Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль и значение деятельности П.Ф. Лесгафта

Реферат

тема:

"Первые шаги советской физической культуры (1917–1941 гг.)"


Теоретические истоки советской системы физического воспитания

 

Принципиально новый этап развития физической культуры в Беларуси начался с 1917 г., после победы Великой Октябрьской социалистической революции, результатом которой было рождение нового государственного устройства – впервые провозгласившего власть класса неимущих. Все сферы деятельности были направлены на улучшение жизни народных масс: крестьян, рабочих, бедной интеллигенции. Таким образом, на протяжении семи десятков лет, в СССР, в состав которого входила и Белоруссия, была создана одна из самых эффективных систем физического воспитания. Физическая культура и спорт стали доступны всем.

В основу создания советской системы физического воспитания был положен опыт и теоретические труды основоположников социализма, научного коммунизма.

Возникновение нового учения о физическом воспитании как составной части воспитания рабочего класса и беднейшего крестьянства и их поколений относится к середине XIX века, когда условий для распространения физической культуры среди трудящихся не было. Поэтому лучшие представители буржуазной интеллигенции пытались найти такие пути организации общества, которые могли бы предотвратить умственную и физическую деградацию народных масс. Огромный вклад в этом учении принадлежит Сен-Симону (1760–1825 гг.), Шарлю Фурье (1772–1837 гг.), Роберту Оуэну (1771–1838 гг.) и идеологам рабочего класса Карлу Марксу (1818–1885 гг.) и Фридриху Энгельсу (1820–1895 гг.). Шарль Фурье считал, что главным пороком буржуазной системы воспитания является его недоступность для детей трудящихся. Ш. Фурье была разработана система, по его мнению предполагающая всестороннее воспитание: с 3 до 9 лет трудовые игры, физическое закаливание, основы механики, подвижные игры; с 9 до 16 лет – образование, сочетаемое с физической и трудовой деятельностью. В 1830–40 гг. во Франции и США сторонники Фурье предприняли попытки создания производственно-бытовых общин. Однако в условиях капиталистического общества эти общины долго не продержались. Роберт Оуэн видел основную причину социальных бедствий и тяжелого положения трудящихся в недостаточном развитии народного просвещения. Будучи хозяином бумагопрядильной фабрики в Шотландии, Р. Оуэн пытался осуществить свою теорию на практике, обучая детей рабочих. Он открыл школу, где они получали общее образование, занимались физической культурой и получали основы производственного труда. Робертом Оуэном были построены специальные площадки для игр, военных упражнений, гимнастики. В дальнейшем в США он попытался привлечь трудящихся к построению социалистической общины «Новая гармония» (1825 г.), где мечтал осуществить свою теорию всестороннего воспитания детей трудящихся. Карл Маркс и Фридрих Энгельс, создатели теории научного коммунизма, отводили огромное значение в своей идеологии воспитанию. В «Манифесте коммунистической партии» они определили задачи воспитания пролетариата в новом общественном, свободном обществе. В инструкции делегатам на Женевский конгресс Международного товарищества рабочих (1866 г.) Карл Маркс писал: «Под воспитанием мы понимаем три вещи: во-первых – умственное воспитание, во-вторых, физическое, такое какое дается детям в гимнастических школах, в-третьих, техническое воспитание, знакомство с основными принципами производства». В дальнейшем в систему воспитания основоположником научного коммунизма было введено понятие «эстетического и нравственного» воспитания. В своей книге «Положение рабочего класса в Англии» Фридрих Энгельс назвал положение рабочих (по состоянию здоровья) «сознательным социальным убийством, организуемым буржуазией». Это послужило толчком к созданию рабочих спортивно-гимнастических клубов и объединений среди трудящихся. Введенный Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом термин «всестороннее воспитание личности» – стал основой формирования подрастающего поколения в советской системе воспитания.

 

Роль и значение деятельности П.Ф. Лесгафта

 

В основу советского физического воспитания была положена научно-методическая и практическая деятельность великого русского ученого Петра Францевича Лесгафта, которому принадлежит учение об общественном значении физической культуры. П.Ф. Лесгафт на личные сбережения и пожертвования, собранные учениками, открыл первое в Царской России специальное высшее учебное заведение – «Курсы воспитательниц и руководительниц физического воспитания» (1896 г.). В 1905 г. курсы были преобразованы в Вольную Высшую Школу (ВВШ). К П.Ф. Лесгафту приезжали учиться со всех уголков российской империи: Украины, Кавказа, Беларуси, Финляндии, Средней Азии, Польши. Учебное заведение было общественным и демократичным, в нем обучались люди различного вероисповедания, имущественного ценза, социального положения. Вся жизнь самого педагога-ученого, его взгляды и поступки, были сформулированы в жизненном кредо Лесгафта – «никогда и ни в чем не допускать насилия». Позже, советский физиолог Л.А. Орбели назовет систему физического воспитания П.Ф. Лесгафта «очеловеченной гимнастикой», а за выдающиеся заслуги ученого первый советский специальный вуз будет носить его имя. Свою теорию физического воспитания П.Ф. Лесгафт изложил в труде «Руководство по физическому воспитанию и образованию детей школьного возраста» (1888 г.). В этой книге он раскрыл принцип научной обоснованности физического воспитания на базе используемых обязательно педагогических, психологических, медико-биологических методов исследования; разработал принципы и подходы профессиональной подготовки специалистов; обосновал возрастные подходы; представил классификацию физических упражнений. А также установил и обосновал связь физического и умственного развития; показал важную роль двигательных действий во всех сферах жизнедеятельности человека (трудовой, бытовой, культурной).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...