V. Тайные учения, сохранившиеся до наших дней
Тронгджуг можно считать самым транценденталь-ным из тайных учений о переносе сознания, точно изложенных в двух наших текстах, озаглавленных "Пхо-ва". Как разъяснено в наших примечаниях в книге "Великий йог Тибета Миларепа" на с. 194, 195, Пхо-ва касается переноса посредством йоги мирского сознания в сансаре, а Тронгджуг в своем наиболее оккультном аспекте, по-видимому, служит для йогачес-кой трансмутации мирского сознания в сверхсознание, когда осознается, что все составные вещи являются майей, то есть иллюзией. Следовательно, Тронгджуг в его наиболее трансцендентном аспекте, вероятно, предназначается для перехода трансмутированного сознания, освободившегося от Невежества, в Нирвану - не подверженную становлению, не имеющую формы, несотворенную, находящуюся за пределами сансары.
Опираясь на наши тексты, мы, по-видимому, имеем основание считать, что тайное искусство переноса сознания человека при жизни или в момент смерти все еще сохраняется в Индостане и Тибете, и его адепты по-прежнему придерживаются строгого правила относительно его передачи. Среди индуис-тов, как и среди буддистов школы Махаяны, известны многие тайные учения и необыкновенные истории, связанные с их практическим применением. Так, в качестве другого аналогичного примера довольно хорошо известен рассказ о Шанкарачарье, прославленном комментаторе философии Веданты, который, чтобы избежать использования своего очищенного йогой и приученного к строгой дисциплине тела для проведения опытных исследований в области чувственной любви, оживил тело индийского правителя Амаруки тотчас после его смерти и, приобретя необходимые знания, вернулся затем в свое собственное тело, которое все это время находилось в бесчувственном состоянии и охранялось учениками.
Если ученик, возможно, окажется достойным вместилищем для этого тайного знания и обладает хорошей кармой, чтобы найти настоящего учителя, то в сочетании с руководством со стороны человека, достигшего мастерства в Пхо-ва или Тронгджуге, наши тексты должны обнаруживать верность древней традиции, хотя подробностей в них содержится нарочито мало. Но без такого руководства, как и без тщательной йогической подготовки, о чем в текстах подразумевается, йог ни при каких обстоятельствах не должен пытаться экспериментировать с этими методами переноса сознания. На вопрос "почему?", ответ дается ниже.
Как уже было сказано выше, эта йога есть, в сущности, искусство получения по желанию такого же эффекта, который создается естественным путем во время процесса, называемого смертью. Из всех йогических упражнений самым опасным является проецирование принципа сознания в тонком (астральном) теле. В самом тексте содержится напоминание о том, что эта практика может приводить к ослаблению способности физического тела сопротивляться разъединению на элементы, и ввиду этого необходимо применять компенсирующие методы йоги.
Если во время практики Пхо-ва с йогом случится несчастье, он может оказаться неспособным вновь обрести свое оставленное земное тело. Это может быть неожиданный разрыв магнетической связи между двумя телами, заканчивающийся смертью, или вмешательство кого-нибудь завладевшего телом, будь то человек или нечеловеческое существо. Вышеприведенный
тссказ йогов служит иллюстрацией последнего случая.
С другой стороны, когда йог совершает ритуал Пxo-ва ради умершего, он может в случае особой необходимости проецировать свой принцип сознания, заключенный в астральную форму, с целью воздействия на принцип сознания усопшего, находящийся в астрале. В результате умерший пробуждается, если он находится в дреме, что наиболее вероятно, так как отключение сознания происходит тотчас после акта смерти у всех людей, кроме йогов. Разбуженного таким путем в мире Бардо (то есть на астральном плане) умершего подводят к осознанию необходимости применения собственных йогических способностей, если, к счастью, он сумел развить какие-нибудь из них при жизни.
Однако, как правило, йог, совершающий обряд у смертного одра или погребальный, следуя "Бардо Тхёдолу", не проецирует свое сознание. Он стремится воздействовать с физического плана непосредственно на принцип сознания умирающего или только что умершего. Если смерть еще не наступила, йог применяет нечто вроде внушения, чтобы помочь умирающему встретить смерть и затем пережить пребывание в состоянии между смертью и новым рождением. Когда смерть уже наступила, йог руководит состоянием принципа сознания в Бардо с помощью телепатии.
Как показывают психические исследования, Пхо-ва, по-видимому, имеет прямое отношение к тому, что мы называем фантомами, ибо владеющий методами Пхо-ва, несомненно, поставит нас в известность о том, что все фантомы делятся на две категории: 1) визуализации, неосознанно проецируемые их перципиентом как галлюцинации в ответ на раздражители, посылаемые телепатически каким-то агентом извне, человеческим или нечеловеческим, воплощенным или развоплощенным, и 2) действительные "астральные" проекции так называемых мертвых либо живых.
Таковы в общих чертах пришедшие к нам из древности учения, результаты их практического применения, их истолкования и предупреждения гуру относительно этой йоги.
НАЗИДАТЕЛЬНЫЕ АФОРИЗМЫ ИЗ ТИБЕТСКОГО КАНОНА
Снова и снова стремясь к существованию, они снова и снова входят в утробу матери; существа приходят и уходят; одно состояние существования сменяетдругое.
Мудрый искренностью, добродетельными поступками, чистотой создает себе остров, который никакой поток не может затопить.
Встань, начни новую жизнь, обратись к Учению Будды, сломи воинство Владыки Смерти, как слон разламывает глиняную хижину.
Лучшее знание то, которое помогает человеку избавиться от рождения и смерти и достичь Свободы.
Как воды Ганга быстро текут и достигают моря, так и тот, кто идет по жизни прямым путем правильного знания, побеждает смерть.
Тот, кто не обладает твердым умом, не может познать Святой Закон; тот, кто не тверд в вере, не может обрести Совершенную Мудрость.
Мудрые, обладающие совершенной памятью, усердием, рассудительностью и проницательностью, своей мудростью освобождают свой ум от всех заблуждений.
Из "Уданаварги"
ПУТЬ ПЕРЕНОСА. ЙОГА ПЕРЕНОСА СОЗНАНИЯ
ЧАСТЬ I. САМЫЙ СОВЕРШЕННЫЙ ПУТЬ
ПЕРЕНОСА СОЗНАНИЯ, НАЗЫВАЕМЫЙ СЕМЯ СЕРДЦА
ФОРМУЛА ПРИБЕЖИЩА
1. Вначале произносится Формула Прибежища:
В Божественном Гуру, воплощении всей получаемой Защиты, Я отныне нахожу прибежище до тех пор, пока не будет достигнута
Сущность Совершенства. О вы, бесчисленные! существа сансары, Посвятите свой ум Божественному Пути Благопожеланий для достижения Совершенства.
[ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ВАДЖРАЙОГИНИ И ГУРУ]
2. В уме создай для собственного применения воображаемый образ следующего содержания.
Обычное представление о теле пусть исчезнет в пустоте пространства, и пусть незатмеваемый свет твоего сознания сияет как Ваджрайогини, у которой тело красного цвета, одно лицо и две руки. Правой рукой, поднятой над головой, она держит серповидный нож, которым размахивает. Левой рукой она держит вблизи сердца череп, наполненный кровью.
Ваджрайогини опирается на белый жезл, удерживаемый в сгибе левой руки. На ней пять знаков-символов и разнообразные украшения. Она стоит на троне в форме лотоса, над которым находится солнечный диск. На троне лежит человеческий труп. Поза Ваджрайогини грациозная, тело пустое, но видимое. Вокруг нее языки Пламени Мудрости.
3. Затем визуализируй сидящим над тобой высоко в небе на троне в форме лотоса с лунным диском над ним Гуру-Корня, Верховного Защитника. Его тело синего цвета. У него одно лицо и две руки. Он с ног до головы облачен в прекрасные одежды Со
вершенных. В руках, скрещенных над сердцем, он держит дордже и колокольчик.
4. Прямо над твоей головой, в пространстве, украшенном пятицветной радугой, визуализируй твоих Владык - - Гуру Линии Мудрого Пути Переноса Сознания сидящими [в позе Будды] один над другим [по вертикальной линии].
[МОЛИТВА УЧИТЕЛЯМ]
5. Теперь прочитай молитву.
Тебя, пребывающего в чистом и святом Царстве Истины, откуда невозможно падение и рождение, О Владыко, Держатель Божественного Скипетра,
Самая Сущность Шестого Дхьяни-Будды, Я, твой сын, молю с искренней верой и смирением: Надели меня совершенным мастерством на Пути Переноса Сознания, И в блаженном небесном Божественном Царстве Пусть я достигну Неизменного Состояния предвечной Дхармакаи.
Вас, пребывающих в Святой Райской Обители, О Владыки, Тилопа, Наропа и Марпа, Отец и Сыновья2, Я, ваш сын, молю с искренней верой и смирением, Наделите меня совершенным мастерством на Пути Переноса Сознания, И в блаженной небесной Божественной Обители Пусть я достигну Неизменного Состояния предвечной Дхармакаи.
Тебя, воплощающего Саморожденные Лучи познания нереальности явлений, О ты, почтенный старец Миларепа,
за чье милосердие невозможно будет никогда отплатить, Я, твой сын, молю с искренней верой и смирением: Надели меня совершенным мастерством на Пути Переноса Сознания, И в блаженной небесной Божественной Обители Пусть я достигну Неизменного Состояния предвечной Дхармакаи.
Тебя, воплощающего Саморожденные Лучи
Изначальной Истины, Основания всех Оснований - Ума,
О ты, Шакья-Шри, несокрушимая манифестация могущества ума.
Я, твой сын, молю с искренней верой и смирением, Надели меня совершенным мастерством на Пути Переноса Сознания,
И в блаженной небесной Божественной Обители Пусть я достигну Неизменного Состояния предвечной Дхармакаи.
Тебя, сидящего над моей головой на троне в форме лотоса с лунным диском над ним, О ты, Гуру-Корень, за чье милосердие
невозможно будет никогда отплатить, Я, твой сын, молю с искренней верой и смирением: Надели меня совершенным мастерством на Пути Переноса Сознания. И в блаженной небесной Божественной Обители Пусть я достигну Неизменного Состояния предвечной Дхармакаи.
Пусть моя искренняя вера и смирение Приведут к тому, чтобы Линия Гуру над моей головой превратилась в свет И стала Владыкой, Самим Дордже-Чангом, Гуру-Корнем.
[МОЛИТВА ГУРУ-КОРНЮ]
6. Затем с великой преданностью читай молитву
Гуру-Корню:
Почтение всем Победителям, слитым в Едином Теле! О Ты, Истинное Воплощение всех Защитников, Носитель всей полноты Великого Мистического Знания, Святой Владыка всего того, что составляет мое Прибежище теперь и отныне, О Ты, за чье милосердие никогда невозможно будет отплатить, Ты знаешь, о Ты, Гуру-Корень непревзойденной доброты, Ты знаешь, что я молюсь Тебе из самой глубины моего сердца, Дабы я смог быстро достичь Совершенства на Великом Пути Переноса Сознания. О Ты, пребывающий на Небе Акаништха, эманации Чистой Обители Дхармакаи, Одари меня Твоими "волнами благодати",
дабы я достиг Самопознания, Неизменного Состояния Дхармакаи.
[МЕДИТАЦИЯ НА ГУРУ]
7. Молясь так снова и снова всем сердцем, создай затем следующий мысленный образ.
Сначала думай: "Я поведу всех чувствующих существ, таких же бесчисленных, как безграничное пространство, к достижению состояния Наивысшего Совершенства и ради этого я буду медитировать на Великом Пути Переноса Сознания".
8. Эту мысль сопровождай медитацией следующе го содержания.
"Мой Гуру, Истинное Воплощение Трех Прибежищ, пребывает передо мной на небе. Все чувствующие существа, такие же бесчисленные, как безграничное пространство, и я вместе с ними находим в нем прибежище до тех пор, пока каждый из нас не достигнет Сущности Совершенства. Мы будем поступать так, чтобы вести каждое живое существо, родившееся одним из четырех способов, к достижению Высшего Пути".
9. Медитацию заверши впитыванием в себя визуализируемого образа Гуру.
[ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ВАДЖРАДАКИНИ И ГУРУ]
10. Затем представляй, что твое тело сделалось полым при отсутствии мыслей и что из не затмеваемого, излучающего свет, сияющего и, однако, пустого [разума] вдруг возникла Ваджрадакини, красного цвета с отчетливо видимыми украшениями и одеянием.
11. Визуализируй, что через ее тело проходит срединный нерв размером с обычную тростниковую стрелу, белый снаружи и красный внутри и имеющий четыре признака [то есть он красного и белого цвета, прямой и полый]. Нижний конец глухой и на четыре пальца [3-4 дюйма] находится ниже пупка [то есть в промежности на уровне репродуктивного органа], а верхний конец открыт с выходом наружу на темени [в отверстии Брахмы].
12. [Визуализируй срединный нерв] проходящим через сердце, и на перикарпии четырехлепестного лотоса, находящегося в сердце, визуализируй точку, в действительности являющуюся символическим знаком дыхания и ума, связанных нерасторжимой связью. Эта точка белого цвета с красноватым оттенком, готовая подняться вверх.
13. Эти визуализации должны быть очень яркими.
14. Затем, как бы защищающим темя [на твоем теле, визуализируемом как Ваджрадакини] визуализируй в ярком образе, твоего Гуру-Корня как Ваджрадхару, а над ним сидящими один над другим Гуру Учения о Переносе Сознания [начиная с твоего человеческого гуру] до Самого Ваджрадхары.
15. Выражай смирение и непоколебимую веру так, чтобы все волосы на твоем теле становились дыбом и слезы струились из глаз, и в таком настроении читай молитву Учителям [начинающуюся со слов, приведенных выше]: "Тебя, пребывающего в чистом и святом Царстве Истины".
16. Затем, закончив молитву, представляй, что все Ламы Династии Гуру [то есть Гуру этой Линии, которые были или являются Главными Гуру на Земле] постепенно исчезают, превращаясь в свет, который за тем сливается с Гуру-Корнем.
17. В отношении Гуру-Корня, олицетворяющего истинную защиту, выказывай глубочайшее смирение и веру, произнося: "Ты знаешь", и горячо молись [Ему] столько раз, сколько можешь.
18. По окончании молитвы визуализируй в сердце Гуру слог ХУМ, олицетворяющий истинную сущность Ума всех Победителей [то есть Будд], синего цвета, излучающий свет Пяти Мудростей.
19. Визуализация должна быть живой и яркой. По окончании этого ритуала, удерживая в то же время визуализируемые образы, громко произноси ХИГ, одновременно представляя, что точка в сердце [Ваджрадакини] поднимается в сердце Гуру.
20. Затем, позволив точке слиться с ХУМ в сердце Гуру в состоянии единения, побудь в этом состоянии некоторое время.
21. Произнеси КА и верни точку вниз на ее прежнее место [то есть в сердце Ваджрадакини].
22. При многократном повторении этого упражнения весьма вероятно, что йог, достигший наибольшего мастерства, сможет показать желаемый результат после произнесения ХИГ двадцать один раз; йогу со средними способностями потребуется произносить молитву в течение одного периода [то есть в течение полутора часов], и даже йога с наименьшими способностями ожидает успех в результате занятий в течение одного дня.
23. Знаки достигнутого успеха следующие. На темени [вокруг отверстия Брахмы] появится припухлость, из которой будет сочиться кровь и желтоватая водянистая жидкость. Эту припухлость протыкают стеблем травы [то есть можно вставить стебель травы в отверстие Брахмы, через которое должен произойти выход сознания].
24. При появлении этих признаков нет необходимости продолжать исполнять этот ритуал.
25. Затем, после успешного завершения этого цикла упражнений визуализируй Гуру-Корня Ваджрадхару пресуществившимся в Амитаюса и держащим в руках Чашу Жизни, из которой льется амброзия и на полняет до краев твое тело и его психические центры речи и ума, и думай, что благо Вечной Жизни достигнуто таким путем.
26. По многу раз читай сущностную мантру Амитаюса и визуализируй его превратившимся в светящийся шар, который затем входит в тебя.
27. Затем [в состоянии экзальтации возвышенного свойства] поднявшись, как поднимается Бог (что само по себе действует освобождающе) или как птица в полете, не оставляющая следа, ты должен оставаться в Состоянии Реальности Непостижимой Дхармакаи и молиться о том, чтобы познать это Наивысшее Состояние.
28. И адепт Пути Переноса Сознания должен упорно стремиться к долголетию.
29. Здесь изложена та часть Учения о Переносе Сознания, которую разрешено записывать.
КОЛОФОН
[Йог, составивший этот текст, дает затем краткое описание сверхъестественного происхождения этой первой части Учения о Переносе Сознания.]
Занимаясь религиозной практикой в Уединении, я, находясь в состоянии Ясного Света, имел много бесед с Почитаемым Владыкой Миларепой и, испытывая чистую любовь и веру, получил от Святого много глубоких мистических знаний.
Затем появилась пожилая женщина с красновато-желтыми бровями и растительностью над верхней губой и сказала мне: "Брат, прошу тебя передать мне учения о Переносе Сознания", а затем она исчезла, как исчезает радуга1.
И в это же время по просьбе Аватара [Тулку] с севера Учитель Существ, этот сумасшедший нищий Шакья-Шри2, изложил то, что возникло в его уме [как если бы вдохновлено было ему свыше].
Пусть этот трактат принесет благо.
Воспользуйтесь поиском по сайту: