Пищеварительная система и органы брюшной полости
ГОСУДАРСТВЕННОЕТ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Кафедра детских болезней Зав. кафедрой: д.м.н., профессор Эткина Э.И. Преподаватель: История болезни ФИО ребенка, возраст, дата рождения Диагноз основной: Осложнение основного диагноза: Диагноз сопутствующий: Куратор: Сроки курации: Уфа – 20 г. Паспортная часть ФИО ребенка. Возраст, дата рождения. Домашний адрес. Организованность: посещает д/с, школу, н/о. ФИО родителей, образование, место работы. Дата поступления в клинику. Сроки курации. Жалобы при поступлении: Жалобы на момент курации: История настоящего заболевания В этом разделе подробно, в хронологическом порядке описывается возникновение, течение и развитие настоящего заболевания от первых его проявлений до момента обследования куратором. Варианты вопросов: Сколько времени болеет ребенок? С каких признаков началось заболевание? Последовательность развития болезни до дня курации: динамика начальных симптомов, проявление новых симптомов и дальнейшее развитие всех признаков заболевания; на какой день болезни обратились к врачу; объем обследования и лечения до поступления в клинику, эффективность терапии. История жизни ребенка Акушерский анамнез От какой беременности и каких родов родился ребенок? Чем закончились предыдущие беременности? Каково здоровье живых детей? Состояние здоровья матери во время беременности: наблюдались ли гестозы (их проявления); перенесенные заболевания (какие и на каком сроке беременности);
осложнения беременности (их проявления); условия и режим труда беременной, профессиональные вредности; режим дня и особенности питания беременной. Характеристика родов: продолжительность; каким путем происходили роды (естественным или путем кесарева сечения); в каком предлежании происходили роды; оказывалось ли пособие в родах (какое); были ли осложнения в родах (какие); Период новорожденности Срок гестации (доношен или нет)? Какова была масса тела и рост при рождении? Какова была оценка по шкале Апгар? Сразу ли ребенок закричал (если нет, то через какое время)? Когда был впервые приложен к груди и как сосал? На какой день отпал пуповинный остаток? Как заживала пупочная ранка? Какова была физиологическая убыль массы и на какие сутки? Наблюдалась ли физиологическая желтуха (если да, то в какие сроки)? Проведена ли вакцинация против гепатита В и туберкулеза? На какие сутки выписан из роддома и с какой массой (если переведен в другое отделение, то на какие сутки и с каким диагнозом)? На какие сутки был осмотрен участковым педиатром (рекомендации и частота наблюдений)? Перенесенные заболевания (если были, то какие, в каком возрасте, какое лечение получал)? Развитие ребенка на первом году жизни Каковы были помесячные прибавки массы тела и роста)? Когда начал удерживать голову, поворачиваться со спинки на живот, ползать, самостоятельно сидеть, стоять, ходить? Когда появилась первая улыбка, комплекс оживления в ответ на разговор? Когда начал фиксировать взгляд на блестящем предмете, следить глазами за движущимися игрушками? Когда начал фиксировать взгляд на неподвижных предметах? Когда начал узнавать маму и отличать своих от чужих? Когда начал прислушиваться к звукам, сосредотачиваться, поворачивать голову на звук, различать тон с которым к нему обращаются?
Когда начал произносить звуки, гулить, произносить слоги, отдельные слова, предложения? Каковы были начало и порядок прорезывания зубов? Вскармливание ребенка: сроки отнятия от груди, причины перевода на искусственное вскармливание (вид смеси), сроки введения блюд прикорма. Данные о профпрививках (указать сроки вакцинации). Развитие ребенка после года Начало посещения ДДУ, поведение ребенка в детском коллективе. Перенесенные заболевания. Данные о профпрививках и эпидокружении ребенка до поступления в клинику. Аллергологический анамнез Индивидуальный: имеется ли непереносимость пищевых продуктов; если да, то когда и как возникли и каковы были симптомы; имеется ли непереносимость лекарственных средств; если да, то каких и каковы были симптомы; отмечались ли реакции на прививки; отмечались ли проявления экссудативно-катарального, аллергического диатезов или другого аллергического заболевания; если да, то в каком возрасте; состоит ли на диспансерном учете, инвалидности, получал ли лечение, его эффективность, частота обо стрений заболевания, сезонность, получал ли санаторно-курортное или реабилитационное лечение; Семейный: имеются ли в семье больные с иммунопатологией (бронхиальная астма, аллергический дерматит, поллиноз, аллергический ринит, ревматизм, системные заболевания и т.д.). Аллергологический: установлена ли взаимосвязь с причинно-значимым фактором; проводилась ли аллергодиагностика; если да, то каков был результат. Жилищно-бытовые условия: живет в доме или квартире; есть ли сырость и плесень в помещении; наличие ковров, мягкой мебели, цветов, книг на открытых полках, домашних животных; какая у ребенка постель (пуховая или синтетическая). Семейный анамнез Возраст родителей ребенка. Состояние здоровья родителей и других членов семьи. Имеются ли наследственные заболевания, злокачественные новообразования в семье. Вредные привычки родителей (алкоголизм, курение, наркомания). Объективное исследование Общий осмотр: оценка состояния больного (удовлетворительное, средней тяжести, тяжелое) и самочувствия; сознание (ясное, спутанное, сопор, ступор, кома); положение больного (активное, пассивное, вынужденное);
реакция на осмотр (живая, адекватная, проявляется плачем или беспокойством). Кожа Осмотр: окраска кожи и видимых слизистых, расширение вен, подкожных капилляров, наличие сыпи, кровоизлияния, рубцы, пигментированные и депигментированные участки, шелушение, молочные корки на щеках, гнейс на волосистой части головы, расчесы, потница, опрелости, рост ногтей и волос. Пальпация: влажность, температура, эластичность, состояние кровеносных сосудов (пробы «щипка», «жгута», «молоточка»), дермографизм. Подкожно-жировой слой Осмотр: равномерность и степень распределения подкожно-жирового слоя. Представление о количестве и распределении подкожно-жирового слоя складывается по выраженности рельефа: малое, недостаточное жироотложение – рельеф костей и сочленений ясно выражен; среднее, нормальное жироотложение – промежуточная степень; большое, избыточное жироотложение – рельеф костей сглажен. Пальпация: толщина подкожно-жирового слоя в 6 точках (на животе – кнаружи от пупка, на груди – у края грудины под ключицей, на спине – под лопатками, на конечностях – внутренняя поверхность плеча и бедра, на лице – в области щек); консистенция: склеродерма – уплотнение подкожно-жировой клетчатки на отдельных небольших участках; склерема – разлитая форма склеродермы; склерэдема – при присоединении отечности; тургор мягких тканей (упругость) определяется как нормальный или сниженный (внутренняя поверхность плеча и бедра); наличие отеков (надавливание в области голени над большеберцовой костью). Лимфоузлы Осмотр: увеличенные, видимые на глаз лимфоузлы; осмотр лимфатического кольца Пирогова-Вальдейера (небные миндалины, язычная), их величина, окраска, наличие налетов. Пальпация: шейная группа, подмышечные, торакальные, локтевые, паховые, подколенные (учитывается количество, консистенция, подвижность, чувствительность). Мышечная система Осмотр: оценка степени развития мускулатуры: слабое – не выражен рельеф мышц, понижена упругость, наблюдаются отстающие лопатки, обвислый живот;
среднее – несколько обозначен рельеф мышц, мышцы имеют среднюю упругость, могут выступать углы лопаток; сильное (хорошее) – мускулатура имеет хорошо выраженный рельеф, мышцы достаточно упруги и большие по объему, углы лопаток подтянуты к грудной клетке, живот подтянут. Пальпация: определение тонуса мышц при помощи пассивного сгибания и разгибания конечностей у детей до года и путем ощупывания у детей после года (сниженный, нормальный). Костная система Осмотрпроводят в положении стоя в спокойном состоянии, лежа и в движении. Направление осмотра – сверху вниз. Сначала осматривают голову, затем туловище (грудная клетка, позвоночник), верхние и нижние конечности. Осмотр спереди: Форма головы. Вариантами нормальной формы головы являются: брахеоцефалическая (голова с относительно слабым развитием продольного диаметра и сравнительно большим поперечником); долихоцефалическая (череп вытянут в передне-заднем направлении); башенная (череп вытянут вертикально) – встречается редко. К патологическим формам головы относятся: акроцефалия («башенный череп», высокий череп конической формы, несколько уплощенный в передне-заднем направлении). Возникает в результате преждевременного заращения швов; скафоцефалия (ладьевидно удлиненный череп, удлиненный череп с выступающим гребнем на месте преждевременно заросшего сагитального шва); плагиоцефалия (косая голова, косой череп). Асимметрия черепа обусловлена преждевременным окостенением части венечного шва; ягодицеобразный череп (избыточно развитые теменные бугры с впадиной между ними) – встречается при рахите. 2. Положение головы: правильное; наклонена в сторону или вперед. 3. Контур и уровень плеч: симметричные; сведенные вперед; асимметрия шейно-плечевых линий. 4. Форма грудной клетки. В норме грудная клетка цилиндрической формы. Обе ее половины симметрично участвуют в акте дыхания. Патологические деформации грудной клетки: килевидная грудь («куриная грудь») – грудина выпячивается вперед в виде киля; воронкообразная грудь («грудь сапожника») – западение грудины; сердечный горб (выпячивания грудной клетки в области сердца); бочкообразная; перипневмоническая борозда Филатова-Гариссона (западение на месте прикрепления диафрагмы, реберные дуги выглядят как будто вывернутыми вперед). 5. Форма живота: выпуклая; выступает за плоскость грудной клетки; вровень с плоскостью грудной клетки; втянут. 6. Форма конечностей (ног): прямые; Х-образные; О-образные. Искривление оценивается по 3-х бальной шкале: 1-небольшое, 2-умеренное, 3-выраженное (затруднение при ходьбе).
Величина эпигастрального угла. По его величине можно ориентировчно оценить конституцию ребенка: нормостеническая – угол равен 900; гиперстеническая – угол тупой; астеническая – угол острый. Осмотр сзади: Симметрия плечевого пояса и головы. Положение лопаток: уровень плеч и лопаток; симметрия нижних углов лопаток; расстояние от внутренних углов лопаток до позвоночника; Симметрия треугольников талии. Форма нижних конечностей, симметричность их складок на внутренней поверхности бедер. Осмотр сбоку: Положение и форма головы. Положение плеч. Форма живота. Осанка: правильная; сутуловатая; лордотическая; кифотическая; выпрямленная; наличие сколиоза. Осмотр стопы: нормальная, уплощенная, плоская. Пальпация головы: обследуются швы черепа, роднички, плотность костей (выявление краниотабеса). Пальпация грудной клетки: обследуются ребра и грудина (болезненность, деформация). Пальпация конечностей: температура кожи, чувствительность, толщина и подвижность кожи над суставами, наличие уплотнений, утолщений, деформаций, отечности, болезненности. Дыхательная система Осмотр: дыхание осуществляется через нос или через рот; наличие отделяемого из носовых ходов, его характер; форма грудной клетки; тип дыхания (грудной, брюшной, смешанный); частота дыхания, ритм; участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры; наличие тахипное, одышки, дыхательной недостаточности. Пальпация: наличие болезненности; резистентность грудной клетки; голосовое дрожание (ослабленное, усиленное, нормальное). Перкуссия: сравнительная; топографическая. Аускультация: характер основного дыхательного шума (ослабленное, везикулярное, пуэрильное, жесткое, бронхиальное); наличие хрипов (сухие, влажные); наличие шума трения плевры; бронхофония. Система кровообращения Осмотр: наличие пульсации сонных аретерий и набухания шейных вен; пульсация сердца определяется по выраженности верхушечного, сердечного толчка, и реже – толчка основания сердца. Пальпация: верхушечного толчка позволяет определить локализацию и распространенность (локализованный или разлитой), высоту, силу и у старших детей его резистентность; наличие эпигастральной пульсации, пульсации печени; симптом «кошачьего мурлыканья»; исследование пульса (ритмичность, напряжение, наполнение, величина, равномерность, форма, число колебаний сосудистой стенки на одно сокращение сердца, уменьшение пульса на выдохе), оценка частоты пульса. Перкуссия: относительная сердечная тупость; абсолютная сердечная тупость; поперечник сердца. Аускультация: тонов и шумов сердца; сосудов (осуществляется в точках видимой пульсации или пальпации артериального пульса). Пищеварительная система и органы брюшной полости Осмотр: губ (цвет, влажность, высыпания, трещины, изъязвления); слизистой оболочки полости рта, десен, небных дужек, небных миндалин, задней стенки глотки, состояние миндалин (величина, консистенция); языка (цвет, влажность, рисунок, наличие налета, состояние сосочков, трещины, язвы, отпечатки зубов); живота (форма, симметрия, вздутие, выпячивание, западение, видимая пульсация, наличие подкожной венозной сети; участие брюшной стенки в акте дыхания. Пальпация: поверхностная ориентировочная (гиперестезия кожи, напряжение брюшной стенки, болезненность, ее локализация, расхождение прямых мышц живота, наличие грыж); глубокая (сигмовидная кишка, нисходящий отдел толстой кишки, слепая, восходящий отдел толстой кишки, конечная часть подвздошной кишки и червеобразный отросток); печени (выступание из-под края реберной дуги, характеристика края печени, консистенция, болезненность); желчного пузыря (наличие патологических симптомов); селезенки. Перкуссия: передней брюшной стенки (перкуторный звук); наличие жидкости. Аускультация: перистальтика кишечника; шум трения брюшины. Мочевыделительная система Осмотр: области лобка, поясничной области, наружных половых органов (наличие гиперемии кожи, припухлости). Пальпация: над лобком, в поясничной области (наличие боли, ее локализация, иррадиация, характеристика боли, длительность, условия возникновения); почек в положении лежа на спине (увеличение, смещение, подвижность, консистенция, поверхность, болезненность), наличие болезненности в болевых точках почек; наличие болезненности в мочеточниковых точках. Перкуссия: мочевого пузыря (размеры, болезненность); симптом поколачивания. Оценка физического развития: методом эмпирических формул; центильным методом. Оценка психомоторного развития: табличным методом; Предварительный диагноз. Дифференциальная диагностика: (проводится посиндромно с 3-4 заболеваниями). План исследования: Данные лабораторного исследования: (с заключением по каждому исследованию). Данные дополнительного исследования: (с заключением по каждому исследованию). Клинический диагноз: (обоснование диагноза с учетом анамнестических, объективных данных, данных дополнительных методов обследования, формулируется в соответствии с МКБ–X, при этом выделяются основной диагноз, его осложнения, сопутствующие заболевания). Этиология заболевания: Патогенез заболевания: Особенности клинического течения у данного больного: Лечение 1. Режим. 2. Вскармливание (расчет питания, его коррекция).
Заключение: оценить суточный рацион и провести коррекцию питания в случае дефицита или избытка Б,Ж,У, ккал. Обоснование плана лечебных мероприятий с учетом формы и фазы заболевания, а также предшествующей терапии. Назначение лекарственных препаратов в виде рецептов с указанием возрастной дозировки, кратности и длительности применения. Дневник: фиксируется динамика основных сведений о состоянии больного, объеме и эффективности проводимых лечебных мероприятий (отразить 2-3 дня). Температурный лист: (в виде таблицы). Этапный (выписной) эпикриз: Приводится краткое резюме всей истории заболевания. Кратко обосновывается клинический диагноз. Подчеркиваются особенности клинического течения болезни у наблюдаемого больного, наличие осложнений. Обосновывается диагноз сопутствующих заболеваний. Перечисляются основные методы лечения с указанием продолжительности лечения наиболее важными медикаментозными средствами (кортикостероидами, цитостатиками, антибиотиками и др.). Определяется исход заболевания к моменту курации или выписки (выздоровление, улучшение, без перемен, ухудшение). Дается прогноз заболевания в отношении жизни и здоровья. Даются рекомендации по режиму, диететике, а при необходимости по дальнейшему лечению.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|