Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примерный перечень вопросов на экзамен

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Владимирский государственный университет

Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(ВлГУ)

 

 

  «УТВЕРЖДАЮ» Первый проректор, проректор по учебной работе ___________________А.А. Панфилов «______» _________________ 2015 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


Социология массовой коммуникации

 

 

Направление подготовки - 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью»

 

Профиль/программа подготовки

 

Уровень высшего образования – бакалавриат

 

Форма обучения – очная

 

 

Семестр Трудоемкость зач. ед,/ час. Лекции, час. Практич. занятия, час. Лаборат. работы, час. СРС, час. Форма промежуточного контроля (экз./зачет)
  4/144         экзамен
Итого 4/144         экзамен

 

 

Владимир - 2016

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью данного курса является изучение студентами реального функционирования института СМК в современном социуме, социологических методов исследования коммуникационной деятельности, и, в координации с другими дисциплинами специализации в области связей с общественностью, формирование системного комплекса знаний по данному направлению обучения.

Задачами курса являются:

1. выработка системного комплекса знаний о функционировании в современном обществе информационной индустрии как социального института;

2. изучение основных теорий и представлений о функционировании массовой коммуникации в современном обществе;

3. формирование представления о массовых коммуникациях как социальном институте;

4. применение социологического подхода к деятельности СМК, как системы реально функционирующей в широком социальном контексте, включающем исторические модели организации СМК в национальных границах;

5. знакомство с социологическими методами мониторинга качественных и количественных характеристик основных звеньев коммуникативной цепи;

6. изучение релевантности между деятельностью средств массовой коммуникации в современном мире и деятельностью в сфере связей с общественностью;

7. рассмотрение места социологических исследований СМК в процессе принятия решения в сфере деятельности по связям с общественностью;

8. изучение влияния СМК на индивида, социум, общественное мнение.

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО

 

Учебный курс «Социология массовой коммуникации» Данная дисциплина включена в профессиональный цикл и является базовым курсом (Б.3.Б.13). Дисциплина «Социология массовой коммуникации» читается в 4 семестре, направлена на изучение различных аспектов коммуникативного процесса. В совокупности с учебными дисциплинами профессионального цикла «Субъектно-объектное взаимодействие на основе связей с общественностью», «Теория и практика массовой информации», «Основы теории коммуникации», студент получает возможность сформировать комплексные знания о специфики формирования и институтов коммуникативного пространства современного информационного общества, являющегося социокультурной средой деятельности специалистов в сфере социальных коммуникаций.

 

 

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

1.методы социологического исследования и формы создания аналитических справок, обзоров, прогнозов (ПК-10, ПК-11)

2) Уметь:

1. организовывать и проводить социологические исследования (ПК-10)

Владеть

1 ) навыками написания и создания аналитических справок, обзоров и прогнозов (ПК-11)

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц, 144 часов.

 

 

№ п/п Раздел (тема) дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Экзамен Объем учебной работы, с применением интерактивных методов (в часах / %) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия Лабораторные работы Контрольные работы СРС КП / КР
  Массовая коммуникация: основы теории и практики.   1-2               3/50%  
  Деятельность СМК как реализация интересов разных социальных субъектов. СМК и другие каналы распространения информации. СМК как социальный институт и вид бизнеса.   3-4               3/50%  
  СМК и власть. Понятие «четвертой власти».   5-6               3/50% Рейтинг-контроль № 1
  Особенности политической коммуникации в современном обществе. Политическая реклама в СМК.   7-8               3/50%  
  Коммерческая и социальная реклама в СМК.   9-10               3/50% Рейтинг-контроль № 3
  Связи с общественностью и деятельность СМК.   11-12               3/50%  
  Социологические исследования основных звеньев коммуникативного процесса. Конкретные эмпирические исследования СМК.   13-14               3/50%  
  Исследования аудитории СМК. Механизмы взаимодействия аудитории с информацией СМК.   15-16               3/50% Рейтинг-контроль № 1
  Особенности изучения теле-радиоаудитории.   17-18               3/50%  
ИТОГО за семестр                   27/50% экзамен

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Лекции, коллоквиумы, дискуссии, конференции, контрольные работы, рейтинговая аттестация студентов.

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Вопросы для самостоятельной работы

1. Причины возникновения журналистики.

2. Возникновение первых газет в России и за рубежом

3. Причины монополизации прессы.

4. Основные характеристики информационной инфраструктуры.

5. Законодательное обеспечение свободы слова.

6. Сущность и содержание цензуры.

7. Понятие информационного общества.

8. Основные принципы российской информационной политики.

9. Социально-классовые и идеологические основания для выделения исторических типов журналистики.

10. Эпоха «персонального журнализма».

11. Феодально-монархическая, буржуазная, религиозно-клерикальная журналистика, журналистика социалистической и коммунистической ориентации.

12. Появление и развитие электронных СМИ.

13. Характеристика и классификация современных российских СМИ.

14. Общая характеристика современных СМИ в зарубежных странах.

15. Четыре теории прессы: общая характеристика.

16. Принципы классификации периодических изданий.

17. Особенности развития радио.

18. Эффект воздействия телевидения.

19. Роль Интернета в информационном процессе.

20. Информационные и рекламные агентства.

21. Агентства в сфере общественных связей.

22. Структура редакции.

23. Редактор и его функции.

24. Редакторская работа с журналистским материалом.

25. Источники информации: индивидуальные, коллективные, документальные.

26. Корреспондентская сеть: структура и основные функции.

27. Редакционные базы данных.

28. Рынок типографских услуг.

29. Стандарты качества информации.

30. Связи с общественностью в редакционной структуре.

31. Особенности маркетинга прессы. Распространение издания.

32. Оценка спроса и стимулирование сбыта.

33. Исследование рынка. Сегментирование. Позиционирование издания.

34. Маркетинг электронных СМИ.

35. Маркетинг СМИ и социология журналистики.

36. Типология творческой деятельности журналиста: редакторская, авторская.

37. Виды анализа и его роль при подготовке журналистского произведения.

38. Структура журналистского произведения.

39. Интернет и его использование журналистом.

40. Использование технических средств в процессе журналистской деятельности.

41. Жанровые разновидности журналистского текста: основы классификации.

42. Информационные жанры, их характеристика.

43. Аналитические жанры и их характеристика.

44. Характеристика художественно-публицистических жанров.

45. История журналистских расследований в России и за рубежом.

46. Приемы психологического воздействия на аудиторию.

47. Сущность и содержание результативности журналистики: действенность и эффективность.

48. Журналистика как фактор развития общественного сознания.

49. Анализ противоречий как метод журналистики.

50. Интерактивность журналистики и ее проблемы.

51. Редакция и аудитория. Цели СМИ и информационные предпочтения аудитории.

52. Законодательство в сфере журналистики.

53. Этика журналиста.

54. Реклама на телевидении и радио.

55. Организация рекламной деятельности.

56. Приемы связи со СМИ: устные контакты, информационный пакет.

57. ПР во властных структурах.

58. Пресс-службы в коммерческих структурах.

 

Вопросы для рейтинг-контроль 1

1. Массовая коммуникация – это:

а) систематическое распространение сообщений через печать, телевидение, радио, кино, звукозапись, видеозапись среди численно рассредоточенной аудитории;

б) средства общения, взаимодействия, включая печать, телевидение, радиовещание, информационные агентства, кино и др.;

в) вся сфера духовной (наука, искусство, литература) и духовно- практической (образование, воспитание, управление) деятельности.

2. Социологическое изучение массовой коммуникации началось:

а) в последней трети XIX в.;

б) в 1920-е гг.;

в) в 1960-е гг.

3. Наиболее активно в современных условиях развиваются функции СМИ:

а) информационные, развлекательные, а также те, которые обеспечивают художественные и рекламные коммуникации;

б) аналитические, объективно отражающие условия жизни общества и помогающие личности, различным группам населения вырабатывать адекватное отношение к актуальным общественным явлениям;

в) актуализации функций в современных условиях не происходит, они остались прежними.

4. Организационно-технические комплексы, позволяющие осуществлять быструю передачу и массовое тиражирование больших объемов словесной, образной, музыкальной информации, это:

а) интернет-СМИ;

б) информационные агентства;

в) СМИ.

5. Назовите модели коммуникации:

а) «Формула Лассуэлла»;

б) модель М. Маклюэна;

в) модель Шеннона-Уивера;

г) модель Осгуда-Шрамма;

д) модель Ю. Хабермаса.

6. Теория двухступенчатой модели коммуникации предложена:

а) П. Лазарсфельдом;

б) Г. Лассуэллом;

в) Н. Луманом.

7. Понятие «спираль молчания» разработано:

а) Г. Лассуэллом;

б) М. Маклюэном;

в) Э. Ноэль-Нойман.

8. Политическая коммуникация – это:

а) деятельность по формированию политики;

б) общение, информационное взаимодействие посредством СМИ между субъектами политической деятельности по поводу их совместных действий;

в) деятельность по реализации политики.

9. Пропаганду характеризуют определения:

а) односторонняя коммуникация, убеждение с целью достижения взаимопонимания и налаживания конструктивного сотрудничества;

б) односторонняя коммуникация, информационное давление с целью навязывания общественности требуемой точки зрения;

в) двусторонняя коммуникация, учет реакции общественности на сообщение.

10. Целевой аудиторией

СМИ называется:

а) группа людей, объединенных единой целью;

б) совокупность людей, к которым обращаются СМИ и которые воспринимают обращенную к ним информацию;

в) группа людей, которым товары или услуги, рекламируемые в СМИ, предоставляются бесплатно в качестве рекламы.

Вопросы для рейтинг-контроль 2

1. Мониторингом СМИ называется:

а) отслеживание сообщений СМИ во время проведения PR- мероприятия;

б) проверка гипотез о причинно-следственных связях;

в) компьютерный анализ эффективности PR-мероприятия.

2. Пресс-релиз – это:

а) аналитический отчет по материалам, опубликованным в прессе;

б) информационное сообщение для публикации в прессе;

в) список представителей прессы, приглашенных на пресс- конференцию.

3. Пресс-кит – это:

а) номинация в конкурсе на звание лучшего журналиста года;

б) аккредитационная карточка журналиста;

в) папка с фотографиями, пресс-релизом, бэкграундом.

4. Методика систематического количественного описания содержания коммуникации, частотный анализ единиц текста называется:

а) факторным анализом;

б) контент-анализом;

в) квантификацией.

5. Изучаемая часть объектов генеральной совокупности, выбранная таким образом, что в ней воспроизводятся признаки и характеристики целого, – это:

а) выборка;

б) квантификация;

в) корреляция.

6. Первичной информацией называется:

а) информация, которая только что опубликована в СМИ;

б) информация, которая выявляется в процессе наблюдения и опроса;

в) опрос, проводимый в специально оборудованных кабинетах.

7. Открытый вопрос в анкете – это:

а) вопрос, при обсуждении которого анкетируемые не пришли к единому мнению; б) вопрос, предусматривающий все возможные варианты ответов;

в) вопрос, не содержащий готовых вариантов ответов.

8. Люди, которые проводят у телевизионных экранов все свободное время, в результате чего у них формируется некритическое отношение к получаемой информации, называются:

а) реципиентами;

б) легкими зрителями;

в) тяжелыми зрителями.

9. Методом манипулятивного воздействия на подсознание людей при помощи особых форм внушения, которые создают достаточно прочные психологические установки, побуждающие впоследствии к вполне определенным действиям, является:

а) агитация;

б) пропаганда;

в) нейролингвистическое программирование.

10. Процент аудитории целевой группы, охваченной телепрограммой, печатным изданием, радиостанцией, интернет-ресурсом в данный момент времени, называется:

а) долей;

б) рейтингом;

в) индексом рейтинга.

11. В обществе массовая коммуникация выполняет следующие наиболее значимые функции:

а) наблюдения за окружающим миром;

б) конструктивную;

в) развлечения массовой аудитории;

г) гносеологическую;

д) экономическую.

Вопросы для рейтинг-контроль 3

1. Социология массовой коммуникации изучает:

а) процессы функционирования и развития средств массовой коммуникации, социальную обусловленность и последствия их деятельности;

б) общество в целом со всеми его законами развития и функционирования;

в) специфику общества и социальных отношений.

2. Социология массовой коммуникации относится:

а) к фундаментальным, общесоциологическим теориям;

б) к специальным (частным) социологическим теориям (или «теориям среднего уровня»); в) к конкретным (эмпирическим) социологическим исследованиям.

3. Отечественными представителями социологии массовой коммуникации являются:

а) Т. М. Дридзе;

б) Б. А. Грушин;

в) В. В. Демидов;

д) В. А. Ядов.

4. Массовая коммуникация является:

а) одним из важнейших социальных институтов современного общества;

б) подсистемой социального института общества;

в) структурным элементом социального института современного общества.

5. В зарубежной литературе в качестве основных функций массовой коммуникации называют:

а) информирование;

б) анализ происходящих событий, объективно отражающий условия жизни общества;

в) образование;

г) развлечение массовой аудитории.

6. Функции медиа в виде метафор выразил:

а) Д. Вивиан;

б) Д. Мак-Куэйл;

в) Б. Берельсон.

7. К психологическим функциям массовой коммуникации относятся:

а) функция самоутверждения и познания;

б) функция социальной потребности;

в) утилитарная функция.

8. Новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главные продукты производства информация и знания, – это:

а) информационная инфраструктура;

б) информационное общество;

в) информационная культура.

9. Отличительными чертами информационного общества являются:

а) доступность необходимой информации для всех его членов;

б) способность общества поддерживать информационный обмен;

в) обеспеченность всех граждан средствами доступа к информации.

10. Интернет по сравнению с традиционными СМИ выигрывает по целому ряду моментов, к которым относятся:

а) мультимедийность;

б) интерактивность;

в) синхронизация.

Примерный перечень вопросов на экзамен

1. Роль и значение массовой коммуникации в современном мире. Актуальность изучения массовой коммуникации.

2. Содержание и границы понятий коммуникации и массовой коммуникации.

3. Массовая коммуникация: определение. Структурные составляющие коммуникационных процессов.

4. Особенности информационных процессов в обществах традиционного и современного типа. Типологии современных средств массовой коммуникации.

5. Основные этапы развития СМК в России ХХ века.

6. Основные характеристики современного состояния российских СМК.

7. Основные направления исследований производства медиа-продукции.

8. Основные направления исследований содержания медиа-продукции.

9. Основные направления исследований потребления медиа-продукции.

10. Массовая коммуникация как социальная система.

11. Функции массовой коммуникации: уровень общества. Функции массовой коммуникации: индивидуальный уровень.

12. Структурно-функциональные модели современных систем массовой коммуникации.

13. Концепция идеологии и методология анализа массовой коммуникации.

14. Интерпретативный поворот в исследованиях СМК и его основные характеристики.

15. Структура новости (Такман, Кольцова).

16. Основные управленческие стратегии в медиа-организациях (по Г.Дэвису).

17. Основные понятия Стюарта Холла (первичные и вторичные определители, типы прочтения медиа-текстов).

18. Семиотические подходы к анализу содержания медиа-продукции, их возможности и ограничения.

19. Применение категорий Барта в работах Джона Фиска по телевидению.

20. СМК и гражданское общество: концептуальный аспект.

21. Принцип свободы печати: прошлое и настоящее.

22. Нормативные теории: типология взаимоотношений средств массовой коммуникации и государства.

23. Структурные и политические ограничения в освещении конфликтов в СМК.

24. Медиа в системе отношений «рынок - государство – общество».

25. Телеорганизации: общественные формы владения.

26. Формы частного владения средствами массовой коммуникации.

27. Регламентирующая деятельность государства.

28. Основные механизмы регулирования СМК во время выборов (по Мицкевич-Файерстоуну).

29. Массовая коммуникация в контексте глобализации. Массовая коммуникация и развитие.

30. Основные понятия Маршалла МакЛюэна и Мануэля Кастельса в отношении масс медиа.

31. Средства массовой коммуникации в условиях зависимого развития. Движение за «новый мировой информационный порядок».

32. Концепция «плюрализма мировых коммуникаций». Массовая коммуникация в условиях глобализации.

33. Понятия публичной сферы Юргена Хабермаса и медиатизированной публичной сферы Дж.Б.Томпсона.

34. Структура и составные части медиа-кампаний.

35. Возможности и ограничения прямой и косвенной рекламы в СМК (согласно Малкину-Сучкову).

36. Конкретные модели эффектов МК: установление пунктов «повестки дня»; «спираль молчания»; теории информационного дефицита; модель зависимости эффектов массовой коммуникации; подход «полезности и удовлетворения потребностей».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...