Соотношение понятий язык и речь.
Гносеологическая сущность языка. Необходимость его изучения. Гносеология – 1. Язык и речь соотносятся как общее и частное. Известно, что единичное — форма существования всеобщего, а общее существует в отдельном, через отдельное. Как всеобщее язык существует в отвлечении от речи, от ее единичных актов. Всеобщность есть закон связи вещей, и постигается разумом. В соответствии с этим язык — явление психическое, результат типизации и обобщения частных речевых актов. 2. Язык рассматривается как абстрактное, а речь — как конкретное. Абстрактное здесь понимается как мысленное, понятийное, а конкретное приобретает чувственно-созерцательную данность речи. Абстрагирование связано не со случайными единичными фактами, а с идеальным отражением их связей и отношений в сознании человека, что в свою очередь порождает конкретную систему данного языка. Следовательно, язык абстрактен в своей конкретности. 3. Обобщение и абстрагирование связаны с отграничением языка (и его единиц) как существенного от всего несущественного. Однако усматривать в речи только несущественное — значит не видеть главного — механизма речевого общения. Обмениваться мыслями посредством несущественного психофизического устройства невозможно. Поэтому ближе к истине те определения, согласно которым язык рассматривается как сущность, а речь — как явление. 4. Поскольку сущность познается через явление, то осмысление языка осуществляется через наблюдаемые и обобщаемые речевые явления. Сущность — это внутреннее строение, нечто наиболее важное, значительное и закономерное. Явление — это форма выражения сущности. Значит, познание языка начинается с восприятия речевых фактов, затем на их основе путем абстрагирования постигается сущность, т.е. язык. Знание сущности (языка) позволяет более глубоко изучить явление (речь).
5. Противоречивым и недостаточно определенным является также соотношение языка и речи как формы и содержания. Под формой понимают либо материальность — способ выражения грамматического значения, либо структуру — способ выражения содержания. Второе понимание формы приближает к сущности языка, но никак не соотносится с речью, которая не может быть содержанием. Форма и содержание характеризуют и язык, и речь. Следовательно, они не могут использоваться в качестве критериев разграничения языка и речи. Базовые функции языка Одним из наиболее фундаментальных способов изучения языка является классификация его функций. Научная классификация имеет огромное значение в теоретической и практической деятельности: она организует процесс изучения предметов и явлений окружающего нас мира, дает возможность обнаружить внутренние закономерности, которые определяют развитие и изменение исследуемых предметов и явлений. Когда возникает задача обзора, анализа и систематизации некоторого материала, определения последовательности планируемых действий, появляется и необходимость классификации. В современной культуре язык постоянно переживает активные трансформации, меняется и система его функций. Значимость языка в социальных процессах определяет необходимость теоретического осмысления его функций в изменившихся социальных реалиях. Какие возможности в этом плане открывает язык — это и призвано показать исследование его функций. Первые развернутые классификации функций языка были разработаны в языкознании первой половины ХХ в. Базовыми являются исследования Р. О. Якобсона и А. А. Реформатского. Р. О. Якобсон для классификации функций использовал модель речевой коммуникации, состоящей из шести компонентов (факторов, элементов) информационного процесса и соответственно выделил шесть функций языка. К указанным компонентам относятся: адресант, контекст, адресат, сообщение, код и контакт;каждая функция сконцентрирована на каком-либо одном компоненте. Экспрессивная функция (другое название — эмотивная или функция выражения) ориентирована на адресанта. Через эту функцию выражается отношение говорящего к тому, о чем он говорит. Референтивная (функция означивания отрезка действительности) ориентирована на референта (контекст), конативная (функция усвоения информации) — на адресата, поэтическая, где происходит концентрация на сообщении как таковом, соответственно, ориентирована на сообщение, метаязыковая функция — на код, и фатическая — на канал коммуникации. Таким образом, данные шесть функций определяются как установки на шесть элементов коммуникативной ситуации. Соотношение функций понимается как иерархическое: «Различия между сообщениями заключаются не в монопольном проявлении какой-либо одной функции, а в их различной иерархии. Словесная структура сообщения зависит, прежде всего, от преобладающей функции»]. А. А. Реформатский выделил три функции, выполняемые языком. Во-первых, номинативная функция, или функция называния. Эта функция определяется в составе языка на уровне слов, которые могут называть вещи и явления действительности. Во-вторых, язык есть орудие общения и, соответственно, выполняет коммуникативную функцию. Этой цели служат предложения.
А. А. Реформатский также утверждал, что язык может выражать эмоциональное состояние говорящего, волю, желания. В этом состоит экспрессивная функция. Экспрессия может быть выражена разными элементами языка: это могут быть специальные слова — междометия, некоторые грамматические формы — слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, императивы глаголов, особо экспрессивно окрашенные слова и, наконец, интонация. В рамках экспрессивной функции ученый выделил еще дейктическую (указательную) функцию, объединяющую некоторые элементы языка с жестами. Предметная направленность языковедческих классификаций определяет рассмотрение языка изнутри, с точки зрения его внутреннего устройства, механизмов работы языка как системы. Для философского, культурологического взгляда может быть востребована иная классификация, где язык рассматривается как подсистема культуры в целом, и функции языка рассматриваются именно в отношении к общей системе. В классификации австрийского психолога, философа и лингвиста Карла Бюлера, ориентированной именно на описание функционирования языка в культуре, выделяются следующие основные функции языка: функция выражения или экспрессивная функция (Ausdrucksfunktion), при которой происходит выражение состояния сознания говорящего, формулируются истинные или ложные утверждения; функция призыва, обращения к слушающему или апеллятивная функция (Appellfunktion), которая служит для оказания влияния на слушающего, для возбуждения у него определенных мыслей, оценок, стремлений к каким-то действиям; и функция представления, или репрезентативная (экспликативная) функция (Darstellungsfunktion), когда один что-то рассказывает другому. Последняя функция, по мнению К. Бюлера, является самой существенной для языка, так как благодаря ей осуществляется коммуникация [4]. Уже в классификации К. Бюлера очевидна ключевая сложность культурологического подхода: ее представляет разделение функций и их определение в отдельности, поскольку в реальном функционировании языка функции, безусловно, переплетаются. Три функции, обозначенные К. Бюлером, по его собственному указанию, явно перетекают друг в друга, а третья, коммуникативная функция на самом деле включает в себя основное содержание первых двух: когда один участник коммуникации что-то говорит другому, он при этом и выражает свое сознание, и оказывает влияние на другого. Таким образом, с точки зрения общих классификационных правил, одной из существенных проблем для культурологической классификации функций языка является определение критериев, позволяющих разграничить типы функций. В то же время полифункциональность языка представляется несомненной; соответственно возникает задача выделения небольшого, ограниченного количества функций языка, которые тем не менее достаточно полно раскрывали бы его роль в культуре в целом и имели бы различное содержание в соотношении друг с другом. Примером соответствующего использования классификационных принципов при движении в культурологическом направлении может служить классификация Е. И. Пассова, где язык рассматривается не как таковой, а как одно из оснований образования. Е. И. Пассов перечислил функции языка не просто с лингвистических, а с образовательных позиций, выделяя познавательную (язык выступает как средство познания, орудие мышления), аккумулятивную (язык как хранитель национальной культуры), коммуникативную (язык как орудие общения, выразитель отношения, эмоций, воздействия и т. п.), личностно-образующая (язык как инструмент развития и воспитания). Ученый сравнивает эти функции с функциями культуры и раскрывает на этом уровне базовую роль языка в культуре, показывая его неразрывную связь с различными составляющими культуры, их содержательную и функциональную близость и единство. Культурологические задачи в составлении классификации функций языка решаются также в концепции У. Стюарта. К базовым функциям он добавил официальную функцию (использование языка в сфере политики и государственного управления), групповую функцию (использование языка в определенном языковом коллективе, этнической группе), функцию широкой коммуникации (функционирование языка как средства межнационального общения в пределах государства), образовательную функцию (использование языка в системе образования), литературную функцию (использование языка в художественной литературе и науке), религиозную функцию (использование языка в религиозных обрядах и религиозной литературе) и техническую функцию (использование языка для получения научно-технической информации). Классификация У. Стюарта представляется достаточно полной по отношению к выбранному основанию деления; но с точки зрения содержания она, по сути, просто называет сферы культуры, в которых используется язык, и тем самым оставляет пространство для выяснения того, в каком качестве и каким образом он используется. Отечественный лингвист В. А. Аврорин подразделяет функции языка по признаку соотнесенности со средами и сферами общения (межнационального, регионального, хозяйственной деятельности, общественно-политической деятельности, быта, науки, религиозного культа и т. д.). Под коммуникативной функцией языка автор понимает его назначение быть средством обеспечения социального взаимодействия. Это его общая функция. Но различаются и частные коммуникативные функции, так как язык соотносятся с разными сферами общения и разным их числом. Язык может обслуживать только одну сферу (например, бесписьменный диалект — только сферу семейно-бытового общения, классический арабский язык в мусульманских странах — только сферу ритуального общения), но может функционировать и в нескольких сферах общения (например, литературный язык, используемый в официальной, семейно-бытовой сферах и в сфере религиозного общения). Однако в классификации В. А. Аврорина сохраняется проблема разграничения функций, поскольку как рассматриваемые им сферы применения языка, так и применяемые в них дискурсы варьируются, вплоть до использования в определенных видах деятельности и общения специфических языковых форм. Например, в сферах хозяйственной деятельности, в быту, в устном народном творчестве, в личной переписке могут использоваться локальные формы существования языка, а в сфере религиозного культа — старописьменный или мертвый иностранный язык (типа древнеславянского или латыни). Наиболее подробной классификацией, в которой рассматриваются функции языка в культурном контексте, является классификация Чарльза Фергюсона. Он выделил в качестве основной функции языка коммуникативную функцию, или функцию общения, в рамках которой язык используется для передачи информации. На втором месте у Ч. Фергюсона стоит когнитивная или мыслительная функция; за счет нее происходит формирование мышления индивида и общества. Когнитивная функция языка связана с тем, что в знаках языка осуществляется или фиксируется сознание человека. Когнитивная функция языка не только позволяет фиксировать результаты мыслительной деятельности и использовать их, к примеру, в коммуникации. Она также помогает познавать мир. Фиксируя в языке новые для себя понятия, вещи и явления, человек проникает в их сущность. Все гигантские объемы информации, произведенной человечеством, существуют в языковой форме. Иначе говоря, любой фрагмент этой информации принципиально может быть произнесен и воспринят как современниками, так и потомками. В этом состоит аккумулятивная функция языка, с помощью которой человечество накапливает и передает информацию как в современности, так и в исторической перспективе. Всякое осуществление языкового опыта — это в какой-то степени эмоции, которые человек вкладывает в сообщение. Таким образом, может быть выделена эмоционально-экспрессивная функция, заключающаяся в том, что язык служит для выражения чувств. С помощью языка можно также убеждать, воспитывать, приказывать и т. д. Этому служит волюнтативная (призывно-побудительная) функция языка, или функция воздействия. Ч. Фергюсон выделяет также метаязыковую функцию языка, за счет которой происходит разъяснение средствами языка самого языка; фатическую, или контактоустанавливающую функцию, состоящую в том, чтобы установить, продолжить или прервать коммуникацию; идеологическую функцию — использование слова, его формы, языковой конструкции для стереотипизации мышления, сознания, поведения аудитории; омадативную функцию, которая позволяет создавать реальность и контролировать ее.
Отдельной функцией языка Ч. Фергюсон считает номинативную функцию как нашу способность давать названия, закреплять опыт в слове. К ней примыкает репрезентативная или, как иначе называет ее Ч. Фергюсон, денотативная функция — передача информации, ее представление. Конативная, функция направлена на адресата с целью вызвать у него ответную соответствующую реакцию. Она находит свое грамматическое выражение в звательной форме и повелительном наклонении. Немаловажное значение имеет язык в качестве средства выражения творческих возможностей человека. Здесь речь идет об эстетической функции, наиболее полно реализуемой в художественной литературе, особенно в поэзии. И, наконец, завершает модель Ч. Фергюсона аксиологическая функция, на основе которой язык выступает, с одной стороны, как мерило оценки естественных, социальных и психологических фактов, а с другой — как предмет оценки собственных качеств. Предложенная Ч. Фергюсоном классификация функций языка на данный момент является, повидимому, наиболее полной. В то же время она сохраняет списочный характер построения: функции (безусловно, действительно присущие языку) выделяются одна за другой, и принцип, организующий их последовательность, не до конца прояснен. Также остаются некоторые вопросы относительно самостоятельности выделяемых функций. Например, представляется, что номинативная функция является необходимой составляющей аккумулятивной и может быть рассмотрена как ее часть. Иными словами, возникает проблема иерархизации функций, включенных в данную классификацию. В отечественной философской литературе одна из самых развернутых культурологических классификаций функций языка принадлежит А. В. Соколову. Он выделяет четыре типа прикладных языко-речевых функций, которые реализуются в социальном пространстве и в индивидуально-психическом пространстве: 1) социально-языковые функции (национально-культурная, этнообразующая, функция основания словесного искусства, функция основания искусственных языков); 2) индивидуально-языковые функции (функция развития интеллекта, эмотивная, культурно-нормативная, функция идентификации индивида с группой); 3) индивидуально-речевые функции (функция социализации, мировоззренческая, инструментальная, функция самоопределения и самовыражения); 4) социально-речевые функции (регулятивная, магическая, контактная). Данная классификация представляется одной из самых разработанных, ее логические основания в достаточной степени определенны и позволяют выделить действительно различные подклассы функций. Но можно указать и некоторые спорные моменты проведенного разграничения. В частности, почему культурно-нормативная функция рассматривается как индивидуально-языковая, а не социальная? Насколько в реальности могут быть отделены друг от друга функция самоопределения и функция идентификации индивида с группой, функция развития интеллекта и функция социализации? Рискнем утверждать, что это одна из неизбежно возникающих проблем разделения функций языка по области (сфере или, как в данном случае, уровню) их реализации: функции, выполняемые языком в различных сферах, оказываются во многом совпадающими по содержанию (например, на индивида, малую группу, массовое сознание использование определенных языковых форм оказывает одно и то же воздействие), что и ведет к взаимоналожению выделяемых категорий. Следует отметить также большое количество источников, где нет полной классификации функций, но названы какие-то отдельные функции языка. Одну из таких моделей предлагает американский психолог Эрик Берн. Он выделяет следующие типы речевого взаимодействия: времяпрепровождение, ритуал, игра и процедура. Соответственно, описание характера использования языка в первом случае у Э. Берна в основном совпадает с фатической функцией, во втором — с конативной и идеологической функцией, в третьем близко к коммуникативной функции в ее разнообразных формах реализации. Но подробно в классификации Э. Берна рассмотрена лишь коммуникативная функция. По мнению А. Брудного], в сфере общения ведущей функцией языка также является коммуникативная функция, которая проявляется в четырех своих разновидностях: инструментальная, синдикативная, функция самовыражения и трансляционная. Инструментальная функция является основной рабочей функцией общения, заключающаяся в передаче информации. Функция объединения — синдикативная — имеет целью выявление и укрепление общности между людьми в рамках больших и малых групп, направленных на решение социальных задач. Синдикативной функции родственна функция самовыражения, которая ориентирована на взаимопонимание и контакт. Особую роль играет самовыражение в творчестве, т.к. продукт творческой деятельности становится предметом общения. И наконец, важнейшее значение имеет трансляционная функция общения — функция передачи информации. А. Брудный акцентирует внимание на ее значении в обучении. «Эта функция лежит в основе обучения: через общение и происходит обучение личности, как институциональное, санкционированное и организованное государством, так и собственно индивидуальное, неформальное, происходящее в процессе повторяющихся контактов с людьми, способными передавать данному лицу свои знания и навыки». Отметим, что, несмотря на подробное описание частных проявлений коммуникативной функции языка, А. Брудный, по существу, раскрывает содержание лишь этой функции. Перечисленные, а также многие другие частичные классификации функций языка также указывают на необходимость дальнейшего прояснения оснований классификации. Исследование показывает, что общее количество функций языка, выделенных в разных работах, весьма велико. Однако не всегда удается даже отождествить две сходные функции, упомянутые в разных работах и названные по-разному, поскольку не всегда очевидны основания той или иной классификации. 3. Язык как объект изучения различных лингвистических дисциплин. 4.Внутренние и внешние причины динамизма языковой системы. 5.Роль системно структурного языкознания. 6.Роль системно-структурного подхода в методологии лингвистических исследовании. Соотношение понятий язык и речь. Аргументированное противопоставление языка и речи обнаруживаем у Ф.де Соссюра в его "Курсе общей лингвистики", текст которого составлен учениками Соссюра А. Сеше и Ш. Балли. Ф. де Соссюр выделяет понятия «речевая деятельность», «язык», «речь», причем первое – наиболее общее, включающее в себя язык и речь. Под речевой деятельностью Ф. де Соссюр понимает вообще способность человека к общению с помощью языка. Речевая деятельность индивидуальна и социальна одновременно. Речь, по Ф. де Соссюру, индивидуальный акт воли и понимания, язык же – «социальный элемент речевой деятельности вообще, внешний по отношению к индивиду, который сам по себе не может ни создавать язык, ни его изменять». Разделяя язык и речь, подчеркивает Ф. де Соссюр, мы отделяем социальное от индивидуального. Несогласованность аргументации и известная непоследовательность канонического текста «Курса...» привели к многочисленным попыткам разграничить язык и речь более основательно. Проблема далека от однозначного решения. Об этом говорит уже факт самых разнообразных определений языка и речи в современной лингвистике: общее – частное, абстрактное – конкретное, сущность – явление, форма – субстанция, психическое – физическое, потенция – акт ее выявления, конструкт – наблюдаемый объект, ообщение и многие другие. Но дихотомия, а не трехчленная система. Одни ученые утверждают, что следует развивать учение Ф. де Соссюра, разграничивать язык и речь (Л.В. Щерба, Т.С. Шарадзенидзе, Л.Р. 3индер, В.Т. Ковальчук, Н.Д. Андреев, Ю.В. Фоменко, А.А. Леонтьев, Н. Хомский и др.), другие отрицают предложенную оппозицию (Г. Шухардт, А.С. Чикобава, Г.В. Колшанский, А.Г. Спиркин, Г.П. Щедровицкий, А.И. Смирницский, А.Г. Волков и др.). Сторонники снятия дихотомии «язык – речь» утверждают, что необходимо изучать т.н. речевую деятельность, сущность и явление, форму и субстанцию как в любом другом объекте науки. 1. Речевая деятельность – это процесс и все то, что говорится, высказывается, воспринимается. Это не только средство общения, но и применение этого средства, и продукт его. 2. Изучение речевой деятельности возможно только при наблюдении над речевыми актами. Следовательно, непосредственный пример исследования тут один – речь, а законы, выводимые в результате наблюдения за речью, почему – это приписывается языку. На деле же нет в лингвистике двух существенно различных объектов, нет двояких закономерностей. 3. Язык и речь не имеют различных единиц. Когда сторонники разделения языка и речи говорят о противопоставлении единиц языка и единиц речи, то они забывают о неправомерности сопоставления научных абстракций, с одной стороны, и реально существующих единиц, с другой (фонема – звук, морфема – морф, лексема – лекса, предложение – фраза). 4. Кроме того, единство языка и речи как двух сторон одного объекта определяется их функцией: коммуникативной (все другие функции, называемые то языковыми, то речевыми – аккумулятивную, экспрессивную, конструктивную и т.д. – можно представить в качестве разных ее сторон). Дихотомия «язык и речь» правомерна лишь в плане различения объекта и его модели в лингвистическом описании. Язык и речь не существуют изолированно друг от друга, это не два разных явления, в совокупности составляющих речевую деятельность, а две стороны ее. Понятие языка и речи относятся к числу наиболее важных и сложных понятий языкознания, они имеют большое значение для норм языка и его практического описания. Однако, в практике языкознания иногда имеют место случаи смешения фактов языка и речи, поэтому необходимо точно определит суть данных понятий. Впервые проблема была сформулирована Гумбольдтом. Он различал язык как орган образующий мысль, а речь как процесс. Также разграничивали эти понятия и другие языковеды. Соссюр разработал целое учение, понимая язык как систему знаков и правил их комбинирования, а речь как использование этой знаковой системы, как коммуникацию. Различия представлялись несовместимыми => разделили науку о языке на лингвистику языка и лингвистику речи. Но с его выводами учёные не согласились, т.к. между языком и речью, несмотря на их различия и противоречия существуют диалектическая связь. Современное понимание проблемы. Дихотомическую концепцию языка и речи сегодня большинство языковедов. Выделяется язык и речь. Язык – стихийно возникаемая система знаков и правил их комбинирования, предназначенная для коммуникации. Речь – язык в действии, применение языка с целью общения. Язык и речь можно сравнить с анатомией (орган и физиологи я- соответственно). Язык и речь необходимо предполагают, друг друга и образуют диалектическое единство. Естественный язык – это язык слов. Слово приравнивают к знаку. Язык определяется как особая система знаков, а речь это вопрос на основе этой системы. Различия между Языком и Речью: Язык: Речь: -Воспроизводится, т.е. регулярно используется как постоянно существующая знаковая система. - конечен, т.к. представляет собой относительную замкнутую (хотя и открытую) систему - надситуативен - строится, возникает по воле говорящего и является актом индивидуального творчества - бесконечна, т.к. бесконечно число речевых произведений, которые могут быть построены на основе того или иного языка. - ситуативна (отражает ту или иную ситуацию) С логической точки зрения. - в языке (словах) закреплены понятия - соотнесён с сознанием - явление надклассовое, не идеологическое. - нейрофизическая природа - создаются суждения - соотнесена с мышлением - явление идеологическое - психофизиологическая природа Язык и речь социальны и индивидуальны. Язык социален по своей функциональной природе, по своему назначению. Индивидуален по способу хранения, поскольку хранилищем является мозг человека. Речь служит объединению людей в коллектив и строится на базе единого для всего этого количества языка. Индивидуальность речи проявляется: 1) в отборе элементов языка 2) в частотности тех или иных элементов языка 3) в порядке расположения языковых элементов во фразе 4) в различных модификациях языковых элементов(метафоры, тропы, авторские неологизмы). Язык и мышление Язык и мышление - два неразрывно связанных вида общественной деятельности, отличающихся друг от друга по своей сущности и специфическим признакам. «Мышление- высшая форма активного отражения объективной реальности, целенаправленное, опосредствованное и обобщенное познание существенных связей и отношений предметов и явлений. Оно осуществляется в различных формах и структурах (понятиях, категориях, теориях), в которых закреплен и обобщен познавательный и социально-исторический опыт человечества» («Философский энциклопедический словарь», 1983). Процессы мышления проявляются в трех основных видах, выступающих в сложном взаимодействии, - практически-действенном, наглядно-образном и словесно-логическом.«Орудием мышления является язык, а также др. системы знаков (как абстрактных, например, математических, так и конкретно-образных, например, язык искусства)» (там же). Язык - это знаковая (в своей исходной форме звуковая) деятельность, обеспечивающая материальное оформление мыслей и обмен информацией между членами общества. Мышление, за исключением его практически-действенного вида, имеет психическую, идеальную природу, между тем как язык - это явление по своей первичной природе физическое, материальное. В ходе исторического развития языка и мышления характер их взаимодействия не оставался неизменным. На начальных этапах развития общества язык, развивавшийся в первую очередь как средство общения, вместе с тем включался в процессы мышления, дополняя два первоначальных его вида - практически-действенный и наглядно-образный - новым, качественно высшим видом словесно-логического мышления и тем самым активно стимулируя развитие мышления вообще. Развитие письменности усилило воздействие языка на мышление и на саму интенсивность языкового общения, значительно увеличило возможности языка как средства оформления мысли. В целом же по мере исторического развития мышления во всех его видах постепенно усиливается его воздействие на язык, сказывающееся главным образом в расширении значений слов, в количестве, росте лексического и фразеологического состава языка, отражающем обогащение понятийного аппарата мышления, и в уточнении и дифференциации синтаксических средств выражения смысловых отношений. Важнейшие условные знаки человеческой культуры - это слова. Предметы и явления окружающей действительности редко полностью подвластны человеку, а слова - знаки, которыми мы их обозначаем, подчиняются нашей воле, соединяясь в смысловые цепочки - фразы. Со знаками, со значениями, которые им придаются, оперировать легче, чем с самими явлениями. С помощью слов можно интерпретировать другие знаковые системы (например, можно описать картину). Язык - универсальный материал, который используется людьми при объяснении мира и формировании той или иной его модели. Хотя художник может это сделать и при помощи зрительных образов, а музыкант - при помощи звуков, но все они вооружены, прежде всего, знаками универсального кода - языка. Язык - это особая знаковая система. Любой язык состоит из различных слов, то есть условных звуковых знаков, обозначающих различные предметы и процессы, а также из правил, позволяющих строить из этих слов предложения. Именно предложения являются средством выражения мысли. С помощью вопросительных предложений люди спрашивают, выражают свое недоумение или незнание, с помощью повелительных - отдают приказы, повествовательные предложения служат для описания окружающего мира, для передачи и выражения знаний о нем. Совокупность слов того или иного языка образует его словарь. Словари наиболее развитых современных языков насчитывают десятки тысяч слов. С их помощью благодаря правилам комбинирования и объединения слов в предложения можно написать и произнести неограниченное количество осмысленных фраз, заполнив ими сотни миллионов статей, книг и файлов. В силу этого язык позволяет выражать самые разные мысли, описывать чувства и переживания людей, формулировать математические теоремы и т.д. Можно разделить два способа существования мысли при помощи языка: «живую мысль», т.е. актуально переживаемую данным человеком в данном интервале времени и пространства и«отчужденную мысль», зафиксированную в тексте и т.п.«Живая мысль» - это собственно и есть мышление, реальное онтологическое его развертывание. Оно никогда не бывает абстрактным мышлением, т.е. тем, с которым имеет дело наука. Последнее возможно только в отчужденной от человека форме, например, в компьютере. Реальный процесс мышления, осуществляемый индивидом, есть сложное и динамичное образование, в котором интегрированы многие составляющие: абстрактно-дискурсивные, чувственно-образные, эмоциональные, интуитивные. К этому следует добавить непременную включенность в процесс мышления целеобразующих, волевых и санкционирующих факторов, которые исследованы пока крайне слабо. Как видно, реальный процесс мышления и мышление, как предмет логики, как логический процесс сильно отличаются друг от друга. По сей день наиболее непостижимой и столь же притягательной для изучения со стороны языкознания, психологии, лингвистики, психолингвистики, логики и прочих наук является тема соотношения языка и человеческого сознания. Даже не зная законов, по которым осуществляет свою работу мышление, и только примерно догадываясь, как осуществляется наша речевая деятельность, мы нисколько не сомневаемся, что мышление и язык связаны между собой. Сколько раз в жизни каждому из нас доводилось сообщать кому-либо некую информацию. В данном случае, процесс говорения имеет целью породить процесс понимания у получателя информации. Актуальность проблемы взаимосвязи языка и сознания не единственная в наше время, существует еще ряд невыясненных вопросов, и один из них, на наш взгляд, наиболее интересный: какой элемент в этой связке является доминирующим - язык или мышление; мы говорим, потому что так думаем или мы думаем, потому что так говорим. Язык - система словесного выражения мыслей. Но возникает вопрос, может ли человек мыслить не прибегая к помощи языка? Большинство исследователей полагают, что мышление может существовать только на базе языка и фактически отождествляют язык и мышление. Еще древние греки использовали слово «logos» для обозначения слова, речи, разговорного языка и одновременно для обозначения разума, мысли. Разделять понятия языка и мысли они стали значительно позднее. 8. Языковая система и языковая структура. 9. Уровневые модели языковой системы. 10. Основные положения семиотической науки. Свойства знаковых систем. Язык как разновидность знаковой системы. 11. Отношения между языковыми единицами: общая характеристика. 12. Связи и отношения между единицами в языке. 13. Связь языковой системы с другими сигнальными системами. 14.Язык и мышление: этапы осмысления проблемы в лингвистике. Под мышлением, как уже говорилось, понимается познавательная по функции психическая деятельность человека, в результате которой достигается новое знание. Язык, напомним, – это система языковых знаков и правил их использования. Данная система служит важнейшим средством человеческого общения, одним из важнейших способов выражения самосознания личности, одним из способов её мышления, одним из способов хранения информации и передачи ее от поколения к поколению. Важно помнить, что язык увидеть, услышать и потрогать нельзя, поскольку он скрывается под поверхностью речевых явлений. В логическом плане мышление и язык соотносятся как понятия всеобщее и общее. Не случайно в лингвистике и психологии часто используются в качестве своего рода клише такие формулы: общечеловеческий характер мышления; мышление носит общечеловеческий характер; мышление всеобще, а язык национален и т.д. В онтологическом плане мышление и язык соотносятся как понятия бытие и сущность. В этом плане о мышлении часто говорят как об исходных причинах и условиях появления языка: именно потребность сказать что-то (феномен уровня мышления) привела к появлению языка. Вспомним, как это сказано у Ф.Энгельса: «…Формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность создала себе свой орган: неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась путем модуляции для всё более развитой модуляции, а органы рта постепенно научались произносить один членораздельный звук за другим». Конечно, мышление как процесс отражения объективного мира является функцией головного мозга, однако мыслительный процесс не может состояться без логических операций, без языка, который является материей и непосредственной действительностью мысли. С помощью языка мысль оформляется и материализуется (через речь и коммуникацию). Когда мысль овладевает массами, она становится материальной силой. Язык, сознание, мысль и мышление. Будучи орудием обмена мыслями и закрепления их для потомства, язык как форма национальной культуры непосредственно связан с сознанием и мышлением. Термины «мысль», «сознание» и «мышление» очень часто употребляют синонимично, обозначая ими духовную деятельность человека, которая состоит в отражении объективной действительности в сознании, – самоё это свойство высшей нервной деятельности человека, а также процесс этого отражения и результат отражения. Однако термин «сознание» употребляется и более специально. Сознанием в этом случае обозначают, во-первых; совокупность психической деятельности, включая интеллект, чувства и волю человека (мышлением называют лишь способность мыслить и рассуждать). Сознанием называют, во-вторых, результат теоретической и практической деятельности, осознание человеком, обществом, народом своего бытия и отношения к миру. В этом случае используют также специальные термины – «мировоззрение», «идеология», «народное самосознание». Мысль – это конкретная единица мышления. Мышление как способность мыслить и рассуждать, делать умозаключения и да
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|