Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вспомогательные тренировки




ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ ДЖИТ КУН ДО (JKD)

Правильная стойка — это продукт эффективной внутренней организации тела, которая может быть достигнута только длительной и тщательной практикой. Стойка ожидания является наиболее подходящей к автоматическому исполнению всех общих приемов и навыков. Она допускает максимально возможное расслабление при сохранении оптимального для быстрого реагирования тонуса.

•Вы никогда не напрягаетесь, но всегда максимально собраны, гибки и энергичны.

• Правильная стойка дает три преимущества:

1. Ставит тело и его отдельные части в положение, наиболее удобное для следующего движения.

2. Позволяет телу принять позу, говорящую о предполагаемых движениях не больше, чем лицо хорошего игрока в покер — о его картах.

3. Приводит тело к той степени напряжения, или, правильнее сказать, тонуса, которая обеспечивает наиболее быструю реакцию и высокую координацию. Принятая стойка должна давать бойцу максимум легкость в перемищении.

• Ведущие плечо и рука

Плечо свободно, рука находится слегка внизу, расслабленная и готовая для атаки. Вся рука и плечо должны быть свободны и расслаблены так, чтобы боец мог резко выбросить их вперед и мгновенно убрать, делая удары, подобные ударам рапиры. Положение руки часто меняется от опущенного вниз кулака до фиксации его на уровне плеча, настолько далеко от ведущего плеча, насколько это возможно без заметного поднятия локтя. Всегда совершайте ведущей рукой легкие движения для более быстрого включения в действие.

Позиция с руками на нижней линии без вытянутой вперед ведущей руки может оказаться более предпочтительной потому, что большинство людей слабы в защите по нижней линии. С другой стороны, при отсутствии ведущей руки многие вышеупомянутые приготовления бесполезны. (Голова становится движущейся мишенью, весьма уязвимой приуменьшении дистанции). Итак, если наступательная игра противника построена на описанных выше подготовительных движениях, он оказывается в стесненных условиях и становится частично обуздан.

Растянутая стойка может оказаться опасно слабой как в атаке, так и в защите.

 

В атаке:

1. Необходимо своевременно отводить назад руку, сигнализируя таким образом об атаке (в противоположность свернутой пружине).

2. Необходимость подготовки боевыхударов. В защите:

1. Открытость ведущей стороны тела.

2.Знание противником вашего положения и возможность маневра вокруг него.

З.Вытянутая рука так и напрашивается на прием, лишающий подвижности.

Таким образом, принимайте такую стойку, чтобы сохранить свой потенциальный удар в секрете.

Сторожевое плечо и рука

Локоть сторожевой руки опущен и находится перед короткими ребрами. Предплечье закрывает солнечное сплетение. Открытая ладонь смотрит на противника и расположена между противником и плечом на линии ведущего плеча. Сторожевая рука может слегка касаться туловища. Она должна быть расслаблена и готова атаковать или защищаться. Либо одна, либо обе руки могут совершать круговые волнообразные движения. Очень важно, сохраняя их движение, все же быть прикрытым.

Туловище

Положение туловища контролируется, прежде всего, положением ведущей ноги. Если ведущая нога находится в правильном положении, туловище автоматически принимает правильную позицию. В отношении туловища есть один важный пункт — оно должно составлять прямую линию с ведущей ногой. Когда ведущая нога развернута внутрь, тело поворачивается в том же направлении, представляя собой узкую мишень для противника. Если же ведущая нога разворачивается наружу, тело оказывается плоскостью к противнику, представляя большую мишень. В целях защиты узкая стойка предпочтительнее, в то время как фронтальная позиция лучше для некоторых атак.

Стойка

Стойка в полуприседе является достаточно совершенной для боя, так как сохраняет один важный пункт — в ней вы собраны и в любой момент находитесь в удобном устойчивом положении, из которого вы можете атаковать, контратаковать или защищаться без каких-либо подготовительных движений. Эту стойку можно характеризовать как «малую динамичную стойку на согнутых коленях».

«МАЛАЯ» — означает соответствующие, не слишком широкие или неудобные шаги при передвижении. Малые быстрые шаги позволяют сохранить управляемое равновесие при сокращении дистанции с противником. Кто-муже они остаются неразличимы для него.

«ДИНАМИЧНАЯ» — означает возобновляющийся цикл, состоящий из определенных стадий, сменяющих одна другую. В этом ее отличие от статичной позы.

«НА СОГНУТЫХ КОЛЕНЯХ» — гарантирует готовность к движению в любой момент.

КООРДИНАЦИЯ

Координация является, несомненно, одним из наиболее важных аспектов в занятиях любым видом спорта. Координация — это качество, дающее возможность человеку собрать все силы и способности целого организма для единого эффективного действия.

Прежде чем будут иметь место движения, должно быть изменение мышечного напряжения связок, участвующих в них. Эффективность этой совместной мышечной работы является одним из тех факторов, которые определяют пределы скорости, выносливости, силы, ловкости и точности во всех видах атлетических упражнений.

Подобно свернувшейся кобре, оставайтесь в свободной, но компактной позиции, и противник почувствует ваш удар до того, как увидит его.

В статических видах деятельности или там, где сопротивление меняется медленнее, например, при выполнении стойки на руках или удержании тяжелой штанги, мышцы по обеим сторонам суставов работают одинаково мощно, чтобы зафиксировать тело в желаемом положении. Когда же происходят быстрые движения, такие как бег или прыжки, мышцы, ближайшие к суставу, сокращаются, а те, которые на противоположной стороне, удлиняются, чтобы не препятствовать движению. Здесь существует напряжение с обеих сторон, но на удлиняющейся стороне оно существенно меньше.

Любое черезмерное напряжение при удлинении мышц действует как тормоз и поэтому замедляет и ослабляет действие. Такие противоположные напряжения увеличивают расход мышечной энергии и приводят к ранней усталости. Когда ставится новая задача, требующая изменения нагрузки, скорости, количества повторений или продолжительности упражнений, должна быть достигнута со-

вершенно новая модель «нейрофизиологической приспособленности». Таким образом усталость, максимально испытываемая при новой деятельности, коренится не только в использовании различных групп мышц, но также и в перерасходе энергии в результате плохой координации.

Важнейшая характеристика атлета-мастера — это легкость, с которой он выполняет все свои движения, даже при максимальном усилии. Для новичка же характерны напряженность, лишние движения, чрезмерные усилия. Тот, кого называют «прирожденным атлетом», как раз и характеризуется легкостью, с которой он овладевает самыми сложными формами спортивных движений. Легкость — это способность выполнять движения с минимальным антагонистическим напряжением. Это свойство представлено у различных атлетов по-разному, но каждый может его улучшить.

Боец, чьи движения кажутся неуклюжими, который никак не может выбрать правильную дистанцию, которому не удается ввести в заблуждение противника и чьи намерения всегда становятся ясны для последнего прежде, чем они становятся действиями, такой боец страдает, в основном, недостатком координации. Хорошо координированный боец делает все плавно и изящно. Кажется, что он скользит к противнику и выходит из дистанции с минимумом усилий, а движения его максимально замаскированы. Его координация очень хороша, так как собственные движения настолько ритмичны, что имеют тенденцию устанавливать дополнительный ритм на сторону противника, ритм, который боец может изменять в свою пользу, так как в совершенстве управляет своими мышцами. Он вводит в заблуждение противника, так как обычно владеет инициативой и, более того, заставляет его реагировать так, как это требуется в данной ситуации. Кроме того, он делает свои движения со вполне определенной це-

лью, а не с неопределенной надеждой на «авось», что вытекает из его глубокой уверенности в себе.

• Мышцы не могут сами управлять собой, и все их действия, а, следовательно, и эффективность нашей деятельности в целом, зависит от того, как нервная система управляет ими. Таким образом, плохо исполняемое движение есть результат не по адресу посылаемых нервной системой импульсов, или посылаемых на доли секунды раньше (позже), чем нужно, или не в той последовательности, или с неправильной интенсивностью.

• Хорошо исполненное движение означает, что нервная система натренирована до такой степени, что она посылает импульсы определенным мышцам, вызывая их сокращение в точно определенную долю секунды. В то же самое время импульсы, посылаемые к мышцам-антагонистам, позволяют последним расслабиться. В совершенстве координированные импульсы воздействуют с требуемой интенсивностью и прекращаются в строго определенное время, когда они больше не нужны.

• Поэтому обучение координации — это тренировка нервной системы, а не тренировка мышц. Переход от полностью некоординированного мышечного усилия к высшей степени изящества есть процесс развития связей в нервной системе. Психология и биология говорят нам, что миллиарды клеток нервной системы не состоят в прямом контакте друг с другом, но импульсы могут переходить от одной клетки к другой посредством процесса индукции. Точка, в которой импульс переходит от одной клетки к другой, называется синапсом. Теория синапсов объясняет, почему ребенок, показывающий полное отсутствие координации впервые увидав мяч, становится потом игроком высшей лиги.

• Тренировка навыка (координации) — это формирование в нервной системе совершенных связей посредством постоянной практики(т.е. работы на точность). Каждое выполненное действие усиливает установленные связи и делает следующее выполнение более легким, более определенным и более подготовленным. Соответственно, прекращение тренировки ослабляет уже сформированные пути прохождения импульсов и делает действие более трудным и неопределенным для исполнения (значит, нужны постоянные упражнения). Таким образом, хорошего навыка в чем-то мы можем достичь только активно работая над тем, что изучаем. Мы учимся, что-либо делая, либо отвечая на действие. Обучаясь формированию нервных связей, обратите внимание на то, чтобы действия были экономичными, чтобы с максимальной эффективностью использовалась энергия движения.

Для достижения совершенства в любом деле необходимо состояние готовности, позволяющее человеку с удовольствием приступать даже к самым скучным и утомительным аспектам деятельности. Чем больше человек «готов» откликаться на символы, тем больше удовлетворения он находит в своих ответах-реакциях, и чем больше он «не готов», тем более докучливым и неприятным он считает то, что ему приходится делать.

ВАЖНО. Не практикуйте движения, требующие большого мастерства, когда вы устали, так как вы начнете подменять совершенные движения грубыми, а отшлифованные приемы — общими усилиями. Помните, что неправильные движения вытекают одно из другого, и атлет начинает регрессировать. Таким образом, атлет достигает совершенных навыков только тогда, когда он свеж. Когда он устает, он изменяет задаче, применяя грубые движения, чтобы как-то довести упражнение до конца.

 

ТОЧНОСТЬ

Точность движений означает аккуратность, правильность и соответствие поставленной перед собой цели. Однако, это понятие часто используется в смысле точности приложения и дозировки силы.

• Истоки точности лежат в совершенстве контроля над движениями своего тела. Эти движения должны, в конечном счете, выполняться с минимумом силы и напряжения и в то же время достигать желаемого результата. Точности можно достигнуть только путем значительного количества упражнений и практики, независимо оттого, новичок ли вы или опытный боец.

• Лучший путь приобретения высокой квалификации — обучаться сначала аккуратности и точности выполняемых движений, и лишь после полного освоения и шлифовки приема вкладывать в него силу и скорость.

• Зеркало может оказать существенную помощь в быстрейшем достижении точности посредством предоставления возможности визуального самоконтроля стойки, положения рук и техники движений.

Мощь

• Чтобы достичь четкости, удары должны идти от туловища, в котором достаточно устойчивости, чтобы сохранять равновесие во время действия.

• Чтобы соответствующим образом соединить в единое целое все действующие механизмы и отдельные движения, нервные импульсы должны быть посланы к рабочим мышцам для приведения нужных волокон в действие в точно определенный момент, в то время как импульсы на мышцы-антагонисты одновременно должны уменьшить сопротивление. Все работает на повышение эффективности и наилучшее использование вложенной энергии.

• Столкнувшись с незнакомой задачей, атлет обычно слишком мобилизует свои мышечные силы, прилагая больше усилий, чем требуется. Это является следствием недостатка знании о рефлекторной нейромышечной координирующей системе.

Мощный атлет — это не сильный атлет, а тот, кто может проявить свою силу быстро. Так как мощь равна силе, умноженной на скорость, то если сильный атлет научится делать быстрые движения, он увеличит свою мощь, хотя сокращательная сила его мышц останется при этом неизменной. Таким образом, легковес, движения которого быстрее, может ударить так же мощно, как и тяжеловес, у которого замах медленнее.

Атлет, который строит мышцы посредством поднятия тяжестей, должен одновременно работать над скоростью и гибкостью. Гармоничное сочетание скорости, гибкости и выносливости с высоким уровнем силы ведет к отличным результатам в большинстве видов спорта. В бою без первых трех компонентов сильный человек будет подобен быку, тщетно преследующему матадора, или грузовику, догоняющему на первой передаче зайца.

ВЫНОСЛИВОСТЬ

Выносливость развивается путем тяжелых и продолжительных упражнений, превышающих физиологическое состояние «устойчивости» и временно создающих состояние, близкое к изнеможению. Значительные нагрузки должны накладываться как на дыхательную, так и на мышечную системы.

Наилучшая форма воспитания выносливости — участие в боях. Конечно, бег и бой с тенью являются необходимыми дополнительными упражнениями на выносливость, но делать их следует в рваном ритме, прерывая нейрофизиологическую адаптацию.

Большинство начинающих атлетов не хотят сильно нагружать себя. Но как раз это и следует делать, а затем давать адекватный отдых, чтобы еще раз увеличить отдачу после него. Многочасовая работа, состоящая из множества коротких высокоскоростных движений, перемежающихся периодами умеренной активности, является, по-всей видимости, наилучшей процедурой для тренировки выносливости.

Четыре рекомендации по тренировке выносливости:

1. Выносливости можно достигнуть, много раз пробегая дистанцию в спринтерском темпе, перемежающемся со спокойным темпом.

2. Выносливость тренируют, длительно поддерживая максимально возможный темп боя.

3. Тренировки на повышение выносливости должны включать намного более продолжительную и трудную работу, чем обычно («спартанские» тренировки для высшего класса).

4. Следует практиковать внезапную смену темпа, что предполагает увеличение разнообразия движений и, в некоторой степени, включение различных групп мышц

Упражнения на выносливость следует увеличивать постепенно и осторожно. Шесть недель — это минимум для спортивных целей, и это только для начала. Реально к вершинам выносливости можно приблизиться только через год, или даже несколько лет, упорного труда.

Выносливость теряется очень быстро, если вы прекращаете работу по ее поддержанию.

РАВНОВЕСИЕ

Равновесие — важнейший фактор в позиции или стойке бойца. Без равновесия в любое время он никогда не достигнет эффективности.

Равновесие достигается только при правильном положении тела. Ступни, ноги, туловище, голова — все части

нии друг от друга. Вес либо должен быть распределен равномерно на обе ноги, либо (как в западном боксе) слегка подан вперед на ведущую. Ведущая нога выпрямлена и расслаблена в колене, а не закрепощена. Ведущая сторона тела образует прямую линию от ведущей пятки до верхней точки ведущего плеча. Такая позиция позволяет достичь расслабления, скорости и легкости в движении, а также, при необходимости, колоссальной мощи.

В общем, для атлетических соревнований подготовительная стойка будет состоять из «скрученного» или полусогнутого положения и пониженного, немного поданного вперед центра тяжести. Со сгибом переднего колена центр тяжести перемещается немного вперед. Для общей готовности ведущая пятка обычно касается земли даже после того, как колени согнуты. Легкое касание земли пяткой способствует устойчивости и уменьшает напряжение.

Между ступнями всегда должно быть расстояние естественного шага. При этом вы не закрепощены и никогда не стоите на одной точке.

Позволяя своим ногам скрещиваться, вы рискуете потерять равновесие и быть сбитым с ног.

Правила выбора позиции:

1. Понижайте центр тяжести.

2. Держите базу на ширине плеч.

3. Держите вес на подушечках пальцев ног.

4. Колени выпрямляйте пореже, даже во время бега. (Центр тяжести, перемещаемый легкими и быстрыми движениями, является характерной чертой некоторых игровых видов спорта, таких, например, которые требуют внезапных и частых изменений направления движений).

Эти правила выбора стойки являются характеристиками готовности к движению также, как и статическая стойка.

Атлет демонстрирует статические и фазово-моторные привычки до и сразу после каждого действия, либо в момент приготовления к следующему действию. Поэтому, когда необходимо внезапное движение, хороший атлет редко бывает застигнут с выпрямленными коленями или другими суставами. Из-за постоянных передвижений на полусогнутых ногах родилось выражение: «Хороший атлет всегда передвигается так, как будто у него спадают брюки».

В общем, для атлетических соревнований подготовительная стойка будет включать в себя «скрученное» или «полусогнутое» положение ног и пониженный, поданный вперед центр тяжести.

Устойчивость есть управление центром тяжести плюс умелое использование наклонов тела, а также контроль над моментами неустойчивого равновесия, когда вес тянет, придавая дополнительную инерцию движению. Итак, устойчивость может означать способность перебрасывать вес за площадку опоры, следовать за ним и никогда не отпускать его, сохраняя равновесие.

Держитесь всегда устойчиво, чтобы быть готовым ударить ногой или рукой. Остерегайтесь слишком большого количества движений.

Пропущенный от противника или неудавшийся собственный удар влечет за собой потерю равновесия на какой-то момент. Поэтому контратакующий обычно имеет преимущества. Но атакующий может обеспечить себе безопасность, приняв минимально открытую стойку с согнутыми коленями. Практикуйте контрдействия тогда, когда противник теряет равновесие, особенно когда приподнимается над землей.

Равновесие должно быть под постоянным контролем, давая возможность бойцу не терять управления действием даже в его середине.

-При атаке центр тяжести должен быть незначительно смещен на ведущую ногу, чтобы позволить другой-ноге сделать короткий, резкий и быстрый выпад.

-При защите центр тяжести слегка смещается на отведенную назад ногу, чтобы увеличить дистанцию и тем самым выиграть необходимое время для парирования и ответного удара.

Что способствует тренировкам

Прочувствуйте правильное взаимное расположение ног и тела во всех атакующих комбинациях, отступлениях или контратаках, при выполнении всех видов ударов.

Прочувствуйте себя в устойчивой стойке. Вы должны быть способны делать все ваши движения в шаговом темпе, если это необходимо. Прочувствуйте разницу между устойчивым и неустойчивым положением. Подвигайтесь немного вперед, назад и в стороны. Попытайтесь скоординировать передвижения с ударами руками и ногами; удостоверьтесь, что у вас есть скорость и мощь, но, прежде всего, способность сохранять устойчивое положение или быстро в него возвращаться.

Наилучшим упражнением для развития чувства равновесия являются подскоки со скакалкой. Сначала — прыжки на одной ноге, держа другую перед собой, затем — смена ног. После этого, вращая веревку, прыгайте попеременно на каждой ноге(зто не так просто, как может показаться), добиваясь самой высокой скорости. Продолжайте упражнение три минуты, затем минута отдыха, затем снова три минуты. Три цикла прыжков разными способами будет вполне достаточно для начала.

САМОЧУВСТВИЕ

Самочувствие предполагает гармоничное взаимодействие тела и духа. Знайте — они не разделимы.

Самочувствие в атаке: ФИЗИЧЕСКОЕ

1. Все время помните о равновесии.

2. Все время помните о непроницаемой защите.

3. Научитесь прерывать движения противника и ограничивать его подвижность.

4. Помните о жизненности. ДУХОВНОЕ

1.Позвольте желанию достичь цели. 2. Будьте бдительны. Сознательно приучайте себя к вне-

запным переходам от активности к пассивной манере ведения боя, от защиты к нападению, к постоянным сменам ритма и т. д.

3. Сохраняйте все время спокойствие и наблюдательность, постоянно отмечайте действия противника, чтобы быть готовым ответить адекватно.

4. Учитесь реализовывать разрушающие факторы(скорость, собранность,уверенность, непредсказуемость) в атаках по движущимся мишеням.

Самочувствие в защите:

1. Изучайте методы достижения противником цели, а именно знаки его предстоящих действий.

2. Учитесь предугадывать второе, третье движение противника, читайте его стиль и решайте, пройдут ли в этом случае простые контратаки.

3. Распознавайте моменты беспомощности противника.

4. Извлекайте преимущества из общей тенденции «дотянуться до вас любой ценой», чересчур далеко вытягивая при этом конечности.

5. Выводите противника из равновесия, сохраняя при этом свое собственное.

6. Сумейте достичь эффективности, даже отступая назад, используйте все возможности для этого(укло-ны, уходы в сторону и так далее). Сохраняйте равновесие для завершающих уд аров.

7.В подходящий момент немедленно атакуйте:

а) с правильной самосинхронизацией;

б) с правильной дистанции;

в) с правильной временной раскладкой.

Требуется сосредоточенность восприятия, упорный труд и несгибаемая воля, чтобы тренировать ум для приобретения новых привычек мышления и тело — для приобретения новых моделей действия.

Релаксация связана со степенью напряжения мускулатуры. Основное правило в спорте — не напрягать действующие мышцы больше, чем это требуется для выполнения нужного движения, максимально возможно расслаблять мышцы-антагонисты, сохраняя при этом необходимый тормозящий контроль над ними. Мышцы всегда слегка напряжены, и так должно быть. Но когда они начинают слишком напрягаться, мы обнаруживаем, что наши навыки и скорость начинают ухудшаться. Основная трудность в таких случаях заключается в перенапряжении мышц-антагонистов. Низкая степень напряжения действующих мышц приводит к меньшему количеству используемой энергии. Напряженные мышцы-антагонисты растрачивают энергию и создают скованность или сопротивление движению. В координированном, красивом и эффективном движении противоположные мышцы должны быть способны расслабляться и удлинняться быстро и легко.

Расслабление в спорте зависит от степени владения душевным равновесием и уровня эмоционального контроля. Расслабленный высокотехничный спортсмен всегда пользуется своей духовной и физической энергией конструктивно, накапливая ее, когда она не используется, за-действуя ее лишь для решения конкретной задачи. Это не значит, что он выглядит вяло, двигается и мыслит медленно. Это не значит также, что он беспечен или инертен. Желаемое расслабление есть в большей степени расслабление мышц, чем ума, духа или внимания.

Энергия, накопленная отлаженным в процессе тренировок механизмом формы, может быть использована в упорной работе на выносливость, либо в силовом выражении приобретенного мастерства.

Опытный атлет рассматривает форму как запасенную энергию, а великий атлет сохраняет энергию потому, что его высокое искусство делает каждое движение более эффективным и экономным — он редко делает ненужные движения, и его подготовленное тело использует гораздо меньшее количество энергии.

Тренируйтесь всегда в хорошей форме. Учитесь передвигаться легко и плавно. Начинайте разминку боем с тенью, чтобы раскрепостить мышцы. Сначала сконцентрируйтесь на правильном выполнении упражнений, а затем подключайте силу и скорость.

Овладение в совершенстве принципиальными основами техники и постоянно расширяющееся творческое их применение — вот секрет того, как стать великим бойцом.

В большинстве случаев одна и та же техника для каждого маневра должна отрабатываться и для противоположной стороны тела, уравновешивая тем самым развитие. Но основное внимание в развитии формы должно уделяться тому, чтобы при изучении ни один из фундаментальных, механических принципов не нарушался.

Экономия движения

Существует какой-то наилучший путь выполнения любой задачи. Наиболее важные принципы для улучшения выполняемой работы следующие:

1. Нужно использовать инерцию для преодоления сопротивления.

2. Инерция должна быть сведена к минимуму, если ее приходится преодолевать мышечным усилием.

3. Непрерывные круговые движения требуют меньше усилий, чем прямолинейные движения, включающие внезапные и резкие изменения направления.

4. Когда инициирующие мышцы не встречают никакого сопротивления, получая свободный и плавный ход, движения получаются более быстрыми, легкими и точными, чем в том случае, когда они контролируются мышцами-антагонистами.

5. Работа, отлаженная так, что позволяет держать легкий и естественный ритм, ведет к плавному и автоматическому исполнению приемов.

6. Колебания и мелкие частые остановки движения должны быть исключены из спарринга.

• Хорошо, конечно, менять стиль, приспосабливаясь к различным обстоятельствам, но помните о том, чтобы не менять свою основную форму. Под изменением стиля имеется в виду изменение плана атаки.

• Хорошую форму можно определить как индивидуальную технику, которая позволяет бойцу достигать максимума эффективности в своих действиях.

• Устойчивость также очень важна для хорошей формы. Наносите ли вы удар ногой, или удар рукой — они не будут мощными, пока устойчивость и хорошая координация не дадут вам возможности для лучшего приложения силы.

• Прежде всего запомните: если вы напряжены, вы теряете технику, подвижность и координацию, которые так важны для успеха в бою. Поэтому сознательно практикуйте экономичные движения нейромышечной системы ежедневно и будьте всегда расслабленными.

ВИЗУАЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ

• Овладение высокой скоростью зрительного распознавания — вот с чего нужно начинать. Ваши тренировки должны включать ежедневную, но короткую и концентрированную практику быстрого видения (упражнения на «схватывание окружающей панорамы» глазами).

Высокая скорость восприятия является продуктом тренировки, а не наследственности.

Ученик, у которого несколько замедлена реакция или скорость выполнения техники, может компенсировать этот недостаток за счет скорости восприятия.

Скорость восприятия зависит от распределения внимания наблюдателя — чем меньше диапазон выбора, тем быстрее действие. Когда круг распознаваемого включает выбор одного из нескольких движений, тем более если каждое из них требует различного ответа, время распознавания удлиняется. Реакция выбора длится дольше, чем прямая реакция. Это основное положение для тренировки конечностей с точки зрения нейрофизиологического приспособления к инстинктивной экономии движений. Инстинктивное движение, будучи простейшим, является самым быстрым и наиболее точным.

Прогресс от волевого к рефлекторному контролю происходит тогда, когда осознание атлетом своих действий расширяется от мелких деталей (отдельных движений) до более сложных, и, наконец, к целому действию без каких-либо мыслей о какой-то отдельной его части.

Привычка распределять внимание на более широкую область зрительного поля помогает существенно быстрее увидеть открытые места противника.

Для быстрейшего восприятия внимание должно быть сфокусировано на области, которую нужно освоить в данный момент. Например, бегун, быстрее настроившийся на старте на действия по команде «марш», имеет преимущество.

Практика показывает, что акустические сигналы, когда источник находится близко к атлету, вызывают более быструю реакцию, чем визуальные. Используйте, если возможно, и слух, и зрение совместно. Помните, однако, что фокусировка внимания на общем движении позволяетреагировать быстрее, чем концентрация на том, чтобы услышать или увидеть намек на атаку.

Учитесь отсекать ненужные для себя реакции выбора, в то же время навязывая противнику как можно большее разнообразие вынужденных ответов.

Хороший боец постоянно стремится замедлить темп действий противника, ставя его в неопределенную ситуацию выбора.

Стратегия рассредоточения внимания (финты и обманные движения) — это инструмент атлета, который отвлекает внимание противника и заставляет его колебаться в выборе действия. И, конечно, атлет получит дополнительное преимущество, если спровоцирует противника сделать движение в желаемом направлении.

Противник, который наступает, нанося удары только с одной стороны, дает возможность защищаемуся действовать быстрее за счет сужения зоны внимания.

Человек реагирует на быстрое движение к своим глазам инстинктивным миганием. Такое мигание должно быть под контролем в поединке, иначе противник, зная, что вы закрываете глаза при угрозе, может спровоцировать эту реакцию и использовать момент вашей слепоты для удара рукой или ногой.

Центральное зрение подразумевает, что глаза и внимание фиксированы на одной точке. В периферическом зрении, хотя глаза и фиксированы на одной точке, внимание распределено на гораздо большую область. О центральном зрении можно говорить как о четком и ясном, в то время как периферическое зрение является рассеяным.

Упражнение:

Учитель вытягивает указательный палец и говорит ученику сконцентрироваться на кончике пальца. Затем

он начинает двигать указательный палец другой руки в поле зрения ученика и медленно изображать буквы и цифры с его помощью. Ученик должен суметь расширить свое внимание настолько, чтобы распознавать знаки без изменения фокусировки глаз.

В бою ученик должен научиться распределять свое внимание на всю сферу действия путем использования периферического зрения.

Поле зрения увеличивается с расстоянием и уменьшается вблизи. Также обычно легче следить за работой ног противника, чем за руками, так как ноги двигаются медленно по сравнению с руками.

СКОРОСТЬ

Типы скорости:

1.Скорость восприятия. Быстрота глаз необходима

чтобы увидеть скрытые места, обескуражить противника и сбить его с темпа.

2. Психическая скорость. Скорость ума необходима, чтобы своевременно оценить ситуацию и выбрать правильное движение для разрушения атаки противника и начала своей контратаки.

3. Начальная скорость. Необходима для экономичного начала из правильной позиции и с правильным умственным настроем.

4. Скорость исполнения. Необходима для большей быстроты движения при выполнении выбранного маневра. Включает скорость сокращения мышц.

5. Скорость перестройки. Необходима для способности своевременно изменять направление движения. Включает управление устойчивостью и инерцией. (Используйте малую динамичную стойку на согнутых ногах.)

Желаемые элементы для увеличения скорости:

1. Подвижность.

2. Пружинистость, упругость, эластичность.

3. Сопротивляемость усталости (а именно выносливость, тренированность).

4. Физическая и умственная настороженность.

5. Воображение и предвидение.

Упражнения, которые увеличивают ловкость и гибкость как рук, так и ног, являются незаменимыми для бойца. Многие бойцы не могут оценить, насколько скорость зависит от экономии движений (то есть от хорошей формы и хорошей координации). Таким образом, постоянные механические повторения весьма существенны. Полезна также эмоциональная стимуляция.

Бой с тенью — хорошее упражнение для выработки подвижности, а также метод увеличения скорости. Сосредоточьте свой ум на работе! Представьте, что ваш злейший враг, если он у вас есть, находится здесь, перед вами, и вы собираетесь выдать ему все, на что способны. Используйте ваше воображение до самой высшей степени, старайтесь предвидеть движения воображаемого соперника, чтобы пресечь их, и вживайтесь в реальную модель боя, нарисованную вами в уме. Бой с тенью вырабатывает ловкость и скорость, дает вам идеи и помогает уму запомнить боевые движения, держа их готовыми к использованию в тот момент, когда они наиболее желаемы.

Экономия форм и расслабление мышц добавляет скорость. Одна из главнейших задач для спарринга, которую должен решить начинающий атлет — это преодолеть естественную тенденцию быть слишком жестким: спешить, напрягаться, давить и пытаться вихрем закончить бой. Когда атлет заставляет себя сразу же выкладываться полностью, его умственные планы, вероятно, превышают физические возможности. Результат можно описать больше как неопределенное, чем целенаправленное усилие. Общая скованность и излишнее мышечное напряжение действуют как тормоз, уменьшающий скорость и рассеивающий энергию.

Тело лучше действует тогда, когда атлет дает ему свободу, а не пытается направлять его. Когда атлет бежит так быстро, как только может, он не должен думать, что ему следует бежать еще быстрее.

Элементы, дающие возможность увеличить скорость:

#Предварительная разминка, чтобы уменьшить вялость, увеличить эластичность и подвижность и настроить тело на высокий физиологический темп (биение сердца, кровообращение, давление, дыхание).

#Предварительный мышечный тонус и частичное напряжение.

#Подходящая стойка. ^ Правильная фокусировка внимания.

Превращение стимулированного восприятия в быстрые восприятия-привычки, превращение движений по команде в быстрые реакции-автоматизмы.

Запустив импульсом силы прямой или эллиптический удар с траекторией движения по длинному радиусу или по длинной дуге, можно увеличить скорость без приложения дополнительной силы путем сокращения радиуса дуги. Этот эффект виден при «оттягивании на себя» в конце дуги удара-молота, которое увеличивает скорость в момент удара. Щелчки полотенцем или кнутом являются типичными примерами принципа «укороченного рычага».

Действие человеческого тела при ударных движениях, подобных кнуту или сжатой пружине — замечательное явление.

Движение тела может начаться с толчка пальцев ног, продолжаться распрямлением ног в коленях, туловища, дополняться вращением плеч, взмахом верхней части руки и достигать кульминации в сжатии предплечья, запястья и пальцев. Раскладка времени такова,что каждый элемент добавляет свою скорость к скорости предыдущих. Часто принцип «укороченного рычага» используется, чтобы выделить из многих скоростей ту, которая выполняет раскрутку пружины или захлест кнута. Вращение каждого элемента вокруг его собственного центра на высокой скорости делается именно для того, чтобы каждый последующий элемент Получал еще большее ускорение, так как он, в этом случае, бу<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...