История России с древнейших времен до 1861 года
Н Павленко История России с древнейших времен до 1861 года
Павленко Н & Андреев И & Кобрин В & Федоров В История России с древнейших времен до 1861 года
Николай Иванович ПАВЛЕНКО, Игорь Львович АНДРЕЕВ, Владимир Борисович КОБРИН, Владимир Александрович ФЕДОРОВ ИСТОРИЯ РОССИИ с древнейших времен до 1861 года Под редакцией Н. И. Павленко ОГЛАВЛЕНИЕ: Введение Глава I. Первобытный строй в Восточной Европе и Сибири 1. Хозяйственный и общественный строй первобытных племен 2. Северное Причерноморье и степная зона Восточной Европы в I тысячелетии до н. э. - V - VI вв. н. э. Глава II. Зарождение феодальных отношений 1. Основные закономерности генезиса и развития феодального строя 2. Восточные славяне в дофеодальный период 3. Образование Древнерусского государства и его социальный и политический строй 4. Принятие христианства 5. Отношения Киевской Руси с ее соседями 6. Культура, общественная мысль и быт Киевской Руси Глава III. Удельный период 1. Переход к удельному периоду, его предпосылки и причины 2. Ростово-Суздальская земля в XI - XIII вв. 3. Галицко-Волынская земля в XII - XIII вв. 4. Новгородская феодальная республика в XII - XIII вв. 5. Борьба русского народа против немецких, шведских и датских феодалов 6. Нашествие Батыя. Установление монголо-татарского ига на Руси 7. Культура русских земель в XII - XIII вв. Глава IV. Борьба против ордынского ига. Объединение русских земель вокруг Москвы. 1. Социально-экономический и политический строй Руси второй половины XIII - первой половины XV в. 2. Начало объединения русских земель 3. Великое княжество Литовское в XIII - первой половине XV в. 4. Русь в конце XIV - первой половине XV в. Феодальная война
5. Церковь во второй половине XIII - XV в. Глава V. Единое Российское государство второй половины XV XVI в. 1. Завершение политического объединения Руси во второй половине XV - первой трети XVI в. 2. Социально-экономический и политический строй Российского единого государства 3. Внешняя политика России второй половины XV - первой трети XVI в. 4. Внутренняя и внешняя политика 30 - 50-х годов XVI в. 5. Внутренняя и внешняя политика 60-х - начала 80-х годов XVI в. Опричнина 6. Культура и быт Руси второй половины XIV - XVI в. Глава VI. Смутное время в начале XVII в. 1. Московское государство в конце XVI - начале XVII в. Учреждение патриаршества 2. Начало смуты. Авантюра Лжедмитрия I 3. Восстание Болотникова 4. "Тушинский вор" 5. I и II ополчения. Освобождение Москвы Глава VII. Российское государство при первом Романове 1. Земский собор 1613 г. Избрание Романовых 2. Завершение и последствия смуты 3. Смоленская война Глава VIII. Российское государство при Алексее Михайловиче 1. Крепостное хозяйство и развитие крепостного права 2. Возникновение мануфактур Глава IX. Начало формирования абсолютизма 1. Эволюция центрального и местного управления 2. Дело патриарха Никона Глава X. Социальные движения 1. Городские восстания. Уложение 1649 г. 2. Движение под предводительством С. Т. Разина 3. Раскол в Русской православной церкви Глава XI. Внешняя политика 1. Воссоединение Украины с Россией и война с Речью Посполитой 2. Русско-османские и русско-крымские отношения 3. Освоение Сибири Глава XII. Культура и быт 1. Обмирщение русской культуры 2. Быт Глава XIII. Предпосылки и начало преобразований Петра Великого 1. У истоков преобразований 2. Начало борьбы за выход к Балтийскому морю 3. Тяготы войны. Восстания в Астрахани и на Дону Глава XIV. Оформление абсолютизма 1. Вторжение Карла XII в Россию. Полтавская виктория 2. Административные реформы
3. Церковная реформа 4. Внутренняя политика 5. Окончание Северной войны и образование Российской империи Глава XV. Преобразования в области культуры и быта 1. Просвещение. Научные знания 2. Литература. Искусство 3. Дело царевича Алексея. Публицистика 4. Новшества в быту Глава XVI. Российская империя в 1725 - 1762 гг. 1. Дворцовые перевороты 2. Внутренняя политика в 1725 - 1762 гг. 3. Церковь на службе государства 4. Внешняя политика 5. Культура России в 30 - 50-е годы XVIII в. Глава XVII. Россия при Екатерине Великой 1. Первые годы царствования 2. Уложенная комиссия 1767 - 1768 гг. Глава XVIII. Крестьянская война и ее последствия 1. Канун крестьянской войны 2. Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева 3. Внутренняя политика после крестьянской войны 4. Церковная политика Глава XIX. Внешняя политика 1. Русско-турецкие войны 2. Россия и революция во Франции. Разделы Речи Посполитой 3. Внутренняя и внешняя политика Павла I Глава XX. Культура и быт во второй половине XVIII в. 1. Общественно-политическая мысль 2. Просвещение и наука 3. Литература и искусство 4. Быт Глава XXI. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в. 1. Территория, население и его социальная структура 2. Кризис крепостничества 3. Начало промышленного переворота 4. Внутренняя и внешняя торговля Глава XXII. Внутренняя и внешняя политика при Александре I 1. Внутренняя политика в 1801 - 1812 гг. 2. Войны с Ираном и Османской империей 3. Участие России в антинаполеоновских коалициях 1805 1807 гг. Русско-шведская война 1808 - 1809 гг. 4. Отечественная война 1812 г. Заграничный поход русской армии в 1813 - 1814 гг. 5. Международное положение России и внутренняя политика в 1815 - 1825 гг. Глава XXIII. Освободительное движение. Декабристы 1. Формирование декабристской идеологии 2. Союз спасения и Союз благоденствия 3. Декабристские организации в 1821 - 1825 гг. 4. Восстание декабристов Глава XXIV. Внутренняя и внешняя политика при Николае I 1. Внутренняя политика 2. Основные направления внешней политики 3. Восточный вопрос 4. Россия и Кавказ в первой половине XIX в. Присоединение Казахстана 5. Крымская война Глава XXV. Освободительное движение и общественно-политическая мысль в России в 20 - 50-е годы XIX в.
1. Кружки конца 20-х - начала 30-х годов 2. Теория "официальной народности". Славянофилы и западники 3. Формирование революционно-демократического направления русской общественной мысли Глава XXVI. Русская православная церковь в первой половине XIX в. 1. Управление церковью. Приходское духовенство 2. Монастыри и монашество 3. Система духовного образования 4. Конфессиональная политика Александра I и Николая I Глава XXVII. Культура и быт в первой половине XIX в. 1. Особенности развития русской культуры 2. Литература и искусство 3. Просвещение. Наука и техника 4. Изменения в быту Хронология Библиография ================================================================ В учебнике излагается история России с древнейших времен до 1861 г. Получили освещение основные проблемы социально-экономического и политического развития, вопросы истории культуры и быта в соответствии с представлением о них современной исторической науки. Первое издание вышло в 1996 г. Для студентов, преподавателей и всех интересующихся историей. ================================================================ ВВЕДЕНИЕ В настоящем учебнике прослежен исторический путь народов, населявших нашу страну на протяжении первобытнообщинного и феодального строя. Он показан с разной степенью полноты, обусловленной наличием или отсутствием соответствующих источников, а также изученностью в исследованиях ученых. Главная сквозная тема учебника - производительная деятельность народных масс. Очень длительное время она протекала в малоблагоприятных условиях - суровый климат, низкое плодородие почвы, огромные пространства, которые можно было осваивать только лишь экстенсивным путем, чтобы добывать необходимые средства к существованию, - все это замедляло развитие производительных сил. Хотя географический фактор не является определяющим, он тем не менее играет важную роль, особенно на ранних этапах развития общества, когда зависимость человека от природы была большей, чем в последующее время. Именно влияние географических условий приводило к тому, что производительность труда в основной отрасли хозяйства - земледелии - веками оставалась низкой. В районах сосредоточения основной массы русского средневекового населения после ордынского нашествия - в современном Нечерноземье - пашня давала чрезвычайно низкие урожаи. Плодородные земли Дона, Кубани и Причерноморья были пущены в достаточно ощутимый хозяйственный оборот только в конце XVIII в.
Не способствовало интенсивному росту производительных сил и отсутствие в определенный период морских путей сообщения, считавшихся в средние века и новое время самыми дешевыми и удобными. Наконец, неблагоприятное влияние на развитие страны оказало монголо-татарское иго. На русский народ обрушился удар воинственных полчищ Чингисхана, Батыя и других завоевателей. Нашествие принесло народам нашей страны неисчислимые беды: цветущие города и села были превращены в пепелища, на целые десятилетия исчезли многие виды ремесла, погибли или оказались в плену сотни тысяч горожан и селян. Наступившее вслед за этим иго два с половиной столетия иссушало душу русского народа и поглощало плоды труда народных масс. Но и после его свержения русские и украинские земли из года в год подвергались опустошительным набегам со стороны осколка Золотой Орды - Крымского ханства. Набеги крымских феодалов на южные уезды Русского государства в XVI - XVII вв. нанесли колоссальный урон экономике и сопровождались потерями сотен тысяч людей, уводимых в плен. Совокупность перечисленных выше неблагоприятных условий задерживала развитие производительных сил. В итоге Россия позже ряда стран Западной Европы встала на путь капиталистического развития. Наши предки заслуживают тем большего уважения, что они и в этой обстановке осваивали новые земли, развивали ремесло, сохранили язык и культуру и подарили миру великих ученых и поэтов, зодчих и живописцев, мыслителей и техников. Развитие производительных сил от собирательства до многопольных систем земледелия и от изготовления рубил до появления мануфактур и фабричного производства с системой машин является важнейшей сквозной темой учебника. Следующая сквозная тема - рассмотрение процесса формирования могущественного государства, от Киевской Руси до Российской империи, от полунезависимых княжеств до многонациональной страны, объединившей родственные русский, украинский и белорусский народы, а также другие народности, от скромного по размерам Московского княжества до государства, чьи границы простирались от Тихого океана до берегов Балтики и от Ледовитого океана до Черного и Каспийского морей. В ходе длительного процесса складывания государства русскому и другим народам нашей страны не раз приходилось браться за оружие, чтобы отстоять свою независимость.
В средние века на суверенитет нашей Родины покушались шведские феодалы и немецкие рыцари, монголо-татарские ханы и польские феодалы. В новое время наша страна подверглась нападению двух агрессоров, вторгшихся на ее территорию: шведского короля Карла XII и французского императора Наполеона. Учебник повествует о славных страницах прошлого, о героизме и жертвах, понесенных народами нашей страны в ходе борьбы за свою независимость. Третья сквозная тема - история социальных конфликтов, борьба угнетенных против угнетателей. Долгое времяв историографии эта тема освещалась односторонне, избегая сюжетов, не укладывающихся в сложившиеся стереотипы. Поскольку историки руководствовались известным высказыванием Маркса и Энгельса о том, что история предшествующего общества есть история борьбы классов, то игнорировался общеизвестный факт: антагонистические классы это не только противоположность и противостояние, но и единство, между ними существуют определенные связи, взаимозависимость. Так, для феодального общества характерно наличие патриархальных отношений; обращали, например, внимание на изуверства Салтычихи и игнорировали находящийся на поверхности факт непосредственной зависимости благосостояния помещика от благосостояния крестьянина. Всякий здравомыслящий помещик понимал, что разоренный крестьянин - непригодный объект для извлечения из его хозяйства доходов, что такой крестьянин становился для него обузой. Отсюда патернализм в их отношениях, оказание помощи крестьянину в восстановлении хозяйства, порушенного стихийными бедствиями и пожарами, осуществлявшейся либо самим помещиком, либо понуждаемой к тому сельской общиной. Второй изъян в освещении событий того времени относится к крестьянским войнам. Он состоял в игнорировании их разбойного характера, умалчивании грабежей и разрушений производительных сил. Не осуждались убийства, жестокость, падение нравственных устоев, сопровождавшие крестьянские войны. Кстати, некоторые историки насчитывают четыре крестьянские войны, в то время как их было всего две; ни смута, ни движение Булавина к крестьянским войнам не относятся. Третий недостаток заключен в общей оценке крестьянских войн - на них смотрели как на двигатель прогресса. На наш взгляд, ближе к истине был Г. В. Плеханов, утверждавший, что крестьяне в этих войнах боролись не за новые порядки, с которыми было сопряжено повышение уровня эксплуатации, а за сохранение идеализированных ими старых устоев. Наконец, предпринята попытка пересмотреть оценку движения декабристов, преодолеть утвердившиеся в советской историографии восхваление конституции П. Пестеля и негативное отношение к конституции Н. Муравьева. Четвертая сквозная тема - развитие государственности, прошедшее тоже длительный путь от ее примитивных форм в виде княжеской администрации до образования единого государства и создания высшей формы феодального государства - абсолютной монархии. Прежние догмы, как известно, решающую роль в изменении форм государственности отводили экономике. Этому тезису придавали глобальный характер, распространяли его на все страны, в том числе и на Россию. Между тем поиски экономических предпосылок возникновения в России единого государства оказались бесплодными: предпосылки отсутствовали, а единое государство все же сложилось. Равным образом в стране отсутствовало равновесие между дворянством и буржуазией, которое, согласно марксистско-ленинскому учению, являлось условием возникновения абсолютистского государства. Если быть точным, то в России в десятилетия, когда формировался абсолютизм, буржуазии не было, а абсолютная монархия все же сложилась. Когда речь заходит об истории России, то следует иметь в виду, что государство оказывало решающее воздействие на базисные явления: оно создало сословия, оно же оформило крепостное право, сооружало крупные предприятия, организовало цехи, Академию наук, университеты и т. д. Огромная роль государства в истории страны была обусловлена ее отсталостью, возникшей в результате неблагоприятных почвенно-климатических условий. Только сильное государство способно было в известной мере преодолевать отсталость и обеспечить суверенитет страны, мобилизовать наличные ресурсы ее населения. Вместе с тем это же государство подавляло личность, глушило инициативу во всех сферах жизни общества и тормозило развитие гражданственности. К сквозным темам относится и история культуры во всех ее проявлениях - от иконописи до полотен Кипренского и Федотова, от "Слова о полку Игореве" до поэзии Пушкина и Лермонтова, от зодчих, воздвигавших храмы и крепостные стены, до архитекторов, создававших величественные сооружения гражданского назначения. В разделах учебника, посвященных культуре, прослеживаются этапы ее освобождения от религиозных оков и проникновения в нее светского начала. В число сквозных тем в учебник включена история церкви. В предшествующих учебниках о церкви упоминали, когда речь шла о крещении Руси и еще в двух-трех случаях. Между тем церковь играла громадную роль в истории древней и средневековой Руси, она являлась могучим идеологическим оружием и цементирующим фактором как в удельный период, так и в годы борьбы с силами, покушавшимися на независимость нашей Родины. На протяжении тысячелетнего существования России роль православной церкви заметно изменилась: в борьбе со светской властью она из столетия в столетие утрачивала свои позиции и в конечном счете превратилась в служанку государства. Но и в столетия, когда церковь лишили экономической мощи и монополии на идеологическое воздействие на массы, она пыталась сохранять влияние на духовную жизнь общества. Авторы сочли целесообразным включить в учебник седьмую сквозную тему - быт. Необходимость этой темы продиктована стремлением вооружить будущих учителей хотя бы элементарными сведениями об условиях повседневной жизни различных слоев феодального общества. Быт многопланов и разнообразен: быт жителей села существенно отличается от быта горожан. Но и деревенский быт даже мелкопоместного дворянина отличается от быта крестьянина. В жизни столицы отражен городской уклад, но в каждой социальной прослойке складывались свои традиции. Здесь задавал тон быт царского двора, определявшийся интеллектом, вкусами и капризами государя или государыни; вельможи подражали быту царского двора, за ними тянулось в меру своих материальных возможностей столичное дворянство. Быт провинциального дворянства во многих случаях мало чем отличался от быта "семьянистого" крестьянина: различие состояло в том, что крестьянин добывал жизненные ресурсы собственным трудом, а помещику получение этих ресурсов обеспечивало крепостное право. Верхушка купечества стремилась не отстать от дворян. В быту ремесленников, работных людей мануфактур и чиновников тоже можно обнаружить свои особенности. Мы столь подробно остановились на этих особенностях в связи с тем, что далеко не все они достаточно подробно разработаны в научной литературе, слабее всего - крестьянский быт. Глава I ПЕРВОБЫТНЫЙ СТРОЙ В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ И СИБИРИ 1. ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ПЕРВОБЫТНЫХ ПЛЕМЕН Первой, древнейшей социально-экономической формацией был первобытнообщинный строй. Он продолжался со времени становления человека до перехода к классовому обществу и, следовательно, был наиболее длительной в истории человечества эпохой, что обусловлено медленным темпом развития общества на его первых этапах. Все стадии первобытнообщинного строя объединяет коллективный характер производства и потребления, вызванный тем, что производительные силы были еще весьма неразвиты. Именно поэтому дальнейшее развитие производительных сил, переход от типично первобытного потребляющего хозяйства к хозяйству производящему, разделение труда (прежде всего выделение скотоводческих и земледельческих народов) усложнило всю систему общественных отношений и в конечном итоге привело к переходу к иным типам общественного развития. Общепринято разделение первобытного общества на периоды по основным материалам, которые использовались для изготовления орудий труда: каменный век, энеолит (меднокаменный век) - переходный от каменных орудий к металлическим, бронзовый век и ранний железный век. Эта периодизация, естественно, не означает, что в каменном веке не изготавливали орудия из дерева и кости, а в эпоху бронзы - из камня. Речь идет о преобладании того или иного материала. Каменный век, наиболее длительный в истории людей, принято делить на палеолит - древний каменный век, мезолит - средний каменный век и неолит новый каменный век. В свою очередь палеолит делят на ранний (нижний) и поздний (верхний). Иногда выделяют и период среднего палеолита. Ранний палеолит - время становления человека. Этот процесс - антропогенез - чрезвычайно длительный и сложный. Он изучен еще далеко не до конца, у науки по этой проблеме накопилось больше вопросов, чем ответов. Первыми предками человека, вступившими на путь антропогенеза, были обезьяны-австралопитеки, ходившие уже на задних конечностях, что высвобождало передние и тем самым создавало предпосылки для трудовой деятельности. Древнейшими людьми (архантропами) традиционно считали питекантропа (обезьяночеловека) и синантропа (разновидность питекантропа, обнаруженная в Китае), появившихся около миллиона лет тому назад. Однако в последние десятилетия в Африке были обнаружены останки существ, живших 2 - 2,5 млн. лет назад, ходивших на двух ногах, но с весьма примитивным строением руки и с черепом, который по своим размерам и форме стоял ближе к черепам человекообразных обезьян, а не людей. Тем не менее эти существа уже изготавливали орудия труда из галек (они найдены на их стоянках). В науке этот предок человека получил название Homo habilis (гомо габилис) человек умелый. Был ли он древнейшим представителем архантропов (и тогда история человечества насчитывает более 2 млн. лет) или наиболее прогрессивным видом австралопитека - предмет продолжающихся дискуссий. В конце раннего палеолита (по другой классификации - в среднем), в так называемую эпоху мустье (по одной из стоянок во Франции), около 100 тыс. лет тому назад возник неандертальский человек, или неандерталец, названный так по первой находке в местности Неандерталь в Германии. Впоследствии останки неандертальцев были обнаружены во многих частях земного шара, в том числе и на территории Восточной Европы. Неандертальцев причисляют уже к следующей ступени становления человека - к палеоантропам. Они стоят значительно ближе к современным людям, чем архантропы, но тем не менее у них еще сохранялось немало примитивных черт в строении черепа; недостаточно гибкой и умелой была и рука. Ранний палеолит - время первобытного человеческого стада. Стоянки первобытного человека эпохи раннего палеолита обнаружены в Восточной Европе (Украина, район р. Тиссы), на Кавказе (пещера Азых в Азербайджане, Кударо I и III в Южной Осетии) и т. д. Севернее люди до появления неандертальца, по-видимому, не продвинулись: на время раннего палеолита приходится несколько крупных наступлений ледника - оледенений, сопровождавшихся резким похолоданием. Для архантропов же было возможно существование лишь в теплом климате, не требовавшем ни одежды, ни жилищ. Неандертальцы распространились значительно шире. Их стоянки обнаружены не только на Кавказе, в Крыму и в Средней Азии, но и в низовьях Дона, в районе Волгограда. Высказываются предположения, что в конце раннего палеолита появились примитивные жилища и одежда из шкур. Отметим, что проблемы изучения расселения и адаптации древнего человека - чрезвычайно сложные. На долю человека в антропогенный период выпали тяжелые испытания. Оледенения, охватывающие огромные территории, естественно влияли на заселение севера Евразии. Но выявить саму картину продвижения могут только археологические данные, которые накапливаются достаточно медленно. Кроме того, археология находится в прямой зависимости от полноты знаний о самом древнем человеке - предмете изучения антропологии, где также немало "белых пятен". В итоге только тесная связь данных палеогеографии, палеоклиматологии, палеоботаники, палеонтологии и, наконец, археологии, могут дать представление о миграции древних людей во времени и пространстве. Палеолитическое хозяйство было потребляющим. Основу его составляла охота на крупных животных. Вероятно, на зверя устраивали облаву, что требовало коллективных усилий всех членов первобытного стада. Загнанного зверя добивали дубинами, камнями и копьями. Растительную пищу добывали, собирая съедобные растения и выкапывая из земли корешки. Каменные орудия использовали как для охоты (добивание животных, разделка туш), так и для собирательства. Уже архантропы использовали в готовом виде огонь (от лесных пожаров, ударов молнии, извержений вулканов и т. п.) и поддерживали костры. Неандертальцы, вероятно, уже научились добывать огонь. Это было огромное завоевание человечества, важный шаг на пути выделения человека из природы. Огонь дал людям защиту от холода, от диких зверей, уменьшил их зависимость от климата. Появился очаг - символ человеческого жилища. Люди получили возможность использовать жареную пищу, которая лучше усваивается организмом. Еще большими были отдаленные последствия овладения огнем: без него невозможны ни керамика, ни металлургия. У неандертальцев, очевидно, появились уже первые зачатки религии. Так, в пещере Тешик-Таш в Узбекистане вокруг покойника сделано окружение из рогов горного козла. Встречаются захоронения, в которых тела умерших ориентированы по линии восток - запад. Многие исследователи трактуют эти факты как свидетельство существования примитивных погребальных обрядов, зарождения представлений о противоположности жизни и смерти. Переход от раннего палеолита к позднему (40 - 35 тыс. лет тому назад) ознаменовался появлением человека современного вида - Homo sapiens) (гомо сапиенс) - человек разумный. С его возникновением закончилась биологическая эволюция человека, это был второй крупный скачок в антропогенезе: от "предлюдей", архантропов и палеоантропов к людям. В позднем палеолите возникает родовой строй. Основной ячейкой человеческого общества стала родовая община с общей собственностью на основные средства производства. Продукты охоты, рыболовства и собирательства распределялись поровну между всеми членами рода. Авторитет старейшин рода основывался не на принуждении, а на традиции, уважении к опыту и умениям. Люди позднего палеолита значительно усовершенствовали технику изготовления каменных орудий: они стали более разнообразными, иногда миниатюрными. Появились метательное копье и предшественник лука копьеметалка, что намного повысило эффективность охоты. Возникло рыболовство: на стоянках этой эпохи неоднократно находили гарпуны и остатки рыбы. Распространяются изделия из кости, в том числе иглы, что свидетельствует о появлении шитой одежды. Если в конце раннего палеолита появились первые примитивные жилища, то теперь люди уже строили землянки, а иногда и целые поселки из нескольких жилищ. Человек научился приспосабливаться к природе не биологически, а социально, защищаться от холода при помощи жилища и одежды. Эти достижения позволили людям значительно расширить пределы обитаемой части земного шара. Этому способствовало и потепление, вызванное отступлением ледника. Стоянки людей позднего палеолита находят уже повсеместно на территории Российской Федерации, в том числе в Сибири, на Дальнем Востоке, близ Полярного круга. В это время выделяются отдельные этнокультурные области: для тех или иных групп стоянок оказываются характерными некоторые общие черты, отличающие их от других. Поздний палеолит - время возникновения искусства. На многих стоянках находят женские статуэтки с подчеркнутыми признаками пола. Они свидетельствуют о культе женщины-матери, прародительницы рода. В большинстве общин, видимо, господствовал материнский род со счетом родства по женской линии. Палеолитическое искусство было связано с первобытными религиозно-магическими представлениями, с попытками умилостивить силы природы. Человек отождествлял тогда сам предмет и его изображение. Вероятно, магическим целям служила и наскальная живопись, обнаруженная в нескольких пещерах, в том числе и в нашей стране - в Каповой пещере в Башкирии. В Каповой пещере смесью природной охры с животным клеем сделаны изображения мамонтов, лошадей, носорога. Рисунки палеолитического человека поражают своим реализмом и динамикой. Часто встречаются изображения копий, пронзающих животных: человек, вероятно, надеялся таким путем добиться успеха на охоте. В палеолите возникла также резьба по кости, появились первые украшения. В позднем палеолите уже, несомненно, существует религия, прослеживается отчетливый погребальный обряд. В могилу порой клали некоторые вещи, которыми покойник пользовался при жизни. В этом свидетельство возникновения представления о загробной жизни. Таким образом, к концу палеолита человек научился не только добывать огонь и есть несырую пищу, изготавливать сложные каменные и костяные орудия, шить одежду, строить жилища, охотиться и ловить рыбу, но и жить общественным строем с общественным сознанием и его важными формами искусством и религией. Однако человек еще не знал ни керамики, ни металла, ни колеса, ни земледелия, ни скотоводства. Важнейшим достижением следующей стадии каменного века - мезолита (около XII - X тысячелетия до н. э. - VII - V тысячелетия до н. э.) стало изобретение лука и стрел, что резко повысило производительность охоты. Теперь наряду с охотой облавной возникла и индивидуальная, не только на крупных стадных животных, но и на мелких. Появилась возможность создавать запасы пищи. В эпоху мезолита человек сделал первые шаги и в направлении скотоводства. Началось приручение, а возможно, и одомашнивание животных. Так, в мезолите уже появились собаки, первые домашние животные. Не исключено, что в конце мезолита в отдельных районах были приручены свиньи, козы, овцы. Изменяется и техника изготовления каменных орудий. Широкое распространение получают сложные миниатюрные каменные изделия - микролиты. Часть микролитов служила наконечниками для стрел, часть - сменными лезвиями-вкладышами, вставлявшимися в оправы. Развитие микролитической вкладышевой техники позволило сделать орудия труда более специализированными. Появившиеся в эпоху позднего палеолита этнокультурные области в мезолите выделяются более отчетливо, хотя в силу примитивности общественной и хозяйственной жизни общее в быту людей еще преобладало над особенным. Только в следующую эпоху - в неолите - появляются резкие отличия в жизни разных групп людей, проявившиеся в возможности выделять археологические культуры. Археологическими культурами принято называть совокупности памятников, которые относятся к одной территории и эпохе (или, по крайней мере, синхронно изменяются) и имеют общие особенности - в формах общественной жизни, в орудиях труда, жилищах, погребальном обряде, орнаменте и т. д. Обычно (хотя и не всегда) археологическая культура в той или иной степени соответствует этнической общности - группе родственных племен или позднее - народу. Переход к неолиту и его продолжительность в разных районах Евразии существенно отличались друг от друга. Раньше всего он начался в Средней Азии в VII - VI тысячелетиях до н. э. и продолжался до IV тысячелетия до н. э. В лесной зоне России неолит продлился еще около двух тысяч лет, до II тысячелетия до н. э. В этом сказалась неравномерность развития разных регионов, связанная в первую очередь с природными условиями: теплый климат и плодородная почва создавали благоприятные условия для развития хозяйства. В эпоху неолита начался переход к производящему хозяйству. Именно тогда зародились скотоводство и земледелие, хотя охота и собирательство все еще оставались основными источниками существования в большинстве неолитических общин. Возникновение производящего хозяйства - одно из оснований для того, чтобы говорить о неолитической революции. Древнейшая земледельческая культура на территории бывшего СССР - джейтунская на юге Туркмении - относится к VII - VI тысячелетиям до н. э. Скотоводческие племена в эпоху неолита еще не выделились, хотя использование домашнего скота характерно для многих культур той эпохи. В неолите Происходит еще ряд важнейших изменений, характерных для неолитической революции. Меняется ассортимент каменных орудий. Так, топор, появившийся еще в мезолите, становится теперь основным орудием труда. Он позволил осваивать лесные пространства, строить шалаши и хижины. Наряду с прежней техникой изготовления орудий появляются во многих местах пиление (оно давало возможность использовать те породы камня, которые не дают отщепов), шлифование, уменьшающее силу трения и увеличивающее производительность орудия, сверление, благодаря которому орудия можно было не только привязывать к рукояти, но и насаживать на нее. Появились принципиально новые материалы. Так, в неолите было освоено изготовление керамики, еще лепной, без гончарного круга. Обожженная глина - первый искусственный материал, не полученный в готовом виде, а созданный человеком. Глиняная посуда дала человеку возможность готовить жидкую пищу и хранить запасы. Керамика - главное достижение материальной культуры неолита, но наряду с нею появился еще один искусственный материал - ткань. Человек освоил в неолите ткачество, давшее ему одежду не только из звериных шкур. В неолите же была изобретена лодка и тем самым было положено начало судоходству. Первобытный челн - первое транспортное средство человечества. Для неолита характерен развитый родоплеменной строй, создаются крупные объединения родов - племена, нередко начинает выделяться племенная верхушка, встречаются погребения вождей, отличающиеся богатством инвентаря. Из образовавшихся племен постоянно выделяются новые. Причина этого явления - быстрый рост и подвижность неолитического населения. Хозяйство было экстенсивным, требовало больших просторов, а потому часто возникало относительное перенаселение. Это разделение племен ведет к дальнейшей дифференциации этнических общностей. Существенная черта неолита - появление межплеменных связей и обмена. Экзотические раковины, изделия из нефрита и других самоцветов можно встретить подчас далеко от их месторождений. Подлинным переворотом в истории человечества было освоение металла. Переход к нему был долгим, сложным и не одновременным. Освоение металла стало возможным только на основе уже возникшего производящего хозяйства, при наличии некоторых, хотя бы минимальных избытков продуктов питания, чтобы часть времени можно было посвятить изготовлению металлических изделий. Именно поэтому древние кузнечное дело и металлургия зародились в первую очередь в южных областях, где благодаря хорошим природным условиям раньше развивалось земледелие. Первым металлом, использованным человеком, была медь. Сначала из нее изготовляли орудия труда и украшения методом холодной ковки, которой этот сравнительно мягкий металл легко поддается. Разумеется, эта медь не была химически чистой: в природных месторождениях медь, как правило, содержит определенные примеси - мышьяк, сурьму и т. д. Но это еще не искусственные сплавы, освоение которых было делом будущего. Эпоху, когда уже применяются металлические орудия, но еще не появилась металлургия сплавов, принято называть энеолитом, медно-каменным веком. В названии его подчеркнут тот факт, что в этот период изделия из металлов не только не вытеснили каменных орудий, но даже были редки по сравнению с ними. Появление медных орудий активизировало обмен между племенами, ибо месторождения меди весьма неравномерно распределены по земному шару. Многие племена, использовавшие металл, жили далеко от его источников. Постоянный обмен приводил к существенным сдвигам в отношениях в первобытных обществах. Замкнутость древней неолитической общины в энеолите значительно уменьшается. Из металлургических центров - к ним можно отнести и Кавказ - двигались разносчики металла. Таким образом племена, которые жили вблизи месторождений, получали дополнительные источники обогащения. В лесостепной зоне, на территории Украины и Молдавии, в III тысячелетии до н. э. господствовала триполъская культура. Система земледелия здесь была экстенсивной, что сильно истощало почву. На позднем этапе (рубеж III - II тысячелетий до н. э.) трипольцы перешли к пастушескому скотоводству. В погребениях поздней трипольской эпохи <
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|