Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Следите за уровнем развития ребенка




Следите за тем, на каком уровне развития находится ваш ребенок, и предлагайте ему только такие задания, которые он в силах вы­полнить. Если ребенку предлагаются задания, в которых у него мало шансов на успех, он испытывает досаду, начинает скучать и скоро теряет интерес к игре.

МОТИВАЦИЯ

Используйте интересы ребенка

Дети с особыми нуждами зачастую не испытывают особой тяги к экспериментированию с игрушками и изучению окружающего ми­ра. Для обучения приходится искать, чем их заинтересовать. Вы можете придумать мотивацию для вашего ребенка, исходяиз егосклонностей и интересов.

Большинство навыков можно осваивать в самых разных ситуа­циях, и ваш успех часто зависит от того, сумели ли вы найти Удачный способ обучения. Например, класть предметы в коробку — очень важное умение, ноне слишком-то увлекательное занятие. Но что если бросать в коробку мячики, которые из нее выпрыгивают, или игрушки, при ударе о дно коробки издающие забавные зву­ки? Если эта игра развеселит ребенка, у него появится интерес.

Часто у детей есть какая-нибудь любимая игра, которую вы можете использовать для обучения самым разным навыкам. Когда навык прочно освоен, его легче распространить на другие, не столь занимательные виды деятельности. Например, если ребенок лю­бит смотреть на разноцветные движущиеся предметы, вы може­те играть с ним в шарики, раскрашенные в разные цвета. Шарики можно использовать самыми различными способами:

— класть в коробку (поскольку шарики довольно мелкие, это полезно для развития тонких моторных навыков);

— складывать из шариков разные фигуры (я слышала о ребен­ке, которого не удавалось заинтересовать ни конструкто­ром, ни кубиками или другими строительными материала­ми, но шарики сослужили ему добрую службу);

— учиться соблюдать очередность (например, класть шарики в коробку по очереди);

— тренироваться в различении цветов — подбирать шарики по цвету («Дай мне другой такой же»), находить нужный цвет («Дай мне синий шарик»), называть цвета («А это какой цвет?»), а также тренироваться в счете («Дай мне один ша­рик», «Дай мне два шарика»);

— развивать речь, описывая свои действия с шариками (кладем шарик в коробку, достаем из коробки...).

Как хвалить и поощрять ребенка

Детям с особыми нуждами многое дается гораздо труднее, чем другим. К тому же они не всегда способны осознать и понять по­хвалу и одобрение взрослого. Поэтому выражайте свое одобрение и восхищение так часто, ярко и отчетливо, как только можете. Не бойтесь перехвалить ребенка!

Всякий раз, когда ребенок впервые хорошо выполняет какое-то действие, не скупитесь на похвалы: поощряйте его словесно, ми­микой и жестами, улыбайтесь, смейтесь, хлопайте в ладоши. По ме­ре того, как ребенок все прочнее осваивает новый навык и привыка­ет к своему достижению, похвалы должны плавно сходить на нет.

 

 
 
Ребенку необходимы похвала и одобрение


Когда Мэдлин впервые сама дошла от одной стены комнаты до другой, вся семья собралась вокруг, чтобы восхититься ею и похвалить за такое достижение. Но прошло шесть месяцев, и теперь никто не видит в этом ничего особенного.

 

Ребенок не всегда понимает, за что именно его хвалят, поэтому об этом обязательно надо сказать вслух. «Молодец, хороший маль­чик!»—звучит слишком абстрактно. Говорите; «Как хорошо,что ты сделал «а-а» на горшок!»; «Какой ты молодец, что сидишь пря­мо!» и т.д. Может быть, это звучит странновато, но эффективно поощряет хорошее поведение ребенка.

Старайтесь сохранять позитивный настрой и передавать его ребенку. Концентрируйтесь на достижениях ребенка и не обра­щайте внимания на его неудачи. Если ребенок пытается надеть штанишки и сует обе ноги в одну штанину, не говорите ему; «Ну вот, опять ты все делаешь неправильно!» Скажите: «Какой ты мо­лодец, что сам надеваешь штаны! Давай-ка одну ножку сюда, а другую сюда... вот так, правильно...» Дети, как и взрослые, «кнуту» предпочитают «пряник».

Если вам кажется, что ребенок пытается овладеть новым навы­ком, всегда говорите об этом вслух и громко хвалите его. Иногда трудно понять, в самом ли деле ребенок пытается освоить что-то новое или его действия случайны. Решайте все сомнения в пользу ребенка. Если вы ошибетесь, то ничего не потеряете. Нет ничего хуже, чем после осознать, что вы могли бы помочь ребенку в его усилиях и не помогли.

Вознаграждение

Если вашего ободрения и похвалы ребенку недостаточно, испро­буйте более веские средства поощрения. Наиболее распростра­ненное «вознаграждение» — различные лакомства, а также ласки и поцелуи. Кроме того, вы можете «награждать» ребенка возможно­стью поиграть в любимую игру или заняться любимым делом.

 


Ребекка всегда любила пускание мыльных пузырей и готова бы­ла сделать что угодно, чтобы ей дали поиграть с пузырями. Когда мы начали приучать ее к горшку, мыльные пузыри стали для нас средством, помогающим удержать ее на горшке. Ребекка сидела на горшке, любуясь пузырями, а мы громко хвалили ее за «ус­пех». Со временем она поняла, что от нее требуется, и мы смогли оставить мыльные пузыри и обходиться только похвалами.

 

В «вознаграждении» должен быть элемент неожиданности; пусть сегодня ребенок не получит «награды» за выполненное зада­ние, а завтра «наградите» его просто так. Это поможет ему избежать фиксации на наградах и научиться наслаждаться самой деятельно­стью. Например, вы можете в качестве награды пускать мыльные пузыри, но в другой раз — поиграть в мыльные пузыри без специ­ального повода. Для эффективного воздействия «награды» долж­ны быть небольшими, выдаваться сразу и оставаться под вашим контролем. Если, например, вы «награждаете» ребенка печеньем, спрячьте пакет с печеньем у себя за спиной и выдавайте ему по одному печенью за каждое выполненное задание. Если после пер­вого же успеха вы отдадите ребенку весь пакет, на этом ваше заня­тие и закончится. Ребенку необходимо осознавать прямую связь между своими действиями и наградой. Обещания типа «сделай то-то и то-то, и за это мы завтра покачаемся на качелях» дети понима­ют, только когда становятся старше.

Важно помнить, что:

— если вы не хотите всю жизнь подкупать ребенка конфетами, следует постепенно снижать значение «награды» и добивать­ся, чтобы ребенок получал удовольствие от своего успеха;

— при раздаче «наград» необходимо соблюдать справедливость; нехорошо, если одному ребенку в семье достается гораздо больше сладостей или родительского внимания, чем другим;

— если в качестве «наград» вы используетесладости, не забы­вайте о здоровье ребенка и о его зубах.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...