Примерный перечень вопросов на экзамен
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Владимирский государственный университет Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Направление подготовки - 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью»
Профиль/программа подготовки
Уровень высшего образования – бакалавриат
Форма обучения – очная
Владимир - 2016 ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Целью данного курса является изучение студентами реального функционирования института СМК в современном социуме, социологических методов исследования коммуникационной деятельности, и, в координации с другими дисциплинами специализации в области связей с общественностью, формирование системного комплекса знаний по данному направлению обучения. Задачами курса являются: 1. выработка системного комплекса знаний о функционировании в современном обществе информационной индустрии как социального института; 2. изучение основных теорий и представлений о функционировании массовой коммуникации в современном обществе; 3. формирование представления о массовых коммуникациях как социальном институте;
4. применение социологического подхода к деятельности СМК, как системы реально функционирующей в широком социальном контексте, включающем исторические модели организации СМК в национальных границах; 5. знакомство с социологическими методами мониторинга качественных и количественных характеристик основных звеньев коммуникативной цепи; 6. изучение релевантности между деятельностью средств массовой коммуникации в современном мире и деятельностью в сфере связей с общественностью; 7. рассмотрение места социологических исследований СМК в процессе принятия решения в сфере деятельности по связям с общественностью; 8. изучение влияния СМК на индивида, социум, общественное мнение.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО
Учебный курс «Социология массовой коммуникации» Данная дисциплина включена в профессиональный цикл и является базовым курсом (Б.3.Б.13). Дисциплина «Социология массовой коммуникации» читается в 4 семестре, направлена на изучение различных аспектов коммуникативного процесса. В совокупности с учебными дисциплинами профессионального цикла «Субъектно-объектное взаимодействие на основе связей с общественностью», «Теория и практика массовой информации», «Основы теории коммуникации», студент получает возможность сформировать комплексные знания о специфики формирования и институтов коммуникативного пространства современного информационного общества, являющегося социокультурной средой деятельности специалистов в сфере социальных коммуникаций.
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования: 1) Знать: 1.методы социологического исследования и формы создания аналитических справок, обзоров, прогнозов (ПК-10, ПК-11)
2) Уметь: 1. организовывать и проводить социологические исследования (ПК-10) Владеть 1 ) навыками написания и создания аналитических справок, обзоров и прогнозов (ПК-11) СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц, 144 часов.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Лекции, коллоквиумы, дискуссии, конференции, контрольные работы, рейтинговая аттестация студентов.
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Вопросы для самостоятельной работы 1. Причины возникновения журналистики. 2. Возникновение первых газет в России и за рубежом 3. Причины монополизации прессы. 4. Основные характеристики информационной инфраструктуры. 5. Законодательное обеспечение свободы слова. 6. Сущность и содержание цензуры. 7. Понятие информационного общества. 8. Основные принципы российской информационной политики. 9. Социально-классовые и идеологические основания для выделения исторических типов журналистики. 10. Эпоха «персонального журнализма». 11. Феодально-монархическая, буржуазная, религиозно-клерикальная журналистика, журналистика социалистической и коммунистической ориентации. 12. Появление и развитие электронных СМИ. 13. Характеристика и классификация современных российских СМИ. 14. Общая характеристика современных СМИ в зарубежных странах. 15. Четыре теории прессы: общая характеристика. 16. Принципы классификации периодических изданий. 17. Особенности развития радио. 18. Эффект воздействия телевидения. 19. Роль Интернета в информационном процессе. 20. Информационные и рекламные агентства. 21. Агентства в сфере общественных связей. 22. Структура редакции. 23. Редактор и его функции. 24. Редакторская работа с журналистским материалом. 25. Источники информации: индивидуальные, коллективные, документальные. 26. Корреспондентская сеть: структура и основные функции. 27. Редакционные базы данных. 28. Рынок типографских услуг. 29. Стандарты качества информации. 30. Связи с общественностью в редакционной структуре. 31. Особенности маркетинга прессы. Распространение издания. 32. Оценка спроса и стимулирование сбыта. 33. Исследование рынка. Сегментирование. Позиционирование издания. 34. Маркетинг электронных СМИ. 35. Маркетинг СМИ и социология журналистики.
36. Типология творческой деятельности журналиста: редакторская, авторская. 37. Виды анализа и его роль при подготовке журналистского произведения. 38. Структура журналистского произведения. 39. Интернет и его использование журналистом. 40. Использование технических средств в процессе журналистской деятельности. 41. Жанровые разновидности журналистского текста: основы классификации. 42. Информационные жанры, их характеристика. 43. Аналитические жанры и их характеристика. 44. Характеристика художественно-публицистических жанров. 45. История журналистских расследований в России и за рубежом. 46. Приемы психологического воздействия на аудиторию. 47. Сущность и содержание результативности журналистики: действенность и эффективность. 48. Журналистика как фактор развития общественного сознания. 49. Анализ противоречий как метод журналистики. 50. Интерактивность журналистики и ее проблемы. 51. Редакция и аудитория. Цели СМИ и информационные предпочтения аудитории. 52. Законодательство в сфере журналистики. 53. Этика журналиста. 54. Реклама на телевидении и радио. 55. Организация рекламной деятельности. 56. Приемы связи со СМИ: устные контакты, информационный пакет. 57. ПР во властных структурах. 58. Пресс-службы в коммерческих структурах.
Вопросы для рейтинг-контроль 1 1. Массовая коммуникация – это: а) систематическое распространение сообщений через печать, телевидение, радио, кино, звукозапись, видеозапись среди численно рассредоточенной аудитории; б) средства общения, взаимодействия, включая печать, телевидение, радиовещание, информационные агентства, кино и др.; в) вся сфера духовной (наука, искусство, литература) и духовно- практической (образование, воспитание, управление) деятельности. 2. Социологическое изучение массовой коммуникации началось: а) в последней трети XIX в.; б) в 1920-е гг.; в) в 1960-е гг. 3. Наиболее активно в современных условиях развиваются функции СМИ: а) информационные, развлекательные, а также те, которые обеспечивают художественные и рекламные коммуникации; б) аналитические, объективно отражающие условия жизни общества и помогающие личности, различным группам населения вырабатывать адекватное отношение к актуальным общественным явлениям; в) актуализации функций в современных условиях не происходит, они остались прежними. 4. Организационно-технические комплексы, позволяющие осуществлять быструю передачу и массовое тиражирование больших объемов словесной, образной, музыкальной информации, это: а) интернет-СМИ; б) информационные агентства; в) СМИ. 5. Назовите модели коммуникации:
а) «Формула Лассуэлла»; б) модель М. Маклюэна; в) модель Шеннона-Уивера; г) модель Осгуда-Шрамма; д) модель Ю. Хабермаса. 6. Теория двухступенчатой модели коммуникации предложена: а) П. Лазарсфельдом; б) Г. Лассуэллом; в) Н. Луманом. 7. Понятие «спираль молчания» разработано: а) Г. Лассуэллом; б) М. Маклюэном; в) Э. Ноэль-Нойман. 8. Политическая коммуникация – это: а) деятельность по формированию политики; б) общение, информационное взаимодействие посредством СМИ между субъектами политической деятельности по поводу их совместных действий; в) деятельность по реализации политики. 9. Пропаганду характеризуют определения: а) односторонняя коммуникация, убеждение с целью достижения взаимопонимания и налаживания конструктивного сотрудничества; б) односторонняя коммуникация, информационное давление с целью навязывания общественности требуемой точки зрения; в) двусторонняя коммуникация, учет реакции общественности на сообщение. 10. Целевой аудиторией СМИ называется: а) группа людей, объединенных единой целью; б) совокупность людей, к которым обращаются СМИ и которые воспринимают обращенную к ним информацию; в) группа людей, которым товары или услуги, рекламируемые в СМИ, предоставляются бесплатно в качестве рекламы. Вопросы для рейтинг-контроль 2 1. Мониторингом СМИ называется: а) отслеживание сообщений СМИ во время проведения PR- мероприятия; б) проверка гипотез о причинно-следственных связях; в) компьютерный анализ эффективности PR-мероприятия. 2. Пресс-релиз – это: а) аналитический отчет по материалам, опубликованным в прессе; б) информационное сообщение для публикации в прессе; в) список представителей прессы, приглашенных на пресс- конференцию. 3. Пресс-кит – это: а) номинация в конкурсе на звание лучшего журналиста года; б) аккредитационная карточка журналиста; в) папка с фотографиями, пресс-релизом, бэкграундом. 4. Методика систематического количественного описания содержания коммуникации, частотный анализ единиц текста называется: а) факторным анализом; б) контент-анализом; в) квантификацией. 5. Изучаемая часть объектов генеральной совокупности, выбранная таким образом, что в ней воспроизводятся признаки и характеристики целого, – это: а) выборка; б) квантификация; в) корреляция. 6. Первичной информацией называется: а) информация, которая только что опубликована в СМИ; б) информация, которая выявляется в процессе наблюдения и опроса; в) опрос, проводимый в специально оборудованных кабинетах. 7. Открытый вопрос в анкете – это: а) вопрос, при обсуждении которого анкетируемые не пришли к единому мнению; б) вопрос, предусматривающий все возможные варианты ответов; в) вопрос, не содержащий готовых вариантов ответов. 8. Люди, которые проводят у телевизионных экранов все свободное время, в результате чего у них формируется некритическое отношение к получаемой информации, называются: а) реципиентами; б) легкими зрителями; в) тяжелыми зрителями. 9. Методом манипулятивного воздействия на подсознание людей при помощи особых форм внушения, которые создают достаточно прочные психологические установки, побуждающие впоследствии к вполне определенным действиям, является: а) агитация; б) пропаганда; в) нейролингвистическое программирование. 10. Процент аудитории целевой группы, охваченной телепрограммой, печатным изданием, радиостанцией, интернет-ресурсом в данный момент времени, называется: а) долей; б) рейтингом; в) индексом рейтинга. 11. В обществе массовая коммуникация выполняет следующие наиболее значимые функции: а) наблюдения за окружающим миром; б) конструктивную; в) развлечения массовой аудитории; г) гносеологическую; д) экономическую. Вопросы для рейтинг-контроль 3 1. Социология массовой коммуникации изучает: а) процессы функционирования и развития средств массовой коммуникации, социальную обусловленность и последствия их деятельности; б) общество в целом со всеми его законами развития и функционирования; в) специфику общества и социальных отношений. 2. Социология массовой коммуникации относится: а) к фундаментальным, общесоциологическим теориям; б) к специальным (частным) социологическим теориям (или «теориям среднего уровня»); в) к конкретным (эмпирическим) социологическим исследованиям. 3. Отечественными представителями социологии массовой коммуникации являются: а) Т. М. Дридзе; б) Б. А. Грушин; в) В. В. Демидов; д) В. А. Ядов. 4. Массовая коммуникация является: а) одним из важнейших социальных институтов современного общества; б) подсистемой социального института общества; в) структурным элементом социального института современного общества. 5. В зарубежной литературе в качестве основных функций массовой коммуникации называют: а) информирование; б) анализ происходящих событий, объективно отражающий условия жизни общества; в) образование; г) развлечение массовой аудитории. 6. Функции медиа в виде метафор выразил: а) Д. Вивиан; б) Д. Мак-Куэйл; в) Б. Берельсон. 7. К психологическим функциям массовой коммуникации относятся: а) функция самоутверждения и познания; б) функция социальной потребности; в) утилитарная функция. 8. Новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главные продукты производства информация и знания, – это: а) информационная инфраструктура; б) информационное общество; в) информационная культура. 9. Отличительными чертами информационного общества являются: а) доступность необходимой информации для всех его членов; б) способность общества поддерживать информационный обмен; в) обеспеченность всех граждан средствами доступа к информации. 10. Интернет по сравнению с традиционными СМИ выигрывает по целому ряду моментов, к которым относятся: а) мультимедийность; б) интерактивность; в) синхронизация. Примерный перечень вопросов на экзамен 1. Роль и значение массовой коммуникации в современном мире. Актуальность изучения массовой коммуникации. 2. Содержание и границы понятий коммуникации и массовой коммуникации. 3. Массовая коммуникация: определение. Структурные составляющие коммуникационных процессов. 4. Особенности информационных процессов в обществах традиционного и современного типа. Типологии современных средств массовой коммуникации. 5. Основные этапы развития СМК в России ХХ века. 6. Основные характеристики современного состояния российских СМК. 7. Основные направления исследований производства медиа-продукции. 8. Основные направления исследований содержания медиа-продукции. 9. Основные направления исследований потребления медиа-продукции. 10. Массовая коммуникация как социальная система. 11. Функции массовой коммуникации: уровень общества. Функции массовой коммуникации: индивидуальный уровень. 12. Структурно-функциональные модели современных систем массовой коммуникации. 13. Концепция идеологии и методология анализа массовой коммуникации. 14. Интерпретативный поворот в исследованиях СМК и его основные характеристики. 15. Структура новости (Такман, Кольцова). 16. Основные управленческие стратегии в медиа-организациях (по Г.Дэвису). 17. Основные понятия Стюарта Холла (первичные и вторичные определители, типы прочтения медиа-текстов). 18. Семиотические подходы к анализу содержания медиа-продукции, их возможности и ограничения. 19. Применение категорий Барта в работах Джона Фиска по телевидению. 20. СМК и гражданское общество: концептуальный аспект. 21. Принцип свободы печати: прошлое и настоящее. 22. Нормативные теории: типология взаимоотношений средств массовой коммуникации и государства. 23. Структурные и политические ограничения в освещении конфликтов в СМК. 24. Медиа в системе отношений «рынок - государство – общество». 25. Телеорганизации: общественные формы владения. 26. Формы частного владения средствами массовой коммуникации. 27. Регламентирующая деятельность государства. 28. Основные механизмы регулирования СМК во время выборов (по Мицкевич-Файерстоуну). 29. Массовая коммуникация в контексте глобализации. Массовая коммуникация и развитие. 30. Основные понятия Маршалла МакЛюэна и Мануэля Кастельса в отношении масс медиа. 31. Средства массовой коммуникации в условиях зависимого развития. Движение за «новый мировой информационный порядок». 32. Концепция «плюрализма мировых коммуникаций». Массовая коммуникация в условиях глобализации. 33. Понятия публичной сферы Юргена Хабермаса и медиатизированной публичной сферы Дж.Б.Томпсона. 34. Структура и составные части медиа-кампаний. 35. Возможности и ограничения прямой и косвенной рекламы в СМК (согласно Малкину-Сучкову). 36. Конкретные модели эффектов МК: установление пунктов «повестки дня»; «спираль молчания»; теории информационного дефицита; модель зависимости эффектов массовой коммуникации; подход «полезности и удовлетворения потребностей».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|