Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие общения у детей в первые 7 лет жизни

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения

Наблюдая детей, психолог получает возможность увидеть особенности их самопознания и те условия, в которых оно складывается: индивидуальную практику ребенка и его общение с другими людьми. Книга Лисиной «Проблемы онтогенеза общения» рассказывает нам о том, как ребенок, появившись на свет, вступает в свои первые контакты с окружающими людьми, как все более усложняются и углубляются его связи с ними.

Глава 1

Понятие общения

Общение – это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения будущего.

С точки зрения деятельности общение является коммуникативной деятельностью.

В теории деятельности А.Н. Леонтьева выделяются следующие структурные компоненты коммуникативной деятельности:

 


  • Предмет общения (партнер по общению как субъект)

  • Потребность в общении (стремление к познанию других людей, а через это и познание себя)

  • Коммуникативные мотивы (то, ради чего принимается общение)

  • Действие общения (целостный акт, направленный на другого человека, как на свой объект)

  • Задачи общения (та цель, на достижение которых направлены действия общения)

  • Средства общения (те операции, с помощью которых осуществляются действия общения)

  • Продукты общения («общий результат» общения)


Функции общения:


  1. Организация совместной деятельности (согласование и объединение усилий для достижения общего результата)

  2. Формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие с целью налаживания отношений)

  3. Познание людьми друг друга


Значение общения:
Позволяет вскрыть общественную сущность человека, детерминацию его внутреннего мира и личности

Помогает понять развитие психики ребенка, как процесс, происходящий путем присвоения детьми общественно-исторического опыта человечества в контексте реального общения с взрослым, живым носителем этого опыта

Влияние общения на психическое развитие ребенка происходит следующим образом:

1) благодаря благоприятным «объектным» качествам взрослого, сочетающимся с его свойствами как субъекта общения;

2) благодаря обогащению взрослыми опыта детей;

3) путем прямой постановки взрослыми задач, требующих от ребенка овладения новыми знаниями, умениями и способностями;

4) на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого;

5) благодаря возможности для ребенка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых;

6) вследствие благоприятных условий для раскрытия детьми своего творческого, самобытного начала при общении их друг с другом.

 

Глава 2

Возникновение общения у ребенка

^ Возраст ребенка Реакция на воздействие взрослого
Первые 2 недели Нет реакции
С 3-ей недели Ориентировочно – исследовательская активность, направленная на ознакомление с взрослым
С 4-ой недели Эмоциональные реакции: улыбка в ответ на улыбку; улыбка по собственной инициативе
На 2-ом месяце «комплекс оживления»:двигательные акты, улыбки, вокализация

 


Итог: сразу после рождения ребенок никак не общается с взрослым; лишь после двух месяцев младенцы вступают во взаимодействие со взрослыми, которое можно считать общением.


Общение появляется у ребенка в возрасте 2 месяцев

4 критерия возникновения потребности общения у ребенка:

 


  • Внимание и интерес ребенка к взрослому

  • Эмоциональные проявления ребенка к взрослому

  • Инициативные действия ребенка, направленные на взрослого

  • Чувствительность ребенка к отношению взрослого

 


Основные группы мотивов общения детей с окружающими людьми:

 


  • Познавательные (реализуется потребность во впечатлениях)

  • Деловые (потребность в активной деятельности)

  • Личностные (потребность в признании и поддержке)

 


Все три группы мотивов существуют и тесно связаны между собой. Но в разные периоды детства их относительная роль изменяется: то одни, то другие занимают положение ведущих.

Средства общения ребенка

 

Экспрессивно - мимические предметно - действенные речевые
улыбка, взгляд, мимика, движения рук и тела, вокализация локомоторные и предметные движения, позы высказывания, вопросы, ответы, реплики

 


Развитие в онтогенезе:

экспрессивно – мимические предметно – действенные речевые

Глава 3

Развитие общения у детей в первые 7 лет жизни

Этапы онтогенеза = формы общения

Форма общения – коммуникативная деятельность на определенном этапе ее развития, взятая в целостной совокупности черт и характеризуемая по нескольким параметрам.

Параметры выделения форм общения:

 


  1. Время возникновения данной формы общения на протяжении дошкольного детства

  2. Место, занимаемое ею в системе более широкой жизнедеятельности ребенка

  3. Основное содержание потребности, удовлетворяемой детьми при данной форме общения

  4. Ведущие мотивы, побуждающие ребенка к общению с окружающими людьми

  5. Основные средства общения, с помощью которых в пределах данной формы общения осуществляется коммуникация ребенка с взрослым

 


Развитие форм общения у детей от рождения до 7 лет

Возраст Место формы общения Содержание потребности Ведущий мотив Основные средства Значение формы общения  
Ситуативно – личностная форма общения
0 – 2 месяца Удовлетворение первичных потребностей через общение с близкими Потребность в доброжелательном внимании взрослого Личностный: взрослый как ласковый доброжелатель Экспрессивно - мимические Формирование персептивных действий, подготовка к овладению хватанием
Ситуативно – деловая форма общения
0 – 6 месяцев Совместная предметная деятельность с взрослым Потребность в доброжелательном внимании и сотрудничестве Деловой: взрослый как партнер по игре, образец для подражания Предметно –действенные операции Развитие предметной деятельности, подготовка к овладению речью
Внеситуативно – познавательная форма общения
3 года Совместная деятельность с элементами самостоятельной; ознакомление с физическим миров Потребность в доброжелательном внимании и сотрудничестве и уважении Познавательный: взрослый как эрудит, источник познания Речевые операции Развитие наглядных форм мышления
Внеситуативно – личностная форма общения
5 лет Теоретическое и практическое познание ребенком социального мира Потребность в доброжелательном внимании и сотрудничестве и уважении при ведущей роли стремления к сопереживанию и взаимопониманию Личностный: взрослый как целостная личность, обладающая знаниями, умениями и социально – нравственными нормами Речевые операции Приобщение к моральным и нравственным ценностям общества; создание мотивационной, интеллектуальной и коммуникативной готовности к школьному обучению
               

 


Механизм смены форм общения:

обогащение содержания деятельности детей и их взаимоотношений с окружающими приводит к смене устаревших форм общения новыми, а последние дают простор для дальнейшего психического прогресса ребенка.


Глава 4

Продукты общения

Продукты общения разнообразны и многочисленны. Лисина М.И. рассматривает 2 основных продукта общения:

 


  • взаимоотношения ребенка с окружающими людьми

  • образ самого себя, который у него возникает в результате коммуникативной деятельности.


Взаимоотношения ребенка с окружающими людьми


Взаимоотношения людей носят избирательный характер. Избирательные взаимоотношения между людьми в высокой степени зависят от содержания коммуникативной потребности.

В фундаменте добрых отношений в общении с обоими партнерами лежит удовлетворение потребности ребенка в доброжелательном внимании окружающих людей; она «опредмечивается» в личностных коммуникативных мотивах.

 


Образ самого себя.


Образ самого себя возникает у ребенка в ходе различных видов жизненной практики: опыта индивидуальной (одиночной) деятельности и опыта общения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...