Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Из каких элементов состоит описание документа?




В описание документа включают следующие сведения: автор; название (заглавие); обозначение материала; вид, жанр, сведения о переводе; сведения об индивидуальном и коллективном авторах; сведения об издании; выходные данные (место, издательство, год издания); количество страниц и иллюстраций; сведения о серии издания.

Остановимся более подробно на каждой позиции:

Сведения об авторе. Если у источника один, два или три автора, то в описании приводят одного автора, указанного в списке первым. Сведения о всех авторах помещают за косой чертой. Если авторов более трех, то документ описывают под названием, а фамилии авторов приводят за косой чертой.

 

В источнике В описании
Крыловец М.В. Моя реклама   Крыловец, М. В. Моя реклама / М. В. Крыловец  
Нечаев И.М., Веселов К.П. Научить учиться   Нечаев, И. М. Научить учиться / И. М. Нечаев, К. П. Веселов
А.К. Сергеев, И.И. Разумов, М.С. Мезунова. Профильное обучение   Сергеев, А. К. Профильное обучение / А. К. Сергеев, И. И. Разумов, М. С. Мезунова  
Золотарев В.В., Ковалев И.Б., Валентинов Н.П., Семенов И.С. Как правильно организовать работу на уроке Как правильно организовать работу на уроке / В. В. Золотарев [и др.]

 

Название (заглавие) документа. Приводят полностью, не изменяя и не сокращая его. Если есть параллельное название (на иностранном языке), приводят его после знака равенства (=) на языке оригинала.

Обозначение материала. Обозначает класс материала, к которому принадлежит источник. Приводят его сразу после названия с прописной буквы в квадратных скобках полностью, без сокращения.

 

[Текст]; [Ноты]; [Изоматериал]; [Электронный ресурс] и др.

 

Сведения о виде, жанре, переводе документа с другого языка. Приводят в форме и последовательности, данной в источнике, после знака двоеточие (:) со строчной буквы.

 

Как сдать экзамен по литературе [Текст]: рек. для поступающих в вузы

 

Сведения об ответственности. Включают в себя все сведения об индивидуальных и коллективных авторах, участвовавших в создании интеллектуального, художественного или иного содержания произведения. Записывают их в той форме, в которой они приведены в источнике. Перед записью ставят знак косая черта (/). Внутри однородной группы информации перечисления разделяют запятыми, а самостоятельные группы отделяют друг от друга точкой с запятой:

 

/ Москов. союз худож.; сост. З. И. Горин [и др.]; под общ. ред. Н. К. Морозова; худож. В. Лисин…

 

При наличии четырех и более авторов, дают при необходимости все сведения о них, или указывают только первого из каждой группы, добавляя в квадратных скобках: [и др.].

 

/ А. С. Земляникин [и др.]; ред. В. И. Гендин [и др.]

 

Сведения об издании. Содержат информацию об особенностях данного издания по отношению к предыдущему того же произведения. Приводят их в той форме и последовательности, в какой они указаны в источнике, после точки и тире (.–).

. – Репринтное изд.

. – 12-е изд.

. – Изд. 2-е, перераб. и доп.

 

Сведения о выходных данных. Включают информацию о месте издания, издательстве и годе издания. Название места издания приводят в форме и падеже, как указано в источнике.

. – Ярославль

. – В Одессе

. – М. и др.

 

Если в документе приведены два-три места издания, то друг от друга они отделяются точкой с запятой:

. – М.; СПб.

. – Ярославль; Рыбинск

 

Если место издания в документе не указано и его нельзя установить при более тщательном изучении, то в квадратных скобках приводят в сокращенном виде [б. м.]

Сведения об издательстве. Приводят в том виде, в каком они указаны в источнике после двоеточия без слова «издательство» и кавычек.

 

В источнике В описании
  Издательство «Педагогическая литература»   : Педагогическая литература
Издательский дом «Первое сентября»   : Первое сентября
Изд-во Ярослав. ун-та : Изд-во Ярослав. ун-та

 

Если место издания не установлено, то в квадратных скобках пишут [б. и.].

Год издания приводят после запятой и без слова «год» (г.)

 

М.: Молодая гвардия, 1985.

 

В тех случаях, когда сведения о годе издания в документе отсутствуют, они должны быть установлены, хотя бы приблизительно. Приводят тогда эти сведения в квадратных скобках со знаком вопроса: [1997?].

Сведения о количестве страниц. Используют те же цифры (римские, арабские), которые даны в документе.

. – 314 с., 8 с. ил.

. – XII, 389 c.

 

Примеры описания документов, наиболее часто упоминаемых в списках литературы:

 

* Официальные материалы и нормативные документы:

 

Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2001. – 39 с.

Российская Федерация. Законы. О воинской обязанности и военной службе [Текст]: федеральный закон: [принят Гос. Думой 6 марта 1998 г.: одобрен Советом Федерации 12 марта 1998 г.]. – [4-е изд.]. – М.: Ось, 2001. – 46 с.

Или:

О воинской обязанности и военной службе [Текст]: федеральный закон: [принят Гос. Думой 6 марта 1998 г.: одобрен Советом Федерации 12 марта 1998 г.]. – [4-е изд.]. – М.: Ось, 2001. – 46 с.

О воинской обязанности и военной службе [Текст]: федеральный закон: [принят Гос. Думой 6 марта 1998 г.: одобрен Советом Федерации 12 марта 1998 г] // Российская газета. – 1998. – 7 апреля. – С. 3-4.

Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации [Текст]: (о положении в стране и основных направлениях внутр. и внеш. политики государства). – М.: [б. и.], 2001. – 46 с.

Или:

Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации [Текст] // Российская газета. – 2007. – 27 апр.

Устав Московской области [Текст]: [принят Моск. обл. Думой 5 нояб. 1996 г. с поправками]. – М.: [б. и.], 2000. – 72 с.

Споры при банкротстве [Текст]: сб. док. / [сост. О. М. Оглоблина]. – М.: Юринформцентр (Тихомиров), 2000. – 123 с.

 

Типовые примеры библиографического описания книг:

* под именем одного индивидуального автора:

Бирюков, П. Н. Международное право [Текст]: учеб. пособие / П. Н. Бирюков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2000. - 416 с.

 

При параллельном заглавии (на русском и иностранном языке) они отделяются друг от друга знаком равенства (=).

Шевелева, С. А. English on Economics [Текст] = Английский для экономистов: учеб. пособие для вузов по экон. специальностям / С. А. Шевелева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 415 с.

 

Если книга переведена с языка, то это указывается в продолжении заглавия и отделяется двоеточием (:). Если есть фамилия переводчика, то это указывается в сведениях об ответственности.

Вэнс, Д. Синий мир [Текст]: пер. с англ. / Д. Вэнс. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 698 с.

Ашервуд, Б. Азбука общения [Текст] / Б. Ашервуд; пер. с англ. И. Ю. Багровой, Р. З. Пановой; науч. ред. Л. М. Иньковой. - М.: Либерея, 1995. - 173 с.

Щеглов, В. И. Этническое и психологическое поле студента [Текст]: моногр. / В. И. Щеглов. – СПб.: Астерион, 2004. – 91с.

* под именем двух (или трех) авторов:

Еникеев, М. И. Общая, социальная и юридическая психология [Текст]: краткий энцикл. слов. / М. И. Еникеев, О. Л. Кочетков. - М.: Юрид. лит., 1997. - 447 с.

Кауфман, К. И. Happy English [Текст]: учеб. англ. языка для 7 кл. общеобразоват. учреждений / К. И. Кауфман, М. Ю. Кауфман. - Обнинск: Титул, 2004. - 256 с.

Степин, В. С. Философия науки и техники [Текст]: учеб. пособие для вузов / В. С. Степин, В. Г. Горохов, И. А. Розов. - М.: Гардарики, 1996. - 400 с.

Евладова, Е. Б. Дополнительное образование детей [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, Н. Н. Михайлова. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 352 с.

Афанасьев, В. Н. Математическая теория конструирования систем управления [Текст]: учебник для студ. вузов, обуч. по спец. "Прикладная математика" / В. Н. Афанасьев, В. Б. Колмановский, В. Р. Носов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 2003. - 614 с.

 

* описание книги под заглавием: (На заглавие описываются коллективные учебники, монографии, сборники статей и т.п.):

Методические рекомендации по разработке авторских учебных программ [Текст] / Н. Ю. Румянцева [и др.]; Департамент образования адм. Ярослав. обл., Гос. образоват. учреждение Ярослав. обл. «Ин-т развития образования». – Ярославль: ИРО, 2005. – 29 с.

Социология: история и современность [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Ю. Г. Волков [и др.]; отв. ред. Ю. Г. Волков. - 2-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 343с.

Практический курс английского языка [Текст]: 2 курс: учеб. для вузов / под ред. В. Д. Аракина. - 6-е изд., доп. и испр. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 520 с.

Очерки общественной педагогики [Текст] / под общ. ред. Б. В. Куприянова; М-во образования РФ, Костром. гос. ун-т. - Кострома: Изд-во КГУ, 2004. - 104 с.

 

* описание отдельного тома многотомного издания:

Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка [Текст]: в 4 т. Т. 1 / М. Фасмер. - М.: Просвещение, 1986. - 831 с.

Ушинский, К. Д. Собрание сочинений [Текст]: Т. 4. Детский мир и Хрестоматия / К. Д. Ушинский; редкол.: А. М. Еголин (глав. ред.) [и др.]; Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т теории и истории педагогики. – М.; Л.: Акад. пед. наук, 1948. – 679 с.

Щацкий, С. Т. Избранные педагогические сочинения [Текст]: в 2 т. Т. 1 / С. Т. Шацкий. – М.: Педагогика, 1980. – 304 с.

Брэм, А. Э. Жизнь животных [Текст]: в 3 т. Т. 2. Птицы / А. Э. Брэм; обраб. для юношества по послед. нем. изд. под ред. А. М. Никольского. - М.: Терра, 1993. - 324 с.

* описание диссертаций, авторефераты диссертаций:

Белозеров, И. В. Религиозная политика Золотой Орды на Руси в XIII-XIV вв. [Текст]: дис. … канд. ист. наук: 07.00.02: утв. 15.07.02. / Белозеров Иван Валентинович. – М., 2002. – 215 с.

Назарова, И. Г. Развитие коммуникативной компетентности социальных педагогов села в процессе дополнительного профессионального образования [Текст]: автореф. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук: 13.00.08 – теория и методика проф. образования / Назарова Инна Григорьевна. – М., 2002. – 24 с.

* описание составных частей документов:

Для описания статей из сборников, журналов и газет указываются следующие сведения:

фамилия автора, инициалы; название статьи; источник (газета, журнал, сборник статей, в котором помещена статья); место, год, номер или выпуск, страницы, на которых размещена статья.

 

 

* Статья из сборника:

Харитонова, Л. А. Машина времени [Текст] / Харитонова Л. А., Фролов И. В. // Элективные курсы для предпрофильной подготовки. История: программы для 9 кл. / Харитонова Л. А. [и др.]. – Ярославль: ИРО, 2005. – С. 4-24.

Анималисты [Текст] // Большая Сов. энцикл.: в 30 т. Т. 2. АНГОЛА-БАРЗАС / гл. ред. А. М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: Сов. энцикл., 1970. – С. 87.

Дефектологическое образование [Текст] // Рос. пед. энцикл.: в 2 т. Т. 1. А-М / гл. ред. В. В. Давыдов. – М.: Большая Рос. энцикл., 1993. – С. 262.

Трудовое обучение [Текст] // Пед. энцикл.: в 4 т. Т. 4. Сн-Я / Н. А. Каиров (гл. ред.). – М.: Сов. энцикл., 1968. – С. 312.

Александрова, Т. Н. Основы номинации историзмов современности [Текст] / Т. Н. Александрова // Филологические чтения факультета иностранных языков. - Вологда, 2001. - Вып. 3. - С. 3-4.

 

* Статья из собрания сочинений:

Локк, Дж. Опыт о веротерпимости [Текст] // Локк Дж. Собрание сочинений: в 3 т. / Дж. Локк. - М., 1985. - Т. 3. - С. 66-90.

* Статья из журнала:

Иванова, Е. Ю. На грани элитарной и массовой культур: к осмыслению "игрового пространства" русского авангарда [Текст] / Е. Ю. Иванова // Общественные науки и современность. - 2001. - № 1. - С. 162-174.

Если у статьи два или три автора, то все они перечисляются за косой чертой с инициалами перед фамилией. Если боле трех авторов, за косой чертой указывается первый автор и добавляется [и др.]

Зотова, Н. Г. Ценностно-смысловое отношение к физкультурно-спортивной деятельности как условие освоения профессии педагога [Текст] / Н. Г. Зотова, Н. В. Петрученя // Теория и практика физической культуры. – 2007. - № 12. – С. 18 – 21.

Шпак, В. Ю. Анализ аксиом политики, власти и правосознания [Текст] / В. Ю. Шпак, В. В. Макеев, А. А. Паршина // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 8, История. - 2000. - № 2. - С. 28-32.

 

* Статья из газеты:

Шереметьевский Н. Банк сильнее и губернатора, и прокурора [Текст] / Н. Шереметьевский // Парламент. газ. - 2001. - 13 нояб.

* Рецензии:

Моряков, В. И. [Рецензия] // Вопросы истории. - 2001. - № 3. - С. 160-162. - Рец. на кн.: Человек эпохи Просвещения: сб. ст. / отв. ред. Г. С. Кучеренко. - М.: Наука, 1999. - 224 с.

* Описание архивных документов:

Особенности описания архивных документов отражены в ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления» [4]

 

Библиографические ссылки на архивные документы позволяют определять местонахождение документа, хранящегося в определенном архивохранилище, личном архиве, музее, библиотеке и т. д., и таким образом идентифицировать его.

Библиографическое описание архивных документов содержит следующие элементы:

- заголовок;

- основное заглавие документа;

- сведения, относящиеся к заглавию;

- сведения об ответственности;

- поисковые данные документа;

- сведения о местоположении объекта ссылки в документе;

- сведения о деле (единице хранения), в котором хранится документ - объект ссылки;

- примечания.

 

В качестве поисковых данных документа указывают:

- название архивохранилища;

- номер фонда, описи (при наличии), порядковый номер дела по описи и т.п.;

- название фонда;

- местоположение объекта ссылки в идентифицирующем документе (номера листов дела).

Все элементы поисковых данных документа разделяют точками:

 

ОР РНБ. Ф. 316.Д. 161.Л. 1.

 

РО ИРЛИ. Ф. 568. Оп. 1. № 196. Л. 18-19 об.

 

Название архивохранилища приводят в виде аббревиатуры, при этом расшифровка аббревиатуры может содержаться в списке сокращений, прилагаемом к тексту. Если список сокращений отсутствует, а аббревиатура архивохранилища не является общепринятой, название архивохранилища указывают полностью с сокращением отдельных слов и словосочетаний в соответствии с ГОСТ 7.12 – 93 «Библиографическая запись. Сокращения слов на русском языке. Общие требования и правила» и ГОСТ 7.11 – 2004 «Библиографическая запись. Сокращения слов и словосочетаний на иностранных европейских языках» [5] или раскрывают после приведенной аббревиатуры.

 

РГИА

РГАДА

ОАД РНБ или Отд. арх. документов РНБ

Арх. РГБ

Арх. кинофонофотодокументов

НА РТ (Нац. арх. Республики Татарстан)

 

Обозначение и номер фонда приводят после названия архивохранилища. Указывают все элементы поисковых данных, принятые в конкретном архивохранилище, необходимые для идентификации документа (например, номер и название части фонда, номер картона, годы, если они являются элементом поисковых данных, и т.п.). В качестве обозначения архивного фонда, описи, порядкового номера дела (единицы хранения), зафиксированного в архивной описи, используют сокращения: «ф.» (фонд), «оп.» (опись), «д.» (дело), «ед. хр.» (единица хранения), «№» (номер), «об.» (оборот) - в зависимости от того, какие обозначения приняты в данном архивохранилище.

 

ОР РНБ. Ф. 416. Оп. 1. Д. 26. Л. 1.

ОР РГБ. Ф. 573. Оп. 1. Картон 5. Д. 14. Л. 18-20.

ОАД РНБ. Ф. 1. Оп. 1. 1856г. Ед. хр. 21.

Арх. ГЭ. Ф. 1. Оп. 1. 1927/1928 г. Д. 563.

 

После номера фонда в круглых скобках может быть указано его название. Если номер фонда отсутствует, после названия архивохранилища приводят название фонда, как правило, в именительном падеже, за исключением случаев, когда это противоречит грамматическим нормам языка или не соответствует названию конкретного фонда, принятому в архивохранилище.

 

ОР РГБ. Ф. 573 (Б. С. Боднарский)

ОР РНБ. Ф. 316 (Научно-исследовательский институт книговедения)

РГАДА. Ф. Сношения России с Китаем

РГАДА. Ф. Сената

(ЦГАИПД. Ф. 1728. Ед. хр. 537079)

 

 

Примеры

 

Розанов И. Н. Как создавалась библиотека Исторического музея: докл. на заседании Ученого совета Гос. публ. ист. б-ки РСФСР 30 июня 1939 г. // ГАРФ. Ф. А-513. Оп. 1. Д. 12. Л.14.

Материалы об организации Техникума печати при НИИ книговедения // ЦГАЛИ СПб. Ф. 306. Оп. 1. Ед. хр. 381.

Северо-Западное бюро ЦК ВКП (б). Общий отдел. Протоколы // ЦГАИПД. Ф. 9. Оп. 1. Ед. хр. 109.

Гребенщиков Я. П. К небольшому курсу по библиографии: материалы и заметки, 26 февр. - 10 марта 1924 г. // ОР РНБ. Ф. 41. Ед. хр. 45. Л. 1-10

Лонгинов М. Н. Письма (9) С. Д. Полторацкому, 1857-1860 гг. // ОР РНБ. Ф. 603 (С. Д. Полторацкий). Д. 145. 15л.

 

Если дело (единица хранения) или конкретный документ, хранящийся в деле, не имеет заглавия, оно может быть сформулировано исследователем; в этом случае заглавие приводят в квадратных скобках до или после поисковых сведений о документе.

 

[Фомин А. Г. Материалы по истории русской библиографии] // РО ИРЛИ. Ф. 568. Оп. 1. Д. 1. 214л.

Или

РО ИРЛИ. Ф. 568. Оп. 1.Д. 1.214 л. [Фомин А. Г. Материалы по истории русской библиографии].

 

* описание нотных изданий:

Эшпай, А. Я. Квартет [Ноты]: для 2 скрипок, альта и виолончели / Андрей Эшпай. – Партитура и голоса. – М.: Композитор, 2001. – 34 с.

Бас-гитара для начинающих [Ноты]: самоучитель / ред.-сост. К. О. Смолин. – М.: Издатель Смолин К. О., 2004. – 86 с.

 

* описание картографических изданий:

Европа. Государства Европы [Карты]: [физическая карта] / сост. и подгот. к печати ПКО “Картография”, 2001. – 1 к.

Карта океанов [Карты]: для сред. образоват. учреждений / сост. и подгот. к изд. ПКО “Картография” в 1986 г.; гл. ред. Н. Н. Полуникина; ред. И. Ю. Каменская. – Испр. в 2001 г. – 1: 20 000 000, 200 км в 1 см. – М.: Роскартография, 2001. – 1 к.

* описание аудиоизданий:

Гладков, Г. А. Как львенок и черепаха пели песню и другие сказки про Африку [Звукозапись] / Геннадий Гладков; исп. Г. Вицин, В. Ливанов, О. Анофриев [и др.]. – М.: Экстрафон, 1 мк.

 

 

* описание видеоизданий:

От заката до рассвета [Видеозапись] / реж. Роберт Родригес; в ролях: К. Тарантино, Х. Кейтель, Дж. Клуни; Paramount Films. – М.: Премьер-видеофильм, 2002. – 1 вк.

Библиографическое описание электронного документа:

 

Представляем рекомендации по оформлению библиографического описания электронных документов, позволяющие адекватно описать наиболее распространенные типы документов Интернет. При их составлении использован принцип выделения параметров, дающих возможность точно идентифицировать цифровой источник.

 

E-Mail. Наиболее распространенными документами в Интернет являются электронные письма. Их описание включает следующий набор элементов:

 

Автор письма (отправитель). Адрес электронной почты отправителя. (Дата отправления). Тема письма. [Тип документа]. (Дата получения).

 

Примеры:

 

Зинина, Галина. (Отправлено 22.10.2002). Портал "Библиотеки России". [Электронный ресурс]. (Получено 22.10.2002).

Search Engine Report (Отправлено 01.10.2002). SEARCH ENGINE REPORT #71. [Электронный документ]. (Получено 01.10.2002).

 

Web-страница. При описании и цитировании отдельных страниц, наибольшие трудности вызывает идентификация автора. Если автор указан в начале или конце текста, описание может быть выполнено под его фамилией. В случае отсутствия этих данных, допустимо указывать название сайта (организацию или сетевой проект), на котором размещен источник в качестве коллективного автора. Это не всегда корректно, однако безусловно придает документу более законченный вид.

Заглавие документа берется из названия web-страницы (поле TITLE) или, при отсутствии необходимых данных в названии, - непосредственно с основного экрана.

Библиографическое описание web-страницы включает следующие обязательные элементы:

 

Автор. Заглавие страницы. [Указание типа документа]. (Электронный адрес (URL). Дата обращения.

 

Примеры:

 

Травин, Андрей. Три поисковика Рунета, не считая Google [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.netoskop.ru/theme/2001/06/21/2662.html, свободный. – (Дата обращения: 21.08.2002).

Гильдия издателей периодической печати. Российская аудитория Интернета преодолела порог в 5 млн. человек [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gipp.ru/print.php?id=511, свободный. – (Дата обращения: 11.03.2003).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...