Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие осмотра места происшествия как неотложного первоначального следственного действия




КАСПИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра публично‏- правовых дисциплин

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

В030100 - «Юриспруденция»

Г. Алматы 2015 г.

МИНИСТЕРСТВО‏ ᅟО‏БРАЗО‏ВАНИЯ ᅟИ ᅟНАУКИ ᅟРК

КАСПИЙСКИЙ ᅟУНИВЕРСИТЕТ

Кафедра ᅟпублично‏- правовых ᅟдисциплин

«Допущен ᅟк ᅟзащите»

Заведующий

Кафедрой ________________ Мо‏ро‏з ᅟС.П.

ДИПЛОМНАЯ ᅟРАБОТА

На ᅟтему: ᅟ«Тактика осмотра места происшествия»

по‏ ᅟспециальности ᅟ5В030100 ᅟ- ᅟ«Юриспруденция»

Выполнил ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ

Научный ᅟруководитель

ᅟᅟ

Г. Алматы 2015 г.

Содержание

Введение............................................................................................................4

1 Общие положения осмотра места происшествия………….……..…10

1.1 Понятие осмотра места происшествия как неотложного первоначального следственного действия..............................................................10

1.2 Тактические цели и задачи осмотра места происшествия....................14

1.3 Задачи специалиста-криминалиста в осмотре места происшествия.............................................................................................................19

2 Следы, обнаруживаемые на месте происшествия, основные источники доказательственной информации при расследовании……..….24

2.1 Характеристика и классификация следов, обнаруженных при осмотре места происшествия...................................................................................24

2.2 Научно-технические средства, применяемые при осмотре места происшествия.............................................................................................................31

2.3 Предварительное исследование следов на месте происшествия.............................................................................................................39

Особенности осмотра места происшествия по делам об убийствах.45

3.1 Особенности следственного осмотра при расследовании убийств………………………………………………………………………….….45

3.2 Осмотр места происшествия по делам об убийствах, совершенных по найму ………………………………………………………….……………………46

3.3 Особенности осмотра места убийства с использованием транспортного средства............................................................................................54

Заключение.....................................................................................................71

Список использованной литературы......................................................73

Введение

О‏бщaя ᅟхарактеристикa ᅟработы. В системе следственных действий, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством РК, наиболее важным следственным действие является следственный осмотр места происшествия, наружный осмотр трупа, предметов и документов, следов и иных материальных объектов, которые служат источниками получения информации о событии и участниках его, когда это событие является предметом предварительного расследования.

Передовой опыт следственной практики показывает, что раскрытие наиболее тяжких преступлений: убийств, разбоя, изнасилований, краж чужого имущества и др. достигается часто путем умелого производства осмотра места происшествия и разнообразных вещественных доказательств, оказавшихся в сфере действий, связанных с приготовлением, совершением и сокрытием преступлений. То есть, осмотр является «краеугольным камнем» раскрытия и расследования преступления.

Актуальность темы. О последовательности государственной политики по вопросам реформирования системы правоохранительных органов и репрессивных отраслей права свидетельствуют решения и действия Главы государства, нашедшие отражение практически во всех ежегодных посланиях народу Казахстана и соответствующих поручениях, адресованных правительству страны. В числе наиболее значимых необходимо отметить Стратегию «Казахстан – 2050»: Новый политический курс состоявшегося государства, который был озвучен Президентом РК 14 декабря 2012 года. В частности, в данном акте указывается, что «уже в новом 2013 году необходимо начать очередной этап модернизации национальной правовой системы.

Законодательство должно не только защищать национальные интересы, но и синхронизироваться с динамично развивающейся международной правовой средой. Поручаю Правительству принять системные меры по повышению конкурентоспособности нашей правовой системы во всех ее базовых отраслях как публичного, так и частного права.

…Поручаю Правительству совместно с моей Администрацией в 2013 году:

- начать реформу уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Акцент необходимо сделать на дальнейшей гуманизации, в том числе декриминализации экономических правонарушений;

- подготовить и внести в Парламент проекты четырех новых кодексов: Уголовно-процессуального, Уголовного, Уголовно-исполнительного и Кодекса об административных правонарушениях. Принятие этих ключевых законодательных актов концептуально модернизирует систему уголовного судопроизводства и выведет наше право на уровень, позволяющий адекватно реагировать на современные вызовы» [1].

В контексте данного Послания приобретают особую актуальность такие стратегические задачи, как разработка проекта программы дальнейшей модернизации правоохранительной системы, реализация гражданами права на судебную защиту. В свете последней задачи, как указывается в Послании, «необходимо упростить процесс отправления правосудия, избавить его от излишних бюрократических процедур» [1].

Проведенные выше стратегические задачи были предопределены иными актами, принятыми ранее.

Так, 24 августа 2009 года была принята Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года [2]. В числе приоритетов в названном документе обозначены:

- усовершенствование судебной системы путем исключения дублирования функций различными судебными инстанциями;

- поэтапное расширение пределов судебного контроля в досудебном производстве;

- усовершенствование процессуальных основ деятельности органов прокуратуры путем повышения роли и ответственности прокуроров в досудебном производстве;

- создание оптимальной модели уголовного судопроизводства;

- дальнейшая последовательная реализация основополагающих принципов уголовного судопроизводства, направленных на защиту прав и свобод человека;

- разработка оптимальных правовых механизмов, предусматривающих эффективное применение уголовно-процессуального законодательства об оперативно-розыскной деятельности;

- принятие мер по дальнейшему развитию принципа состязательности сторон обвинения и защиты в уголовном процессе.

Во взаимосвязи с данными приоритетами в Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 по 2020 года сформулированы основные направления деятельности по усовершенствованию уголовно-процессуального права. В частности в ней отмечается необходимость:

- упрощения и повышения эффективности уголовного процесса, в том числе упрощение порядка досудебного производства;

- разработка законодательной регламентации до следственной проверки с одновременным определением ее пределов;

- создание правовых условий для расширения примирения мер пресечения, альтернативных аресту, в том числе залога;

- постепенное введение новых институтов восстановительного правосудия, основанных на примирении сторон и возмещении причиненного вреда;

- расширение категорий уголовных дел, по которым уголовное преследование и обвинение в суде может осуществляться в частном, а также частно-публичном порядке;

- постепенное расширение категории уголовных дел, рассматриваемых судом с участием присяжных заседателей;

- дальнейшее усовершенствование механизмов предоставления квалифицированной юридической помощи по уголовным делам не только обвиняемым и подозреваемым, но и потерпевшим, свидетелям [2].

В целях реализации приоритетов, сформулированных в Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 по 2020 года, был принят ряд нормативных правовых актов, прямо или косвенно касающихся проблем законодательного регулирования уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности. К числу таких актов относится Указ Президента Республики Казахстан от 17 августа 2010 года «О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в Республике Казахстан» [3]. В данном Указе особое внимание обращено не только на организационно-управленческие аспекты, но и на меры законодательного характера. В частности, предполагалось следующее:

- приведение действующего законодательства в соответствие с требованиями Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказаний, принятой 10 декабря 1984 года;

- дальнейшее упрощение досудебного производства по уголовным делам, повышение его оперативности, в том числе посредством введения поощрительных норм в отношении обвиняемых, сотрудничающих со следствием;

- расширение примирительных процедур в уголовном судопроизводстве, в том числе развитие института медиации, а также расширение категории уголовных дел частного и частно-публичного обвинения;

- регламентация порядка освобождения от уголовной ответственности в связи с примирением сторон, когда вред причиняется государству, и установление ограничений для применения меры пресечения в виде ареста к лицам, совершившим экономические преступления небольшой и средней тяжести, а также их освобождение от уголовной ответственности в случае добровольного погашения причиненного ущерба;

- совершенствование форм и методов контроля за поведением обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избран домашний арест или подписка о невыезде и надлежащем поведении;

- сведение до минимума альтернативной подследственности, в том числе отнесение к исключительной подследственности Министерства внутренних дел Республики Казахстан расследование уголовных дел о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, с сохранением альтернативной подследственности с органами национальной безопасности только в случаях, когда эти деяния совершены в совокупности с другими преступлениями, уголовные дела по которым относятся к подследственности органов национальной безопасности;

- совершенствование и упрощение судопроизводства;

- расширение пределов судебного контроля в досудебном производстве;

- наделение судов дополнительными полномочиями по восполнению на подготовительных стадиях судебного разбирательства пробелов досудебного производства с соблюдением основных принципов отправления правосудия [3].

Анализ приведенных положении позволяет утверждать, что в рассматриваемом Указе представлена принципиальная модель уголовно-процессуального закона и права Республики Казахстан, было учтенным при разработке редакции Уголовно-процессуального кодекса.

Оценка криминальной ситуации, данная Президентом страны Н.А. Назарбаевым в 1997 году, не потеряла своей остроты и в современных условиях. Динамика преступности – один из важнейших показателей эффективности правоохранительной деятельности. Практика свидетельствует о том, что сложность выявления и раскрытия, а затем и расследования многих видов преступлений, особенно совершаемых в организованной форме, связана с тем, что при наличии достаточно широких законодательных возможностей, а также негласных методов и средств в арсенале органов предварительного расследования и дознания, львиная доля результатов их деятельности не находит своего легального применения в целях уголовно-процессуального доказывания. Такие уголовно наказуемые деяния, как убийства, наркотрафик, коррупция имеют высокий уровень латентности и могут быть раскрыты только благодаря негласной и иной специальной деятельности оперативно-розыскных аппаратов уполномоченных органов.

Проблемы уголовно-процессуального права и криминалистики, усовершенствования законодательства о судопроизводстве никогда не теряли своей актуальности постольку, поскольку это наиболее уязвимая сфера правоотношений, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан. Велика роль в исследованиях проблем уголовно-процессуального права и криминалистики казахстанских ученых, среди которых наибольшую значимость представляют труды А.Ф.Аубакирова, А.Я.Гинзбурга, Е.Г.Жакишева, С.Ф. Бычковой, К.А. Бегалиева, Е.Е. Ерешева, С.К. Журсимбаева, Т.М. Казиканова, М.Ч. Когамова.

Своевременное и грамотное проведение следственного осмотра, применение в ходе его современных средств, приемов и методов криминалистики позволяет следователю выявлять, закреплять, изучать и правильно использовать материальные следы в качестве вещественных доказательств установления наличия или отсутствия в деянии состава преступления, виновности или невиновности лиц. Но успех расследования зависит не только от уровня криминалистических знаний следователя. Данные криминалистики, используемые в расследовании, принесут пользу в том случае, если они применяются с соблюдением процессуальных гарантий, порядка и условий, предусмотренных законом для производства конкретного следственного действия.

Раскрытие преступлений, выявление виновных и установление иных обстоятельств по делу, протекая в порядке, установленном УПК РК, представляет сложную, многогранную и ответственную деятельность, она требует от следователя высокой теоретической подготовленности, глубоких юридических знаний, в частности в области уголовного, уголовно-процессуального права, криминологии, криминалистики, а также логики и юридической психологии. В едином процессе расследования, построенном на научной криминалистической основе, все упомянутые знания, как и опыт расследования, применяют комплексно, часто одновременно, с учетом конкретной следственной ситуации.

Если следователь не обладает этими знаниями и навыками, он оказывается бессильным отыскать фактические данные, процессуально правильно закрепить и использовать их для выяснения истины по делу. В практике наблюдаются случаи, когда грамотно составленный протокол осмотра места происшествия оказывается без подписи понятых, участвовавших, в осмотре и поэтому он теряет свое доказательственное значение. Если в ходе осмотра не будут соблюдены правовые нормы и вместе с тем не применены научно-технические средства и приемы закрепления следов, то данный осмотр мало поможет установлению истины по делу.

Производство следственного осмотра, особенно места происшествия и трупа, требует подлинно научного подхода. Здесь как бы одновременно применяются все научно-технические средства, тактические приемы и методы, использование знаний специалистов, помощь оперативно-розыскных органов и общественности. Однако в практике производство следственного осмотра места происшествия и других видов осмотра, все еще имеется определенная недооценка научных методов и приемов, разработанных криминалистикой, приводящая к весьма пагубным результатам - не раскрытию преступлений. Все это серьезно подрывает усилия органов следствия и суда, направленные на искоренение преступности в Республике.

Для решения этих задач, в законе «Об органах внутренних дел», тема следственного осмотра является одной из актуальных, т.к. следственный осмотр является важнейшим следственным действием, направленным на обнаружение, изъятие и фиксацию доказательств. Не случайно проблема качественно проведенного осмотра, фиксации обстановки места происшествия и вещественных доказательств, является одной из центральных проблем криминалистической техники и науки криминалистики в целом.

Цель дипломной работы всесторонне рассмотреть проблему следственного осмотра во всех ее аспектах, т.е. применение всех известных на сегодняшний день приемов, методов и научно-технических средств осмотра, что поможет грамотнее и успешнее проводить расследование, а значит, улучшит результаты работы следователей в раскрытии и искоренении преступности. Для достижения этих целей ставятся следующие задачи:

- раскрыть понятие осмотра места происшествия как неотложного следственного действия;

- определение роли специалиста при осмотре места происшествия;

- рассмотреть особенности применения научно-технических средств обнаружения, изъятия, исследования и фиксации следов преступления;

- исследовать особенности осмотра места происшествия при убийствах, наемных убийствах, убийствах с использованием транспортных средств;

Объектом изучения данной работы является тактика осмотра происшествия как неотложного и первоначального следственного действия.

Данные цели, задачи и объект определили структурувыпускной работы. Выпускная работа состоит из введения, 3-х разделов, подразделов, заключения и списка использованных источников.

При написании работы использованы методы: обобщения, анализа и синтеза изученного материала.

Общие положения осмотра места происшествия

Понятие осмотра места происшествия как неотложного первоначального следственного действия

 

В научной литературе существуют разные определения осмотра места происшествия. По мнению одних «осмотр - является следственно-оперативным действием» [4, с. 84], что наш взгляд не соответствует процессуальной природе этого действия, другие ограничиваются упоминанием о том, что «осмотр места происшествия - следственное действие, занимающее важное место в раскрытии преступлений и изобличении виновных» [5, с.166].

Большинство криминалистов считают, что под осмот­ром места происшествия нужно понимать следственное действие, при котором следователь или лицо, производящее дознание, «непосредственно воспринимают, исследуют и оценивают состояние, свойства и признаки материальных объектов, имеющихся на участках местности или помещении с целью обнаружения там следов и других вещественных доказательств, выяснения обстановки и всех обстоятельств, имеющих значение для установления истины по делу» [6,с.35]. Такой же позиции придерживаются Казахстанские криминалисты А.Ф.Аубакиров, А.Я.Гинзбург, Е.Г.Джакишев, Л.В.Виницкий и другие.

Осмотр места происшествия характеризуется как наиболее сложное следственное действие. Он чаще всего выполняется как первоначальное и неотложное следственное действие как после, так и до возбуждения уголовного дела. Осмотр места происшествия, проводимый следователем, осуществляется с соблюдением всех уголовно-процессуальных и тактических положений. Местом происшествия может быть определенный пространственный участок территории, суши, водной поверхности и дна водоемов, помещений, где совершено преступление, либо обнаружены материальные последствия его (например, сокрытия трупа потерпевшего).

Встречаются подвижные места происшествий - железнодорожные и трамвайные вагоны, автобусы, автомашины, морские и речные суда, где иногда совершаются преступления.

Тот участок местности или помещение, в пределах которого обнаружены следы совершенного преступления, является местом происшествия. При этом подразумевается, что преступление могло быть совершено как в месте его обнаружения, так и в другом месте.

В отличие от места происшествия, местом преступления считается район совершения преступления или наступления преступного результата, следы которого могли быть обнаружены и вне этого района. Место происшествия может быть 3 видов:

1. место совершения преступления;

2. место подготовки к совершению преступления;

3. место сокрытия преступления.

Если преступление совершено в одном месте, а следы его об­наружены в другом, то налицо и место преступления, и место происшествия. Если же преступление совершено в том же месте, где были обнаружены его следы, то место происшествия и место преступления совпадают. Приступая к осмотру, следователь, как правило, не знает, является ли событие, требующее расследования, следы которого обнаружены в данном месте, преступлением или нет, а если преступлением, то здесь ли оно совершено или в ином месте. Поскольку же обнаружение следов события, требующего расследования, всегда является происшествием, то и место обнаружения этих следов является местом происшествия, а его осмотр - осмотром места происшествия. Из вышесказанного следует, что между местом происшествия и расследуемым преступлением существует неразрывная связь. В пределах места происшествия эта связь может выразиться в том, что:

• преступление совершено с помощью, оставшихся на данном месте или изъятых с этого места орудий;

• преступление направлено на один из объектов, находящихся в данном месте;

• на предметах остались следы действий преступника или на самом месте остались предметы, принадлежавшие преступнику;

• преступление совершено в данной обстановке, хотя сама эта обстановка не претерпела существенных изменений. Характер этой обстановки, ее условия могли определить способ действий преступника, повлиять на достижение им преступной цели. Общей задачей осмотра места происшествия является выявление всех видов этой взаимосвязи с тем, чтобы по ним в совокупности с другими данными по делу установить механизм происшествия во всех деталях, т.е. ответить на вопрос о том, произошло на этом месте [7, с.152].

Общая задача осмотра места происшествия разбивается на ряд частных задач. К частным задачам осмотра места происшествия относятся:

1. изучение и фиксация обстановки места происшествия;

2. установление характера воздействия преступника на окружающую среду;

3. обнаружение, фиксация и изъятие следов преступления и преступника;

4. выявление преступника и мотивов преступления;

5. установление причин и условий, способствовавших совершению преступления;

6. получение необходимых данных для осуществления последующих следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий [8,с.22].

Для решения каждой из указанных задач осмотра места происшествия следователь должен ответить на ряд вопросов, возникающих перед ним в связи со спецификой конкретных объектов осмотра. Перечень подобных запросов многообразен и специфичен, он всегда определяется ситуацией. Можно наметить лишь типичные вопросы, на которые нужно ответить:

а) имело ли место преступление в данном случае, либо такого не было? Характер расследуемого события во время осмотра отчасти и после окончания его еще не ясен. Обстановка места преступления, имеющиеся там следы и другие вещественные доказательства, не могут определенно доказывать на наличие преступления или на отсутствие его. Следователь не может предпочитать фактические данные, обнаруженные на месте происшествия, только подтверждающие, либо только опровергающие наличие преступного события;

б) совершено ли преступление там, где осматривается место происшествия, либо оно совершено в другом месте? В таком случае нужно установить способ, средства и пути доставки трупа к месту его обнаружения. Решение этого вопроса достигается изучением следов ног, транспортных средств, следов волочения трупа, качение его при выбрасывании с поезда, мелких деталей, пятен и др.;

в) каковы пути проникновения лиц, участвовавших в исследуемом событии, на место происшествия, пути их удаления оттуда, какие транспортные средства были использованы для прибытия к месту происшествия, куда ведут следы с этого места, по которым нужно организовать погоню за лицами, действовавшими на месте преступления?

г) сколько было лиц на месте происшествия; их типовые признаки и кто именно? Этот вопрос можно решить, главным образом на основе изучения следов ног, руг, окурков, характера совершенных действий. Так, в случаях обнаружения трупа иногда его осмотр позволяет установить по характеру и расположению телесных повреждений, их количеству и происхождению от разных орудий они не могли быть нанесены одним человеком или одним орудием; по следам обуви определяется примерный гост человека и др.

д) какие цели преследовали участники события (мотивы их действий). Для этого изучаются изменения, внесенные в обстановку места происшествия, исследуются предметы, которых касались участники событий, например, вскрыли ящики стола, шкафы, устанавливается последовательность их действий. Изучаются передвинутые или перевернутые предметы, взломанные или раскрытые хранилища ценностей, следы рук, ног, различные пятна, расположения орудий преступления, следы борьбы, мелкие предметы и частицы веществ, царапины, повреждения и др.

е) на протяжении, какого времени находились участники события, например, преступник и потерпевший на месте происшествия?

Решить этот вопрос можно путем всестороннего изучения и оценки всех следов и обстановки места происшествия. Если осматривается место кражи со взломом, необходимо искать следы и другие признаки, называющие на время совершения взлома до начала дождя либо после него и ухода взломщика; кроме того, по характеру взлома и проделанным поискам ценностей можно ориентировочно определить, сколько времени затратили взломщики на указанные действия.

ж) когда произошло исследуемое событие? Если на трупе имеются телесные повреждения, то надо искать следы и другие данные, указывающие на время причинения потерпевшему телесных повреждений, время наступления смерти, когда труп доставлен на место его обнаружения,

з) какой пункт осматриваемой территории или помещения является собственно местом происшествия, в каком положении находились преступник и потерпевший в момент нанесения последнему телесных повреждений? Ответы на эти вопросы следует искать изучением расположения следов, предметов, отделившихся частей транспорта, орудий позы и расположения трупа.

и) какие подобные действия, помимо основных, по достижению преступной цели совершены на месте происшествия, например, не предпринимал ли преступник каких-либо действий по сокрытию преступления либо фальсификации следов? По делам о кражах с взломом магазинов преступники нередко переодеваются в новую одежду из магазина, пьют водку и закусывают продуктами из магазина.

к) какие предметы оставил преступник на месте происшествия: орудия преступления, предметы одежды, мелкие вещи?

л) какие следы с места происшествия могли остаться на теле преступника, на его одежде, орудиях причинения смерти, взятых им ценностях и иных предметах?

м) кто и откуда мог наблюдать или слышать о происходившем событии? Установление данного обстоятельства помогает найти свидетелей-очевидцев. Эти сведения затем могут понадобиться для производства следственного эксперимента. Мог ли преступник пройти на место происшествия никем незамеченным.

н) какие есть данные, указывающие на обстоятельства, способствовавшие или облегчавшие совершение преступления и его сокрытие.[9,с.41]

Приведенные вопросы являются примерными. Этот перечень может быть дополнен или изменен в зависимости от исследуемого события, имеющихся его материальных последствий.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...