Умение хватать и отпускать предметы
Через несколько недель младенец перестает сжимать кулачки и начинает практиковаться в хватании предметов. Хватание — сложное действие, требующее от младенца способности контролировать движения плечевых, локтевых и кистевых мускулов, поворачивать голову к предмету и фокусировать на нем взгляд. Младенцы подносят руки к глазам и рассматривают их. Это помогает им освоить координацию движений глаза и руки. Играя со своими руками, ребенок постепенно понимает, как они работают и на какие действия они способны. Вначале ребенок просто задевает ладонью предмет, висящий у него перед глазами (например, погремушку в манеже или детской кроватке).Затем он учится обхватывать предмет пальцами, перекладывать его из одной руки в другую, брать двумя руками два разных предмета и ударять ими друг о друга. Сначала ребенок обхватывает предмет сбоку, но с развитием координации движений учится брать его сверху. Умение отпускать предметы приходит позже. Сначала ребенок опускает предметы только на твердую поверхность (пол, столик или ладонь взрослого), затем учится их ронять. Постепенно у ребенка появляется умение помещать предмет в определенное место (например, в коробку —сперва в большую, затем и в маленькую). Научившись отпускать предметы, ребенок вскоре учится и бросать их. Сила и точность броска приходят со временем.
Тонкие движения пальцев Беря в руки игрушки, ударяя ими об пол и о другие игрушки, вертя их во все стороны, ребенок учится манипулировать с мелкими предметами и исследоватьих. Постепенно ребенок начинает сжимать предметы не всеми пальцами, а только большим и указательным («пинцетная хватка»): это позволяет ему брать такие мелкие предметы, как резинки, шнурки и нитки. Способность манипулировать с мелкими предметами развивается постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.
Умениесовершать пальцами независимые движения позволяет ребенку указывать на предметы указательным пальцем, а также совершать сложные действия, требующие точности мелких движений, например собирать пазлы или нанизывать бусы на нитку. Поначалу для подобных занятий ребенку требуются крупные предметы, с которыми легко управляться; постепенно он может перейти к более мелким предметам.
Двуручная деятельность Ребенок учится использовать одновременно обе руки, например придерживать левой рукой тарелку во время еды или переливать воду из одного стакана в другой.
Откручивание крышек Чтобы открутить, например, крышку бутылки, требуется контроль за движениями запястья. Само движение ребенок осваивает довольно быстро,но чтобы развить силу, необходимую для откручивания больших и тугих крышек, и точность, необходимую для откручивания маленьких крышек, требуется время.
Одевание и раздевание Раздеваться легче, чем одеваться (хотя дети очень рано начинают помогать родителям при одевании, самостоятельно просовываяруки в рукава, а ноги — в штанины). Сначала ребенок учится стаскивать с себя чепчик или панамку, сбрасывать носки и ботинки, затем скидывать курточку или пальто. Следом идет стаскивание штанишек и трусиков, далее — умение снять рубашку и свитер. Самым трудным оказывается расстегнуть застежку, особенно много хлопот доставляют пуговицы! Умение одеваться развивается в таком порядке: головные уборы, рубашки и свитера, трусики, штанишки и юбки. Носки, ботинки изастежки осваиваются последними.
Еда Ребенок учится держать бутылочку или чашку с носиком и пить из нее. Постепенно он приобретает умение пить из открытой чашки или с блюдца, не разливая и не расплескивая питье.
Сначала ребенок учится брать руками печенье и дольки фруктов, затем осваивает еду ложкой. Поначалу ребенок может только донести полную ложку до рта, потом учится зачерпывать ею пищу. Этот навык гораздо легче осваивать, имея дело с полужидкой пищей, которая сама прилипает к ложке,— например с йогуртом или манной кашей. От ложки ребенок переходит к вилке, затем учится использовать ложку и вилку вместе и наконец — вилку и нож (но этим навыком дети овладевают уже в школьном возрасте).
Использование орудий Ребенок учится пользоваться всеми видами орудий, необходимых в повседневной жизни, но требующих немалой ловкости и мастерства,— ложкой, вилкой, ножом, ножницами, зубной щеткой и т.п.
Использование карандаша Вначале ребенок сжимает карандаш или мелок в кулаке, затем держит его всеми пятью пальцами за верхний конец. Постепенно число пальцев, сжимающих карандаш, уменьшается, и захват опускается ниже. Позже ребенок начинает держать карандаш правильно, используя большой, указательный и средний пальцы. Поскольку рисование и письмо являются сложными навыками, требующими интеллектуального понимания смысла знаков на бумаге, эти навыки обсуждаются выше, в третьей главе. ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ
КРУПНАЯ МОТОРИКА
Хронологическое развитие Если у вашего ребенка физические проблемы, если он носит шину или специальный мягкий шлем, перед выполнением описанных ниже действий посоветуйтесь с физиотерапевтом или специалистом по движению. Некоторые дети с особыми нуждами поначалу противятся любым физическим упражнениям и, кажется, мечтают об одном: чтобы их оставили в покое. Постарайтесь сделать физические упражнения привлекательными для ребенка: превратите их в игру, включите успокаивающую музыку, ласкайте и подбадривайтеребенка во время занятий. За детьми, имеющими проблемы с восприятием окружающего, необходим особый надзор: например ребенок, не чувствующий боли, может, сам того не заметив, попасть в опасную ситуацию.
Позы ребенка Если ваш ребенок не может передвигаться самостоятельно, помещайте его в течение дня в разные положения хотя бы на короткое время. Ребенок не должен целыми днями лежать на спине или на боку. Различные позы помогают ребенку увидеть мир с разных точек зрения и побуждают использовать различные группы мышц. Попробуйте следующие положения:
— Кладите ребенка на животик на плоской поверхности. — Кладите ребенка на животик, подложив ему под грудь свернутое полотенце. — Кладите ребенка на бок — в этой позе можно играть с игрушками, используя обе руки. — Кладите ребенка на спину. — Сядьте на пол, вытянув ноги,и положите ребенка на живот поверх своей ноги — либо в позу ползущего (опора на четвереньки), либо поперек своей ноги, так чтобы грудью ребенок не касался пола. — Сядьте на пол, вытянув ноги, и посадите ребенка междусвоих ног спиной к себе. — Сядьте на пол, согнув колени и соединив вместе подошвы ног, посадите ребенка между своих ног лицом к себе. При необходимости поддерживайте его за руки или за бедра. — Сядьте на пятки, расставив колени, и посадите ребенка между своих коленей спиной к себе. При необходимости поддерживайте его ногами. — Сядьте на пол, вытянув ноги, и посадите ребенка верхомнасвою ногу лицом к себе. Эта поза особенно подходит для ребенка, который уже пытается вставать. — Лягте на спину и положите ребенка себе на грудь лицом к себе — прекрасная поза для установления зрительного контакта. — Передвигаясь по дому, носите с собойребенка в разных положениях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|