимой работоспособности в сложной обстановке является одной из задач профессионального психологического отбора. Актуальность психологического отбора, в особен-ности представителей опасных профессий, определяется двумя факторами: х аракте ром тру да и возможностями выбора, зависящими от количества претендентов. Последнее определяет в частности тактику психологического отбора, выбор только самых перспективных, либо отсев наименее профессионально пригодных.

 

 


 

Заключение

 

Производственный травматизм на нефтебазах называют «болезнью XX века». По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), смертность от несчастных случаев в наше время занимает 3-е место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Причем эта «болезнь» поражает преимущественно молодых трудоспособных людей.

Невозможно примириться со страданиями и смертью, которые приносит людям производственный травматизм. Ведь это в определенной мере порождение человеческих рук, издержки технического прогресса. Чтобы излечить общество от этой страшной «болезни», очевидно, следует идти тем же путем, которым идет медицина, научившаяся бороться со многими болезнями, считавшимися неизлечимыми.

Вылечить конкретного человека - значит вновь возвратить ему здоровье. Излечить от болезни общество - значит создать такие условия, при которых заболевание практически невозможно. Подобное избавление от болезней называется профилактикой. Это - важнейший принцип медицины. Профилактика производственного травматизма - единственный эффективный метод борьбы с ним.

Рассмотрев основные элементы такого явления, как производственный травматизм на нефтебазе, необходимо еще раз подчеркнуть значимость активной деятельности по усовершенствованию аппарата предотвращения травматизма в производственной сфере.

Основные принципы государственной политики в области охраны труда - приоритет жизни и здоровья работников на протяжении их производственной деятельности, обеспечение гарантий права работников на охрану труда. В функции государства входит принятие законов и нормативных правовых актов, направленных на совершенствование правоотношений в области охраны труда.

Министерства и ведомства разрабатывают единые нормативные требования в области безопасности и гигиены труда. Государство осуществляет надзор и контроль над соблюдением законодательства по вопросам охраны труда. При улучшении и оздоровлении условий работы труда важными моментами, является комплексная механизация и автоматизация технологических процессов, применение новых средств вычислительной техники и информационных технологий в научных исследованиях и на производстве.

Осуществление мероприятий по снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также улучшение условий работы труда ведут к профессиональной активности трудящихся, росту производительности труда и сокращение потерь при производстве.

Поэтому, необходимо стремиться минимизировать вероятность возникновения травмоопасной ситуации путем разработки и внедрения мероприятий по снижению риска получения травмы. Налицо необходимость быть предусмотрительными, аккуратными и обдуманными в своей деятельности, поскольку отсутствие этих качеств может стать одной из причин получения травмы в процессе производства.

 


 

Список литературы

 

1. Дарьин В.М. «Охрана труда на предприятии», М., Феникс, 2011

2. Малыгин В.С. «Требования к охране труда на предприятии», М., ЮНИТИ, 2008

.   М.В. Дулясова «Ущерб работников нефтегазовых производств от несчастных случаев: Учеб.пособие». - М.: РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, 2010

4. Официальный сайт 10-го Чемпионата мира по пожарно-спасательному спорту 2014 года.

5. От редакции: Умерли на работе // Ведомости, 19.11.2013

.   Раздорожный А.А. «Охрана труда и производственная безопасность», М., «Экзамен», 2010

.   http://ru.wikipedia.org/wiki/Травматизм

.   http://zarplatoved.ru/documents/dokumenti-dlya-fss-rf/finansirovanie-predupreditelnih-meropriyatii-po-travmatizmu/Финансирование предупредительных мероприятий по травматизму

9. http://sci.aha.ru/ATL/ra53h.htm

10. http://umka.nrpk8.ru/library/courses/bgd/tema1_4.dbk





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.